Секция 6. Педагогика
2. Харламов И. Ф. Физическое воспитание как фактор всестороннего развития личности. Сущность физического воспитания и его содержание. - М. Педагогика. - 1999. - с. 238.
3. Электронный ресурс: www.parliamentrk.gov.uz/ru/news
4. Электронный ресурс: karate-online.org/histori/karate
5. Успешное выступление каратистов Каракалпакстана. - Электронный ресурс: www.parliamentrk.gov. uz/ru/news
6. Документы Федерации каратэ Республики Каракалпакстан. - Нукус 2012. - с. 3-7.
7. Кулаков Ю. И. Из истории физической культуры и спорта Каракалпакстана. - Нукус, «Каракалпакстан». -2009. - с. 44-45.
Allaniyazov Saharbay Aytbaevich, Nukus State Pedagogical Institute named after Ajiniyaz, assistant-teacher E-mail: [email protected]
The aspects of renewal of national games of the Karakalpak people
Abstract: In the article describes the issues related to the peculiarities of the organization physical education classes in environmentally disadvantaged areas.
Keywords: physical education, environmental conditions, health, adaptation, national sports.
Алланиязов Сахарбай Айтбаевич, Нукусский государственный педагогический институт имени Ажинияз, ассистент-преподаватель E-mail: [email protected]
Аспекты восстановления национальных игр каракалпакского народа
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы связанные с особенностями организации занятий по физическому воспитанию в экологически неблагополучных регионах.
Ключевые слова: физическое воспитание, экологические условия, здоровья, адаптация, национальные спортивные игры.
Физическое развитие детей и подростков в настоящее время изучается в различных направлениях и одной из актуальных проблем продолжает оставаться проблема исследования ее особенностей в неблагоприятных экологических условиях проживания, например в Южном Приаралье. На наш взгляд, в таких сложных условиях необходимо усилить адаптационные возможности организма детей путем укрепления его общих физических способностей. Актуальность укрепления здоровья детей определяется необходимостью воспитания всесторонне и гармонично развитой личности, и нашим государством уделено должное внимание вопросам развития детского спорта.
Включение в программы физического воспитания подрастающего поколения, игр, которые в народе веками использовались в целях воспитания физически совершенных, сильных, выносливых людей, сегодня приобретает актуальность в нашей стране. В связи
с этим целью наших исследований являлась изучить национальные виды спорта, наиболее подходящие для использования в воспитании физически подготовленной, всесторонне развитой личности.
Материал и методы. Как известно, общими целями физического воспитания молодого поколения являются укрепление здоровья, физическое развитие, ознакомление учащихся молодежи с теорией и основами физического воспитания, передать им специальные знания по использованию основных средств и привитие практических навыков, изучение ими основных элементов спортивной техники, развитие у них духа гуманизма, патриотизма и интернационализма, подготовка свободно мыслящей, всесторонне развитой личности, готовой принять правильное решение при внезапных и неожиданных ситуациях.
В соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об образовании» и «Национальной программой
83
Section 6. Pedagogy
по подготовке кадров» в сфере физического воспитания и спорта в высших учебных заведениях рекомендованы наряду с основными задачами такие задачи, как профилактика заболеваний посредством физических упражнений, укрепление здоровья, самоконтроль при выполнении упражнений; вовлечение учащихся к активным занятиям спортом, повышение их физической активности, оказание помощи им в становлении всесторонне развитым человеком, изучение достигнутых успехов на практике; изучение в семье, школе, лицеях, колледжах и высших учебных заведениях, национальных видов спорта, восстановление забытых видов спорта.
Действительно, национальные игры каждого народа возникли в связи с необходимостью физического развития в определенном направлении с учетом местных природных и климатических и других условий. За национальным характером народных игр кроется культурное богатство каждого народа. В связи с этим, мы изучили национальные спортивные игры каракалпакского народа с целью выявления возможностей возрождения и постепенного внедрения их в учебные программы. Методы исследования включают в себе обзор и анализ некоторых народных игр, их направленности на развития того или иного физического качества и обобщение полученных результатов анализа. Помимо этого наблюдали за учащимися школ и выявили какие игры они предпочитают играть во время перерывов, при этом особое обратили внимание на использование элементов народных игр, и какое влияние и каким образом оказывают эти элементы на организм детей и подростков. Все детали наблюдения записывали в дневнике, затем обобщали и анализировали полученную информацию.
Результат и обсуждение. В настоящее время многими исследователями [1] показано, что наряду с генетическими факторами, на развитие организма ребенка большое влияние оказывают экологические факторы. Научная значимость исследований, посвященных проблеме физического развития детей, особенно возросла в последние годы [2]. Процесс акселерации [3] значительно затормозился или даже остановился, в связи, с чем возникает необходимость в новых научных исследованиях. По многочисленным данным показатели физического развития и состояния здоровья отдельных групп детского населения за последние два десятилетия приобрели отрицательную тенденцию [4].
В статье профессор С. В. Хрущев пишет так: «Исследования свидетельствуют о том, что современные
дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, т. е. количество движений, производимых ими, ниже возрастной нормы. И это оказывает отрицательное влияние на их организм, Более того, двигательный дефицит и к более выраженным функциональным нарушениям в организме ребенка» [5]. Простой пример, если ранее дети ходили в школу пешком даже на дальние расстояния, то сейчас на такие расстояния едут обязательно на транспорте и т. д. В таких случаях, необходимая физическая нагрузка должна компенсироваться только за счет спортивных занятий или уроков физического воспитания.
Как известно, физические упражнения или спорт приносят пользу только тогда, когда занимающиеся делает это с желанием и интересом. А желание у современного ребенка, избалованного чудесами современной техники и технологии (компьютеры, Интернет, мобильные телефоны) заниматься с обычными физическими упражнениями зачастую, нет. В таких случаях необходим другой подход, например, используя национальные игры, которые включают в себе элементы необходимых физических упражнений разнообразить занятия физической культурой. В связи с этим, для того, чтобы разнообразить упражнения и повысить интерес к выполнению физических упражнений, необходимо ввести в программы уроков физического воспитания различные игры. Наши наблюдения показали, что наибольший интерес вызывают у детей и подростков каракалпакские национальные подвижные игры, такие как «кашарман топ», «аркан тартыспак», «шуллик», «ак терекпе кок терек» и другие. Все эти игры веками существуют и дошли до наших дней и до сих пор являются любимыми играми детей.
Что же в них привлекают детей? Может быть, прежде всего — разнообразие приемов игры. Например, в игре «кашарман топ» все игроки по очереди занимает различные позиции. Каждая позиция в отдельности отличается от других, выполнением приемов, которые в основном направлены на развития того или иного физического качества игрока. В ней есть и бег, и прыжок, и удар битой летящего на воздухе мяча, ловля мяча на воздухе и бросок мяча [6]. Игра, можно так сказать, может заменить многие физические упражнения одновременно.
А игра «аркан тартыспак» направлена в первую очередь на развитие мышц рук, ног, плеч, выносливости и сплоченности. Игра привлекает тем, что у побежденной команды обязательно появиться желание состязаться еще раз, потому что, малейшая ошибка
84
Секция 6. Педагогика
может стать причиной поражения и побежденные игроки знают о том, какую ошибку допустил, поэтому они хотят играть еще раз и исправить ошибку. Игра требует от команды сплоченности и одновременного приложения усилий всеми участниками игры. Здесь сила и рывок имеет решающее значение.
Игра «Шуллик» развивает чуткость, меткость и скорость в движениях. Для игры особого инвентаря не требуется и при организации особой трудности не составляет. Поэтому эта игра распространена широко среди детей школьного возраста. Точно такая же игра встречается и среди народов Афганистана, но она называется по другому — «данда и кеиек» [7].
Игра «Ак терекпе кок терек» очень интересная национальная игра, которая включает в себе элементы бега, эстафеты и одновременно песнопения. Именно разнообразие приемов игры и наличие элементов народного пения в игре привлекают детей. Игра развивает быстроту в движениях, скорость и ловкость, а также способность петь в хоре и одновременно играть и плясать.
На сегодняшний день учеными и специалистами Нукусского государственного педагогического института имени Ажинияза разработана методика обучения игре «Кашарман топ» и она уже включена в программы обучения. Другие национальные игры находятся на стадии изучения с целью восстановления как культурные ценности народа и включения в программы обучения. Действительно, многие национальные игры каракалпакского народа направлены на физическое совершенствование молодого
поколения, благодаря богатству различных приемов, развивающих мышцы рук, ног, плеч, и на наш взгляд они достойны для включения в программы обучения, так как, они прошли испытания на протяжении веков, и дошли до наших дней, пройдя длительный путь становления, развития и совершенства.
Заключение. Каракалпакский народ как один из древних народов на протяжении веков внес свой вклад в развитие искусства и культуры. Среди каракалпакского народа до сих пор сохранились обычаи и традиции, связанные с воспитанием детей с ранних возрастов и есть целый комплекс мер для воспитания молодого поколения всесторонне совершенными, физически развитыми, сильными, ловкими и выносливыми.
Тяжелая жизнь, прожитая веками в суровых климатических условиях, закаляла народ и на основе опыта накопленного веками выработаны у народа комплекс методов воспитания (в том числе и физического воспитания) молодого поколения. Многие национальные игры, пройдя длительный путь становления, развития и совершенства дошли до наших дней, и до сих пор оставались любимыми играми детей. Многие из них вполне достойны для включения в программы физического воспитания детей и подростков.
Восстановление их как культурные ценности народа и внедрение в программы обучения, должно повысить желание учащихся заниматься ими, благодаря разнообразию приемов в них, также тому, что они вызывают интерес учащихся к историческим и культурным ценностям своего народа.
Список литературы:
1. Агаджанян Н. А., Катков А. Ю. Резервы нашего организма. - М.: Знание, - 1990. - с. 23-204.
2. Александрова Л. С., Ситников Ю. Е. Периферическая кровь у здоровых детей и при некоторых заболеваниях. Ташкент.: Медицина, - 1976. - с. 78-100.
3. Бугланов А. А., Салпина Е. В., Тураев А. Т. Биохимическая и клиническая роль железа.//Педиатрия. -1991. - № 6. - с. 9-10.
4. Деденко Ш. И., Борисенкова Р. В. и др. К вопросам о взаимосвязи функциональных изменений и состояния здоровья с факторами климата Крайнего Севера.//Гигиена и санитария. - 1990. - № 7. - с. 4-9.
5. Физкультура для всей семьи/сост. Козлова Т. В., Рябухина Т. А. «Физкультура и спорт». - Москва, -1989. - 463 с.
6. Алланиязов С. Возрождение каракалпакской национальной игры «Кашарман топ». - Махачкала - 2013. -с. 66-68.
7. Лукачи А. Игры детей мира. «Молодая гвардия», - 1977. - с. 78-79.
85