Научная статья на тему 'О СТАНОВЛЕНИИ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРОФСОЮЗОВ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ'

О СТАНОВЛЕНИИ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРОФСОЮЗОВ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
372
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ / LABOUR RELATIONS / TRADE UNIONS / LEGAL REGULATION / TRADE UNION HISTORY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудрин Антон Сергеевич

В статье рассматриваются некоторые вопросы истории правового регулирования статуса профессиональных союзов. Затрагиваются современные проблемы функционирования профессиональных союзов и их объединений. Утверждается, что главная цель деятельности профессиональных союзов на современном этапе соблюдение баланса интересов лиц наемного труда и собственников средств производства для формирования гибкости в регулировании трудовых отношений, достижения социального компромисса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FORMATION OF ASSOCIATIONS OF TRADE UNIONS IN RUSSIA: A HISTORICAL ASPECT AND MODERN QUESTIONS

The article is discussed some issues of the history of legal regulation of the status of trade unions. Сontemporary problems of the functioning of trade unions and their associations are touched upon. It is argued that the main goal of the activities of trade unions at the present stage is to maintain a balance of interests of employees and owners of the means of production in order to create flexibility in the regulation of labor relations and achieve a social compromise.

Текст научной работы на тему «О СТАНОВЛЕНИИ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРОФСОЮЗОВ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ»

Кудрин А. С. О становлении объединений профсоюзов в России: исторический аспект и современные вопросы // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 1 (85). С. 34-39.

Kudrin A. S. On the formation of associations of trade unions in Russia: A historical aspect and modern questions. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2020. No. 1 (85). Pp. 34-39. (In Russ.)

УДК 349.2

А. С. Кудрин

Пермский национальный исследовательский политехнический университет; Пермский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

Пермь, Россия

О СТАНОВЛЕНИИ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРОФСОЮЗОВ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ

Кудрин Антон Сергеевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры «Философия и право»; доцент кафедры «Гражданско-правовые дисциплины».

E-mail: antoune@yandex.ru

В статье рассматриваются некоторые вопросы истории правового регулирования статуса профессиональных союзов. Затрагиваются современные проблемы функционирования профессиональных союзов и их объединений. Утверждается, что главная цель деятельности профессиональных союзов на современном этапе — соблюдение баланса интересов лиц наемного труда и собственников средств производства для формирования гибкости в регулировании трудовых отношений, достижения социального компромисса.

Ключевые слова: трудовые отношения, профессиональные союзы, правовое регулирование, история становления профсоюзов.

A. S. Kudrin

Perm National Research Polytechnic University;

Perm Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Perm, Russia

ON THE FORMATION OF ASSOCIATIONS OF TRADE UNIONS IN RUSSIA: A HISTORICAL ASPECT AND MODERN QUESTIONS

Kudrin Anton S. — Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of Philosophy and Law; Associate Professor at the Department of Civil Law Disciplines.

E-mail: antoune@yandex.ru

The article is discussed some issues of the history of legal regulation of the status of trade unions. Contemporary problems of the functioning of trade unions and their associations are touched upon. It is argued that the main goal of the activities of trade unions at the present stage is to maintain a balance of interests of employees and owners of the means of production in order to create flexibility in the regulation of labor relations and achieve a social compromise.

Keywords: labour relations, trade unions, legal regulation, trade union history.

Важно заметить, что воздействие социальных партнеров, прежде всего объединений трудящихся (профессиональных союзов), на индивидуальные трудовые отношения претерпело множество изменений за свою историю. После Октябрьской революции с развитием отечественного трудового законодательства возникают объективные условия для становления коллективных трудовых отношений. Результатом этого явилось появление коллективно-договорного регулирования между представителями работников в лице профсоюзов и предпринимателями.

Так, например, в Конституции РСФСР, принятой 10 июля 1918 года V Всероссийским съездом Советов, в ст. 16 предусматривалось, что «...в целях обеспечения за трудящимися действительной свободы союзов Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, сломив экономическую и политическую власть имущих классов и этим устранив все препятствия, которые до сих пор мешали в буржуазном обществе рабочим и крестьянам пользоваться свободой организации и действия, оказывает рабочим и беднейшим крестьянам всяческое содействие, материальное и иное, для их объединения и организации»1.

Рассматривая данное положение Конституции РСФСР 1918 года, Л. Ю. Бугров полагал, что «.указанные нормы имели значение для появления соответствующих международно-правовых норм, выработанных позднее: в 1919 г. на Парижской мирной конференции был утвержден Устав МОТ, определивший одной из ее задач признание свободы тред-юнионов» [1, с. 212].

Но, к сожалению, из-за начавшейся Гражданской войны и иностранной интервенции в России, а затем и утверждения большевистской диктатуры реализовать эти конституционные положения на практике не представлялось возможным.

При этом важно заметить, что переход советского государства к новой экономической политике (НЭП) обусловил развитие трудового законодательства в направлении либерализации деятельности объединений работников (профсоюзов).

Так, в Кодексе законов о труде РСФСР 1922 года профессиональным союзам была посвящена гл. 15, в которой, в частности, закреплялось, что «профессиональные (производственные) союзы, объединяющие граждан, работающих по найму в государственных, общественных и частных предприятиях, учреждениях и хозяйствах, имеют право выступать перед различными органами от имени работающих по найму в качестве стороны, заключающей коллективные договоры, а равно представительствовать от их имени по всем вопросам труда и быта»2.

Следует отметить, что в связи с изменением политической конъюнктуры и усилением централизации в правовом регулировании труда были приняты Постановление ЦИК СССР, СНК СССР, ВЦСПС от 23.06.1933 «Об объединении Народного комиссариата труда Союза ССР с Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов» и Постановление СНК СССР, ВЦСПС от 10.09.1933 «О порядке слияния Народного комиссариата труда Союза ССР с Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов» — произошло огосударствление профсоюзов. Они утратили свою самостоятельную роль как представителей трудящихся во взаимоотношениях с государством — единственным работодателем на тот момент. Данные изменения в законодательстве в рассматриваемый период привели к полному огосударствлению профессиональных союзов, утрате ими полно-

1 Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.) // СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.

2 О введении в действие Кодекса законов о труде Р.С.Ф.С.Р. изд. 1922 г. (вместе с «Кодексом законов о труде Р.С.Ф.С.Р.»): постановление ВЦИК от 09.11.1922 // СУ РСФСР. 1922. № 70. Ст. 903.

стью какой-либо самостоятельности, превращению объединения трудящихся в придаток жесткого государственного механизма.

Между тем в Конституции СССР, принятой 5 декабря 1936 года, профсоюзы де-юре относились к общественным организациям. Им была посвящена ст. 126, провозглашавшая, что «...в соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных»1.

7 октября 1977 года была принята новая Конституция СССР. В Конституции были закреплены основные трудовые права граждан, в том числе носившие и коллективный характер. В частности, ст. 51 определялось, что «.в соответствии с целями коммунистического строительства граждане СССР имеют право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов» . Аналогичная норма предусматривалась и в Конституции РСФСР 1978 года.

Такая ситуация просуществовала до 1990 года, когда был принят Закон СССР «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности», которым закреплялся статус профсоюзов как добровольных общественных организаций, объединяющих трудящихся. Законом также провозглашалось многообразие объединений работников (профсоюзов).

Первым и самым крупным таким объединением профсоюзов стала Федерация независимых профсоюзов России (далее — ФНПР, Федерация). 23 марта 1990 года Учредительным съездом профсоюзов РСФСР был принят Устав ФНПР, согласно которому Общероссийский союз «Федерация независимых профсоюзов России» — общероссийское объединение профсоюзов, образованное на добровольной основе общероссийскими профсоюзами, территориальными (действующими на территории одного субъекта Российской Федерации), межрегиональными объединениями организаций профсоюзов, а также межрегиональными профсоюзами работников отраслей, не представленных в Федерации общероссийскими профсоюзами. Актом также предусмотрено, что предметом деятельности Федерации является координация и содействие в обеспечении деятельности входящих в нее членских организаций, защита общих интересов, а также реализация общих задач, стоящих перед членскими организациями по представлению и защите социально-трудовых прав, производственных, профессиональных, экономических, социальных и иных законных интересов членов профсоюзов.

Федерация была создана в целях объединения и координации действий членских организаций по представительству и защите социально-трудовых и гражданских прав, производственных, профессиональных, экономических и социальных интересов членов профсоюзов, коллективных прав и интересов работников, а также представительства и защиты общих ин-

1 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1936. № 283.

2 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.

тересов и достижения общих целей членских организаций, организаций, в которых Федерация является учредителем, членом, прямым или косвенным участником (акционером), в том числе направленных на обеспечение имущественной стабильности и независимости, обеспечение правовых гарантий их деятельности на федеральном и региональном уровнях [7].

Интересно отметить, что численность членов ФНПР составляет около 20 млн человек, являющихся наемными работниками [7].

Вместе с тем ФНПР подвергается в последнее время острой критике со стороны как политических кругов, так и других профсоюзных организаций (главным образом Конфедерации труда России). В частности, оппоненты ФНПР отмечают, что «.практическая деятельность ФНПР по защите интересов наемных работников незначительна и имеет тенденцию к снижению: профсоюзные юристы почти не участвуют в судебных трудовых спорах, руководители Федерации и ее структурных подразделений практически никогда не призывают работников к забастовкам или к акциям протеста против нарушения трудовых прав.

Уровень доверия к ФНПР среди ее членов низок, что проявляется в постоянном сокращении численности ее членов и в том, что большинство членов профсоюзов Федерации не посещают редкие массовые акции, проводимые ФНПР. Только за 2013-2016 годы число членов ФНПР уменьшилось более чем на 1,3 млн человек» [4].

Как ранее отмечалось, вторым по численности профсоюзным объединением является Конфедерация труда России (далее — КТР), образованная 12 апреля 1995 года. В ее создании «.принимали участие различные профсоюзы — Российский профсоюз докеров, Федерация профсоюзов авиадиспетчеров, Ассоциация летного состава, Российский профсоюз локомотивных бригад железнодорожников, Независимый профсоюз горняков России, Российский профсоюз моряков и др. В дальнейшем к КТР присоединился ряд других профсоюзов. Объединение профсоюзов России "Соцпроф" также принимало участие в создании КТР, но не вошло в его состав. Летом 1995 года НПГР вышел из состава КТР и вместе с "Соцпрофом" принял участие в учредительном съезде Всероссийской конфедерации труда (ВКТ). К 2020 году членами КТР являются около двух миллионов работников» [3].

Еще одним, третьим по численности, всероссийским объединением профсоюзов является СОЦПРОФ. Важно отметить, что Объединение профсоюзов России СОЦПРОФ — общероссийское объединение профсоюзов (далее — Объединение или СОЦПРОФ) — это добровольное объединение общероссийских профсоюзов. Объединение является некоммерческой общественной профсоюзной организацией, общероссийским общественным объединением — юридическим лицом [5]. Численность членов Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ составляет несколько сотен тысяч работников различных сфер в разных субъектах РФ [5].

Следует заметить, что в настоящее время правовому статусу профессиональных союзов посвящены нормы Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ1, а также Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее — Закон о профсоюзах). В силу данного закона под профессиональным союзом понимается добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

2 О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: федер. закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3. Ст. 148.

Хотелось бы подчеркнуть, что в современном российском трудовом законодательстве провозглашен принцип «профсоюзного плюрализма», позволяющий действовать на равноправной основе на всех уровнях социального партнерства различным профессиональным союзам, а также их объединениям. Кроме того, на локальном уровне социального партнерства в сфере труда (в организации или у индивидуального предпринимателя) возможно существование иного представительного органа работников как вместо первичной профсоюзной организации, так и вместе с ней (ст. 29-37 Трудового кодекса РФ), что, несомненно, является важнейшим достижением в сфере регулирования социально-трудовых отношений.

Вместе с тем актуальной проблемой является отсутствие в современном трудовом законодательстве у профсоюзов правотворческих полномочий по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, наличием у них в основном совещательных функций в сфере выработки и принятия управленческих решений (учет мнения и т. п.).

Важно отметить, что право вступления в профсоюз, право создавать профсоюз и выходить из него имеет каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность. В соответствии со ст. 9 Конвенции Международной организации труда № 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию 1948 года1 национальные законы или правила должны определить, в какой мере гарантии, предусмотренные этой Конвенцией в части распространения права на объединение, будут применяться к вооруженным силам и полиции. Закон о профсоюзах в ст. 4 устанавливает, что особенности его применения в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы МЧС России, органов Федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Следственного комитета РФ, судей и прокуроров определяются соответствующими федеральными законами. Право на объединение признается не только в отношении граждан Российской Федерации, но и в отношении всех лиц, в том числе иностранных работников, лиц без гражданства [6, с. 165-166].

В этой связи интересен пример создания в Республике Татарстан Профессионального союза азербайджанской диаспоры Республики Татарстан, членами которого могли выступать работники, учащиеся и иные граждане азербайджанской национальности и уроженцы Азербайджанской Республики. Решением Верховного суда Республики Татарстан от 30 сентября 2010 года данный профсоюз был ликвидирован, данные о нем исключены из Единого государственного реестра юридических лиц.

При вынесении данного решения суд исходил из того, что является незаконным установление дополнительного по сравнению с п. 2 ст. 2 Закона о профсоюзах условия вступления в члены профсоюза как принадлежность к той или иной национальности, а также из того, что согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности [2].

Таким образом, необходимо отметить, что главная цель деятельности профессиональных союзов на современном этапе — соблюдение баланса интересов лиц наемного труда и собственников средств производства для формирования гибкости в регулировании трудовых отношений, достижения социального компромисса.

1 Конвенция № 87 Международной организации труда «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию» (принята в г. Сан-Франциско 09.07.1948 на 31-й сессии Генеральной конференции МОТ) // Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1960. Вып. XIX. С. 278-284.

Библиографический список

1. Бугров Л. Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1992. 236 с.

2. В Татарстане ликвидируют профсоюз азербайджанской диаспоры [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/1516337 (дата обращения: 02.04.2020).

3. Конфедерация труда России [Электронный ресурс]. URL: http://www.ktr.su/about/history/ (дата обращения: 02.04.2020).

4. Критика деятельности Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Федерация_независимых_профсоюзов_России (дата обращения: 02.04.2020).

5. Объединение профсоюзов России СОЦПРОФ [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: http://www.sotsprof.org/node/5109 (дата обращения: 02.04.2020).

6. Трудовое право / отв. ред. Ю. П. Орловский. М.: Юрайт, 2014. 858 с.

7. Устав общероссийского союза «Федерация независимых профсоюзов России» [Электронный ресурс]. URL: http://www.fnpr.ru/n/250/10720.html (дата обращения: 02.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.