лась от 501 до 334 человек), а в 2004 году учителя с высшим образованием составили 60,8% всего учительства и 62,7% - в 2008 году.
Всё это обеспечило повышение результативности образования в школах. Так, если в 1998 году учащиеся Каракал-пакстана на предметных олимпиадах по Узбекистану занимала 8 место, то в 2008 году они заняли 3 место.
Исходя из анализа состояния дел по реформированию деятельности общеобразовательных школ Каракалпакстана, можно констатировать, что школы республики идут по пути развития и совершенствования всей системы народного образования и вносят свою лепту в воспитание подрастающего поколения. Об этом свидетельствует ежедневный созидательный труд учителей, открывающий путь школь-
ной молодежи к овладению современными знаниями.
Литература
1. Закон Республики Узбекистан “Об образовании” // Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. Т., 1997. С. 20 - 30.
2. Национальная программа по подготовке кадров Республики Узбекистан // Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. Т., 1997. С. 32 - 61.
3. Центральный государственный архив Республики Узбекистан. Ф. м. 26. Оп. 1. Ед. хр. 107. С. 3.
4. Архив Жокаргы Кенгеса Республики Ка-ракаппакстан. Ф. м. 35. Оп. 1. Д. 79. С. 194.
5. Текущий архив Министерства народного образования Республики Каракалпак-стан.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Саидакбаров Х.А. (Узбекистан)
В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития любого государства - это уже неоспоримая истина. В то же время общественное сознание, гражданская позиция -факторы, в конечном счете определяющие социально-экономический и культурный прогресс общества в целом, базируются на образовании, интеллектуальном и моральном потенциале. Качественный кадровый состав в современных условиях также не может сформироваться без технологических и организованных инноваций. Только создание соответствующей образовательной среды формирует и развивает личность, способную ставить перед собой сложные задачи и оптимизировать поиск их решений, жить и трудиться в принципи© Саидакбаров Х.А., 2011
ально новых и меняющихся социальноэкономических условиях - аксиома,также не требующая доказательств.
Совершенно очевидно, что облик современного мира и сознание современного человека определяют информационные технологии. Именно достижения науки и техники приводят к реформированию практически всех институтов цивилизации
и, в первую очередь, образования, которое обеспечивает качество общественного и личностного самосознания. А это и является главным условием социально-экономического развития, а значит, материального благополучия, то есть - “решающим фактором возможностей каждого государства, каждой нации, которые вкупе с модернизацией, техническим обновлением, диверсификацией и широким внедрением инновационных технологий и станет надежным путем развития” [1].
Неслучайно ЮНЕСКО предлагает преобразовать каждое учебное заведение в учреждение, ориентирующееся в мировой обстановке, со своими присущими ей возможностями и согласующие свою деятельность с ритмом современной жизни, страны и региона. “Постепенное превращение знаний в основной капитал принципиально изменяют роль сферы образования в структуре общественной жизни современного мира” [2].
Следовательно, содержание образования непременно должно соответствовать современному уровню развития науки, техники, культуры, что однозначно согласуется с широким применением компьютерных технологий с их высокими показателями информированности, быстродействия, графических возможностей, памяти. Интернет-технологии обладают всеми возможностями, чтобы стать неотъемлемой частью учебного процесса. Они предоставляют обучающемуся неограниченный простор для получения знаний, выработки практических навыков и организации индивидуального процесса обучения. Соответственно, компьютер становится одновременно текстовым учебником (в традиционном понимании), справочником, игровым материалом, обогащенным звуком и цветом. При этом он легко управляется самим обучающимся (под воздействием команд самого обучающегося или преподавателя). Обучающийся имеет перед собой динамическое видеоизображение, доступную информацию, а педагог - возможность постоянной поэтапной оценки знаний и их общего достигнутого уровня на основе тестов, вопросов, решения задач, а также с рекомендациями по устранению выявленных ошибок и недочетов до перехода к изучению нового материала. При этом ни преподаватель, ни обучающийся не ограничены в выборе материала (компьютерная дискета, лазерный диск, запись компьютерной программы, Интернет) и в форме использования.
Вопросы обоснования использования компьютерных технологий в учебном процессе рассмотрены в работах А.П. Ершова, В.И. Алехиной, Б.М. Монахова, Б.С. Гер-шунского, А.М. Матюшина, в том числе в профессиональном образовании - в работах В.В. Алейникова, У.Ю. Бузмаковой, А.П. Денисовой, Т.Н. Кравчука и других.
Однако анализ литературных источников свидетельствует о том, что проблема использования инновационных компьютерных технологий в избранном нами ключе исследования, а именно в “Формировании экономических знаний учащихся профессиональных колледжей с помощью информационных технологий”, практически не изучалась.
Между тем, экономика ныне - это, прежде всего, применение новых знаний, то есть своевременная информация, которая приобретает особое значение в условиях усиления конкуренции на международном рынке. Это неоспоримый факт, что деятельность любого представительства любой сферы экономики зависит от информационности, гибкости, разносторонней образованности и способности кадров искать и находить оптимальные решения в любой сложившейся ситуации.
Решение этой задачи для учебных заведений экономического профиля находится в плоскости использования технологических инноваций, в нашем случае, информационных технологий вкупе с педагогическими инновациями (новые методы обучения, максимально формирующие навыки использования информации, ее анализ и синтез, а также самообучение и саморазвитие, умение использовать полученную информацию для поставленных целей).
В проведенной нами исследовательской работе на основе разработанной нами системы были широко использованы современные информационные технологии, включающие следующее:
1. Информацию, отбор и структурирование материалов, относящихся к курсам “Основы экономики”, “Микроэкономика”, “Внешнеэкономические связи”, а также к банковской и налоговой системе, различным отраслям науки, связанным с новыми технологиями, информатике, социологии, истории, права.
2. Постоянное ознакомление с обновленными программами, использующимися в бухгалтерской практике (“1С” Бухгалтерия, “1С” Предприятие, “Норма”, информационно-правовая электронная версия для бухгалтеров и финансовых работников, созданная применительно к условиям Узбекистана и других регионов), БЭМ.
3. Использование программных ресурсов, таких, как: ИОП (интегрированное об-
учающие пакеты), в частности Web CT (построение и использование информационных ресурсов, конференции), Interactive Learning Network (оценки, дискуссии), Net forum (дискуссии), разработка проектов учащихся на базе WWW-технологий (Chat wаre) с учетом взаимовлияния технологий друг на друга и особенностей профиля колледжа, а также индивидуальных предпочтений каждого обучающегося, его готовности к получению новой информации, степени интереса и имеющихся (или не имеющихся навыков), установление связей между фрагментами информации.
4. Оценку знаний обучающихся, а также их способность анализировать ситуацию, умение мыслить творчески, инициативность, ответственность, предпринимательский дух (на основе тестов, решения задач, в ходе обсуждений вопросов на групповых занятиях, рефератов, бизнес идей, ролевых игр и так далее), по итогам вычислялась итоговая оценка, разъяснялись ошибочные ответы и давались рекомендации.
Особое внимание было сосредоточено на стимулировании активности обучающихся. Этому в полной мере соответствовало применение методики бинарного преподавания, то есть объединение преподавателей разных специальностей или присутствие в аудитории одновременно двух преподавателей, один из которых (обычно это разработчик учебного курса) освещает специфику информационной технологии, а другой - специалист изучаемой дисциплины, скажем, бухгалтерского учета, рассказывает о законах, представляет терминологию, принципы, на которых осуществляется оплата труда и налогообложение, менеджмент, правила учета и отчетности и так далее).
Такая методика позволила нам получить обнадеживающие, но прогнозируемые результаты - повысился интерес обучающихся к процессу обучения, что в педагогике относится к наиболее эффективным инструментам познания (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и другие). Это активизировало их познавательную деятельность, желание двигаться дальше, узнавать новое, применять свои знания на практике. Главное, не позволяло ошибочному варианту закрепиться в сознании (контроль осуществлялся одновременно двумя пре-
подавателями, каждым - в своей области), то есть у обучающегося не возникало иллюзий усвоения (от чего предостерегает известный исследователь В.П. Беспалько), а значит, не закреплялись неверные представления [3].
На заключительном этапе обучающимся было предложено составить бизнес-план развития фирмы, изучив имеющуюся в Интернете информацию, литературу, публикацию в СМИ (объект выбрать самому, но обосновать свой выбор), одновременно осуществить поиск в сети нормативно-правовых актов; на основе базы данных рассчитать прогнозируемые экономические данные, эффективность работы фирмы в ближайшем будущем и в перспективе; обосновать управленческие решения (были задействованы видео-, аудио-, WEB-серверы, электронная почта, телеконференция), гипертекст (при установлении ассоциативных связей, работе с документами), гипермедиа (текст, графика, видео, звук), доски объявлений (ВВС), рекламу и другие методы обучения и контроля).
Всё это позволило развить интерактивность обучающихся с помощью компьютерных технологий, установить связи между разрозненной, на первый взгляд, информацией, полученной дистанционно из разных источников. Последнее дало возможность стимулировать самостоятельные действия по дальнейшему поиску и усвоению материала, оптимизируя их после осуществления мониторинга эффективности действий обучающихся и преподавательской деятельности, анализируя сильные и слабые стороны разработанной нами системы, а также разлад либо согласованность в работе созданной нами команды (преподаватель + дизайнер + разработчик учебного курса в лице диссертанта + тьютор + инвигилатор, то есть специалисты по методам обучения и контроля).
В результате, на конкретных примерах было выявлено, что обучающиеся убедились в эффективности компьютерных технологий, поскольку они расширяют круг знаний, информируют о современных достижениях науки и техники, облегчают работу практического экономиста. Обучающиеся на личном опыте видели, как сокращается время получения информации, осуществляется мониторинг и контроль за де-
ятельностью хозяйствующих субъектов, существенно облегчается общение с налоговыми и другими органами (отчеты посылаются по электронной почте), решается множество производственных проблем, не сходя с рабочего места, а также вносятся необходимые коррективы в деятельность. Все это стало хорошей мотивацией к успешной учебе,уверенности в дальнейшей продуктивной деятельности.
Резюмируя, подчеркнем, что использование информационных технологий позитивно повлияло на процесс формирования и развитие экономических знаний учащихся, а именно:
• сократилось время обучения выработке технических навыков;
• дифференцировался уровень способностей обучающихся и, сообразно с ним, была определена индивидуально дозированная информация для каждого обучающегося, что позволило активизировать деятельности конкретных обучающихся;
• повысился уровень мотивации для всех обучающихся;
• оптимизировался учебный процесс и повысился уровень результатов за счет разработанной нами системы презентации информации и алгоритма ее использования (от основных понятий к самостоятельно решению), что сформировало умение обучающихся самостоятельно решать предложенные им сложные задачи реальной экономики и реального бизнеса;
• вскрылись проблемы и недочеты в обучении информационным технологиям, в частности, по координации отдельных структур учебного заведения, а также касающиеся организационных, финансовых и других проблем, что является поводом для дальнейших исследований.
Литература
1. Каримов И.А. Мировой финансовоэкономический кризис, пути и меры его преодоления условиях Узбекистана. Т., 2009.
2. Управление современным образованием / Под ред. А.Н. Тихонова. М., 1998.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ1
Хаджиумери А.А. (Албания)
Переход экономики Албании на рыночные отношения выявил некоторые проблемы, которые можно отнести к общему состоянию системы образования: быстро меняющаяся конъюнктура рынка; его неравномерная насыщенность, дефицит одних специалистов (чаще всего - по специальностям, связанным с работой именно в условиях рыночных отношений), при избытке других (традиционные технические специальности). Проблемой является неустойчивый спрос на специалистов со стороны потребителей, а также ликвидация государственного регулирования рынка труда и распределения выпускников.
Кроме того, наблюдается усиление конкуренции вследствие увеличения числа
1 На примере Албании.
негосударственных вузов и расширения платного образования в государственных вузах. Нельзя не обозначить проблему, связанную с использованием устаревших методик обучения и, следовательно, низкой эффективностью образовательных процессов [2]. Все эти и многие другие проблемы заставляют серьезно задуматься о коренном пересмотре подхода к обеспечению качества высшего образования.
В нашем исследовании рассмотрены характерные особенности современной системы высшего образования, связанные не столько с ориентацией на выполнение заказа общества и конкретного предприятия, сколько личности студента, его родителей в отношении качества и сроков обучения. В работе дан анализ механизма
© Хаджиумери А.А., 2011 1126