Научная статья на тему 'Аспекты восстановления национальных игр каракалпакского народа'

Аспекты восстановления национальных игр каракалпакского народа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЗДОРОВЬЯ / АДАПТАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / PHYSICAL EDUCATION / ENVIRONMENTAL CONDITIONS / HEALTH / ADAPTATION / NATIONAL SPORTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алланиязов Сахарбай Айтбаевич

В статье рассмотрены вопросы связанные с особенностями организации занятий по физическому воспитанию в экологически неблагополучных регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aspects of renewal of national games of the Karakalpak people

In the article describes the issues related to the peculiarities of the organization physical education classes in environmentally disadvantaged areas.

Текст научной работы на тему «Аспекты восстановления национальных игр каракалпакского народа»

Секция 6. Педагогика

2. Харламов И. Ф. Физическое воспитание как фактор всестороннего развития личности. Сущность физического воспитания и его содержание. - М. Педагогика. - 1999. - с. 238.

3. Электронный ресурс: www.parliamentrk.gov.uz/ru/news

4. Электронный ресурс: karate-online.org/histori/karate

5. Успешное выступление каратистов Каракалпакстана. - Электронный ресурс: www.parliamentrk.gov. uz/ru/news

6. Документы Федерации каратэ Республики Каракалпакстан. - Нукус 2012. - с. 3-7.

7. Кулаков Ю. И. Из истории физической культуры и спорта Каракалпакстана. - Нукус, «Каракалпакстан». -2009. - с. 44-45.

Allaniyazov Saharbay Aytbaevich, Nukus State Pedagogical Institute named after Ajiniyaz, assistant-teacher E-mail: [email protected]

The aspects of renewal of national games of the Karakalpak people

Abstract: In the article describes the issues related to the peculiarities of the organization physical education classes in environmentally disadvantaged areas.

Keywords: physical education, environmental conditions, health, adaptation, national sports.

Алланиязов Сахарбай Айтбаевич, Нукусский государственный педагогический институт имени Ажинияз, ассистент-преподаватель E-mail: [email protected]

Аспекты восстановления национальных игр каракалпакского народа

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы связанные с особенностями организации занятий по физическому воспитанию в экологически неблагополучных регионах.

Ключевые слова: физическое воспитание, экологические условия, здоровья, адаптация, национальные спортивные игры.

Физическое развитие детей и подростков в настоящее время изучается в различных направлениях и одной из актуальных проблем продолжает оставаться проблема исследования ее особенностей в неблагоприятных экологических условиях проживания, например в Южном Приаралье. На наш взгляд, в таких сложных условиях необходимо усилить адаптационные возможности организма детей путем укрепления его общих физических способностей. Актуальность укрепления здоровья детей определяется необходимостью воспитания всесторонне и гармонично развитой личности, и нашим государством уделено должное внимание вопросам развития детского спорта.

Включение в программы физического воспитания подрастающего поколения, игр, которые в народе веками использовались в целях воспитания физически совершенных, сильных, выносливых людей, сегодня приобретает актуальность в нашей стране. В связи

с этим целью наших исследований являлась изучить национальные виды спорта, наиболее подходящие для использования в воспитании физически подготовленной, всесторонне развитой личности.

Материал и методы. Как известно, общими целями физического воспитания молодого поколения являются укрепление здоровья, физическое развитие, ознакомление учащихся молодежи с теорией и основами физического воспитания, передать им специальные знания по использованию основных средств и привитие практических навыков, изучение ими основных элементов спортивной техники, развитие у них духа гуманизма, патриотизма и интернационализма, подготовка свободно мыслящей, всесторонне развитой личности, готовой принять правильное решение при внезапных и неожиданных ситуациях.

В соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об образовании» и «Национальной программой

83

Section 6. Pedagogy

по подготовке кадров» в сфере физического воспитания и спорта в высших учебных заведениях рекомендованы наряду с основными задачами такие задачи, как профилактика заболеваний посредством физических упражнений, укрепление здоровья, самоконтроль при выполнении упражнений; вовлечение учащихся к активным занятиям спортом, повышение их физической активности, оказание помощи им в становлении всесторонне развитым человеком, изучение достигнутых успехов на практике; изучение в семье, школе, лицеях, колледжах и высших учебных заведениях, национальных видов спорта, восстановление забытых видов спорта.

Действительно, национальные игры каждого народа возникли в связи с необходимостью физического развития в определенном направлении с учетом местных природных и климатических и других условий. За национальным характером народных игр кроется культурное богатство каждого народа. В связи с этим, мы изучили национальные спортивные игры каракалпакского народа с целью выявления возможностей возрождения и постепенного внедрения их в учебные программы. Методы исследования включают в себе обзор и анализ некоторых народных игр, их направленности на развития того или иного физического качества и обобщение полученных результатов анализа. Помимо этого наблюдали за учащимися школ и выявили какие игры они предпочитают играть во время перерывов, при этом особое обратили внимание на использование элементов народных игр, и какое влияние и каким образом оказывают эти элементы на организм детей и подростков. Все детали наблюдения записывали в дневнике, затем обобщали и анализировали полученную информацию.

Результат и обсуждение. В настоящее время многими исследователями [1] показано, что наряду с генетическими факторами, на развитие организма ребенка большое влияние оказывают экологические факторы. Научная значимость исследований, посвященных проблеме физического развития детей, особенно возросла в последние годы [2]. Процесс акселерации [3] значительно затормозился или даже остановился, в связи, с чем возникает необходимость в новых научных исследованиях. По многочисленным данным показатели физического развития и состояния здоровья отдельных групп детского населения за последние два десятилетия приобрели отрицательную тенденцию [4].

В статье профессор С. В. Хрущев пишет так: «Исследования свидетельствуют о том, что современные

дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, т. е. количество движений, производимых ими, ниже возрастной нормы. И это оказывает отрицательное влияние на их организм, Более того, двигательный дефицит и к более выраженным функциональным нарушениям в организме ребенка» [5]. Простой пример, если ранее дети ходили в школу пешком даже на дальние расстояния, то сейчас на такие расстояния едут обязательно на транспорте и т. д. В таких случаях, необходимая физическая нагрузка должна компенсироваться только за счет спортивных занятий или уроков физического воспитания.

Как известно, физические упражнения или спорт приносят пользу только тогда, когда занимающиеся делает это с желанием и интересом. А желание у современного ребенка, избалованного чудесами современной техники и технологии (компьютеры, Интернет, мобильные телефоны) заниматься с обычными физическими упражнениями зачастую, нет. В таких случаях необходим другой подход, например, используя национальные игры, которые включают в себе элементы необходимых физических упражнений разнообразить занятия физической культурой. В связи с этим, для того, чтобы разнообразить упражнения и повысить интерес к выполнению физических упражнений, необходимо ввести в программы уроков физического воспитания различные игры. Наши наблюдения показали, что наибольший интерес вызывают у детей и подростков каракалпакские национальные подвижные игры, такие как «кашарман топ», «аркан тартыспак», «шуллик», «ак терекпе кок терек» и другие. Все эти игры веками существуют и дошли до наших дней и до сих пор являются любимыми играми детей.

Что же в них привлекают детей? Может быть, прежде всего — разнообразие приемов игры. Например, в игре «кашарман топ» все игроки по очереди занимает различные позиции. Каждая позиция в отдельности отличается от других, выполнением приемов, которые в основном направлены на развития того или иного физического качества игрока. В ней есть и бег, и прыжок, и удар битой летящего на воздухе мяча, ловля мяча на воздухе и бросок мяча [6]. Игра, можно так сказать, может заменить многие физические упражнения одновременно.

А игра «аркан тартыспак» направлена в первую очередь на развитие мышц рук, ног, плеч, выносливости и сплоченности. Игра привлекает тем, что у побежденной команды обязательно появиться желание состязаться еще раз, потому что, малейшая ошибка

84

Секция 6. Педагогика

может стать причиной поражения и побежденные игроки знают о том, какую ошибку допустил, поэтому они хотят играть еще раз и исправить ошибку. Игра требует от команды сплоченности и одновременного приложения усилий всеми участниками игры. Здесь сила и рывок имеет решающее значение.

Игра «Шуллик» развивает чуткость, меткость и скорость в движениях. Для игры особого инвентаря не требуется и при организации особой трудности не составляет. Поэтому эта игра распространена широко среди детей школьного возраста. Точно такая же игра встречается и среди народов Афганистана, но она называется по другому — «данда и кеиек» [7].

Игра «Ак терекпе кок терек» очень интересная национальная игра, которая включает в себе элементы бега, эстафеты и одновременно песнопения. Именно разнообразие приемов игры и наличие элементов народного пения в игре привлекают детей. Игра развивает быстроту в движениях, скорость и ловкость, а также способность петь в хоре и одновременно играть и плясать.

На сегодняшний день учеными и специалистами Нукусского государственного педагогического института имени Ажинияза разработана методика обучения игре «Кашарман топ» и она уже включена в программы обучения. Другие национальные игры находятся на стадии изучения с целью восстановления как культурные ценности народа и включения в программы обучения. Действительно, многие национальные игры каракалпакского народа направлены на физическое совершенствование молодого

поколения, благодаря богатству различных приемов, развивающих мышцы рук, ног, плеч, и на наш взгляд они достойны для включения в программы обучения, так как, они прошли испытания на протяжении веков, и дошли до наших дней, пройдя длительный путь становления, развития и совершенства.

Заключение. Каракалпакский народ как один из древних народов на протяжении веков внес свой вклад в развитие искусства и культуры. Среди каракалпакского народа до сих пор сохранились обычаи и традиции, связанные с воспитанием детей с ранних возрастов и есть целый комплекс мер для воспитания молодого поколения всесторонне совершенными, физически развитыми, сильными, ловкими и выносливыми.

Тяжелая жизнь, прожитая веками в суровых климатических условиях, закаляла народ и на основе опыта накопленного веками выработаны у народа комплекс методов воспитания (в том числе и физического воспитания) молодого поколения. Многие национальные игры, пройдя длительный путь становления, развития и совершенства дошли до наших дней, и до сих пор оставались любимыми играми детей. Многие из них вполне достойны для включения в программы физического воспитания детей и подростков.

Восстановление их как культурные ценности народа и внедрение в программы обучения, должно повысить желание учащихся заниматься ими, благодаря разнообразию приемов в них, также тому, что они вызывают интерес учащихся к историческим и культурным ценностям своего народа.

Список литературы:

1. Агаджанян Н. А., Катков А. Ю. Резервы нашего организма. - М.: Знание, - 1990. - с. 23-204.

2. Александрова Л. С., Ситников Ю. Е. Периферическая кровь у здоровых детей и при некоторых заболеваниях. Ташкент.: Медицина, - 1976. - с. 78-100.

3. Бугланов А. А., Салпина Е. В., Тураев А. Т. Биохимическая и клиническая роль железа.//Педиатрия. -1991. - № 6. - с. 9-10.

4. Деденко Ш. И., Борисенкова Р. В. и др. К вопросам о взаимосвязи функциональных изменений и состояния здоровья с факторами климата Крайнего Севера.//Гигиена и санитария. - 1990. - № 7. - с. 4-9.

5. Физкультура для всей семьи/сост. Козлова Т. В., Рябухина Т. А. «Физкультура и спорт». - Москва, -1989. - 463 с.

6. Алланиязов С. Возрождение каракалпакской национальной игры «Кашарман топ». - Махачкала - 2013. -с. 66-68.

7. Лукачи А. Игры детей мира. «Молодая гвардия», - 1977. - с. 78-79.

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.