Научная статья на тему 'История развития каратэ в Южном Приаралье Каракалпакстане'

История развития каратэ в Южном Приаралье Каракалпакстане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРАТЭ / ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / ДАН / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / KARATE / MARTIAL ARTS / DAN / HISTORY OF THE DEVELOPMENT / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Замира Халиллаевна

В статье приводятся результаты изучения истории возникновения и развития каратэ в Южном Приаралье Республике Каракалпакстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиева Замира Халиллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of development of karate on the South Maritime of Aral Sea in Karakalpakstan

This article describes the results of the study history and development of karate in South Aral Sea in the Republic of Karakalpakstan.

Текст научной работы на тему «История развития каратэ в Южном Приаралье Каракалпакстане»

Section 6. Pedagogy

Section 6. Pedagogy Секция 6. Педагогика

Alieva Zamira Khalillaevna, Karakalpak State University named after Berdakh, Faculty of Pedagogic, Student E-mail: aybahit@rambler.ru

The history of development of karate on the South Maritime of Aral Sea — in Karakalpakstan

Abstract. This article describes the results of the study history and development of karate in South Aral Sea — in the Republic of Karakalpakstan.

Keywords: karate, martial arts, dan, history of the development, physical education.

Алиева Замира Халиллаевна, Каракалпакский государственный университет имени Бердаха, студент факультета педагогики E-mail: aybahit@rambler.ru

История развития каратэ в Южном Приаралье — Каракалпакстане

Аннотация. В статье приводятся результаты изучения истории возникновения и развития каратэ в Южном Приаралье — Республике Каракалпакстан.

Ключевые слова: каратэ, восточные единоборства, дан, история развития, физическое воспитание.

История физической культуры представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний. Она является важным разделом науки о физической культуре. Предмет её изучения — общие закономерности возникновения, становления и развития физической культуры и спорта на разных этапах развития общества. Среди современных форм физической культуры особое место занимает спорт, являясь продолжением исторического развития ее зрелищного направления. Высокая социальная значимость спорта, порождающая в обществе сложный спектр духовных, нравственных, социально-экономических и этических ценностей и проблем, определяет широкий интерес к исследованию причин его возникновения и основных тенденций исторического развития [1, 3-6].

Физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Известно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил. Болезненность же человека, отсутствие физической закалки значительно

снижают эффективность умственной деятельности. Вот почему многие ученые (Л. Н. Толстой, И. П. Павлов и др.) стремились сочетать умственные занятия с физическими упражнениями, а некоторые активно занимались и занимаются спортом. Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Наконец, правильное физическое воспитание, участие в спортивно-массовых мероприятиях способствуют формированию товарищества, коллективизма, требовательности к себе, а также укреплению воли [2, 238].

Как средства самозащиты, спортивные виды единоборств, в том числе каратэ-до вызывает особый интерес, особенно среди молодого поколения. К сожалению, об этом виде спорта многие из них знают поверхностно, что является преградой для совершенствования мастерства.

Поэтому, в предлагаемой статье остановимся на изучении истории развития спортивных единоборств в Каракалпакстане.

80

Секция 6. Педагогика

Многие из-за недостаточной информации об истории, философии и других аспектах каратэ, ошибочно считает его только как средство самозащиты, не предаваясь в суть. Поэтому, в целях более подробного изучения истории и философии каратэ, а также историю развития этого вида спорта в нашей стране для распространения их среди молодежи, нами начаты работы по сбору исторических материалов, связанных с этим видом спорта. Обогащение арсенала знаний по этому виду спорта позволяет учителям физического воспитания, тренерам и учащимся иметь более подробные знания и информации, которые могут быть использованы на занятиях по этому виду спорта.

Материал и методы. Изучение истории развития каратэ в Узбекистане, в том числе в Каракалпакстане практически не проводились. Поэтому мы выбрали общепринятые методы, применяемые в изучении истории педагогики. Эти методы включают в себе анализ литературных источников, беседы со специалистами, обобщения собранных материалов. Философские стороны и теоретические предпосылки каратэ, которые имеют большое значение в воспитании гармонично развитого молодого поколения, требует всестороннего глубокого изучения и анализа. Учитывая это, мы изучили введение в философию каратэ из имеющихся источников. Являясь одним из древних видов спорта, каратэ зародился в стране восходящего солнца. Однако в Республике Каракалпакстан каратэ начало свое развитие только в восьмидесятые годы прошлого века. Несмотря на это, оно стало стремительно развиваться и сегодня спортсмены Каракалпакстана стали завоевывать призовые места в спортивных аренах мира [3, 1]. Для изучения этапов развития каратэ в Каракалпакстане были использованы материалы прессы и документы Федерации каратэ-до Республики Каракалпакстан.

Результат и обсуждение. Зародился каратэ много веков назад в Стране Восходящего Солнца. От других видов спорта он отличается приемами и правилами. Определив главную цель каратэ-до как достижение совершенства в духовном и физическом плане, в ходе тренировок ученики постигают и учатся использовать в повседневной жизни законы, которые управляют миром и каратэ. Совершенство в каратэ достигается не за счет ущемления интересов окружающего мира, а в соответствии с развитием других людей и достижении гармонии с окружающим. Трактат Сюнь-цзы «Наставления к учебе» так определяет суть постижения техники каратэ: «... Совершенный человек учится так: все, что воспринимает его слух, он откладывает

в сердце, и это, затем, распределившись по телу, выявляется в его манерах и поведении, он сдержан в разговоре, осторожен в поступках...». Постигая мастерство каратэ-до, ученики переносят все законы каратэ в свою повседневную жизнь. Это позволяет определить каратэ-до в целом как искусство повседневной жизни. И психика, и тело органически неразрывны, так как они необходимы для существования человека. Взаимосогласованное дополнение друг друга делает оба элемента одинаково значимыми. Занятия каратэ-до предполагают не только обособленное развитие каждого элемента, но и углубляют процесс их слияния и гармонии. Используемые для этой цели психологические (дзэн) и физические (каратэ-до) упражнения дополняют друг друга. Каратэ-до — ценное средство, при помощи которого можно постичь суть человеческого существования, ценность жизни и здоровья. Это искусство развивает уважение к жизни, к здоровью, к себе самому, к своему противнику по борьбе, к учителю и ко всем людям. Постигая искусство каратэ-до, строя свою жизнь в соответствии с биологическими и физическими законами природы и удовлетворяя потребности в соответствии с потребностями общества, мы таким образом достигаем гармонии с окружающим миром [4, 1-2].

Первые секции по каратэ появились в Каракалпакстане в конце 80-х годов благодаря опытным тренерам Тлеубергену Худайбергенову и Анатолию Киму. Большой вклад в развитие каратэ внесли тренеры Ж. Пирназаров, Л. Данил, В. Круглов, Р. Ким. В годы независимости этот вид спорта поднялся на высокий уровень. Одним из примеров является Кубок мира по шотокан каратэ-до (WSKU) и открытый чемпионат Европы по каратэ-до (WKF), прошедший в городе Бурса (Турция). В составе сборной Узбекистана были спортсмены Каракалпакстана, которые приняли участие в этих соревнованиях. Команду атлетов из Каракалпакстана возглавлял Президент Федерации каратэ-до Республики Каракалпакстан Хамидулла Ка-лимбетов. 8 наших спортсменов завоевали 6 золотых, 6 серебряных и 6 бронзовых медалей [5, 1].

На территории Республики Каракалпакстан данным видом спорта занимаются более 2000 человек. При Федерации каратэ-до функционируют Федерация каратэ Амударьинского района и города Нукуса как самостоятельные ННО, создана Инициативная группа «Центр оздоровления». Открыты спортивные секции в Канлыкульском, Кунградском, Чимбайском, Эл-ликкалинском, Турткульском, Бозатауском районах, а также при отделениях, спортивных школах, детских

81

Section 6. Pedagogy

садах системы народного образования. Имеются сильнейшие спортсмены: Рустам Казаков — призер Открытого Чемпионата Дании (3 место, г. Гриве, май 1998 год), Кубок Мира (2 место, Германия, 2000 год), в Швеции (Мальме, 2004, Кубок Босфор — 2002), (3 место, Турция, апрель 2002 года), Болгарии (Варна, 2007) [6, 3-7]. Он начал заниматься каратэ с 1989 года и его тренером был В. Круглов. С 1996 года выступает в сборной команды Узбекистана и является мастером спорта международного класса, обладателем черного пояса 4-дана по каратэ-до. Он подготовил ряд спортсменов. Среди них 1 мастер спорта международного класса, 4 мастера спорта, 12 кандидатов в мастера спорта. Из них, А. Баймуратов -чемпион Центральной Азии, З. Алиева — обладательница Кубка Азии (Кота-Канабалу, Малайзия, 2007). Его воспитанники — А. Ахмурадов, А. Казаков, С Каландаров, Б. Бек-ниязов, А. Баймуратов вошли в состав юношеской сборной Узбекистана [7, 44-45].

Весомый вклад в развитие восточных единоборств в Каракалпакстане и, в частности, шотокан каратэ-до, внес Хамидулла Абдуллаевич Калимбетов. В настоящее время он является Президентом Федерации каратэ Республики Каракалпакстан. Надо отметить, что Хамидулла Калимбетов подготовил достаточно много перспективных спортсменов. Среди его воспитанников немало чемпионов Узбекистана, победителей и призеров чемпионатов мира, Азии и других международных соревнований различных уровней. Так, например, в 2008 году на проходившем в г. Бухаресте (Румыния) открытом чемпионате Европы по шотокан каратэ-до третьего призового места была удостоена Асия Кутлымуратова. В октябре 2010 года в соревнованиях за Кубок мира, проходивших в г. Никосия (Кипр), его воспитанницы Наргиза Аллашева и Малика Абдижапарова завоевали второе место в своих весовых категориях.

В 2012 году, в Ташкенте на Кубке мира в составе сборной Узбекистана от Республики Каракалпак-стан выступили 24 мастера восточных единоборств. Из них 15 человек завоевали 23 медали различных достоинств. Во второй половине апреля 2013 года в Ташкенте прошел чемпионат Республики Узбекистан по шотокан каратэ-до, на котором успешно выступили спортсмены Каракалпакстана. В составе сборной команды республики в соревнованиях

приняли участие 41 человек. Проявив подлинный бойцовский характер, большую силу воли и стремление к победе, они завоевали 39 медалей — 8 золотых, 12 серебряных и 19 бронзовых. Конечно же, немалая заслуга в этих высоких достижениях наших каратистов принадлежит тренерам-наставникам президенту Федерации каратэ Республики Каракалпакстан Хами-дулле Калимбетову (Нукус), Бахыту Султамуратову (Канлыкольский район), Жумабике Карабалаевой (Кегейлийский район) и Полату Базарбаеву (Нукус).

Как видно из вышеизложенного, число спортсменов Каракалпакстана, участвующих на состязаниях мирового уровня и заслуживших призовые места из года в год увеличивается. Конечно, в этом велика заслуга тренеров, преподавателей физической культуры и наставников молодежи, которые за относительно краткий исторический срок добились больших успехов в деле развития этого вида спорта в нашем крае. Необходимо отметить также, что правительство уделяло большое внимание развитию спорта, особенно детского спорта. В последние годы увеличились число спортивных комплексов, оснащенных необходимым спортивным оборудованием и инвентарем. Созданные таким образом, условия для занятия многими видами спорта являлись одним из важных факторов для достижения успехов нашими спортсменами-ка-ратистами.

Заключение. Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод о том, что за относительно краткий срок своего развития в Каракалпакстане, каратэ стал одним из наиболее популярных среди молодежи видов спорта и число призеров из Каракалпакстана по этому виду спорта неуклонно увеличивается. В последние годы нашим государством уделяется внимание развитию спорта, особенно детского спорта как средства воспитания всесторонне и гармонично развитой личности. В общеобразовательных школах, лицеях, колледжах и в высших учебных заведениях созданы все условия для тренировок по многим видам спорта, в том числе каратэ, благодаря чему в последние годы число призеров чемпионатов по каратэ из Каракалпакстана увеличивается.

Таким образом, для нового поколения чемпионов в нашей стране создаются все необходимые условия, уделяется особое внимание физическому воспитанию, развитию и популяризации различных видов спорта.

Список литературы:

1. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - К: Олимпийская литература, - 1999. - с. 318.

82

Секция 6. Педагогика

2. Харламов И. Ф. Физическое воспитание как фактор всестороннего развития личности. Сущность физического воспитания и его содержание. - М. Педагогика. - 1999. - с. 238.

3. Электронный ресурс: www.parliamentrk.gov.uz/ru/news

4. Электронный ресурс: karate-online.org/histori/karate

5. Успешное выступление каратистов Каракалпакстана. - Электронный ресурс: www.parliamentrk.gov. uz/ru/news

6. Документы Федерации каратэ Республики Каракалпакстан. - Нукус 2012. - с. 3-7.

7. Кулаков Ю. И. Из истории физической культуры и спорта Каракалпакстана. - Нукус, «Каракалпакстан». -2009. - с. 44-45.

Allaniyazov Saharbay Aytbaevich, Nukus State Pedagogical Institute named after Ajiniyaz, assistant-teacher E-mail: aybahit@rambler.ru

The aspects of renewal of national games of the Karakalpak people

Abstract: In the article describes the issues related to the peculiarities of the organization physical education classes in environmentally disadvantaged areas.

Keywords: physical education, environmental conditions, health, adaptation, national sports.

Алланиязов Сахарбай Айтбаевич, Нукусский государственный педагогический институт имени Ажинияз, ассистент-преподаватель E-mail: aybahit@rambler.ru

Аспекты восстановления национальных игр каракалпакского народа

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы связанные с особенностями организации занятий по физическому воспитанию в экологически неблагополучных регионах.

Ключевые слова: физическое воспитание, экологические условия, здоровья, адаптация, национальные спортивные игры.

Физическое развитие детей и подростков в настоящее время изучается в различных направлениях и одной из актуальных проблем продолжает оставаться проблема исследования ее особенностей в неблагоприятных экологических условиях проживания, например в Южном Приаралье. На наш взгляд, в таких сложных условиях необходимо усилить адаптационные возможности организма детей путем укрепления его общих физических способностей. Актуальность укрепления здоровья детей определяется необходимостью воспитания всесторонне и гармонично развитой личности, и нашим государством уделено должное внимание вопросам развития детского спорта.

Включение в программы физического воспитания подрастающего поколения, игр, которые в народе веками использовались в целях воспитания физически совершенных, сильных, выносливых людей, сегодня приобретает актуальность в нашей стране. В связи

с этим целью наших исследований являлась изучить национальные виды спорта, наиболее подходящие для использования в воспитании физически подготовленной, всесторонне развитой личности.

Материал и методы. Как известно, общими целями физического воспитания молодого поколения являются укрепление здоровья, физическое развитие, ознакомление учащихся молодежи с теорией и основами физического воспитания, передать им специальные знания по использованию основных средств и привитие практических навыков, изучение ими основных элементов спортивной техники, развитие у них духа гуманизма, патриотизма и интернационализма, подготовка свободно мыслящей, всесторонне развитой личности, готовой принять правильное решение при внезапных и неожиданных ситуациях.

В соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об образовании» и «Национальной программой

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.