Научная статья на тему 'Формирование и развитие экономических знаний учащихся профессиональных колледжей с помощью информационных технологий'

Формирование и развитие экономических знаний учащихся профессиональных колледжей с помощью информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МЕТОДИКА БИНАРНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саидакбаров Хусниддин Абдусаломович

Исследуются возможности создания с помощью информационных технологий и инновационных подходов образовательной среды, позволяющей обеспечить подготовку квалифицированных специалистов. Рассматривается методика стимулирования активности обучающихся, приведены результаты применения методики бинарного преподавания в профессиональных колледжах экономического направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саидакбаров Хусниддин Абдусаломович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional college student: economic knowledge acquisition via IT

An exposition of opportunities to arrange educational environments and settings equipped with IT and innovative approaches to train qualified specialists. Method to encourage student activities, and results of ‘binary teaching’.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие экономических знаний учащихся профессиональных колледжей с помощью информационных технологий»

лась от 501 до 334 человек), а в 2004 году учителя с высшим образованием составили 60,8% всего учительства и 62,7% - в 2008 году.

Всё это обеспечило повышение результативности образования в школах. Так, если в 1998 году учащиеся Каракал-пакстана на предметных олимпиадах по Узбекистану занимала 8 место, то в 2008 году они заняли 3 место.

Исходя из анализа состояния дел по реформированию деятельности общеобразовательных школ Каракалпакстана, можно констатировать, что школы республики идут по пути развития и совершенствования всей системы народного образования и вносят свою лепту в воспитание подрастающего поколения. Об этом свидетельствует ежедневный созидательный труд учителей, открывающий путь школь-

ной молодежи к овладению современными знаниями.

Литература

1. Закон Республики Узбекистан “Об образовании” // Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. Т., 1997. С. 20 - 30.

2. Национальная программа по подготовке кадров Республики Узбекистан // Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. Т., 1997. С. 32 - 61.

3. Центральный государственный архив Республики Узбекистан. Ф. м. 26. Оп. 1. Ед. хр. 107. С. 3.

4. Архив Жокаргы Кенгеса Республики Ка-ракаппакстан. Ф. м. 35. Оп. 1. Д. 79. С. 194.

5. Текущий архив Министерства народного образования Республики Каракалпак-стан.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Саидакбаров Х.А. (Узбекистан)

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития любого государства - это уже неоспоримая истина. В то же время общественное сознание, гражданская позиция -факторы, в конечном счете определяющие социально-экономический и культурный прогресс общества в целом, базируются на образовании, интеллектуальном и моральном потенциале. Качественный кадровый состав в современных условиях также не может сформироваться без технологических и организованных инноваций. Только создание соответствующей образовательной среды формирует и развивает личность, способную ставить перед собой сложные задачи и оптимизировать поиск их решений, жить и трудиться в принципи© Саидакбаров Х.А., 2011

ально новых и меняющихся социальноэкономических условиях - аксиома,также не требующая доказательств.

Совершенно очевидно, что облик современного мира и сознание современного человека определяют информационные технологии. Именно достижения науки и техники приводят к реформированию практически всех институтов цивилизации

и, в первую очередь, образования, которое обеспечивает качество общественного и личностного самосознания. А это и является главным условием социально-экономического развития, а значит, материального благополучия, то есть - “решающим фактором возможностей каждого государства, каждой нации, которые вкупе с модернизацией, техническим обновлением, диверсификацией и широким внедрением инновационных технологий и станет надежным путем развития” [1].

Неслучайно ЮНЕСКО предлагает преобразовать каждое учебное заведение в учреждение, ориентирующееся в мировой обстановке, со своими присущими ей возможностями и согласующие свою деятельность с ритмом современной жизни, страны и региона. “Постепенное превращение знаний в основной капитал принципиально изменяют роль сферы образования в структуре общественной жизни современного мира” [2].

Следовательно, содержание образования непременно должно соответствовать современному уровню развития науки, техники, культуры, что однозначно согласуется с широким применением компьютерных технологий с их высокими показателями информированности, быстродействия, графических возможностей, памяти. Интернет-технологии обладают всеми возможностями, чтобы стать неотъемлемой частью учебного процесса. Они предоставляют обучающемуся неограниченный простор для получения знаний, выработки практических навыков и организации индивидуального процесса обучения. Соответственно, компьютер становится одновременно текстовым учебником (в традиционном понимании), справочником, игровым материалом, обогащенным звуком и цветом. При этом он легко управляется самим обучающимся (под воздействием команд самого обучающегося или преподавателя). Обучающийся имеет перед собой динамическое видеоизображение, доступную информацию, а педагог - возможность постоянной поэтапной оценки знаний и их общего достигнутого уровня на основе тестов, вопросов, решения задач, а также с рекомендациями по устранению выявленных ошибок и недочетов до перехода к изучению нового материала. При этом ни преподаватель, ни обучающийся не ограничены в выборе материала (компьютерная дискета, лазерный диск, запись компьютерной программы, Интернет) и в форме использования.

Вопросы обоснования использования компьютерных технологий в учебном процессе рассмотрены в работах А.П. Ершова, В.И. Алехиной, Б.М. Монахова, Б.С. Гер-шунского, А.М. Матюшина, в том числе в профессиональном образовании - в работах В.В. Алейникова, У.Ю. Бузмаковой, А.П. Денисовой, Т.Н. Кравчука и других.

Однако анализ литературных источников свидетельствует о том, что проблема использования инновационных компьютерных технологий в избранном нами ключе исследования, а именно в “Формировании экономических знаний учащихся профессиональных колледжей с помощью информационных технологий”, практически не изучалась.

Между тем, экономика ныне - это, прежде всего, применение новых знаний, то есть своевременная информация, которая приобретает особое значение в условиях усиления конкуренции на международном рынке. Это неоспоримый факт, что деятельность любого представительства любой сферы экономики зависит от информационности, гибкости, разносторонней образованности и способности кадров искать и находить оптимальные решения в любой сложившейся ситуации.

Решение этой задачи для учебных заведений экономического профиля находится в плоскости использования технологических инноваций, в нашем случае, информационных технологий вкупе с педагогическими инновациями (новые методы обучения, максимально формирующие навыки использования информации, ее анализ и синтез, а также самообучение и саморазвитие, умение использовать полученную информацию для поставленных целей).

В проведенной нами исследовательской работе на основе разработанной нами системы были широко использованы современные информационные технологии, включающие следующее:

1. Информацию, отбор и структурирование материалов, относящихся к курсам “Основы экономики”, “Микроэкономика”, “Внешнеэкономические связи”, а также к банковской и налоговой системе, различным отраслям науки, связанным с новыми технологиями, информатике, социологии, истории, права.

2. Постоянное ознакомление с обновленными программами, использующимися в бухгалтерской практике (“1С” Бухгалтерия, “1С” Предприятие, “Норма”, информационно-правовая электронная версия для бухгалтеров и финансовых работников, созданная применительно к условиям Узбекистана и других регионов), БЭМ.

3. Использование программных ресурсов, таких, как: ИОП (интегрированное об-

учающие пакеты), в частности Web CT (построение и использование информационных ресурсов, конференции), Interactive Learning Network (оценки, дискуссии), Net forum (дискуссии), разработка проектов учащихся на базе WWW-технологий (Chat wаre) с учетом взаимовлияния технологий друг на друга и особенностей профиля колледжа, а также индивидуальных предпочтений каждого обучающегося, его готовности к получению новой информации, степени интереса и имеющихся (или не имеющихся навыков), установление связей между фрагментами информации.

4. Оценку знаний обучающихся, а также их способность анализировать ситуацию, умение мыслить творчески, инициативность, ответственность, предпринимательский дух (на основе тестов, решения задач, в ходе обсуждений вопросов на групповых занятиях, рефератов, бизнес идей, ролевых игр и так далее), по итогам вычислялась итоговая оценка, разъяснялись ошибочные ответы и давались рекомендации.

Особое внимание было сосредоточено на стимулировании активности обучающихся. Этому в полной мере соответствовало применение методики бинарного преподавания, то есть объединение преподавателей разных специальностей или присутствие в аудитории одновременно двух преподавателей, один из которых (обычно это разработчик учебного курса) освещает специфику информационной технологии, а другой - специалист изучаемой дисциплины, скажем, бухгалтерского учета, рассказывает о законах, представляет терминологию, принципы, на которых осуществляется оплата труда и налогообложение, менеджмент, правила учета и отчетности и так далее).

Такая методика позволила нам получить обнадеживающие, но прогнозируемые результаты - повысился интерес обучающихся к процессу обучения, что в педагогике относится к наиболее эффективным инструментам познания (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и другие). Это активизировало их познавательную деятельность, желание двигаться дальше, узнавать новое, применять свои знания на практике. Главное, не позволяло ошибочному варианту закрепиться в сознании (контроль осуществлялся одновременно двумя пре-

подавателями, каждым - в своей области), то есть у обучающегося не возникало иллюзий усвоения (от чего предостерегает известный исследователь В.П. Беспалько), а значит, не закреплялись неверные представления [3].

На заключительном этапе обучающимся было предложено составить бизнес-план развития фирмы, изучив имеющуюся в Интернете информацию, литературу, публикацию в СМИ (объект выбрать самому, но обосновать свой выбор), одновременно осуществить поиск в сети нормативно-правовых актов; на основе базы данных рассчитать прогнозируемые экономические данные, эффективность работы фирмы в ближайшем будущем и в перспективе; обосновать управленческие решения (были задействованы видео-, аудио-, WEB-серверы, электронная почта, телеконференция), гипертекст (при установлении ассоциативных связей, работе с документами), гипермедиа (текст, графика, видео, звук), доски объявлений (ВВС), рекламу и другие методы обучения и контроля).

Всё это позволило развить интерактивность обучающихся с помощью компьютерных технологий, установить связи между разрозненной, на первый взгляд, информацией, полученной дистанционно из разных источников. Последнее дало возможность стимулировать самостоятельные действия по дальнейшему поиску и усвоению материала, оптимизируя их после осуществления мониторинга эффективности действий обучающихся и преподавательской деятельности, анализируя сильные и слабые стороны разработанной нами системы, а также разлад либо согласованность в работе созданной нами команды (преподаватель + дизайнер + разработчик учебного курса в лице диссертанта + тьютор + инвигилатор, то есть специалисты по методам обучения и контроля).

В результате, на конкретных примерах было выявлено, что обучающиеся убедились в эффективности компьютерных технологий, поскольку они расширяют круг знаний, информируют о современных достижениях науки и техники, облегчают работу практического экономиста. Обучающиеся на личном опыте видели, как сокращается время получения информации, осуществляется мониторинг и контроль за де-

ятельностью хозяйствующих субъектов, существенно облегчается общение с налоговыми и другими органами (отчеты посылаются по электронной почте), решается множество производственных проблем, не сходя с рабочего места, а также вносятся необходимые коррективы в деятельность. Все это стало хорошей мотивацией к успешной учебе,уверенности в дальнейшей продуктивной деятельности.

Резюмируя, подчеркнем, что использование информационных технологий позитивно повлияло на процесс формирования и развитие экономических знаний учащихся, а именно:

• сократилось время обучения выработке технических навыков;

• дифференцировался уровень способностей обучающихся и, сообразно с ним, была определена индивидуально дозированная информация для каждого обучающегося, что позволило активизировать деятельности конкретных обучающихся;

• повысился уровень мотивации для всех обучающихся;

• оптимизировался учебный процесс и повысился уровень результатов за счет разработанной нами системы презентации информации и алгоритма ее использования (от основных понятий к самостоятельно решению), что сформировало умение обучающихся самостоятельно решать предложенные им сложные задачи реальной экономики и реального бизнеса;

• вскрылись проблемы и недочеты в обучении информационным технологиям, в частности, по координации отдельных структур учебного заведения, а также касающиеся организационных, финансовых и других проблем, что является поводом для дальнейших исследований.

Литература

1. Каримов И.А. Мировой финансовоэкономический кризис, пути и меры его преодоления условиях Узбекистана. Т., 2009.

2. Управление современным образованием / Под ред. А.Н. Тихонова. М., 1998.

3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ1

Хаджиумери А.А. (Албания)

Переход экономики Албании на рыночные отношения выявил некоторые проблемы, которые можно отнести к общему состоянию системы образования: быстро меняющаяся конъюнктура рынка; его неравномерная насыщенность, дефицит одних специалистов (чаще всего - по специальностям, связанным с работой именно в условиях рыночных отношений), при избытке других (традиционные технические специальности). Проблемой является неустойчивый спрос на специалистов со стороны потребителей, а также ликвидация государственного регулирования рынка труда и распределения выпускников.

Кроме того, наблюдается усиление конкуренции вследствие увеличения числа

1 На примере Албании.

негосударственных вузов и расширения платного образования в государственных вузах. Нельзя не обозначить проблему, связанную с использованием устаревших методик обучения и, следовательно, низкой эффективностью образовательных процессов [2]. Все эти и многие другие проблемы заставляют серьезно задуматься о коренном пересмотре подхода к обеспечению качества высшего образования.

В нашем исследовании рассмотрены характерные особенности современной системы высшего образования, связанные не столько с ориентацией на выполнение заказа общества и конкретного предприятия, сколько личности студента, его родителей в отношении качества и сроков обучения. В работе дан анализ механизма

© Хаджиумери А.А., 2011 1126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.