Научная статья на тему 'Имянаречение в современном самосознании ангольцев'

Имянаречение в современном самосознании ангольцев Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
62
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ЗНАК / САКРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ / ИМЯ КАК ОБЕРЕГ / АРХАИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ИМЕНИ / SACRED/HOLY MEANING / NAME / NAME-GIVING / SOCIAL SYMBOL / TALISMAN / ARCHAIC ATTITUDE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Канжунгу Ожвалду Жозе

Характеризуется социально-психологическое значение имени в родовой культуре. Имя рассматривается как знак, как посредник связи с предком, в качестве охранной функции. Показано, что имя идентифицирует человека с родом, что имена в родовых традициях соотносятся со всеми реалиями, которые выступают как условия развития и бытия человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Angolan Mentality in Naming Babies

An analysis of socio-psychological importance in naming kids according to tribal cultures where a name is a sign or a symbol, a mediator between generations newly born and their ancestors, a a sort of a security guardian. Names identify association of any person with his/her family, clan or tribe, and are correlated with ancestral traditions according to realities which serve as a conditions/environment for human development and existence.

Текст научной работы на тему «Имянаречение в современном самосознании ангольцев»

ИМЯНАРЕЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ САМОСОЗНАНИИ АНГОЛЬЦЕВ

Канжунгу Ожвалду Жозе (Ангола)

Входе исследования я выявил, что каждое звено самосознания личности сензитивно к реалиям предметного и природного мира, к образнознаковым и социально-нормативным реалиям. Мои наблюдения согласовываются с концепцией B.C. Мухина относительно условий развития и бытия личности, а также относительно структуры самосознания личности [1, с. 48 - 315, 503 - 735].

Я хочу обратиться к презентации выраженного в традиционной культуре Анголы звена самосознания - имени собственного (помимо имени собственного, в структуру самосознания входят: притязания на признание; половая идентификация; психологическое время личности; социальнонормативное пространство) [1].

Меня зовут Ожвалду Жозе Канжунгу. Мое имя Ожвалду, имя отца Жозе - это португальские имена. Имя Жозе означает “спокойный человек”. B этнической группе кимбунду, к которой я принадлежу, фамилия “Канжунгу” означает “сын белого человека”. Как видно из моего имени и фамилии, они родились из слияния двух культур, связанных с моим происхождением: традиционным и европейским.

B настоящее время в городах Анголы традиционные имена даются редко. Традиционные имена остаются в именниках родовых племен, проживающих в отделенных селениях.

Имя человека в родовых культурах имело и имеет по сей день сакральное значение.

B родовых культурах Анголы существуют различные способы присвоения новорожденному имени. Обычно ребенок получает имя человека, который сопровождал мать во время беременности или который присутствовал при родах. Такая традиция идет от предков, которые полагали, что присутствие доброжелательного человека отводит зависть от тех, кто хотел бы иметь

детей, но кому это не удается. Кроме того, наречение ребенка именем того, кто рядом - способ отблагодарить присутствующих при рождении.

Имена выступают как знаки неких идеальных качеств, на которые должен ориентироваться человека как личности. Иногда детям дают имена в честь бабушек или дедушек, чтобы таким образом дать жизнь душам предков, или вспомнить их дела, когда они были живы, например: Капинган-ла (Наследник), Эловоко (Надежда), Шино-соле (Симпатичный), Шилепо (Оставьте меня в покое), Мучилено (Отклоненный), Кассозуелла (Мой хранитель), Матамба (Скорбим с теми, кто плакал об усопшем), Вунжи (Мужественный), Кимбулу (Добрый), Канга (Объединяющий в горе).

В настоящее время имена новорожденным дают родители. При этом, когда рождается девочка, имя ей дает мать, а когда рождается мальчик - ответственность за выбор имени лежит на отце. Девочки в большинстве случаев получают два личных имени, а мальчик одно. Второе имя, которое дают девочке, - дань уважения тете матери. В разных социальных группах существуют свои особенности в имянаречении. Это мое наблюдение я могу подтвердить наблюдениями своего коллеги.

Ангольский исследователь Р. Алтуна писал: “Имя, данное человеку конкретной этнической группы, определяет его социальное положение и свидетельствует о его происхождении” [2]. К такому же заключению пришел и я, исследуя ряд родовых культур.

Имена ангольцев выполняют несколько функций: 1) имя как социальный знак; 2) имя как опосредующая связь с предком рода; 3) имя как оберег.

До сих пор существует обязательный обряд имянаречения. Сразу после рождения ребенок рода проходит через ритуал

© Канжунгу Ожвалду Жозе, 2011 1118

имянаречения. Вождь берет ребенка на руки, а его родственники набирают в рот чистую воду, подходят к ребенку и брызгают новорожденному в лицо. При этом каждый из родственников в этот момент произносит несколько раз свое имя. В этнической группе киокуэ родственники могут давать ритуальную жидкую пищу новорожденному, многократно повторяя свое имя. В дальнейшем родители выбирают имя ребенку из именника родственников, участвовавших в ритуале имянаречения.

Согласно исследованию, в современных условиях Анголы собственное имя как социальный знак выполняет функцию идентификации ребенка с родом. Так, зная имя человека, можно определить к какой этнической группе, к какому социальному статусу он относится. Можно также по имени узнать, богата или бедна семья и род нареченного.

Имя как социальный знак в родовых культурах Анголы сигнализирует о принадлежности человека к роду. Когда родители дают имя ребенку, они тем самым обозначают его принадлежность к определенному роду и территории проживания (город или деревня), к определенному сословию, подчеркивают его социальный статус.

В сельской местности до сих пор бытуют архаичные имена-обереги (защитные, заклинательные). Например, имя “Кассул-ли” означает “человек незначительного роста”, имя “Казумби” - “Я душа другого мира, не трогай меня”, имя “Шилепо” означает “Оставьте меня в покое”, имя “Мучилену” означает “Не отвергайте меня”, имя “Кудидисса” - “Ничто не остановит меня”. Сегодня в Анголе имя в условиях родовых культур продолжает осуществлять преемственную связь поколений.

Имена в родовых традициях Анголы глубинно соотносятся со всеми реалиями, которые выступают как условия развития и бытия человека (В.С. Мухина): 1) реалии предметного мира; 2) реалии образнознаковых систем; 3) реалии природы; 4) реалии социально-нормативного пространства [1, с. 48 - 271].

Мое исследование выявило имена, связанные с реалиями предметного мира: Катана (Мачете), Эншада (Мотыга); с реалиями образно-знаковых систем: Лунока (Зверь), Чисеке (Добро), Льшинго (Зло); с природной реальностью: Махекэ (Песок),

Лузуали (Ствол дерева), Мушиту (Лес), Ка-лунга (Море); с реалиями социально-нормативного пространства: Эловаку (Надежда), Мукуазанго (Добрый), Мупема (Хороший), Мудьву (Плохой).

В ангольском именнике сохранено архаичное, языческое отношение к имени (передача имен по наследству, имена-обереги), при этом наблюдается идентификация носителя конкретного имени с именами родовых предков. Например: Уаукулуила чауипы (Оберег от сглаза), Иа улиябу (Защита от злых духов), Уа Уанга (Защита от фетиша). Подобная тенденция в имянаречении была показана В.С. Мухиной в конце ХХ столетия на материале изучения народностей Севера и Дальнего Востока [3, с. 53 - 55].

Однако в связи с происходящими в мире глобализацией и интеграцией в ангольском именнике появляются имена, интегрируемые из доминирующих цивилизаций. В последнее время современное поколение горожан предпочитает нарекать своих детей из именника доминирующих цивилизаций.

Сегодня в Анголе имя является особым социальным знаком человека, оно презентует его в определенной значимой социальной сфере.

Ангольский писатель Оскар Рибас в своей книге “Ангольский народ” написал, что новые имена есть главный способ общения и коммуникации [4]. Сегодня в Анголе иметь европейские имена стало значимым для населения города.

Благодаря именам, заимствованным из Европы (в частности из Португалии), городские жители Анголы имеют большие шансов получить престижную работу, повышать квалификацию и иметь перспективы на будущее.

Городское население сегодня стремится нарекать новорожденных европейскими именами, в то время как жители сельской местности, сохраняющие традиции родовых отношений, нарекают новое поколение архаичными именами, по своей сущности происходящими из языческого отношения к природе, к предметному миру, к традиционным образно-знаковым системам и к традиционному социально-нормативному пространству [1, с. 48 - 271].

Городское население было подвержено христианизации (католицизму и протестан-

тизму) благодаря колонизации. Португальцы почти 500 лет доминировали над ангольцами в качестве колонизаторов. Лишь в 1975 г. Ангола получила независимость.

Мое исследование показало, что сегодня в Анголе происходит смена отношения к имени и его использованию, то есть движение от родовых тенденций в имянаречении к тенденциям (у жителей городов) к заимствованию доминирующих в истории ангольцев.

Литература

1. Мухина B.C. Личность: мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). М., 2010.

2. Altuna R. Cultura tradicional Bantu. Lisboa, 2006. P. 266.

3. Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985

4. Ribas O. Vida angolana e suas inciden-cias. Luanda, 2009. P. 172.

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ КАРАКАЛПАКСТАНА

Айтымбетов М.З. (Узбекистан)

Модернизация общеобразовательной школы является составной частью истории общественного развития. Школы совершенствуются вместе с общественными преобразованиями. Они выполняют функции воспитания, образования, духовного развития граждан Узбекистана.

Известно, что историю школы нельзя изучать в отрыве от развития общества. В годы самостоятельного, независимого развития государства Узбекистан в системе образования ставились и решались задачи, связанные с реформированием общеобразовательной школы, укреплением материально-технической базы школы, созданием нового поколения учебников, необходимостью внедрить новое образовательное технологии и повысить профессиональное знание и мастерство педагогических кадров. Реализация этих задач имеет важное значение в формировании духовно-интеллектуального облика молодежи Республики Каракалпакстан.

В данное время Республика Каракалпакстан является неотделимой частью государства Узбекистан. Его территория составляет третью часть Узбекистана (37,1%), а жители - 6%. В Республике живут представители свыше восьмидесяти наций. В общеобразовательных школах предметы преподаются на пяти языках: узбекском, каракалпакском, русском, казах-

ском, туркменском. В последние 20 лет во всех школах укрепилась материально-техническая база, а содержание учебного процесса модернизировано.

Каракалпакский народ, один из древних тюркских народов, является наследником богатой культуры и народной педагогики. Многовековая история развития его культуры и педагогической мысли, начиная с середины XX века, находилась в центре внимания ученых. Сегодня общепризнанным фактом является то, что специфика и своеобразие развития педагогической мысли всегда определялись характером общественного развития в целом. Это обстоятельство имеет прямое отношение к современному состоянию деятельности всей системы учебных заведений, в том числе и общеобразовательных школ, действующих в Республике Каракалпакстан.

В 1991 - 1992 годах в Республике Каракалпакстан действовали более 690 общеобразовательных средних школ, в которых обучалось 315103 ученика и трудились 28053 учителя [3].

К этому времени стало ясно, что из-за усложнения политической и финансовой ситуации в системе образования накопилось немало проблем. Одной из серьезных проблем было то, что количество школ не соответствовало количеству школьников - школ было меньше. Это привело к тому, что большинство учеников пришлось

© Айтымбетов М.З., 2011 1120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.