Научная статья на тему 'О способах определения качества образования'

О способах определения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суханов В. П., Суханова В. К.

В связи с необходимостью иметь четкий научный фундамент для определения образовательных стандартов обсуждается возможность оценки фактической обученности студентов при помощи системы показателей выявления итогов обучения (пять показателей степени обученности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О способах определения качества образования»

В.П. Суханов|,

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики ДВГАЭУ;

В.К. Суханова,

доцент кафедры физики ДВГАЭУ

О СПОСОБАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В связи с необходимостью иметь четкий научный фундамент для определения образовательных стандартов обсуждается возможность оценки фактической обученности студентов при помощи системы показателей выявления итогов обучения (пять показателей степени обученности).

Существующая в нашей стране пятибалльная (точнее четырехбалльная, поскольку балл "единица" практически не используется) система оценки знаний была введена в 1944 г. с целью, как сказано в инструкции, "более четкой и точной оценки успеваемости и поведения учащихся, повышения требовательности к качеству знаний". Тогда же были рекомендованы определенные показатели, которыми необходимо руководствоваться при выставлении каждой из оценок. Эти показатели носили (и по-прежнему носят) такой неконкретный характер, что остается только удивляться, как до сих пор преподавателям все-таки удается оценивать знания, умения и навыки обучающихся и, главное, - с какой степенью достоверности. Почему здесь есть сомнения? Хотя бы потому, что в упомянутой выше инструкции, а также в учебниках по педагогике последних лет, повторяющих практически те же критерии, трудно определить границу между показателями оценки знаний на 5, 4 и 3 балла. В инструкции записано: "Балл 5 ставится в том случае, если учащийся исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его ... (все выделено нами). Балл 4 ставится в том случае, когда учащийся знает весь требуемый программный материал, хорошо понимает и прочно усвоил его... Балл 3 ставится, когда учащийся обнаруживает знание основного программного материала . В устных ответах допускает ошибки. Балл 2 выставляется, если ученик обнаруживает незнание большей части программного материала" и т.д. Обращаем внимание на тот факт, что "отлично" ставится тому, кто "отлично понимает", "хорошо" - тому, кто "хорошо"?!

Таким образом, традиционные понятия "знание, умение и навыки человека" сегодня требуют уточнения, конкретизации и более четкой детализации. Это тем более актуально в связи с необходимостью иметь четкий научный фундамент для определения образовательных стандартов по всем учебным дисциплинам.

Авторы считают возможным в основу контроля за эффективностью образовательного процесса во всех учебных заведениях положить пять

последовательных показателей выявления его итогов (пять показателей степени обученности)1.

I. "Различение" (распознавание), или уровень знакомства, характеризует низшую степень обученности. Человек, обученный до этого уровня, отличает данный объект, процесс, явление или какое-либо действие от аналогов только тогда, когда ему предъявляют их в готовом виде, показывает формальное знакомство с ними, с их внешними, поверхностными характеристиками. На практике, например, обучаемый при предъявлении ему математических формул, выражающих второй закон Ньютона и закон всемирного тяготения, только отличает их друг от друга. Сформулировать и объяснить их он не может, а тем более решить задачу с применением этих законов. В данном случае учащийся находится на первом этапе обучения по данному разделу физики. На вопросы преподавателя он дает только односложные ответы, в которых проявляется попытка «угадать» правильный ответ.

II. "Запоминание". При этой степени обученности человек может пересказать содержание определенного текста, правила, воспроизвести формулировку того или иного закона, но это не может служить доказательством его понимания. Запоминание - это скорее количественный показатель, чем качественный. Он в основном характеризуется количеством усвоенной информации. Известно, что можно запомнить материал без уяснения его сущности на уровне "зазубривания". Показывая эту степень обученности, человек отвечает на вопросы только репродуктивного характера и часто при их определенной последовательности, отражающей логику построения текста учебника, пособия, рассказа преподавателя и т.п. На этом уровне обучаемый воспроизводит формулировки законов точно так, как записано в учебнике, но не может применить их, пытаясь решить задачу, в которой не сказано, что нужно использовать данный закон.

III. "Понимание". Как известно, понимание - процесс нахождения существенных признаков и связей исследуемых предметов и явлений, выявление их из массы несущественного, случайного на основе их анализа и синтеза, применение правил логического умозаключения, установления сходства и различия причин, вызвавших появление данных объектов и их развития, сопоставления полученной информации с имеющимися знаниями. На этой стадии обучающийся не только воспроизводит формулировку, например, второго закона Ньютона, пишет его математическое выражение, но может объяснить его, привести свои примеры, а не только те, которые были приведены преподавателем или даны в учебнике. Обучающемуся понятна сущность данного процесса или явления, а не просто формально закреплена в сознании формулировка как какое-то определенное количество информации.

IV. "Элементарные (простейшие) умения и навыки" (репродуктивный уровень). С точки зрения психологии - это использование знаний в выполнении простейших (алгоритмизированных) заданий: человек решает типовые задачи с использованием усвоенных законов и правил,

1 Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1976.

вскрывает легко обнаруживаемые причинно-следственные связи при разборе теоретического материала и умеет определенные несложные теоретические положения связать с практикой. Элементарные умение и навыки - показатель довольно высокой степени обученности, позволяющий обучаемому реализовать свой "багаж знаний". Простейшее умение в процессе его применения переходит в простейший же навык. Но цель всякого обучения - не просто достижение определенных элементарных умений и навыков, а широкий перенос усвоенных человеком действий в новые условия (иные, чем разбирались, например, в определенной учебной ситуации).

V. "Перенос". Этот показатель многими понимается как "положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение новыми". Человек, показывающий эту степень обученности (на данном этапе), умеет творчески применять полученные теоретические знания на практике в новой нестандартной ситуации, "переносить" в нее изученные и усвоенные ранее понятия, законы, закономерности. Может решить, к примеру, задачу о движении заряженной частицы в электрическом поле. Для решения такой задачи нужно "перенести" информацию о законах механического движения в электродинамику. Студент, достигший данного уровня, способен также, изучая свойства мыл на занятиях по товароведению, поставить эксперимент по определению коэффициента поверхностного натяжения мыльного раствора. Методика данного эксперимента изучалась при выполнении лабораторных работ по физике.

Этот показатель характеризуется способностью к обобщению и переносу установленных закономерностей в новые учебные и практические ситуации. В этом случае обучающийся дает ответ на любой вопрос, решает любую задачу или пример, которые ему могут быть предложены в соответствии с программными требованиями, конструирует новые способы деятельности и часто находит оригинальные подходы к решению поставленных перед ним задач.

Перечисленные признаки показателей степени обученности, разумеется, нельзя считать исчерпывающими (можно раскрыть их сущность более подробно). Однако они в основном удовлетворяют условию необходимости и достаточности для их практического применения.

Отметим одну особенность этих показателей (степени обученности), имеющую важное практическое значение. Дело в том, что показатели "запоминание" и "понимание" можно объединить одним - "воспроизведение" (рис.). Приведенный рисунок отражает логику проверки степени обученности. При формировании же новых знаний показатели "понимание" и "запоминание" меняются местами.

Возрастание порядковых номеров показателей степени обученно-сти, отмеченное выше, символизирует также и тот факт, что каждый последующий показатель качественно и количественно выше предыдущего.

III. Понимание IV. Элементарные умения и навыки V. Перенос

I. Различение II. Запоминание

Знания Умения и навыки

Последовательность показателей степени обученности

Как видно, общая степень обученности может быть выражена линейной зависимостью, потому что сумма пяти показателей составляет 100% (25 частей). Принимая во внимание тот факт, что график условной линейной зависимости характеризуется отношением ряда нечетных чисел (1, 3, 5, 7, 9), можно предположить, что первый уровень обученности ("распознавание") составляет 1/25 часть (4%), второй ("запоминание") -12%, третий ("понимание") - 20%, четвертый ("применение") - 28%, пятый ("перенос") - 36%. В сумме это составляет 100%.

Названные выше показатели обученности попытаемся соотнести с пятибалльной системой оценок, которая в настоящее время фактически сужена до трехбалльной, потому что в учебной документации мы встречаем три оценки - отлично, хорошо, удовлетворительно (оценка "неудовлетворительно" свидетельствует о полной необученности, ей, по идее, должен соответствовать балл "нуль"). В средней школе ситуация с оценками совершенно аналогичная, за исключением того, что в документации пишут цифры "пять", "четыре" и т.д. Это, в свою очередь, и явилось одной из причин формализма в оценке труда обучаемых и преподавателей. Преподавателю для оценки пяти составляющих степени обученности студентов или школьников необходима, как минимум, вся пятибалльная шкала (годится и любая другая, но кратная пяти). При меньшем числе баллов он вынужден одним и тем же баллом оценивать разную степень обученности, что и предопределяет объективную причину формализма в этом деле.

Для ликвидации явления смещения уровня требований различных преподавателей есть возможность несколько реконструировать пятибалльную шкалу оценки знаний без ломки сложившегося стереотипа пользования этой шкалой. А пока уровень требований - более важный и реально существующий показатель, чем процент успеваемости или количество студентов, получивших "хорошо" и "отлично", а также средний балл. Уровень требований, на наш взгляд, предопределяет и характеризует эффективность учебной деятельности преподавателя вообще и на каждом занятии в частности.

Основной фундамент для этого имеется - это настоящая пятибалльная шкала оценок. Оценку 5 можно будет ставить человеку, проявившему себя при ответе на уровне показателя "перенос"; 4 - проявившему себя на уровне показателя "элементарные умение и навыки"; 3 - на уровне "понимание"; 2 - на уровне "запоминание"; 1 - на уровне "разли-

чение". Переводными во всех документах тогда можно сделать все пять баллов, и они количественно будут адекватны определенному и конкретному приросту степени обученности.

Для осуществления перехода на предлагаемую шкалу оценок потребуется несколько пересмотреть технологию составления тестовых заданий для учащихся школ и вузов. Каждому уровню обученности должен соответствовать свой тест. Студент, показавший, что он освоил уровень "различение", получает следующий, т.е. проявивший себя на уровне "понимание", может отвечать на очередные вопросы и т.д. Обучаемый может сам остановиться на том уровне, который его устраивает или соответствует его способностям в настоящее время.

Таким образом, знание и понимание основных составляющих понятия степени обученности должны помочь каждому преподавателю более осознанно и достоверно оценивать фактическую обученность учащихся, а органам образования всех уровней иметь надежный фундамент для разработки и совершенствования образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.