Чуприн Дмитрий Александрович
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ ПО ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
В статье рассматривается законодательство Российской Федерации и Федеративной Республики Германия, которое определяет правовой статус профессиональных союзов. Выявляются общие элементы и различия в работе и структуре немецких и российских профсоюзов, такие как: право собственности профсоюзов, системы профсоюзов, особенности права на коллективные договоры, представители работников помимо профсоюзов, право на забастовку. В заключение статьи предлагается законодательно улучшить условия работы профсоюзов в России.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/12-4753.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 4. C. 203-205. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-4/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 349.2
Юридические науки
В статье рассматривается законодательство Российской Федерации и Федеративной Республики Германия, которое определяет правовой статус профессиональных союзов. Выявляются общие элементы и различия в работе и структуре немецких и российских профсоюзов, такие как: право собственности профсоюзов, системы профсоюзов, особенности права на коллективные договоры, представители работников помимо профсоюзов, право на забастовку. В заключение статьи предлагается законодательно улучшить условия работы профсоюзов в России.
Ключевые слова и фразы: профессиональные союзы; правосубъектность; трудовое право; гражданское право; законодательство.
Чуприн Дмитрий Александрович
Волгоградский государственный университет [email protected]
СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ
ПО ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
Право на объединение является конституционным правом каждого гражданина, которое гарантируется Основным Законом государства. Конституция РФ в ст. 30 закрепляет право каждого гражданина на объединение, которое включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты своих интересов и достижения общих целей, право беспрепятственно входить и выходить по своему выбору из общественных объединений либо воздержаться от вступления в них.
Конституция Федеративной Республики Германия также в ст. 9 предусматривает право граждан на объединение, которое гласит: «.. .все немцы имеют право создавать союзы и объединения». Одним из видов союзов являются некоммерческие союзы, которые в соответствии с § 21 Германского гражданского уложения не имеют своей хозяйственной целью извлечение прибыли и создаются на основе добровольного объединения граждан. Некоммерческие союзы подлежат государственной регистрации в реестре союзов, который ведется в соответствующем участковом суде.
Некоммерческие союзы включают в себя такой вид объединений, как общественные объединения, членство в которых основывается на добровольном волеизъявлении граждан. Они создаются для достижения общих целей, указанных в Уставе общества, и могут как подлежать регистрации, так и действовать без внесения соответствующей записи в реестр союзов.
Правосубъектность общественных объединений как в РФ, так и в ФРГ возникает с момента их государственной регистрации, вследствие чего они могут осуществлять деятельность для достижения целей, предусмотренных в учредительных документах [7, с. 237]. Если же члены общественных объединений решили не регистрировать объединение, правосубъектность возникает в момент его создания и утверждения Устава.
Одним из видов общественных объединений являются профессиональные союзы.
Российские профессиональные союзы - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов [5]. Деятельность российских профсоюзов регулирует ряд законодательных актов: Конституция РФ, Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 08.12.1995 г., ТК РФ от 21.12.2001 г., международные договоры РФ и ратифицированные РФ Конвенции МОТ.
Профсоюзы Германии представляют собой добровольные объединения, созданные для защиты и улучшения условий труда и экономической конъюнктуры. Стоит отметить, что немецкие профсоюзы - одни из самых сильных и влиятельных в Европе, которые не только защищают права и интересы работников, но и в процессе осуществления своей деятельности могут изменить трудовое законодательство. В ФРГ нет единого законодательства о труде, но ряд других законов помогает поддерживать законность права граждан на профессиональные союзы, например, ратифицированные ФРГ Конвенции МОТ № 87 и № 98, Закон ФРГ «О конституции предприятия» от 15.01.1972 г. и т.д.
Профсоюз как общественное объединение обладает правом собственности на приобретенное им имущество, которое может быть использовано только для достижения целей деятельности, указанных в уставе, и отвечает им по своим обязательствам. Таким имуществом профсоюз также вправе пользоваться, владеть и распоряжаться на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Профсоюз является собственником своего имущества, а за членами профсоюза, в свою очередь, не сохраняются имущественные права на переданное профсоюзу имущество и членские взносы [2].
Работники вправе создавать профессиональные союзы без какого-либо разрешения органов государственной власти, свободно осуществлять профсоюзную деятельность без вмешательства государства и свободно избирать своих представителей, обязуясь при этом подчиняться уставу профессионального союза.
Система профессиональных союзов РФ представляет собой некую профсоюзную иерархию:
- Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР);
- Представительство ФНПР в федеральных округах;
204
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
- Территориальное объединение организаций профсоюзов (ТООП);
- Общероссийский профсоюз;
- Межрегиональный профсоюз;
- территориальная организация профсоюзов;
- первичная профсоюзная организация [1, а 98-99].
Права российских профсоюзов закреплены в гл. 2 Федерального закона от 08.12.1995 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и включают в себя: право на представительство и защиту социальных интересов и прав работников; право на содействие занятости; право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров, а также осуществлять контроль за их выполнением и т.д. [6, а 172-177].
В систему профсоюзов ФРГ входят:
- Объединение немецких профсоюзов;
- Союз государственных служащих;
- христианские объединения профсоюзов;
- профсоюзы, не входящие в национальные объединения.
Немецкие профсоюзы финансируются за счет членских взносов и не получают никакой финансовой поддержки от государства. Размер членского взноса составляет 1% от общей суммы месячного дохода. Профессиональные союзы самостоятельно за счет членских взносов производят оплату труда профсоюзных работников и других лиц, работающих в рамках штатного расписания [9, а 6-7].
Профсоюзные организации Германии имеют две группы профсоюзных прав [3, а 96]:
- права вне предприятия, включающие в себя: право на свободное создание и функционирование профсоюзов; право принимать внутрипрофсоюзные нормы, разрабатывать программы и присоединяться к международным организациям; право на стабильность существования (роспуск и прекращение деятельности профессионального союза возможны только в связи с грубым нарушением законодательства);
- права в пределах предприятия, включающие в себя: право вывешивать объявления на соответствующей доске объявлений, касающиеся профсоюзных дел; право на распространение пропагандистских материалов вне рабочего времени; право на вербовку новых членов; право проводить профсоюзные собрания вне рабочего времени и рабочего места.
Немецкие профсоюзы несут ответственность за антизаконные действия, то есть отвечают своим имуществом за счет профсоюзных фондов. Функционеры профсоюзной организации в свою очередь несут как уголовную, так и административную ответственность за свои действия. Государственный надзор и контроль за деятельностью профессиональных союзов осуществляется путем государственной регистрации и проверки их документации и сведений, касающихся их деятельности.
Одно из главных профсоюзных прав - право вести коллективные переговоры для заключения коллективных договоров, которые в Германии носят название «тарифные соглашения». В ФРГ только профсоюзы имеют право переводить переговоры с объединением работодателей или отдельными предприятиями по вопросам тарифных ставок [9, а 9].
Российское законодательство говорит о том, что на всех уровнях социального партнерства право на ведение коллективных переговоров и подписание соглашений от имени работников предоставляется профсоюзам [8]. Предметом данных соглашений или договоров могут выступать различные обязательства работников и работодателей, например, формы и размеры оплаты труда, выплата пособий и компенсаций, условия и охраны труда и т.д. Отметим, что вопросы, входящие в предмет коллективных договоров и соглашений, регулируются федеральным законодательством. Это означает, что вопросы, противоречащие действующему законодательству, не могут быть предметом коллективных переговоров.
Согласно ст. 29 ТК РФ представителями работников выступают профессиональные союзы (их объединения) и иные профсоюзные организации. Также законодатель предусматривает в определенных случаях возможность представительства иными, избираемыми, работниками, представителями [4, а 104]. Избранным представителем интересов всех работников в Германии выступает производственный совет, который не является профсоюзным органом, и его взаимодействие с профсоюзами определяется законодательством [9, а 12-14].
Особый характер прав работников и профессиональных союзов носит право на забастовку. Данное право в России закреплено в ст. 37 Конституции РФ, которая признает право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора, тогда как в Германии индивидуального права на забастовку нет, но оно вытекает из конституционного права на ассоциацию.
В течение срока действия тарифных соглашений стороны в Германии должны решать возникшие разногласия мирным путем, отсюда следует вывод, что забастовки в это время запрещены. В России работники и работодатели обязаны проводить примирительные процедуры и исполнять решения трудового арбитража по вопросам возникшего спора. Если же данные процедуры не привели к разрешению спора или работодатели не выполняют соглашения, достигнутые в ходе разрешения спора, работники или их представители вправе приступить к организации забастовки. Забастовка разрешается в том случае, если ее цель - заключение соглашения работников с работодателями.
В современной России в связи с реформированием профсоюзы утратили прежнюю позицию в трудовых отношениях. Поэтому можно сделать вывод, что Россия на современном этапе развития по этому вопросу отстает от Германии, и законодателю необходимо улучшить условия работы профсоюзов:
- расширить полномочия профсоюзов для того, чтобы они могли оказывать значительное влияние на работодателя;
- упростить процедуру проведения забастовок в России;
- дать профсоюзам возможность оказывать финансовую поддержку бастующим и уволенным;
- обеспечить членам профсоюза более мощную защиту от увольнения.
Мы надеемся, что политика законодателя в отношении профессиональных союзов будет более демократичной и позволит улучшить их положение как субъектов трудовых отношений.
Список источников
1. Болдырев В. А. Трудовое право России: учебник для вузов. М.: Норма, 2006. 831 с.
2. Гражданский кодекс РФ. Части первая, вторая, третья и четвертая: Федеральный закон Российской Федерации от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ // Российская газета. 2001. 28 ноября.
3. Киселев И. Я. Зарубежное трудовое право: учебник для вузов. М.: Издательская группа «НОРМА - ИНФРА-М», 1998. 263 с.
4. Миронов В. И. Трудовое право: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009. 864 с.
5. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ // Российская газета. 1996. 20 января.
6. Орловский Ю. П. Трудовое право: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2014. 648 с.
7. Суханов Е. А. Гражданское право: учебник для вузов: в 4-х т. М.: Волтерс Клувер, 2006. Т. 1. Общая часть. 720 с.
8. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.
9. Хайнер Дриббуш, Петер Бирке. Профсоюзы в Федеративной Республике Германия. Организация, рамочные условия, вызовы [Электронный ресурс]. URL: http://library.fes.de/pdf-files/bueros/ukraine/10871.pdf (дата обращения: 22.11.2017).
COMPARATIVE-LEGAL ANALYSIS OF THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY ON THE QUESTION OF DETERMINING THE LEGAL STATUS OF PROFESSIONAL UNIONS
Chuprin Dmitrii Aleksandrovich
Volgograd State University dima-ch1996@mail. ru
The article considers the legislation of the Russian Federation and the Federal Republic of Germany, which determines the legal status of trade unions. Common elements and differences in the work and structure of the German and Russian trade unions are revealed, among them are the following: the right of property of trade unions, the systems of trade unions, the peculiarities of the right to collective agreements, the representatives of workers apart from trade unions, the right to strike. In conclusion of the article it is proposed to improve the working conditions of trade unions in Russia.
Key words and phrases: trade unions; legal personality; labor law; civil law; legislation.
УДК 304.4
Исторические науки и археология
Статья посвящена современному состоянию и перспективам развития традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера на примере Республики Саха (Якутия). Рассмотрены законодательные основы сохранения культурного наследия и задачи его развития, представлена система государственной поддержки культуры народов Севера. Авторами выделены три ее формы, даны краткие характеристики аутентичной культуры, фольклоризма, профессионального искусства и описаны стоящие перед ними специфические задачи. Подчеркнута важность сохранения языков и традиционной культуры коренных народов Севера для всего человечества.
Ключевые слова и фразы: традиционная культура; коренные малочисленные народы Севера; Республика Саха (Якутия); фольклоризм; профессиональное искусство.
Шадрин Вячеслав Иванович
Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, г. Якутск [email protected]
Акимова Валентина Семеновна, к.и.н.
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск [email protected]
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ СЕВЕРА: ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))
Коренные малочисленные народы Севера в результате многовековой адаптации к экстремальной природной среде создали уникальные культуры, которые являются «памятниками больших человеческих усилий в почти нечеловеческих условиях» [1, с. 12]. Некоторые исследователи объединяют их в единую циркумполярную цивилизацию [3].