Научная статья на тему 'Направления развития общеобразовательных школ Каракалпакстана'

Направления развития общеобразовательных школ Каракалпакстана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАКАЛПАКСТАН / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ШКОЛЫ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / УСПЕВАЕМОСТЬ УЧЕНИКОВ / KARAKALPAKSTAN / SECONDARY SCHOOLS / MATERIAL AND TECHNICAL RECOURSE OF SCHOOLS / EDUCATION CONTENT / PEDAGOGICAL MEMBERS / STUDENT LEARNING ACHIEVEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айтымбетов Махсетбай Зинатдин Улы

Рассматриваются пути развития общеобразовательной школы в Республике Каракалпакстан. Дана характеристика материально-технической базы, модернизации содержания учебно-воспитательного процесса, достижений в области обеспечения педагогическими кадрами средней школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Karakalpakstan High School: Vectors of Development Today

An analysis of challenges facing the Secondary school in Karakalpakstan Republic. Description of material and technical resources development, and the teaching-learning modernization steps. Achievements in providing schools with pedagogical staff.

Текст научной работы на тему «Направления развития общеобразовательных школ Каракалпакстана»

тизму) благодаря колонизации. Португальцы почти 500 лет доминировали над ангольцами в качестве колонизаторов. Лишь в 1975 г. Ангола получила независимость.

Мое исследование показало, что сегодня в Анголе происходит смена отношения к имени и его использованию, то есть движение от родовых тенденций в имянаречении к тенденциям (у жителей городов) к заимствованию доминирующих в истории ангольцев.

Литература

1. Мухина В.С. Личность: мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). М., 2010.

2. Altuna R. Cultura tradicional Bantu. Lisboa, 2006. P 266.

3. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. М., 1985

4. Ribas O. Vida angolana e suas incidencias. Luanda, 2009. P. 172.

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ КАРАКАЛПАКСТАНА

Айтымбетов М.З. (Узбекистан)

Модернизация общеобразовательной школы является составной частью истории общественного развития. Школы совершенствуются вместе с общественными преобразованиями. Они выполняют функции воспитания, образования, духовного развития граждан Узбекистана.

Известно, что историю школы нельзя изучать в отрыве от развития общества. В годы самостоятельного, независимого развития государства Узбекистан в системе образования ставились и решались задачи, связанные с реформированием общеобразовательной школы, укреплением материально-технической базы школы, созданием нового поколения учебников, необходимостью внедрить новое образовательное технологии и повысить профессиональное знание и мастерство педагогических кадров. Реализация этих задач имеет важное значение в формировании духовно-интеллектуального облика молодежи Республики Каракалпакстан.

В данное время Республика Каракалпакстан является неотделимой частью государства Узбекистан. Его территория составляет третью часть Узбекистана (37,1%), а жители - 6%. В Республике живут представители свыше восьмидесяти наций. В общеобразовательных школах предметы преподаются на пяти языках: узбекском, каракалпакском, русском, казах-

ском, туркменском. В последние 20 лет во всех школах укрепилась материально-техническая база, а содержание учебного процесса модернизировано.

Каракалпакский народ, один из древних тюркских народов, является наследником богатой культуры и народной педагогики. Многовековая история развития его культуры и педагогической мысли, начиная с середины XX века, находилась в центре внимания ученых. Сегодня общепризнанным фактом является то, что специфика и своеобразие развития педагогической мысли всегда определялись характером общественного развития в целом. Это обстоятельство имеет прямое отношение к современному состоянию деятельности всей системы учебных заведений, в том числе и общеобразовательных школ, действующих в Республике Каракалпакстан.

В 1991 - 1992 годах в Республике Каракалпакстан действовали более 690 общеобразовательных средних школ, в которых обучалось 315103 ученика и трудились 28053 учителя [3].

К этому времени стало ясно, что из-за усложнения политической и финансовой ситуации в системе образования накопилось немало проблем. Одной из серьезных проблем было то, что количество школ не соответствовало количеству школьников - школ было меньше. Это привело к тому, что большинство учеников пришлось

© Айтымбетов М.З., 2011 1120

заниматься в дополнительную смену. Так, 2618 школьников в 21-й школе занимались в третьей смене [3].

В 1991 году за чет государственного бюджета велись строительные работы в 75-ти школах, рассчитанных на 41328 ученических мест; до конца 1991 года было запланировало ввести в эксплуатацию 36 школ, рассчитанных на 20449 ученических мест. Однако в 120-ти школах не завершен текущий ремонт, из 114-ти школ, нуждающихся в капитальном ремонте, только в 23-х школах ремонтные работы доведены до конца. В школах, введенных в эксплуатацию, были проблемы, связанные с обеспечением учебных инвентарем.

Из выделенных 254,4000 сумов израсходовано для нужды школ лишь 167,4000 сумов, то есть 65%. Наблюдались серьезные проблемы в обеспечении школьников учебными средствами. Только в 492-х школах имелись библиотеки, в 448-и - учебные мастерские, в 362-х - школьные столовые и буфеты, в 151-й - медицинские кабинеты [4]. Все это оказало отрицательное влияние на результативность образования.

Исходя из сложившейся ситуации, для улучшения качества образования потребовалось решение ряда насущных задач. Так возникла потребность в усилении материальной и финансовой базы образовательных учреждений, в создании новых видов образовательных учреждений с учетом степени одаренности школьников.

Уже в 1992 году действовали 3 лицея нового типа, 1 гимназия и языковый центр “Прогресс”, которые специализируется на углубленном изучении английского языка. В школах увеличилось количество специальных классов: 1990 году их было 56, в 1992 году их число возросло до 85-ти. В 1995 году было открыто 7 лицеев, 3 гимназии, 3 республиканских интернат-лицея, в 116-ти школах были организованы классы с углубленным изучением специальных предметов.

С целью улучшения и усовершенствования учебно-воспитательной работы регулярно проводились научно-теоретические конференции, семинары, круглые столы, конкурсы.

В 1996 году количество образовательных учреждений новых форм-лицеев и

1 Сум - денежная единица Узбекистана.

гимназии достигло 19-ти. Организовано 469 классов с углубленным изучением предметов. Открыто 2 банка-класса с компьютерным оборудованием. В школах получили работу 1182 молодых специалиста. Количество учителей достигло 35192.

Принятие Закона “Об образовании” и “Национальной программы подготовки кадров” в 1997 году обозначило начало реформы в системе образования и внедрения новой обязательной девятилетней формы общего образования, что означает следующее:

• начальное образование (1 -10-е классы) направлено на формирование основ грамотности, знаний и навыков, необходимых для получения общего среднего образования; в первый класс школы дети принимаются с шести-семи лет.

• общее среднее образование (1 - 9-е классы) закладывает необходимый объем знаний, развивает навыки самостоятельного мышления, организаторских способностей и практического опыта, способствует первоначально профессиональной ориентации и выбору следующей ступени образования.

Для развития способностей, талантов детей создаются специализированные школы [1]. Начатые реформы в сфере образования скоро стали давать результаты. В 1997 - 2001 годах количество общеобразовательных школ увеличилось на 19 единиц. А количество обучающихся в них школьников возросло с 364,7 тысяч до 382,2 тысяч. Количество специализированных школ-интернатов - от 6-ти до 9-ти.

Особое внимание обращено на капитальный и текущий ремонты общеобразовательных школ, на строительство новых зданий школ. В течение 1997 - 2001 гг. сдано в эксплуатацию 28 новых школьных зданий на 13110 ученических мест. Из них 26 (96%) являются сельскими школами. Это расширило возможности сельских учащихся в овладении современными знаниями. В целом за последние 10 лет (1991 -2001) сдано в эксплуатацию 138 школ на 67092 ученических места [5].

В Каракалпакстане разработана перспективная план-программа по ликвидации старых школ, находящихся в критическом

состоянии, за счет строительства зданий новых школ в 2001 - 2005 годах. Также было запланировано заменить 10 старых школьных зданий новыми, и этот план был реализован.

В 2004 году как продолжение “Национальной программы подготовки кадров” было опубликовано Правительственное постановление “О государственной общенациональной программе по развитию школьного образования в 2004 - 2009 годах”. В указе были определены основные направления по реализации программы с целью ликвидации недостатков, имеющихся в общеобразовательной системе:

• развитие и укрепление материальнотехнической базы общеобразовательных школ;

• оснащение школ современным учеб-но-лабороторным оборудованием и компьютерной техникой;

• обеспечение школ учебниками и учебно-методическими материалами;

• обеспечение общеобразовательных школ педагогическими кадрами, подготовка и переподготовка учителей, повышение профессионализма и поощрение их труда.

Как было определено в Указе, из 763 школ, имеющихся в Республике Каракалпакстан, 82 (10,7%) школы находились в аварийном состоянии, 154 (20,2%) школы нуждались в капитальной реконструкции, 324 (42,5%) школы - в капитальном ремонте, 154 (20,2%) школы - в текущем ремонте.

В 2004 - 2008 годах по Республике Каракалпакстан в 486-ти общеобразовательных школах были проведены строительноремонтные работы, из них 27 школ построены заново, в 178 школах проведена капитальная реконструкция, в 109 школах проведены текущие ремонтные работы и сданы эксплуатацию.

Исходя из анализа проделанных работ в общеобразовательных школах Каракал-пакстана, можно говорить об улучшении школьной материально-технической базы. Общее количество школ возросло от 69 до 750, количество школ в аварийном состоянии сократилось от 44 до 12. Это позволило полностью перейти на двухсменное обучение, а также привело к увеличению числа школьников, обучающихся в первую смену.

Таким образом, если в 1991 году 55,8% школьников обучалось в первую смену, то в 2008 году этот показатель достиг 66%.

За этот период показатель обеспеченности школ учебниками увеличился от 71% до 96,4%, число компьютерных классов -от 150 до 301, спортивных залов - от 366 до 378, библиотеки - от 492 до 681.

С 1998 года в целях организации приема учеников в школы и оказания им помощи в выборе будущей профессии, налажена деятельность психолого-педагогичес-ких диагностических центров.

Деятельность центров дала положительные результаты в охвате 9 классов следующее ступенью. Например, если по Республике в 2002 году 37,4% из всех выпускников продолжало учиться в следующей ступени, то в 2007 году было охвачено следующей ступенью 90,6% учеников. Учащиеся продолжили учебу в специализированных лицеях и колледжах.

Особое внимание было обращено и на проблему обеспечения образовательных учреждений педагогическими кадрами. В 2001 году в школах республики работали 37 257 педагогов, из них 24509 (65,9%) было с высшим образованием. Ежегодно два высших учебных заведения республики заканчивали свыше 1450-ти молодых специалистов и они заполняли ряды педаго-гов-наставников. 1998 году в общеобразовательных школах 12 учителей со средним образованием было заменено учителями со специальным образованием.

С 1999 года была запланирована переподготовка педагогических кадров, работающих в начальных классах не по специальности. С 2001 года для учителей начальных классов со специальным средним образованием, имеющих трехгодичный стаж в высших учебных заведениях, было организовано обучение в виде трехгодичного специального заочного отделения.

Регулярно стимулируется и поощряется труд учителей-наставников со стороны государства. С 1997 года день 1 октября объявлен как официальный праздник “День учителей-наставников”. Обеспеченность школ педагогическими кадрами по республике в 2004 - 2005 учебном году составила 36112 человека (98,6%), в 20072008 учебном году - 99% (то есть потребность в учителях соответственно снизи-

лась от 501 до 334 человек), а в 2004 году учителя с высшим образованием составили 60,8% всего учительства и 62,7% - в 2008 году.

Всё это обеспечило повышение результативности образования в школах. Так, если в 1998 году учащиеся Каракал-пакстана на предметных олимпиадах по Узбекистану занимала 8 место, то в 2008 году они заняли 3 место.

Исходя из анализа состояния дел по реформированию деятельности общеобразовательных школ Каракалпакстана, можно констатировать, что школы республики идут по пути развития и совершенствования всей системы народного образования и вносят свою лепту в воспитание подрастающего поколения. Об этом свидетельствует ежедневный созидательный труд учителей, открывающий путь школь-

ной молодежи к овладению современными знаниями.

Литература

1. Закон Республики Узбекистан “Об образовании” // Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. Т., 1997. С. 20 - 30.

2. Национальная программа по подготовке кадров Республики Узбекистан // Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. Т., 1997. С. 32 - 61.

3. Центральный государственный архив Республики Узбекистан. Ф. м. 26. Оп. 1. Ед. хр. 107. С. 3.

4. Архив Жокаргы Кенгеса Республики Каракалпакстан. Ф. м. 35. Оп. 1. Д. 79. С. 194.

5. Текущий архив Министерства народного образования Республики Каракалпакстан.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Саидакбаров Х.А. (Узбекистан)

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития любого государства - это уже неоспоримая истина. В то же время общественное сознание, гражданская позиция -факторы, в конечном счете определяющие социально-экономический и культурный прогресс общества в целом, базируются на образовании, интеллектуальном и моральном потенциале. Качественный кадровый состав в современных условиях также не может сформироваться без технологических и организованных инноваций. Только создание соответствующей образовательной среды формирует и развивает личность, способную ставить перед собой сложные задачи и оптимизировать поиск их решений, жить и трудиться в принципи© Саидакбаров Х.А., 2011

ально новых и меняющихся социальноэкономических условиях - аксиома, также не требующая доказательств.

Совершенно очевидно, что облик современного мира и сознание современного человека определяют информационные технологии. Именно достижения науки и техники приводят к реформированию практически всех институтов цивилизации

и, в первую очередь, образования, которое обеспечивает качество общественного и личностного самосознания. А это и является главным условием социально-экономического развития, а значит, материального благополучия, то есть - “решающим фактором возможностей каждого государства, каждой нации, которые вкупе с модернизацией, техническим обновлением, диверсификацией и широким внедрением инновационных технологий и станет надежным путем развития” [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.