Научная статья на тему 'Имя как социальный знак в современном самосознании ангольцев'

Имя как социальный знак в современном самосознании ангольцев Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
513
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ЗНАК / САКРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ / ИМЯ КАК ЗНАК / ИМЯ КАК ОБЕРЕГ / АРХАИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ИМЕНИ / NAME AS A SOCIAL SYMBOL / SACRED ATTITUDE TO THE NAME / NAME AS A SIGN / NAME AS A TALISMAN / ARCHAIC ATTITUDE TO THE NAME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Канжунгу Ожвалду

В статье обсуждается социально-психологическое значение имени в родовой культуре: имя как знак; имя как посредник связи с предком; имя в качестве охранной функции. Показано, что имя идентифицирует человека с родом, что имена в родовых традициях соотносятся со всеми реалиями, которые выступают как условия развития и бытия человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The socio-psychological significance of the name in a context of tribal culture is discussed: name as a sign, name as a mediator with previous relatives; name as a security function. It is shown that the name identifies a person to the family, it is proved that traditional names relate to all environmental realities which are basic of human environment and existence.

Текст научной работы на тему «Имя как социальный знак в современном самосознании ангольцев»

Ожвалду Канжунгу

ИМЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ЗНАК В СОВРЕМЕННОМ САМОСОЗНАНИИ АНГОЛЬЦЕВ

Аннотация. В статье обсуждается социально-психологическое значение имени в родовой культуре: имя как знак; имя как посредник связи с предком; имя в качестве охранной функции. Показано, что имя идентифицирует человека с родом, что имена в родовых традициях соотносятся со всеми реалиями, которые выступают как условия развития и бытия человека.

Ключевые слова: имя как социальный знак; сакральное значение имени; имя как знак; имя как оберег; архаичное отношение к имени.

Abstract. The socio-psychological significance of the name in a context of tribal culture is discussed: name as a sign, name as a mediator with previous relatives; name as a security function. It is shown that the name identifies a person to the family, it is proved that traditional names relate to all environmental realities which are basic of human environment and existence.

Keywords: name as a social symbol; sacred attitude to the name; name as a sign; name as a talisman; archaic attitude to the name.

Имя собственное в самосознании человека рода

В ходе исследования я выявил, что каждое звено самосознания личности сензитивно к реалиям предметного и природного мира, к образно-знаковым и социально-нормативным реалиям. Мои наблюдения согласовываются с концепцией В. С. Мухиной относительно условий развития и бытия личности, а также относительно структуры самосознания личности [1].

Я хочу обратиться к презентации выраженного в традиционной культуре Анголы звена самосознания -имени собственного (помимо имени собственного в структуру самосознания входят: притязания на признание; половая идентификация; психологическое время личности; социально-нормативное пространство) [2].

Меня зовут Ожвалду Жозе Канжунгу. Мое имя -Ожвалду, имя отца - Жозе; это португальские имена. Имя Жозе означает «спокойный человек». В этнической группе кимбунду, к которой я принадлежу, фамилия «Канжунгу» означает «сын белого человека». Как видно из моих имени и фамилии, они родились из слияния двух культур, связанных с моим происхождением: традиционным и европейским.

В настоящее время в городах Анголы традиционные имена даются редко. Традиционные имена остаются в

Этнопсихология

Сакральное значение имени

Имя как знак

Традиции имянаречения

Функции имени в родовой культуре

именниках родовых племен, проживающих в отдаленных селениях.

Имя человека в родовых культурах имело и имеет по сей день сакральное значение.

В родовых культурах Анголы существуют различные способы присвоения новорожденному имени. Обычно ребенок получает имя человека, который сопровождал мать во время беременности или который присутствовал при родах. Такая традиция идет от предков, которые полагали, что присутствие доброжелательного человека отводит зависть от тех, кто хотел бы иметь детей, но кому это не удается. Кроме того, наречение ребенка именем того, кто рядом, есть способ отблагодарить присутствующих при рождении.

Имена выступают как знаки неких идеальных качеств, на которые должен ориентироваться человек как личность.

Иногда детям дают имена в честь бабушек или дедушек, чтобы таким образом дать жизнь душам предков, или вспомнить их дела, когда они были живы. Например: Капинганла (Наследник); Эловоко (Надежда); Шиносоле (Симпатичный); Шилепо (Оставьте меня в покое); Мучилено (Отклоненный); Кассозуелла (Мой хранитель); Матамба (Скорбим с теми, кто плакал об усопшем); Вунжи (Мужественный); Кимбулу (Добрый); Канга (Объединяющий в горе).

В настоящее время имена новорожденным дают родители. При этом, когда рождается девочка, мать дает ей имя, а когда рождается мальчик - ответственность за выбор имени лежит на отце. Девочки в большинстве случаев получают два личных имени, а мальчик одно. Второе имя, которое дают девочке, - дань уважения тете матери. В разных социальных группах существуют свои особенности в имянаречении. Это мое наблюдение я могу подтвердить наблюдениями своего коллеги.

Ангольский исследователь Р. Алтуна писал: «Имя, данное человеку конкретной этнической группы, определяет его социальное положение и свидетельствует о его происхождении» [3]. Именно к тому же заключению пришел и я, исследуя ряд родовых культур.

Имена ангольцев несут ряд функций: 1 - имя как социальный знак; 2 - имя как опосредующая связь с предком рода; 3 - имя в качестве охранной функции.

До сих пор существует обязательный обряд имянаречения. Сразу после рождения ребенок рода проходит через ритуал имянаречения. Вождь берет ребенка на руки, а его родственники набирают в рот чистую воду,

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

215

№ 2 - 2010

#

Имя

идентифицирует человека с родом

Имена как обереги

Имена глубинно соотносятся со всеми реалиями бытия человека

Архаичное отношение к имени

подходят к ребенку и брызгают новорожденному в лицо. При этом каждый из родственников в этот момент произносит несколько раз свое имя. В этнической группе киокуэ родственники могут давать ритуальную жидкую пищу новорожденному, многократно повторяя свое имя. В дальнейшем родители выбирают имя ребенку из именника родственников, участвовавших в ритуале имянаречения.

Согласно исследованию, в современных условиях Анголы собственное имя как социальный знак выполняет функцию идентификации ребенка с родом. Так, зная имя человека, можно определить к какой этнической группе, к какому социальному статусу он относится. Можно также узнать по имени богата или бедна семья и род нареченного.

Имя как социальный знак в родовых культурах Анголы сигнализирует о принадлежности человека к роду. Когда родители дают имя ребенку, они тем самым обозначают его принадлежность к определенному роду, к территории проживания (город или деревня), к определенному сословию, подчеркивают его социальный статус.

В сельской местности до сих пор бытуют архаичные имена-обереги (защитные, заклинательные). Например, имя «Кассулли» означает «человек незначительного роста», имя «Казумби» - «Я душа другого мира, не трогай меня», имя «Шилепо» означает «Оставьте меня в покое», имя «Мучилену» означает «Не отвергайте меня», имя «Кудидисса» - «Ничто не остановит меня». Сегодня в Анголе имя в условиях родовых культур продолжает осуществлять преемственную связь поколений.

Имена в родовых традициях Анголы глубинно соотносятся со всеми реалиями, которые выступают как условия развития и бытия человека (см. концепцию В. С. Мухиной): 1 - реалии предметного мира; 2 - реалии образно-знаковых систем; 3 -реалии природы; 4 -реалии социально-нормативного пространства [4].

Мое исследование выявило имена, связанные: 1 - с реалиями предметного мира: Катана (Мачете), Эншада (Мотыга); 2 - с реалиями образно-знаковых систем: Лунока (Зверь), Чисеке (Добро), Льшинго (Зло); 3 - с природной реальностью: Махекэ (Песок), Лузуали (Ствол дерева), Мушиту (Лес), Калунга (Море); 4 - с реалиями социально-нормативного пространства: Эловаку (Надежда), Мукуазанго (Добрый), Мупема (Хороший), Мудьву (Плохой).

В ангольском именнике сохранено архаичное, языческое отношение к имени (передача имен по наслед-

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

216

№ 2 - 2010

#

Этнопсихология

ству; имена-обереги), при этом наблюдается идентификация носителя конкретного имени с именами родовых предков. Например: Уаукулуила чауипы (Оберег от сглаза); Иа улиябу (Защита от злых духов); Уа Уанга (Защита от фетиша). Подобная тенденция в имянаречении была показана В. С. Мухиной в конце ХХ столетия на материале изучения народностей Севера и Дальнего Востока [5].

В то же время в ангольском именнике появляются имена, интегрируемые из доминирующих цивилизаций благодаря глобализации и интеграции, происходящих в мире. В последнее время современное поколение горожан предпочитает нарекать своих детей из именника доминирующих цивилизаций. Заимствования Сегодня в Анголе имя является особым социальным

именника из Европы знаком человека, оно презентирует в определенной значимой социальной сфере.

Ангольский писатель Оскар Рибас в своей книге «Ангольский народ» написал, что новые имена есть главный способ общения и коммуникации [6]. Сегодня в Анголе иметь европейские имена стало значимым для населения города.

Благодаря именам, заимствованным из Европы (в частности, из Португалии), городские жители Анголы имеют больше шансов получить престижную работу, повысить квалификацию и иметь перспективы на будущее.

Городское население сегодня стремится нарекать новорожденных европейскими именами, в то время как жители сельской местности, сохраняющие традиции родовых отношений, нарекают новое поколение архаичными именами, по своей сущности происходящими из языческого отношения к природе, к предметному миру, к традиционным образно-знаковым системам и к традиционному социально-нормативному пространству [7].

Городское население было подвержено христианизации (католицизму и протестантизму) благодаря колонизации. (Португальцы почти 500 лет доминировали над ангольцами в качестве колонизаторов. Лишь в 1975 г. Ангола получила независимость.)

Мое исследование показало, что сегодня в Анголе происходит смена отношения и использования имени от родовых тенденций в имянаречении к тенденциям у жителей городов к заимствованию доминирующих стран в истории Анголы.

1. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - 2-е изд., испр. доп. - М., 2010. -С.48-315;503-735.

2. Там же.

3. Altuna R. Cultura tradicional Bantu. - Lisboa, 2006. - P. 266.

4. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - 2-е изд., испр. доп. - М., 2010. -С.48-271.

5. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. - М., 1985. - С. 53-55.

6. Ribas O. Vida angolana e suas incidencias. - Luanda, 2009. - P. 172.

7. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность... -М., 2010. - С. 48-271.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.