Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРЕССОВЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ'

КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРЕССОВЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая подготовка / стрессовые и экстремальные ситуации / личностные ресурсы / самоэффективность / коммуникативная самоэффективность / организационно-педагогические условия формирования коммуникативной самоэффективности / psychological training / stressful and extreme situations / personal resources / self-efficacy / communicative self-efficacy / organizational and pedagogical conditions for the formation of communicative self-efficacy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пасечкина Татьяна Николаевна

В статье проанализированы актуальные отечественные и зарубежные исследования, раскрывающие особенности профессиональной деятельности в стрессовых и экстремальных ситуациях, и вопросы психологической подготовки обучающихся вузов к такой деятельности. Выявлены личностные ресурсы субъектов экстремальной деятельности. Обращено внимание на необходимость развития у обучающихся самоэффективности, которая является одним из определяющих факторов использования субъектом продуктивных совпадающих форм поведения в трудных ситуациях. В статье также отмечается, что коммуникативный аспект очень важен для субъектов экстремальной деятельности. Однако успешная коммуникация определяется не только тем, насколько хорошо человек владеет коммуникативными умениями и навыками и умеет применять их, но и убежденностью в своей способности успешно действовать, представлениями о своих коммуникативных возможностях, ощущением собственной компетентности при осуществлении коммуникации в различных ситуациях, в том числе в экстремальных. В этой связи формирование коммуникативной самоэффективности будущих специалистов актуальная задача для педагогики высшей школы. Кратко описано экспериментальное исследование, заключающееся в выявлении уровней и характера сформированное™ коммуникативной самоэффективности у обучающихся вуза будущих специалистов пожарно-спасательных служб, а также в создании организационно-педагогических условий ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пасечкина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes current domestic and foreign research that reveals the characteristics of professional activity in stressful and extreme situations, and issues of psychological training of university students for such activities. The personal resources of subjects of extremal activities have been identified. Attention is drawn to the need to develop self-efficacy among students, which is one of the determining factors in a subject’s use of productive coping behaviors in difficult situations. The article also notes that the communication aspect is very important for subjects of extremal activities. In this regard, the formation of communicative self-efficacy of future specialists is an urgent task for higher education pedagogy. After all, successful communication is determined not only by how well a person masters communication skills and how to apply them, but also by confidence in his ability to act successfully, ideas about his communicative capabilities, a sense of his own competence in communicating in various situations, including extremal ones. An experimental study is briefly described, which consists of identifying the levels and nature of the formation of communicative self-efficacy among university students future specialists of fire and rescue services, as well as creating special conditions for its development.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРЕССОВЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ»

функций содержался только один подход, связанный с нахождением наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции. Хотя в рассмотренных случаях студенты могли выбрать и другой, более короткий способ поиска, определяемый существованием вещественных решений квадратного уравнения. На выполнение всех десяти заданий отводилось всего 1ч 20 мин. Возможно, некоторым студентам не хватило времени на выполнение всех заданий данной работы, так как предложенная контрольная работа оказалась для них сложной.

Выводы. Таким образом, фундаментальность и системность знаний студентов являются необходимым условием формирования профессиональных компетенций у будущих учителей математики при обучении в вузе. При этом выбор тематики и содержания контрольных заданий фонда оценочных средств для оценки сформированности предметной компетенции ПК-1 должен определяться фундаментальными математическими понятиями, спецификой и уровнем их формирования в рамках предметной подготовки при обучении в вузе.

Литература:

1. Деза, Е.И. Вопросы фундаментализации предметной подготовки учителя математики / Е.И. Деза // Наука и школа. -2021. - №6. - С. 115-124

2. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - Москва: Редакционно-издательский дом Российского нового университета, 2015. - 336 с.

3. Лаптев, В.В. Концептуальная рамка согласования образовательных и профессиональных стандартов в программах подготовки педагогов в университете / В.В. Лаптев, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына // Известия РГПУ. - 2017. - №185. -С. 5-14

4. Лубков, А.В. Современные проблемы педагогического образования / А.В. Лубков// Образование и наука. - 2020. -Т.22,№3.-С. 34-54

5. Перминов, Е.А. Об актуальности фундаментализации математической подготовки студентов педагогических направлений в цифровую эпоху / Е.А. Перминов, Д.Д. Гаджиев, М.М. Абдуразаков // Образование и наука. - 2019. - Т. 21, №5. - С. 87-112

6. Афанасьев, В.В. Подготовка учителя математики: инновационные подходы: Учебное пособие / В.В. Афанасьев, Ю.П. Поваренков, Е.И. Смирнов; Под редакцией В.Д. Шадрикова. - Москва: Гардарики, 2002. - 383 с.

7. Тарханова, И.Ю. Современные регуляторы становления новой дидактики высшего образования / И.Ю. Тарханова // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - №2 (107). - С. 45-52

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Пасечкина Татьяна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирская пожарно-спасательная академия» ГПС МЧС России (г. Железногорск)

КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРЕССОВЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Аннотация. В статье проанализированы актуальные отечественные и зарубежные исследования, раскрывающие особенности профессиональной деятельности в стрессовых и экстремальных ситуациях, и вопросы психологической подготовки обучающихся вузов к такой деятельности. Выявлены личностные ресурсы субъектов экстремальной деятельности. Обращено внимание на необходимость развития у обучающихся самоэффективности, которая является одним из определяющих факторов использования субъектом продуктивных совладающих форм поведения в трудных ситуациях. В статье также отмечается, что коммуникативный аспект очень важен для субъектов экстремальной деятельности. Однако успешная коммуникация определяется не только тем, насколько хорошо человек владеет коммуникативными умениями и навыками и умеет применять их, но и убежденностью в своей способности успешно действовать, представлениями о своих коммуникативных возможностях, ощущением собственной компетентности при осуществлении коммуникации в различных ситуациях, в том числе в экстремальных. В этой связи формирование коммуникативной самоэффективности будущих специалистов - актуальная задача для педагогики высшей школы. Кратко описано экспериментальное исследование, заключающееся в выявлении уровней и характера сформированности коммуникативной самоэффективности у обучающихся вуза - будущих специалистов пожарно-спасательных служб, а также в создании организационно-педагогических условий ее развития.

Ключевые слова: психологическая подготовка; стрессовые и экстремальные ситуации; личностные ресурсы; самоэффективность; коммуникативная самоэффективность; организационно-педагогические условия формирования коммуникативной самоэффективности.

Annotation. The article analyzes current domestic and foreign research that reveals the characteristics of professional activity in stressful and extreme situations, and issues of psychological training of university students for such activities. The personal resources of subjects of extremal activities have been identified. Attention is drawn to the need to develop self-efficacy among students, which is one of the determining factors in a subject's use of productive coping behaviors in difficult situations. The article also notes that the communication aspect is very important for subjects of extremal activities. In this regard, the formation of communicative self-efficacy of future specialists is an urgent task for higher education pedagogy. After all, successful communication is determined not only by how well a person masters communication skills and how to apply them, but also by confidence in his ability to act successfully, ideas about his communicative capabilities, a sense of his own competence in communicating in various situations, including extremal ones. An experimental study is briefly described, which consists of identifying the levels and nature of the formation of communicative self-efficacy among university students - future specialists of fire and rescue services, as well as creating special conditions for its development.

Key words: psychological training; stressful and extreme situations; personal resources; self-efficacy; communicative self-efficacy; organizational and pedagogical conditions for the formation of communicative self-efficacy.

Введение. Современный мир можно охарактеризовать как непростой, нестабильный, неопределенный и неоднозначный. Особенно очевидным стало это в последние два года. В таких условиях достаточно тяжело ориентироваться, трудно меняться, эмоции преобладают над разумом, в условиях стресса, ставших уже типичными, многие начинают принимать неэффективные решения. Такая ситуация не может негативно не влиять на деятельность работников разных сфер. И, прежде всего, на деятельность работников, так называемых, «опасных профессий», связанных с

постоянными стрессовыми и экстремальными ситуациями. Речь идет о профессиональной деятельности специалистов пожарно-спасательного профиля, которые сталкиваются с человеческими жертвами, страданиями, материальными потерями, опасностью для жизни и здоровья своего и других людей. Работа специалистов государственной противопожарной службы выполняется в условиях многозадачности, дефицита времени, ожидания сигнала к экстренным действиям, высокой ответственности за принимаемые решения и другое.

Целью нашего исследования стало выявление и анализ особенностей психологической подготовки к профессиональной деятельности в стрессовых и экстремальных ситуациях, а также разработка проверка результативности организационно-педагогических условий, способствующих психологической подготовленности обучающихся вуза к такой деятельности.

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России. Участие приняли 231 обучающийся, преподаватели, офицеры. Основными методами исследования стали: анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы; педагогическое моделирование; педагогическое наблюдение, беседа, анализ деятельности обучающихся, самооценка, взаимо оценка, экспертная оценка, статистические методы обработки данных. Диагностика сформированности коммуникативной самоэффективности проводилась с помощью известных методик: Шкала общей самоэффективности (Дж. Маддукс), Тест для диагностики мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева), Опросник потребности в достижении (Ю.М. Орлова), Тест поведения людей в конфликтных ситуациях (К. Томас), Тест самомониторинга (М. Снайдер)). Также был разработан оценочно-диагностический инструментарий: «Оценка собственного уровня самоэффективности в коммуникации», «Представления о должном коммуникативном поведении», «Самооценка уровня образованности в области деловой коммуникации», «Специалист пожарно-спасательных служб, профессионал должен...», проективная методика «Представления о себе»; методика «Портрет самоэффективного человека».

Изложение основного материала статьи. Требования к специалистам пожарно-спасательных служб постоянно растут, поскольку развитие новых технологий, научный прогресс, геополитическая неустойчивость требуют адекватного и быстрого ответа на возможные риски, связанные с различными чрезвычайными ситуациями, катастрофами и стихийными бедствиями. В этой связи в образовательной политике России особое внимание обращается на развитие вузов МЧС, на качественную профессиональную подготовку специалистов, в задачи которых входит реализация государственной политики в сфере надзора и контроля в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от различных стихийных бедствий, ликвидации последствий, а также обеспечение пожарной безопасности и безопасности на водных объектах [18].

Одним из важных направлений является психологическая подготовка обучающихся к экстремальной деятельности. Различные аспекты такой подготовки будущих специалистов рассматриваются в трудах Ю.А. Дежкиной, A.A. Деркача, В.И. Дутова, И.Ю. Кобозева, A.C. Талалаевой, Ю.С. Шойгу и других [3; 4; 5; 14; 16; 22; 23]. Имеется ряд научных работ, рассматривающих вопросы психической адаптации специалистов в экстремальных условиях служебной деятельности [8; 9; 10; 13; 17; 20].

Как справедливо отмечают исследователи, адаптация к различным трудным жизненным и профессиональным ситуациям, может происходить посредством механизмов психологических защит, которые направлены, прежде всего, на уход от разрешения стрессовой ситуации, а также посредством совладающего поведения или копинг-механизмов (В.А. Абабков, A.B. Бухвостов, Л.Ю. Субботина, A.B. Суховей, Н.В. Шкроб, Ю.С. Шойгу и другие). Совладающее поведение может быть реализовано в разных формах: переключение на другие темы, другую деятельность; принятие ситуации такой, какая она есть; юмор, ирония; проблемный анализ сложившейся ситуации; придание личностного смысла сложившейся ситуации; подавление отрицательных эмоций с сохранением самообладания, самоконтроля; проявление альтруизма; изменение сложившейся ситуации; поиск эмоциональной поддержки - стремление быть выслушанным, понятым. Р. Лазарус определял копинг - механизмы как стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуации психологической угрозы, «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы» [1, С. 7]. Как показывают исследования, эффективность профессиональной деятельности, в том числе сотрудников ГПС МЧС России в сложных, экстремальных ситуациях определяется сформированностью адаптивных стратегий копинг-поведения, а также личностными

копинг-ресурсами [2; 13; 15; 19; 21; 23], то есть индивидуально-психологическими особенностями, связанными с более успешным осуществлением деятельности и более высоким уровнем психологического благополучия. Обратим внимание на важный для нашего исследования факт, что в современной научной литературе личностные ресурсы рассматриваются как гибкие свойства личности, которые можно развивать и корректировать (А. Бандура, С. Мадди, Ф. Лютанс, Д.А. Леонтьев, М. Селигман и другие) [6, С. 87; 24; 25]. Анализ литературы, посвященной изучению индивидуально-психологических особенностей субъектов экстремальной деятельности, позволяет сделать вывод о том, что такие специалисты должны быть «сильными» личностями, умеющими быстро и точно принимать надежные решения, способными предвосхищать ситуацию, мыслить нестандартно, с адекватной мотивацией достижений, с высоким уровнем саморегуляции, что проявляется в умении управлять своим состоянием, высокой работоспособности, стрессоустойчивости, способности мобилизовать свои ресурсы в необходимый момент и другое. Конкретизируя вышесказанное, выделим три основных блока личностных ресурсов:

- психофизиологические особенности (тип нервного реагирования и темперамент, скорость реакций, уравновешенность, устойчивость к перегрузкам, устойчивость к риску);

- базовые психологические качества (направленность: социально-развитые потребности, ценности, мотивы долга, ответственности, морально-психологическая устойчивость; качества и способности: воля, критическое мышление в проблемных ситуациях, память, способность к предвидению, способность руководить работой команды, применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики в экстремальных ситуациях);

- личностные черты (уровень самооценки, уровень субъективного контроля, уровень личностной тревожности, баланс мотивации достижения и избегания, уровень критичности, оптимизм, самоэффективность, убеждения и моральные ценнности, влияющие на придание личностного смысла стрессовой ситуации, коммуникативные ресурсы - эмпатия и аффилиация и другое).

Наше эмпирическое исследование было обращено к развитию у обучающихся такого важного личностного метакачества как самоэффективность, являющегося определяющим фактором проблемно-ориентированных копинг-стратегий в трудных ситуациях. В современных психологических исследованиях самоэффективность обозначается как вера в свою способность к эффективной деятельности, к решению проблем и к совладанию со стрессами. Это влияет не только на успешность деятельности, но и на психологическое благополучие и физическое здоровье [6, С. 91].

Опираясь на имеющиеся в психологии подходы к рассмотрению понятия самоэффективности (социально-когнитивный, когнитивно-аффективный, деятельностно-смысловой, личностно-деятельностный, акмеологический) и его различные трактовки (А. Бандуры, Т.И. Васильевой, М.И. Гайдара, Т.О. Гордеевой, Д. Зиглера, Дж. Капрара, Р.Л. Кричевского,

Д.А. Леонтьева, Дж. Маддукеа, С.А. Огнева, В.Г. Ромека и других), мы рассматриваем данное понятие как: представления личности о собственной эффективной деятельности; уверенность в достижении положительного результата в различных ситуациях, в том числе в стрессовых и экстремальных ситуациях; поведение, ориентированное на достижение эффективного результата в практической деятельности.

Вместе с тем в реальной образовательной практике вузов еще недостаточно учитывается субъектная позиция обучающихся к осваиваемой деятельности, процессу коммуникации, которая выражается в самодоверии, мотивации к качественному осуществлению деятельности, осознанности своего потенциала, готовности эффективно действовать в ситуации неопределенности, реакции на успех и неудачи.

Как следует из теории и практики экстремальной психологии, коммуникативный аспект является одним из важнейших для субъектов экстремальной деятельности [11]. Это в полной мере касается и специалистов МЧС, поскольку им первым приходится общаться с пострадавшими, организовывать взаимодействие на месте чрезвычайной ситуации, оперативно и полно доносить необходимую информацию, выходить из ситуации коммуникативного затруднения в экстремальной ситуации, выстраивать коммуникацию и руководить действиями подчиненных и пострадавших с учетом их психоэмоционального состояния, грамотно осуществлять профессиональную коммуникацию с коллегами. В этой связи особое значение имеет способность специалиста пожарно-спасательных служб самостоятельно определять свои возможности, потенциал, способность справляться со специфическими и сложными коммуникативными ситуациями, оказывать влияние на эффективность делового и межличностного взаимодействия, что отражает в целом его коммуникативную самоэффективность.

Применительно к профессиональной деятельности специалистов пожарно-спасательных служб, понятие «коммуникативная самоэффективность» понимается нами, как метакачество личности, определяющее выбор коммуникативных стратегий и необходимых коммуникативных тактик в повседневной служебной деятельности и в чрезвычайных ситуациях.

Суть нашего экспериментального исследования состояла в выявлении уровней и характера сформированности коммуникативной самоэффективности, что более подробно раскрыто нами в других работах \1\ 121, а также в создании определенных организационно-педагогических условий ее развития в условиях вузовского обучения. В течение трех лет в содержание и организацию учебного процесса пожарно-спасательной академии были внесены такие изменения как обогащение коммуникативного потенциала содержания гуманитарных дисциплин; расширение и углубление коммуникативного опыта обучающихся в рамках технологии ситуационного обучения на занятиях; активное включение обучающихся в коммуникативно-ориентированные виды учебных и производственных практик разной степени психоэмоционального напряжения.

Первое условие (изменение) характера психологической подготовки было связано с организацией познавательно-рефлексивной деятельности обучающихся по формированию представлений о должном, эталонном коммуникативном поведении специалистов выбранной ими профессии в различных ситуациях и пониманию ими своих коммуникативных целей, способностей. Второе условие способствовало развитию у обучающихся эмоционально-ценностного отношения и формированию уверенного и результативного коммуникативного поведения. Третье условие было нацелено на создание реальной возможности для проявления обучающимися эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях. Названные три организационно-педагогические условия были поэтапно внедрены в учебный процесс Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России.

Как показала экспериментальная работа, на первом этапе одним из результативных способов является использование на занятиях по гуманитарным дисциплинам профессионально-ориентированных заданий коммуникативного характера. На втором этапе важным оказалось обогащение коммуникативного опыта обучающихся, расширение их профессионального коммуникативного репертуара, нацеливающее на самосовершенствование в сфере деловой коммуникации. Одним из методов работы является анализ конкретных ситуаций. Ситуации были разработаны и систематизированы с учетом особенностей профессиональной коммуникации специалистов пожарно-спасательных служб: ситуации повседневного делового общения и ситуации общения в условиях выполнения боевых задач. Продуман алгоритм и содержание работы с разными типами коммуникативных ситуаций (ситуации - иллюстрации, ситуации - оценки, ситуации - упражнения), подготовлены материалы, помогающие грамотно проанализировать эти ситуации. Такая работа требует от обучающихся демонстрации нормированного для профессиональной сферы коммуникативного поведения, и в то же время, проявления креативности, но уже на более высоком уровне: выявление проблемы, причины сложившейся ситуации, предположения по поводу развития событий, предложение разнообразных возможных вариантов решения проблемы, разыгрывание ситуаций. На третьем этапе, предполагающем самостоятельное, уверенное проявление результативного коммуникативного поведения, было организовано включение будущих специалистов в различные коммуникативно - ориентированные практики с элементами нетипичности, неопределенности, требующие активного, самостоятельного, гибкого и уверенного поведения. Мы использовали такие формы работы, как: семинары «Soft skills - условие успешных коммуникаций современного человека», проекты социальной направленности, региональный конкурс «Социальный интеллект», показные выступления пожарно-спасательной тематики, участие в олимпиадах по оказанию первой помощи (психологический аспект); взаимодействие с начальством, коллегами, пострадавшими в период учебной практики и ликвидации ЧС и другое. Особое внимание обращалось на анализ обучающимися своего (приобретенного) коммуникативного опыта.

Сравнительный анализ полученных результатов на конец экспериментальной работы показал следующее: в экспериментальных группах количество обучающихся, находящихся на стабильно-продуктивном и ситуативно-продуктивном уровнях коммуникативной самоэффективности (что считаем свидетельством «эффекта» после проведенной экспериментальной работы) по познавательно-рефлексивному критерию увеличилось на 23,7%, по эмоционально-ценностному критерию увеличилось на 25,4%, по креативно-деятельностному - на 21,1%; в контрольных группах количество обучающихся, находящихся на стабильно-продуктивном и ситуативно-продуктивном уровнях коммуникативной самоэффективности по познавательно-рефлексивному критерию увеличилось на 11,9%, по эмоционально-ценностному критерию увеличилось на 17,1%, по креативно-деятельностному - на 10,2%.

Стоит отметить, что на завершение экспериментальной работы количество обучающихся, находящихся на стабильно-продуктивном уровне коммуникативной самоэффективности в экспериментальных группах составило 31,0%, в контрольных группах - 10,8%. Такие обучающиеся имеют четкие позитивные представлениях о собственных коммуникативных возможностях (в соответствии с требованиями профессии), демонстрируют уверенность в своих коммуникативных возможностях по достижению конструктивного результата в повседневной служебной деятельности, а также в чрезвычайных ситуациях, относятся к коммуникативной самоэффективности как социально-деловому мета-качеству, ориентированы на ценности эффективной и гармоничной коммуникации, владеют необходимыми для будущего специалиста умениями деловой коммуникации, проявляют уверенность и гибкость в коммуникативном поведении, способны критически анализировать и оценивать коммуникативные ситуации в профессиональной сфере и свои

коммуникативные действия для осмысления и переосмысления коммуникативного опыта.

Для проверки достоверности изменений, произошедших в экспериментальных группах в результате реализации разработанных педагогических условий формирования коммуникативной самоэффективности обучающихся, применялись F-критерий Фишера и t-критерий Стьюдента. Проводилось попарное сравнение экспериментальных и контрольных групп после реализации эксперимента, а также сравнение результатов, полученных в экспериментальных группах на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Также был применен многофункциональный критерий ф* Фишера, который оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зафиксирован интересующий исследователя «эффект».

Выводы. Обобщая все высказанное по поводу психологической подготовки обучающихся вуза к профессиональной деятельности в стрессовых и экстремальных ситуациях, стоит отметить важность развития их личностных ресурсов, в том числе самоэффективности. Как показано в исследовании, это метакачество является одним из определяющих факторов использования субъектом продуктивных совладающих форм поведения в трудных ситуациях. Проведенная экспериментальная работа по созданию и реализации определенных организационно-педагогических условий развития коммуникативной самоэффективности свидетельствует о необходимости и возможности использования предложенных путей, как одного из важных компонентов психологической подготовки обучающихся - будущих специалистов пожарно-спасательных служб к эффективному поведению в стрессовых, экстремальных ситуациях, характерных для профессиональной деятельности этой области.

Литература:

1. Абабков, В.А., Перре, М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб.: Речь, 2004. -166 с.

2. Бухвостов, А.В. Психологические особенности копинг-поведения сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / Бухвостов А.В. - СПб., 2004. - 23 с.

3. Дежкина, Ю.А. Психологическое изучение структуры профессионально важных качеств сотрудников пожарной охраны / Ю.А. Дежкина // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2008. -№ 4. С. - 110-113.

4. Деркач, А.А. Профессиональная деятельность в особых и экстремальных условиях (психолого-акмеологические основы) /А.А. Деркач. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 156 с.

5. Дутов, В.И. Психофизиологические и гигиенические аспекты деятельности человека при пожаре / В.И. Дутов, И.Г. Чурсин. - М.: СЦБМП «Защита», 1993. - 202 с.

6. Иванова, Т.Ю. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности / Т.Ю. Иванова, Д.А. Леонтьев, Б.Н. Осин // Организационная психология. - 2018. - Т. 8. -№1. - С. 85-121. URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/2018-8-l/218051322.html

7. Игнатова, В.В. О коммуникативной самоэффективности обучающихся вуза в контексте их профессиональной подготовки к многоканальной коммуникации / В.В. Игнатова, Т.Н. Пасечкина // Проблемы современного образования. -2020. - № 2. - С. 192-200

8. Корехова, М.В. Факторы психической дезадаптации специалистов экстремального профиля деятельности: дис. ... канд. психол. наук: 05.26.02, 19.00.04 / М.В. Корехова. - СПб., 2013. - 214 с.

9. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.13 / Т.Л. Крюкова. - Кострома, 2005. - 473 с.

10. Куликова, Т.И. Влияние профессионального стресса на психическое здоровье специалистов пожарной службы МЧС / Т.И. Куликова // Концепт. - 2017. - Т. 43. - С. 34-38

11. Макарова, О.В. Анализ эффективности пациентоцентричных коммуникативных навыков врача / О.В. Макарова // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. - 2020. - Том 12. - № 3. - URL: http://journal-s.org/index. php/vmno/article/view/12962

12. Пасечкина, T.H Критериально-уровневый подход к изучению сформированности самоэффективности в коммуникации у обучающихся вуза / Т.Н. Пасечкина, Т.В. Фуряева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021,- № 72-2. - С. 208-212

13. Рыбников, В.Ю. Индивидуально -психологические предикторы адаптации и дезадаптации экстремального профиля деятельности / В.Ю. Рыбников, А.А. Дубинский, В.Г. Булыгина // Экология человека. - 2017. - №3. - С. 3-9

14. Стрельникова, Ю.Ю. Психологические и соматические последствия влияния длительной профессиональной деятельности на сотрудников федеральной противопожарной службы МЧС России / Ю.Ю. Стрельникова // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. - 2015. - № 1. - С. 136-145

15. Суховей, А.В. Копинг-ресурсы и копинг-стратегии как единая система воздействия в поведении личности / А.В. Суховей, С.Н. Коваленко, Б.Н. Носов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №58-1. -URL:https://cyberleninka.ru/article/n/koping-resursy-i-koping-strategii-kak-edinaya-sistema-vozdeystviya-v-povedenii-lichnosti

16. Талалаева, Г.В. Алгоритмы формирования психологической дезадаптации у сотрудников МЧС России в зависимости от занимаемой должности и дифференцированные подходы к их коррекции / Г.В. Талалаева, B.C. Кошкаров // СПЖ. - 2016. - №59. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/algoritmy-formirovaniya-psihologicheskoy-dezadaptatsii-U" sotrudnikov-mchs-rossii-v-zavisimosti-ot-zanimaemoy-dolzhnosti-i

17. Тодышева, Т.Ю. Особенности саморегуляции спасателей / Т.Ю. Тодышева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2016. - № 4 (38). - С. 186-190

18. Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (ред. от 24.10.2018) "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".

19. Хазова, С.А. Эмоциональные ресурсы совладающего поведения / С.А. Хазова // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 1. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 293-297

20. Шевченко, Т.И. Стрессоустойчивость специалистов опасных профессий МЧС России / Т.И. Шевченко, Н.В. Макарова, Т.Г. Бохан // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 369. - С. 164-167

21. Шкроб, Н.В. Исследование копинг-стратегий поведения курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России / Н.В. Шкроб // Научно-аналитический журнал «Сибирский пожарно-спасательный вестник». - 2017. -№ 4. - С. 78-83

22. Шленков, А.В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России: концепция, принципы, технологии: дис. ... д-ра. психол. наук: 05.26.03 / А.В. Шленков. - СПб., 2010. - 394 с.

23. Шойгу, Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / под общ. ред. Ю.С. Шойгу. - М.: Смысл, 2007. -319 с.

24. Carver, Charles S. Dispositional optimism / Charles S. Carver, Michael F. Scheier 11 Trends in Cognitive Sciences. - 2014. -Vol. 18. - Issue 6. - Pp. 293-299. - URL: https://doi.Org/10.1016/j.tics.2014.02.003

25. Cleeremans, A. Learning to Be Conscious / A. Cleeremans, D. Achoui, A. Beauny, L. Keuninckx 11 Trends in Cognitive Sciences. -2020.-Vol.24. - Issue 2. - Pp. 112-123. - URL: https://doi.Org/10.1016/j.tics.2019.ll.011

Педагогика

УДК 378.14

доктор педагогических наук, доцент Пашковская Светлана Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет» (г. Пенза); доктор педагогических наук, доцент Варникова Ольга Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет» (г. Пенза); доктор психологических наук, профессор Константинов Всеволод Валентинович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет» (г. Пенза)

СМЕНА ПАРАДИГМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ)

Аннотация. В статье представлен анализ особенностей смены парадигмы высшего образования в России, предложено авторское видение причин и следствий реформ образования с выделением сущностного концепта - субъекта образовательного процесса. Материалом исследования послужили теоретические труды ученых-дидактов, философов, антропологов, методистов, преподавателей-практиков, саморефлексия многолетнего опыта работы в вузе. Описаны тенденции преобразований российской системы образования, рассмотрены причины и следствия произошедших перемен (общемировых и отечественных трансформаций); представлены основные исторические вехи в смене парадигмы образования в России. Сформулированы результаты проведенного исследования.

Ключевые слова: парадигма высшего образования, компетентностный подход, федеральный государственный образовательный стандарт.

Annotation. The article presents an analysis of the peculiarities of the paradigm shift of higher education in Russia, offers the author's vision of the causes and consequences of education reforms with the allocation of the essential concept - the subject of the educational process. The research material was the theoretical works of didactic scientists, philosophers, anthropologists, methodologists, teachers, practitioners, self-reflection of many years of experience at the university. The tendencies of transformations of the Russian education system are described, the causes and consequences of the changes that have occurred (global and domestic transformations) are considered; the main historical milestones in the paradigm shift of education in Russia are presented. The results of the conducted research are formulated.

Key words: higher education paradigm, competence approach, federal state educational standard.

Введение. В России и за рубежом накоплен богатый теоретический материал и практический опыт по изучению и анализу важнейших аспектов образования, идей и концепций, представленных в различных областях социально-гуманитарного знания, обладающих внутренней сущностью, целостного представления о феномене высшего образования. Несмотря на многочисленные публикации по анализу современных процессов, происходящих в системе высшего образования РФ, имеются определенные трудности в объективной оценке происходящих перемен в связи с различными точками зрения.

Цель исследования - представить теоретический анализ особенностей смены парадигмы высшего образования в РФ, предложить авторское видение причин и следствий реформ образования с выделением сущностного концепта - субъекта образовательного процесса. Материалом исследования послужили теоретические труды ученых-дидактов, философов, антропологов, методистов, преподавателей-практиков, саморефлексия многолетнего опыта работы в вузе.

В процессе проведенного исследования получены следующие результаты:

1. Преобразования в системе высшего образования были нужны и важны сегодня, но при условии сохранения национальных традиций в системе образования, а также традиционных ценностей и интересов России.

2. Учитывая достижения и различные проблемы, переживаемые сегодня Россией, можно утверждать, что смена парадигмы высшего образования может быть только для человека и во благо человека - обучающегося и обучающего (студента как будущего страны и преподавателя как человека, формирующего это будущее).

Изложение основного материала статьи. Системный подход является основополагающим в рассмотрении актуальных вопросов и назревших проблем высшей школы. Традиции отечественной педагогики (A.C. Макаренко, С.Т. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.) нашли свое логическое продолжение в трудах С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, Т.М. Балыхиной, В.П. Беспалько, П.П. Блонского, A.A. Вербицкого, K.M. Гуревича, И.А. Зимней, В.И. Загвязинского. Е.А. Климова, A.A. Леонтьева, И.Я. Лернера, П.П. Пидкасистого и др. «Тектонические сдвиги», произошедшие в конце XX и начале XXI вв., не могли не отразиться на смене всей образовательной парадигмы высшей школы.

Двадцать пять лет назад (в 1998 г.) в Париже была представлена Всемирная декларация о высшем образовании доя XXI в.: подходы и практические меры, заложившая основы преобразований назревших проблем в мировой системе образования. Впервые была озвучена мысль о глобальных общемировых задачах, требующих кардинального обновления всей парадигмы образования - преобразований, «которым подвергать его еще никогда не приходилось» [12]. Отечественными учеными представлен научный анализ факторов, породивших такую необходимость.

A.C. Запесоцкий выявил две основные причины:

1) «масштабность и темпы прогресса современной цивилизации, в которой образование выступает как компонент...устойчивого развития человека, сообщества и наций» [7, С. 7];

2) «глубокий кризис ценностей» (!), преодоление которого «предполагает выход за рамки экономических и рациональных соображений в область нравственности и духовности» [7, С. 7].

Чтобы проследить тенденции преобразований российской системы образования, необходимо рассмотреть причины, процессы и следствия произошедших перемен (общемировых и отечественных трансформаций).

По мнению многих исследователей (и не только отечественных!) советская система образования в 80-ые годы прошлого века была одной из лучших в мире, (но уже начиналась перестройка... и не только в образовании): «советская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.