Научная статья на тему 'О СПОСОБАХ ОБОГАЩЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ КОММУНИКАТИВНОЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ'

О СПОСОБАХ ОБОГАЩЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ КОММУНИКАТИВНОЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ОПЫТ / ОБОГАЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРИТЧА / SITUATED LEARNING / COMMUNICATIVE EXPERIENCE / ENRICHMENT / COMMUNICATIVE SELF-EFFICACY / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PARABLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пасечкина Татьяна Николаевна

Статья посвящена рассмотрению актуальной задачи современной высшей школы - формированию коммуникативной самоэффективности обучающихся. Особое внимание обращено на обогащение их коммуникативного опыта через использование ситуационного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пасечкина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT METHODS OF ENRICHING COMMUNICATIVE EXPERIENCE OF TRAINING UNIVERSITIES IN THE PROCESS OF FORMING THEIR COMMUNICATIVE SELF-EFFICIENCY

The article is devoted to the consideration of the urgent task of modern higher education - the formation of students' communicative self-efficacy. Particular attention is paid to enriching their communicative experience through the use of situated learning.

Текст научной работы на тему «О СПОСОБАХ ОБОГАЩЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ КОММУНИКАТИВНОЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ»

Аннотация. Обращение к конструкту «социально-коммуникативная проба» определяется необходимостью «усиления» «личностной» составляющей педагогического образования в условиях «неопределенности». Социально-коммуникативная проба рассматривается как интерактивный метод контекстного обучения, направленный на решение жизненных задач и приобретение жизненных навыков, создающих основу для развития профессиональной компетентности будущего педагога. Рассматривается примерный алгоритм выстраивания социально-коммуникативной пробы.

Ключевые слова: контекстное обучение, социальная среда, жизненный контекст, жизненная ситуация, жизненные задачи, жизненный опыт, социально-коммуникативная проба.

Annotation. The appeal to the construct "social-communicative test" is determined by the need to "strengthen" the "personal" component of teacher education in conditions of "uncertainty". Socio-communicative test is considered as an interactive method of contextual education aimed at solving life problems and acquiring life skills that create the basis for the development of professional competence of a future teacher. The article considers algorithm for building a social-communicative test.

Keywords: contextual training, social environment, life context, life situation, life tasks, life experience, social-communicative test.

Литература:

1. Вербицкий A.A. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М.: ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.

2. Гришина Н.В., Маничев С.А. Изучение контекста как исследовательская перспектива организационной психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Сер. 16. - Вып. 4. - С. 93-108.

3. Гурьянова М.П. Метод «Обучение через опыт» // Современные методы обучения в профессиональной социально-педагогической подготовке специалистов социальной сферы. Учебно-методическое пособие для учреждений высшего и дополнительного профессионального образования / Под редакцией доктора педагогических наук, профессора Гурьяновой М.П. Москва: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2018. - 208 с. -С. 106-116.

4. Бмельянова И.Н. Метод погружения в социально-педагогическую среду // Современные методы обучения в профессиональной социально- педагогической подготовке специалистов социальной сферы. Учебно-методическое пособие для учреждений высшего и дополнительного профессионального образования / Под редакцией доктора педагогических наук, профессора Гурьяновой М.П. Москва: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2018.-208 с. - С. 72-81.

5. Личностный потенциал: структура и диагностика: колл. монография / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 680 с.

6. Неумоева-Колчеданцева Г.В. Профессиональная проба как метод обучения // Современные методы обучения в профессиональной социально- педагогической подготовке специалистов социальной сферы. Учебно-методическое пособие для учреждений высшего и дополнительного профессионального образования / Под редакцией доктора педагогических наук, профессора Гурьяновой М.П. Москва: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2018. - 208 с. - С. 93-106.

7. Поляков А.А. Методы развития личностных компетенций будущих педагогов в ходе тренинга личностно-профессионального роста // «Инновации в науке и практике». Сборник материалов Международной научно-практической конференции (16 декабря 2019 г., г. Уфа). В 2 ч. Ч. 2. - Уфа: Изд. НИЦ Вестник науки, 2019. - 185 с. - С. 118-125.

УДК 378

О СПОСОБАХ ОБОГАЩЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ КОММУНИКАТИВНОЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ

старший преподаватель кафедры профессиональных коммуникаций, аспирант Пасечкина Татьяна Николаевна ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России (г. Железногорск)

Постановка проблемы. Очевидно, что в большинстве жизненных ситуаций людям разных профессий необходимы коммуникативные, командные, лидерские, публичные и другие социально-психологические навыки. Кроме того, в настоящее время все большую актуальность приобретает способность человека самостоятельно определять свои возможности, способность справляться со сложными ситуациями и оказывать влияние на эффективность деятельности, то есть его самоэффективность. Обратим особое внимание на коммуникативную самоэффективность будущих специалистов. С нашей точки зрения, это профессионально-важное метакачество, характеризующееся представлениями обучающихся о собственных эффективных коммуникативных действиях, уверенностью в достижении положительного результата в различных, в том числе нетипичных ситуациях взаимодействия и готовностью реализовывать это коммуникативное взаимодействие. Убеждены, что формирование коммуникативной самоэффективности будущих специалистов - одна из важнейших задач современного высшего образования [6].

Мы разделяем точку зрения А. Бандуры, который среди основных источников самоэффективности называет: собственный опыт в виде наличия более или менее широкого репертуара навыков поведения; косвенный опыт; вербальные убеждения со стороны других, которые могут быть как подкреплением, так и наказанием; физическое, психологическое, эмоциональное состояние человека в конкретной ситуации. Таким образом, одним из важных этапов формирования коммуникативной самоэффективности обучающихся вузов является обогащение их коммуникативного опыта. Рассматривая эту стратегию в рамках нашего исследования, отметим, что в процессе обогащения коммуникативного опыта будущих специалистов происходит принятие ими коммуникативной самоэффективности как профессионально-важного метакачества; нацеливание их на совершенствование своей коммуникативной компетентности и коммуникативной самоэффективности для профессионального роста, мотивация на эффективное коммуникативное поведение.

Считаем, что одной из основных методик, способствующих обогащению коммуникативного опыта, является ситуационное обучение. Это детальное исследование реальной или искусственно сконструированной ситуации с целью выявления проблем и причин, вызвавших ее, а также для нахождения эффективного и оперативного способа ее разрешения Г41.

Изложение основного материала исследования. В практике обучения выделяют: ситуации -иллюстрации — реальные примеры и способы решения; ситуации-оценки - описание ситуаций и возможные решения в готовом виде, при этом важно оценить, насколько решение эффективно и правомерно; ситуации-упражнения - проигрывание ситуаций, нахождение адекватных и эффективных решений [2, с. 40]. В данной статье уделим особое внимание коммуникативным ситуациям - иллюстрациям. Главной задачей при работе с ними является понимание обучающимися представленной ситуации, «примерка ее на себя», осознание своих коммуникативных возможностей и недостатков. Важно осуществить рефлексию своих коммуникативных особенностей и задать себе вопросы: «Как бы я поступил?», «Чтобы я при этом чувствовал?», «Какие трудности я бы испытал в подобной ситуации?».

При работе с ситуациями - иллюстрациями уместно использовать такие приемы как: просмотр и последующий анализ видеосюжетов, отражающий особенности коммуникации, как в личной, так и учебно-профессиональной сфере будущих специалистов; работа с притчами, раскрывающими различные стороны общения; изучение и анализ реальных коммуникативных ситуаций (составляемых на основе опыта работы магистрантов - заочников); создание банка коммуникативных ситуаций, проблемных для обучающихся; ведение дневника самонаблюдения.

Остановимся подробнее на работе с притчами.

Притчи - одно из тех немногих средств, которые позволяют воздействовать не только на сознание человека, но и на его душевный мир. Притчи, являясь, по сути, образными сравнениями, поучениями, иносказательными историями, передают богатый духовный опыт поколений. Как отмечает О.Ю. Ольшванг, притча - это повествование, которое может быть целым текстом и текстом-вставкой, и в котором в иносказательном виде заключена этико-философская концепция [5]. Притчи помогают по-новому посмотреть на мир, на себя, на свои взаимоотношения с другими людьми. Метафоричность притч заключает в себе неосознаваемые элементы личного опыта человека, помогает освободить творческую силу бессознательного. Погружаясь в содержание притч, идентифицируя себя с их героями, обучающиеся, часто незаметно для себя, проходят путь глубинных личностных изменений и развития. С другой стороны, анализ притч приводит к пониманию того, что духовные и нравственные ценности, этические ценности общения, в том числе и делового имеют единую «общечеловеческую» платформу. Осознание этого важно для развития толерантного, терпимого отношения обучающихся к представителям других национальностей, к людям, имеющим другую точку зрения, иной взгляд на вещи, к людям, отличающимися своими способностями и возможностями, в том числе и коммуникативными. Кроме того, работая с притчами разных временных периодов, обучающиеся понимают, что духовные и нравственные ценности вечны. И наше непростое время не является исключением.

Анализируя функции притч под углом нашего исследования, представим их в виде следующей таблицы (Табл. 1).

Таблица 1

Функции притч в контексте обогащения коммуникативного опыта обучающихся вуза

Функции притч Общая характеристика Характеристика с точки зрения формирования коммуникативной самоэффективности

Функция зеркала. Сравнить свое с тем, о чем рассказывается в истории. Сравнение своих мыслей, переживаний с тем, о чем рассказывается в причте; своих коммуникативных способностей и возможностей и коммуникативного поведения героев притчи; осознание своих собственных коммуникативных затруднений сквозь призму поведения героев.

Функция модели. Отображение ситуаций с предложением возможных способов их решения, указание на последствия. Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.

Функция опосредования. Появление посредника между людьми в виде истории. Используя притчи, можно в опосредованной, щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

Функция хранения опыта. Исполнение роли носителя традиций, а также посредника межкультурных отношений. Большинство притч могут быть проанализированы с точки зрения коммуникативного поведения. Ведь коммуникация, так или иначе, вплетается в контекст различных ситуаций. Вся социальная жизнь человека - это цепь коммуникативных ситуаций. Анализ опыта владения многообразными и эффективными стратегиями коммуникативного поведения, заключенный в притчах, - ключ к успеху, повышению собственной коммуникативной компетентности и самоэффективности.

Нами были использован набор притч, раскрывающих различные особенности коммуникативного поведения: «О двух толкователях сна», «Три сита», «Мудрая беседа», «Об общении жестами», «Искусство вести беседу. Даосская притча», «Трое глухих и немой дервиш. Суфийская притча», «Мастерство убеждения Ув мастерства утверждения» и другие. Обучающимся нужно было поразмыслить над ними, сформулировать

основную мысль, «примерить на себя», проанализировать и оценить собственное коммуникативное поведение как в сфере личного, так и в сфере учебно-профессионального общения. Часто курсантам не давался готовый ответ, им нужно было предположить, чем закончится притча, увидеть ее скрытый смысл, спроецировать раскрываемые в притчах идеи на свою будущую профессию. Данная работа вызвала живой интерес. Многие обучающиеся отметили, что притчи заставили их осознанно посмотреть на себя и на взаимоотношения с другими людьми, задуматься над своими коммуникативными возможностями и способностями. Так, например, работая над притчей о Сократе и «трех ситах», они высказали такие идеи о «мерилах» эффективности речи, общения: «Прежде чем что-то сказать, нужно хорошо обдумать свои слова. Ведь есть много слухов и вранья, и нужно уметь среди всего этого найти правду. И даже если эта «правда» верна для тебя, не факт, что она истинна и верна для других»; «Всегда нужно задаваться вопросом, есть ли смысл в том, что ты говоришь, уверен ли в своих словах, не причинишь ли боль другому своими словами»; «Я пренебрегаю добротой. Могу ранить человека, испортить ему настроение»; «Я пытаюсь контролировать себя, когда нахожусь в гневе». Анализируя притчу о властелине и двух толкователях снов, многие обучающиеся отметили, что они чаще склонны высказываться о событиях с реалистичной, скорее пессимистичной точки зрения, им не всегда удается видеть положительное в любой ситуации.

Кроме того, обучающимся нужно было проанализировать притчи в контексте своей будущей профессии. Им было предложено выполнить разные задания. Вот некоторые из них:

• Определите основную мысль данной притчи. Как вы думаете, связана ли она с вашей будущей профессией? Каким образом?

• Выберите те притчи, которые «задели» именно вас. Почему?

• Прочитав разные притчи об общении людей друг с другом, подумайте, в каких ситуациях вашей будущей профессиональной жизни, они могут пригодиться.

• Разыграйте эти ситуации так, чтобы остальные обучающиеся догадались, о каких коммуникативных умениях, необходимых вам, как будущим специалистам, идет речь.

• Подумайте, какими коммуникативными и поведенческими особенностями должен обладать специалист пожарно-спасательных служб.

• Найдите в разных источниках притчи, которые отражали бы эти качества.

• Можно ли назвать героев притчи коммуникативно самоэффективными людьми? Почему? Кто из них, на ваш взгляд, более убедителен?

Интересными оказались высказывания обучающихся, связанные с применением обсуждаемых в притчах идей к их будущей профессиональной коммуникации: «Нужно оттачивать свое мастерство говорить, бороться со страхами», «Этому нужно учиться, ведь в стрессовой ситуации мне придется убеждать человека», «Язык жестов... конечно нужноуметь понимать. Вдруг мне придется спасать иностранца!».

При обсуждении своих идей по поводу прочитанных притчей важным явился и тот факт, что знания, заключенные в такую форму выражения, имеют многоуровневую систему, притча не может быть понята правильно или неправильно [1, с. 11]. Любое понимание, толкование имеет право на существование. Обсуждая разные взгляды, будущие специалисты учились быть открытыми как своему личностному коммуникативному опыту, так и личностному коммуникативному опыту других, учились понимать и уважать иные взгляды, иные способы и манеру изложения. Все это является важными факторами при формировании коммуникативной самоэффективности.

Проанализировав достаточно большое количество притч, курсанты смогли сформулировать свое отношение к пониманию эффективной коммуникации, рассмотрев ее не просто как обмен информацией, но и как понимание эмоций и намерений собеседника, не только как успешное выполнение поставленной задачи, но и как стремление и способность сохранить положительное отношение друг к другу. В ходе коллективного обсуждения также смогли составить основные правила эффективной коммуникации. Интересным, на наш взгляд, является то, как курсанты оценили свой коммуникативный опыт с точки зрения использования этих правил (Табл. 2).

Таблица 2

Результаты анкетирования обучающихся

Основные правила эффективной Количество обучающихся (%)

коммуникации с точки зрения обучающихся Я стараюсь как можно чаще Чаще всего у меня не получается Уверен(а), что мне нужно

руководство- применить данное совершенство-

ваться этим правило ваться в этом

правилом направлении

Проявляйте эмпатию - постарайтесь 60 20 92

увидеть ситуацию глазами другого.

Проявляйте искренность: лесть и ложь -плохие спутники эффективной 86 5 80

коммуникации.

Будьте позитивны и к вам потянутся. 51 27 100

Умейте слушать и слышать других -безоценочно и заинтересованно. 36 33 100

Проявляйте уважение. Общайтесь с 79 5 80

другими так, как вы хотите, чтобы они

говорили с вами.

Иногда можно и уступить. 82 13 60

Работайте над собой! 30 49 100

(навыки вербальной и невербальной коммуникации)

Как показал опрос, обучающиеся понимают ценность постоянного обогащения своего коммуникативного опыта, совершенствования коммуникативной компетентности и формирования коммуникативной самоэффективности.

Выводы. Подводя итог, отметим, что системная организация ситуационного обучения, направленного на анализ коммуникативных ситуаций, ситуаций взаимодействия, дает возможность обучающимся «примерить» различные социальные роли как в рамках личного, так и профессионального взаимодействия, интерпретировать поступки коммуникантов, переосмыслить стереотипы собственного поведения, расширить репертуар своих коммуникативных действий в различных ситуациях, а значит, сформировать уверенность в успешном разрешении подобных ситуаций в будущем.

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению актуальной задачи современной высшей школы -формированию коммуникативной самоэффективности обучающихся. Особое внимание обращено на обогащение их коммуникативного опыта через использование ситуационного обучения.

Ключевые слова: ситуационное обучение, коммуникативный опыт, обогащение, коммуникативная самоэффективность, коммуникативная компетентность, притча.

Annotation. The article is devoted to the consideration of the urgent task of modern higher education - the formation of students' communicative self-efficacy. Particular attention is paid to enriching their communicative experience through the use of situated learning.

Keywords: situated learning, communicative experience, enrichment, communicative self-efficacy, communicative competence, parable.

Литература:

1. Зайцев, B.C. Из чаши мудрости испей: учебно-методическое пособие / B.C. Зайцев. - Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. - 51 с.

2. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А.П. Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.

3. Моисеева И.Ю., Нестерова Т.Г. Притчи как средство развития ценностных ориентаций студентов // Современные проблемы науки и образования. -2017. -№ 4.

4. Мухина С.А., Соловьёва А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Серия «Среднее профессиональное образование». Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. - 384 с.

5. Ольшванг О.Ю. Динамика притчевого повествования в творчестве Р. Баха // Известия Уральского государственного университета. -2007. -№ 53. - С. 68-76.

6. Пасечкина Т.Н. Формирование коммуникативной компетентности и коммуникативной самоэффективности как «soft skills» будущих специалистов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева №2(48), 2019, С. 178-188.

УДК 372.874

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ К САМОВЫРАЖЕНИЮ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

студент Пацков Константин Сергеевич Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень); доцент, кандидат педагогических наук Овсянникова ОксанаАлександровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменскийгосударственныйуниверситет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Все виды искусств на протяжении истории имеют тенденцию эволюционировать относительно постоянно меняющейся картины мира человечества. Сегодняшний человек окружен сферой цифровых технологий. Также складываются возможности для их полноценного использования в процессе творчества. В данной статьей рассмотрен и проанализирован потенциал внедрения цифровых технологий в традиционную художественную и образовательную среду.

Быстрое развитие современных цифровых технологий повлияло на многие сферы жизни, в том числе и на искусство. С помощью цифровых технологий меняется процесс и способы работы художников, восприятие их произведений, появляются новые виды искусства. «Меняется система формирования культурного опыта в целом, все базовые сферы культуры» [6]. Важной особенностью цифрового искусства, в отличие от традиционного, является его общедоступность и взаимодействие со зрителем, часто оно бывает интерактивным. Использование компьютерных программ, реализующих интерактивную технологию обучения, позволяет решить целый ряд дидактических и методических задач [7].

В традиционном искусстве часто всплывает тема «бездушности» цифровых работ и отсутствие некоторой осязаемости. У работ в цифровом стиле авторский почерк часто упускается из виду и преувеличивается значение технологического аспекта. Технологии не создают никаких новых рамок для художника. «Его функция в другом - в выражении отношения художника-автора к миру, в котором он живет, и в побуждении зрителя к формированию (или осознанию) собственного отношения к нему» [4, с. 4]. Таким образом, после преодоления технических трудностей автор цифрового произведения не ограничен ничем, кроме собственного таланта.

Цифровое искусство, как искусство, изучалось различными авторами, как отечественными, так и зарубежными. Некоторые прогнозы давал ещё Казимир Малевич, он выдвигал различные предположения, подчёркивая важность взаимодействия художника и техники [3].

Как подчёркивают многие авторы (Ерохин C.B., Николаева Е.В., Удалов С.Р.) [3], [4], [7] цифровое искусство не вполне вписывается в общепринятую классификацию видов искусства, его невозможно целиком отнести к искусствам пространственным, к нему сложно применить общеэстетические принципы описания и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.