Научная статья на тему 'О СРЕДНИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН (В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ)'

О СРЕДНИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН (В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
634
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
народное образование / конкурсы / реформы общеобразовательных учебных заведений / Государственные программы дошкольного образования / юношеские спортивные школы / школа музыки и искусства / детские центры «Баркамолавлод» / «Умиднихоллари» / «Баркамолавлод» и «Универсиада»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекимбетов Конысбай Мырзабаевич

В статье рассматривается история средне-специальных образовательных учреждений Республики Каракалпакстан. Изучаются вопросы истории государственного реформирования народного образования, Национальной программы и их оценка мировой общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О СРЕДНИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН (В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ)»

Щ SCIENCE TIME Щ

(jj II < 5л ' 1-1Ф -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) О СРЕДНИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН (В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ) Бекимбетов Конысбай Мырзабаевич, Нукусский фшиал Ташкентского государственного аграрного университета, г. Нукус Е.таП: kunus_bekim@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается история средне-специальных образовательных учреждений Республики Каракалпакстан. Изучаются вопросы истории государственного реформирования народного образования, Национальной программы и их оценка мировой общественности.

Ключевые слова: народное образование, конкурсы, реформы общеобразовательных учебных заведений, Государственные программы дошкольного образования, юношеские спортивные школы, школа музыки и искусства, детские центры «Баркамолавлод», «Умиднихоллари», «Баркамолавлод» и «Универсиада».

В образовательных учреждениях Республики Каракалпакстана, при тесном взаимодействии, создаются необходимые организационные, психолого -педагогические, методические условия для реализации целей и задач народного образования в соответствии с Национальной программой по подготовке кадров.

Целью общего среднего образования являются: формирование у учащихся знаний и умений в соответствии с государственными образовательными стандартами, общей культуры, их адаптация к жизни в обществе, развитие самостоятельности мышления, способности осознанного выбора и готовности продолжить обучение в академическом лицее или профессиональном колледже, воспитание разносторонне развитой личности - гражданина, формирование у него чувства патриотизма, преданности принципам независимости и демократии.

В 1998 - 1999 уч. году был проведен широкомасштабный эксперимент по апробации государственного образовательного стандарта а в 1999 - 2000 уч. году

| SCIENCE TIME |

был осуществлен переход к обучению по новым образовательным программа общего среднего образования в соответствии с утвержденным Кабинетом Министром 16 августа 1999 г. Государственным образовательным стандартом общего среднего образования.

В Каракалпакстане в 2001 - 2002 уч. году в системе народного образования действовало 764 общеобразовательных школы, в которых обучалось 377,8 тыс. детей. Охват обучающихся в первую смену в 2000 г. составил 62,6%, в 2001 г. -65,2%, в 2002 г. этот показатель составлял уже 68,0%. Увеличение охвата обучающихся в первую смену в 2001 - 2002 гг. было связано с уменьшением контингента обучающихся в 9, 10, 11 классах, которые стали обучаться в академических лицеях и профессиональных колледжах [1].

Значимым событием стало учреждение в 1993 г. при министерстве просвещения Каракалпакстана Центра языковой подготовки «Прогресс», где на основе специальных программ учащиеся получили возможность глубокого изучения английского языка [2], в дальнейшем он был преобразован в Центр развития и образования, ставший значимым учебным заведением, способствующим стимулированию одаренных детей, усвоению ими знаний на уровне международных стандартов, поддержанию талантливых учащихся. В школьном отделении «Прогресс» 2-3 раза в неделю по специальным разработкам Оксфордского и Кембриджского университетов изучают английский язык, учащиеся 5 - 11 классов общеобразовательных школ [3].

В настоящее время в результате установления тесных связей с зарубежными организациями при Центре «Прогресс» функционируют филиал детского фонда ЮНИСЕФ и детский клуб «Шыгыс» (Восток) [4]. Положительная оценка в деле подготовки высокопрофессиональных кадров дана Центр «Прогресс» компетентными специалистами в опубликованных статьях «Правды Восток», «Народного слова», «Авлод», «Учитель Узбекистана». Его называли «школой будущего», «моделью для создания подобных по всему Узбекистану». Про данное учреждение была опубликована статья в газете «Нью - Йорк Таймс» (24 октября 1997 г) [5]. Со дня своего создания Центр «Прогресс» добивается хороших результатов в получении учащимися глубоких знаний, развитии сознания, культуры подрастающего поколения.

Преподаватели школ стали финалистами конкурса «Стажировка учителей Узбекистана в США». Участники - конкурсанты имели возможность пройти учебно - педагогический семинар - тренинг в Колумбийском университете г. Нью - Йорка», лекторами которога были Жаклин Клопп - профессор экономики и политического развития, Стефан Торнтон - профессор географии и социологии, координатор программы общественного развития Колумбийского университета, Кевин Феймберг - профессор истории Нью - Йоркского департамента образовательных программ. Фасилитаторами тренинга также были

| SCIENCE TIME |

опытные педагоги, большие мастера своего дела: Джуди Френд из Хадсона, Дайана Миднесс из Нью - Йорка и Севара Мелибаева с факультета международных отношений Колумбийского университета.

На сессионных тренингах болышое значение придавалось важности, необходимости и перспективам глобализации образования. Во время семинаров совместно с преподавателями США было создано несколько международных проектов - «Изучаем демократию», «Узнай других», «Речной проект» и др., -направленных на изучение демократических процессов общества, освоение культурных, исторических ценностей и экологических проблем [6].

Хорошие результаты показывали ученики школ Каракалпакстана в ежегодно проводимых конкурсах «Узбекистан - Родина мая», «Праздник песни», «Труды Президента», «Знаете ли вы закон?», «Знаете ли вы историю?», «Мир чаруюших красок», «Книголюб», компьютерной грамотности. Среди преподавателей проводились конкурсы: «Учитель года», «Творческий учитель», «Воспитатель года», «Школа года», где педагоги проявили свои знания и таланты [7].

В соответствии с реформой в Каракалпакстане стала развиваться сеть школ и общеобразовательных учебных заведений нового типа, реализуются целевые программа «Соглом авлод учун» («За здоровое поколение»), «Маънавият ва маърифат» («Духовность и просветительство»), «Экономическое образование», «Сельская школа», «Реабилитация детей с отклонениями в развитии» [8].

Согласно Указу Президента Республики Узбекистан «Об общенациональной государственной программе развития школьного образования на 2004-2009 годы» (21 мая 2004 г.) в министерстве народного образования Республики Каракалпакстана было предусмотрено строительство 148 общеобразовательных школ, капитальная реконструкция 230 школ, капитальный ремонт 215 школ [9].

Для воспитанников республиканского детского Дома милосердия № 1, расположенного в Ходжейлийском районе, министерство просвещения Республики Каракалпакстан передало оборудование на 12 млн. 376 тыс. сумм, для специальной школы глухонемых на 340 ученических мест в г. Нукусе -кровати, лабораторное оборудование, учебные принадлежности на 17 млн. 666 тыс. сум.

В школах Каракалпакстана обучение ведется на каракалпакском, узбекском, казахском, туркменском, русском языках. Особенностью Республики Каракалпакстан является наличие двухзычных и многоязычных школ, что особым образом влияет на развитие детей и подростком [10].

За счет централизованных средств для фондов информационно -ресурсных центров для национальных школ намечалось приобрести учебники на 699 млн. 748 тыс. сум. В 2007-2008 уч. году было закуплено учебников на

| SCIENCE TIME |

каракалпакском, узбекском, туркменском, и русском языках на 369 млн. 290 тыс. сум. Если в советский период основной упор делался на обучение каракалпакских учащихся русскому языку, то в период независимости спектр языков расширился, стали изучаться многие языки мира.

В настоящее время в системе народного образования Республики Каракалпакстан функционируют 744 общеобразовательные школы, 332 дошкольных образовательных учреждений, 30 детско - юношеских спортивных школ, 21 детская школа музыки и искусства, 17 детских центров «Баркамол авлод», 1 государственный педагогический институт и 1 институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

В образовательных учреждениях ведут преподавание 33650 тыс. учителей, число выпускников школ составляет 27653.

В Узбекистане внедрена трехступенчатая система спортивных игр, которая получила высокую оценку мировой общественности. Это - «Умид нихоллари», «Баркамол авлод» и «Универсиада». Проведение этих спортивных мероприятий в широком масштабе дает возможность организации регулярных занятий спортом для учащихся образовательных учреждений. Особенно следует отметить, что в Каракалпакстане, с каждым годом растет число девушек, увлеченных спортом. Если в первые годы проведения соревнований интерес девочек к таким видам игрового спорта, как гандбол, баскетбол, волейбол, кураш, а также плавание и художественная гимнастика был низким, то в последние годы отношение этим видам спорта резко изменилось.

За годы независимости в Каракалпакстане было построено 6 спортивных комплексов, 2 плавательных бассейна, 30 школьных спортивных залов. Обеспечение их необходимым оборудованием и инвентарем позволило 21525 учащимся получить возможность заниматься спортом. В 748 спортивных секциях работают 787 тренеров по различным видам спорта. Школьники участвуют в республиканских и международных соревнованиях по различным видам спорта.

В 2010 г. в общеобразовательных школах десятки тысяч детей и подростки получают необходимые знания, используя в том числе и возможности информационно-коммуникационных технологий. В рамках проектов «Оснащение общеобразовательных школ современными компьютерными классами» и «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательных школах» открыты современные компьютерные классы в 452 общеобразовательных школах Каракалпакстана. С целью претворения в жизнь постановления Кабинета Министров от 28 декабря 2005 года «О дальнейшем развитии информационной сети «ZiyoNET» Узбекское агентство связи и информатизации обеспечено подключение общеобразовательных школ к сети. В Турткульском, Амударьинском, Тахтакупырском, Чимбайском,

| SCIENCE TIME |

Кунградском районах установлена система дистанционного повышения квалификации учителей.

Руководствуясь требованиями нового этапа развития образовательной системы, основные меры направлены на улучшение системы непрерывного образования, обеспечение ее современными технологиями, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений. Проведение спортивних состязаний, конкурсов, школьных олимпиад в широком масштабе способствует всестороннему развитию школьников, поступлению их в вузы без конкурсных экзаменов.

Таким образом, реализация Национальной программы по подготовке кадров стала новым этапом развития и обновления нашего общества. Не имеющая аналогов в мире программа уже сегодня дает положительные результаты.

Литература:

1. АЖК РК, ф. 35, оп. 12, д. 3, л. 123.

2. Эзбекистан Республикасы «Кадрлар таярлау миллий багдарламасыныц» Каракалпакстан Республикасы Халык билимлендириу министрлиги тэрепинен орынланыу барысы хдккында. - Некис, 2006. - Б. 28.

3. Каракалпакстан XIX асирдын, екинши ярымынан XXI асирге шекем. - Нукус: Каракалпакстан, 2003. - Б. 480-490 .

4. Текущий Архив Центра развития и образования «Прогресс» Каракалпакстана.

5. Progress step by step // New York Times / 1997, 24 October.

6. Беседа о поездке в США с Г. Кулымбетовой // Вести Каракалпакстана. 2004, 18 декабря, № 104.

7. Устаз жолы. 2007, 1 сентября.

8. Эзбекистан Республикасы «Кадрлар таярлау миллий багдарламасы»ныц Каракалпакстан Республикасы Халы; билимлендириу министрлиги тэреринен орынлау барасы х,аккында. - Некис, 2006. - Б. 23.

9. Текущий архив Министерства просвещения Республики Каракалпакстан. Годовой отчет за 2004-2005 гг.

10. Сигуан М, Макки УФ. Образование и двуязычие / Пер. с франц. - М. 1990; Хасанов Б.Х. Национальные языки, двуязычие и многоязычие: поиски и перспективы. - Алма-Ата, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.