Секция 8. Педагогика
14. David Keirsey and Marilyn Bates, Please Understand Me: Character and Temperament Types (Del Mar, CA: Prometheus Nemesis, 1982.
15. Cobb, T (1999). Applying constructivism: a test for the learner-as-scientist. Educ.Technol: Research & Development, 47.
16. De Zeeuw, G. (2001). Constructivism: A ‘next’ area of scientific development. Foundations of Science, 6.
17. Garrison, J. (1997). An alternative of von Glasersfeld’s subjectivism in science education: Deweyan social constructivism. Science & Education, 6.
18. Gijbels, D., van der Watering, G., Dochy, F. & van der Bossche, P. (2006). New learning environments and constructivism: the students’ perspective. Instructional Science, 34.
19. Karakostas, V. & Hadzidaki, P. (2005). Realism vs. constructivism in contemporary physics: the impact of the debate on the understanding of quantum theory and its instructional process. Science & Education, 14.
Nasirov Polat Isakovich, Nukus State Pedagogical Institute,
assistant-teacher E-mail: [email protected]
To studying the history of athletics in the Republic of Karakalpakstan
Abstract: This paper discusses the history of the materials of athletics in the Republic of Karakalpakstan. Keywords: history, athletics, sports, physical education, national sports.
Насыров Полат Исакович, Нукусский государственный педагогический институт, ассистент-преподаватель
E-mail: [email protected]
К изучению истории легкой атлетики в Республике Каракалпакстан
Аннотация: В статье рассматриваются материалы истории развития легкой атлетики в Республике Каракалпакстан.
Ключевые слова: история, легкая атлетика, виды спорта, физическое воспитание, национальные спортивные игры.
Основной целью осуществляемых в Узбекистане реформ в сфере образования является воспитание всесторонне развитого, совершенного молодого поколения. Реформы в образовании являются очередным этапом развития общества.
В соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об образовании» и «Национальной программой по подготовке кадров» в сфере физического воспитания и спорта в высших учебных заведениях рекомендованы наряду с основными задачами такие задачи, как профилактика заболеваний посредством физических упражнений, укрепление здоровья, самоконтроль при выполнении упражнений; вовлечение учащихся к активным занятиям спортом, повышение их физической активности, оказание помощи им в становлении всесторонне развитым человеком, изучение достигнутых успехов на практике; изучение в семье, школе, лицеях, колледжах и высших учебных заведениях, нацио-
нальных видов спорта, восстановление забытых видов спорта.
Основными целями физического воспитания в образовательных учреждениях, являются укрепление здоровья, физическое развитие, ознакомление молодежи с теорией и основами физического воспитания, передать им специальные знания по использованию основных средств и привитие практических навыков, изучение ими основных элементов спортивной техники, развитие у них духа гуманизма, патриотизма и интернационализма, подготовка свободно мыслящей, всесторонне развитой личности, готовой принять правильное решение при возникновении различных непредвиденных ситуациях. Вопросам физического воспитания и спорта, особенно детского спорта правительством Узбекистана в последнее время уделяется большое внимание. Ныне для желающих заниматься спортом и физической культурой созданы все необходимые условия.
85
Section 8. Pedagogy
Материал и методы. История физической культуры представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний. Она является важным разделом науки о физической культуре. Предмет её изучения — общие закономерности возникновения, становления и развития физической культуры и спорта на разных этапах развития общества. Среди современных форм физической культуры особое место занимает спорт, являясь продолжением исторического развития ее зрелищного направления. Высокая социальная значимость спорта, порождающая в обществе сложный спектр духовных, нравственных, социально-экономических и этических ценностей и проблем, определяет широкий интерес к исследованию причин его возникновения и основных тенденций исторического развития [1, 318]. Любой желающий заниматься тем или иным видом спорта прежде всего интересуется историей и происхождением вида спорта. Учитывая слабую изученность истории развития легкой атлетики в Каракал-пакстане нами начаты сбор материалов для изучения ее истории. Для изучения истории мы анализировали литературные источники и материалы, полученные в интернете, также проведены беседы с ветеранами спорта Каракалпакстана.
Результат и обсуждения. Одним из наиболее широко распространенных видов спорта является легкая атлетика. Легкая атлетика — это многоборье, в которое входят ходьба, бег, прыжки и метание (диска, гранаты, копья и т. д.). Название вида спорта «легкая атлетика» греческого происхождения. Атлет (от греч. athletes — борец), человек крепкого телосложения, силач, спортсмен. В Древней Греции атлетами называли людей, принимавших участие в соревнованиях сильнейших.
История развития легкой атлетики в Каракал-пакстане изучена сравнительно слабо, поэтому нами начаты работы по сбору материалов по истории развития легкой атлетики в Каракалпакстане.
Каракалпакский народ исстари богат национальными играми с элементами легкой атлетики, и многие из них прошли испытания времен и совершенствуясь, дошли до наших дней. Например, игра «Айкулаш» включает в себе песнопение, элементы танца и легкой атлетики (быстрого бега на краткую дистанцию). Но как вид спорта, она начала свое развитие в Кара-калпакстане только после присоединения Каракалпакии к России, то есть во второй половине Х1Х века.
После присоединения Каракалпакии к России началась эпоха развития общей культуры, так в Пе-
тро-Александровске (1874) открылась начальная школа, на базе которой созданы городское училище и женское училище (1885). Но в те времена не были кадры по физическому воспитанию, поэтому были использованы самые простые физические упражнения. На спортивной площадке училища в Петро-Алексан-дровске периодически проводились соревнования по бегу, на таких соревнованиях участвовали также дети бедных слоев населения. Позднее, в 1922 годы создано «Общество любителей спорта», членами которой были п.Лебедев, А. Муханов, И, Любимов,
М. Бахвалов, Г. Каницин, Н. Фигонтов, В. Демидов, М. Компанец, Ф. Белов, А. Голиков, В, Голиков, П. Федоров и П. Кабаков. С созданием общества начали развиваться такие виды спорта, как легкая атлетика, футбол, фехтование, тяжелая атлетика и периодически проводились соревнования по этим видам спорта [2, 12-13].
В 1925 году в городе Турткуль были проведены соревнования по легкой атлетике, борьбе и шахматам. В октябре 1926 года по инициативе областного совета по физкультуре и спорту быди организованы «товарищеские встречи» — соревнования по различным видам спорта в городе Турткуле. В этом же году в городах Чимбай, Ходжейли и Кунграде был организован окружной совет по физической культуре. 20 августа 1934 года открылась первая республиканская спартакиада в Турткуле. В ней участвовали лучшие команды районов. Участники спартакиады соревновались по легкой атлетике, волейболу, футболу, велоспорту, перетягиванию каната, стрельбе, национальной борьбе, подниманию тяжести и массовому кроссу. На этой спартакиаде были поставлены новые рекорды в беге с винтовкой на 60 метров, Жалуль показал результат (9,9 секунд), в прыжках в высоту — Покровский (162 см), в прыжках в длину—Захаров (5.91 см). В этом же году в городе Ташкенте была проведена 1-я спартакиада Средней Азии. В ней участвовали 82 делегата из Каракалпакии. Среди женщин по прыжкам в высоту заняла Гирявенок (120 см). В 1958 голу на спартакиаде Каракалпакской Автономной Республики участвовало спортсменов по разным видам спорта таким, как легкая атлетика — 79, волейбол — 72, баскетбол—48, фехтование — 19, футбол — 210, плавание — 27, бокс — 32, стрельба пулевая — 23 [3, 114].
Заключение. Анализ литературных источников показывает, что легкая атлетика в Каракалпакстане начала развиваться 1874 годы, то есть после присоединения Каракалпакии к России. Создание первых школ и училищ в столице Каракалпакии дало импульс
86
Секция 8. Педагогика
развитию культуры каракалпакского народа в целом, в том числе и развитию физкультуры и спорта. Позднее, в 1922 годы создание «Общества любителей спорта» стала новой эпохой для развития в Кара-калпакстане таких видов спорта, как легкая атлетика, футбол, фехтование, тяжелая атлетика и начались периодически проводиться соревнования по этим видам спорта.
В Каракалпакстане в прошлом были периодически проведены массовые соревнования по легкой
атлетике, в частности по бегу и кроссу с вовлечением широких масс населения. Благодаря таким соревнованиям легкая атлетика в Каракалпакстане заняла свое достойное место среди других видов спорта. Выросли здесь мастера спорта республики, страны и мастера спорта международного класса по легкой атлетике.
Изучение истории развития легкой атлетики в Каракалпакстане находится на начальной стадии, в связи с этим исследования в этом аспекте будут продолжаться.
Список литературы:
1. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. — К: Олимпийская литература, 1999. C 318.
2. Курбанов Р. Т. Развитие физкультуры и спорта в Каракалпакии. Издательство «Каракалпакстан», Ну-кус,1978. С12-13.
3. Карибаева А. У Русско-каракалпакский терминологический словарь по физическому культуре и спорту. Нукус. «Билим», 1990.114 С.
Ovchinnikov Yuri Dmitrievich, Associate Professor, PhD Vytkalov Sergey Olegovich, student, specialization «Adaptive physical education» FGVO UVTO Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism
E-mail: yurij.ovchinnikov @ inbox.ru
Ergonomic biomechanics in design technologies in higher educational institutions of a sports profile
Abstract: Ergonomic design biomechanics technology in institutions of higher education sports profile current and starts to develop direction. This direction will allow academic subjects “Biomechanics”, “Biomechanics of motor activity” developed as an interdisciplinary discipline that studies are needed for the highest achievements in the sport, and for the average consumer. Students specialization “Adaptive physical education” conducted research on ergonomic biomechanics in practical human activity within the development areas “Biomechanics in design technology.”
Keywords: ergonomic biomechanics, ergonomics, biomechanical properties, modeling of labor movements, adaptive physical education, ergonomics and biomechanical passport.
Овчинников Юрий Дмитриевич, доцент, кандидат технических наук, Выткалов Сергей Олегович, студент, специализация «Адаптивная физическая культура» ФГБУО ВПО Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
E-mail: [email protected]
Эргономическая биомеханика в проектных технологиях в высших учебных заведениях спортивного профиля.
Аннотация: Эргономическая биомеханика в проектных технологиях в высших заведениях спортивного профиля актуальное и начинающее развиваться направление. Это направление позволит учебные предметы «Биомеханика», «Биомеханика двигательной деятельности» развивать как междисциплинарные дисциплины, исследования в которых необходимы как для высших достижений в спорте, так и для рядового потребителя. Студенты специализации «Адаптивная физическая культура» провели исследования по эргономической био-
87