Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖБ МЧС'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖБ МЧС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СПЕЦИАЛИСТ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ / САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ В КОММУНИКАЦИИ / КРЕАТИВНОСТЬ / РЕГЛАМЕНТИРОВАННОСТЬ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пасечкина Татьяна Николаевна

Статья посвящена актуализации проблемы развития коммуникативных способностей у будущих специалистов МЧС России. Коммуникативная подготовка этих обучающихся является одной из важнейших задач на этапе получения высшего образования. Обращено внимание на особенности коммуникации специалистов данной сферы. Их подготовка и профессиональное общение рассматриваются в контексте согласования регламентированности и креативности коммуникативного поведения. В статье характеризуются предложенные автором основные направления повышения эффективности коммуникативного поведения обучающихся - будущих специалистов МЧС, в частности, специалистов пожарно-спасательных служб. Показана необходимость изучения и анализа нормативных документов и научно-методической литературы, позволяющего содержательно спланировать работу по совершенствованию коммуникативной подготовки этих обучающихся. Также в статье кратко раскрыты педагогические условия, способствующие формированию эффективного коммуникативного поведения будущих специалистов пожарно-спасательных служб. Частично представлены результаты экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пасечкина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE BEHAVIOR AMONG STUDENTS - FUTURE SPECIALISTS OF EMERCOM OF RUSSIA

The article is devoted to the actualization of the problem of communicative abilities development among future specialists of EMERCOM of Russia. Communicative training of these students is one of the most important tasks at the university. Attention is drawn to the features of communication of specialists in this field. Their training and professional communication are considered in the context of harmonizing the regulation and creativity of communicative behavior. The article characterizes the main directions proposed by the author to increase the effectiveness of the communicative behavior of students - future specialists of EMERCOM, in particular, specialists of fire and rescue services. The necessity of studying and analyzing normative documents and scientific and methodological literature is shown, which makes it possible to meaningfully plan work to improve the communicative training of these students. The article also deals with the pedagogical conditions that contribute to the formation of effective communicative behavior of future specialists. Some results of experimental work are presented.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖБ МЧС»

необходимую последовательность рассуждений, указав для каждой пары подобных треугольников, записанных в одном столбце таблицы, соответствующие равенства отношений из другого столбца таблицы.

Поскольку основное время в эксперименте было запланировано на поиск необходимых фигур и закономерностей, то на листе с заданиями был представлен готовый чертеж и дана неупорядоченная запись доказательства. Оказалась, что такая подсказка значительно упростила задачную ситуацию и практически однозначно определила способ действий решающих. Анализ результатов показал, что с задачей №7 справились почти все студенты, поэтому было решено немного усложнить задачу. При этом без изменений была оставлена запись всех пар подобных треугольников, но сделаны пробелы в условной записи последовательности рассуждений. Студентам нужно будет самостоятельно находить и записывать недостающие равенства отношений отрезков и делать выводы.

В предисловии к третьей части этого блока «а» тестов отмечается, что знание определения и свойств геометрических фигур на проективной плоскости позволяет предвидеть результат решения сформулированной задачи, а также помогает находить решение задачи средствами школьного курса геометрии. В эту часть включены три задачи проективной геометрии, которые могут рассматриваться и в школьном курсе, при этом для их решения широко используется аксиоматика евклидовой геометрии, теория параллельности и некоторые другие факты. В последней задаче этого блока тестов предлагается закончить описание построения и привести доказательство, что оно удовлетворяет условиям задачи. Учитывая важность результатов выполнения этой части тестов, было решено не вносить изменения в данное задание№10.

Выводы. Рассмотрев теоретические и практические основания разработки содержания и методики использования контрольных заданий, предназначенных для выявления уровня сформированности профессиональной компетенции будущих учителей математики (в аспекте индикатора ПК-1.1), можно выделить некоторые требования к контрольным заданиям. Например, задания должны иметь разный уровень сложности, т.е. включать и простые - одношаговые задачи, и многошаговые задачи, предполагающие использование более сложных логико-понятийных связей; не должны содержать подсказок и прямых указаний на способ решения или действия; должны предоставлять студенту возможность выбора стратегий поиска и т.д.

Литература:

1. Абрамова, Н.С. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компетентностного подхода / Н.С. Абрамова, М.Н. Гладкова, О.И. Ваганова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. -№ 57-1. - С. 3-9

2. Ефремова, Н.Ф. К вопросу о создании и функционировании фондов оценочных средств в вузе / Н.Ф. Ефремова // Высшее образование в России. - 2015. - №7.- С. 63-65

3. Капкаева, Л.С. Обучение поисково-исследовательской деятельности студентов вуза в процессе изучения математических дисциплин / Л.С. Капкаева // Гуманитарные науки и образование. - 2019. - Т. 10, №1. - С. 47-53

4. К вопросу о проектировании оценочных средств сформированности компетенций / М.А. Анисимова, И.С. Бляхеров, А.В. Масленников, А.В. Моржов // Высшее образование в России. - 2013. - №4. - С. 106-112

5. Клещева, И.В. Результаты исследования предметно- методической компетенции учителя математики / И.В. Клещева, В.И. Снегурова, Н.Л. Стефанова // Бизнес. Образование. Право. - 2022. - №1. - С. 265-271

6. Модель мониторинга формирования профессиональных компетенций будущего учителя математики на основе профессионального стандарта педагога / Е.А. Суховиенко, С.А. Севостьянова, Р.М. Нигматулин, Е.В. Мартынова // Современные наукоемкие технологии. - 2021. - №9. - С. 235-239

7. Перевощикова, Е.Н. Критериальный подход к оцениванию как ключевой компонент системы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов / Е.Н. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2021. -Т. 9, №3. - С. 6.

8. Токарева, Л.И. Формирование профессиональных компетенций у будущих учителей математики при обучении в вузе / Л.И. Токарева // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. - 2019. - Вып. 21. -С. 193-201

9. Шашкина, М.Б. Кластер профессионально-профильных компетенций как комплекс требований к результату математической подготовки будущего учителя математики / М.Б. Шашкина, Е.А. Семина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №2. - С. 270.

10. Шашкина, М.Б. Оценивание профессиональных компетенций студентов - будущих учителей математики / М.Б. Шашкина, Е.А. Алёшина // Образование и наука. - 2015. - №9(128). - С. 51-67

11. Шкерина, Л.В. Методика выявления предметных профессиональных дефицитов учителей математики / Л.В. Шкерина, Н.А. Журавлева, М.А. Кейв // Сибирский педагогический журнал. - 2021. - №4. - С. 43-54

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональных коммуникаций Пасечкина Татьяна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирская пожарно-спасательная академия» ГПС МЧС России (г. Железногорск)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖБ МЧС

Аннотация. Статья посвящена актуализации проблемы развития коммуникативных способностей у будущих специалистов МЧС России. Коммуникативная подготовка этих обучающихся является одной из важнейших задач на этапе получения высшего образования. Обращено внимание на особенности коммуникации специалистов данной сферы. Их подготовка и профессиональное общение рассматриваются в контексте согласования регламентированности и креативности коммуникативного поведения. В статье характеризуются предложенные автором основные направления повышения эффективности коммуникативного поведения обучающихся - будущих специалистов МЧС, в частности, специалистов пожарно-спасательных служб. Показана необходимость изучения и анализа нормативных документов и научно-методической литературы, позволяющего содержательно спланировать работу по совершенствованию коммуникативной подготовки этих обучающихся. Также в статье кратко раскрыты педагогические условия, способствующие формированию эффективного коммуникативного поведения будущих специалистов пожарно-спасательных служб. Частично представлены результаты экспериментальной работы.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативное поведение, специалист пожарно-спасательных служб, самоэффективность в коммуникации, креативность, регламентированность коммуникативной деятельности.

An^taUm. The article is devoted to the actualization of the problem of communicative abilities development among future specialists of EMERCOM of Russia. Communicative training of these students is one of the most important tasks at the university. Attention is drawn to the features of communication of specialists in this field. Their training and professional communication are considered in the context of harmonizing the regulation and creativity of communicative behavior. The article characterizes the main directions proposed by the author to increase the effectiveness of the communicative behavior of students - future specialists of EMERCOM, in particular, specialists of fire and rescue services. The necessity of studying and analyzing normative documents and scientific and methodological literature is shown, which makes it possible to meaningfully plan work to improve the communicative training of these students. The article also deals with the pedagogical conditions that contribute to the formation of effective communicative behavior of future specialists. Some results of experimental work are presented.

Key words: communication, communicative behavior, fire and rescue services specialist, self-efficacy in communication, creativity, regulation of communicative activity.

Введение. В настоящее время в мире все чаще возникают ситуации чрезвычайного характера, поэтому особое внимание государство обращает на развитие вузов МЧС, где осуществляется подготовка специалистов, в том числе пожарно-спасательных служб. Им необходимо обладать такими профессиональными умениями, как готовность к сотрудничеству и взаимопониманию, коммуникабельность, грамотное общение, способность руководить действиями подчиненных и пострадавших с учетом их физического и психоэмоционального состояния. Расширение границ профессиональной коммуникации обусловливает дополнительные требования, что делает коммуникативную составляющую одной из важнейших в профессиональной деятельности специалистов МЧС.

Изложение основного материала статьи. Особенностью коммуникации пожарных - спасателей, которая часто осуществляется в экстремальных условиях, в ситуациях дефицита времени и высокого психоэмоционального напряжения, с использованием специальных технических средств, является ее жесткая регламентация [10; 11; 9]. Это требует четкости, лаконичности, ясности речи, однозначности ее понимания, поэтому для передачи информации разработаны специальные команды и формы доклада, также необходимо владеть невербальными средствами передачи информации.

Низкая коммуникативная компетентность специалистов в экстремальных условиях ведет к снижению управляемости подразделением, к возрастанию опасности для жизни. Искажения и утрата оперативной информации, связанные с ошибками при ее приеме диспетчером, или при выезде и следовании к месту вызова, постановке задач личному составу, ликвидации пожара, спасении людей приводят к недопониманию, росту нервозности, неэффективной деятельности пожарных, иногда к неоправданным травмам, ранениям, потерям [7]. Так, при коммуникации с пострадавшими пожарные - спасатели должны руководствоваться такими основными правилами, как дозированность, актуальность и достоверность информации; контроль своего эмоционального состояния, которое сказывается на речи, мимике и жестикуляции; четкость речи, уверенная интонация; использование фраз в побудительном наклонении с элементами внушения: «Я с тобой!», «Помощь пришла!», «Слушай меня!», «Встань!». Специалистам МЧС необходимо учитывать специфику стрессового состояния пострадавших (страх, тревога, плач, истерика и другое), использовать регламентированные психологические приемы экстренной «допсихологической» помощи [12; 14].

В экстремальной ситуации, ситуации неопределенности от пожарных часто требуется проявление креативности коммуникативного поведения, что характеризуется гибкостью в выборе содержания коммуникации и вариативной поддержки нуждающихся и пострадавших [6].

Под креативностью исследователи понимают способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации, умение идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, противостоять мнению окружающих; появление чувствительности к проблемам, дефициту знаний; фиксации этих проблем и поиска их решений, выдвижения гипотез, формулирования и сообщения результата решения [1; 13]. Креативные люди легче переносят состояние неопределенности и хорошо справляются с неоднозначными заданиями, готовы к риску, работоспособны, уверены в себе, имеют адекватную самооценку, настойчивы в достижении цели, оптимистичны, открыты к опыту [4; 5; 15].

Сущность креативности в коммуникации заключается в умении и способности модифицировать свое коммуникативное поведение, готовности преобразовать имеющуюся ситуацию, нахождении новых видов деятельности, нестандартных и плодотворных способов обхождения с людьми, оптимизации решения конфликтных ситуаций [5, c. 171]. К ее наиболее выраженным показателям относят легкость в создании большого количества вариантов поведения, гибкость в изменении субъектом тактик реагирования, оригинальность в создании нестандартных способов разрешения коммуникативных ситуаций [2].

Способность конструктивно организовать взаимодействие, отбирая и реализовывая необходимые коммуникативные стратегии и тактики, а также готовность к эффективной коммуникации в экстремальных условиях, в ситуациях неопределенности непосредственно связаны с коммуникативной самоэффективностью специалистов [3]. Данное понятие применительно к деятельности пожарных - спасателей можно конкретизировать как метакачество специалиста, определяющее его коммуникативное поведение в повседневной служебной деятельности и в чрезвычайных ситуациях. На наш взгляд, оно проявляется в позитивных представлениях о собственных коммуникативных возможностях (в соответствии с требованиями профессии); уверенности в достижении конструктивного результата в повседневной служебной деятельности и чрезвычайных ситуациях; способности быстро устанавливать контакты с другими, брать на себя роль лидера; гибкости в коммуникативном поведении и готовности к коммуникативной импровизации; умении критически анализировать и оценивать ситуации, собственные действия для осмысления и переосмысления коммуникативного опыта [8].

При коммуникативной подготовке обучающихся важно не только учитывать особенности нормативного делового общения, принятого в различных профессиональных сферах, но и четко представлять эталон коммуникативного поведения будущего специалиста конкретной сферы деятельности. Эталон, несомненно, подразумевает языковую грамотность специалиста (безошибочность и культуру речи), но, прежде всего, грамотность коммуникативную, то есть знание принятых норм и правил эффективного общения в сочетании с умением применять их на практике в различных коммуникативных ситуациях.

Эталон коммуникативного поведения может быть составлен при изучении нормативных документов и специальной литературы, в частности, профессиональных стандартов будущих специалистов МЧС «Пожарный». «Спасатель» [16]. Анализ данных документов, во-первых, позволил актуализировать проблему качественной коммуникативной подготовки будущих специалистов пожарно-спасательных служб, акцентирующей внимание на формировании самоэффективности обучающихся в коммуникации; во-вторых, помог определить стратегические направления коммуникативной подготовки,

связанной не только с развитием коммуникативных знаний, освоением обучающимися регламентированных навыков и умений, но и с овладением способами правильно и творчески их применять в различных ситуациях учебно -профессионального общения.

Нами выделены следующие направления педагогической работы в профессиональном вузе: специальная организация познавательно-рефлексивной деятельности обучающихся; целенаправленное развитие их эмоционально-ценностного отношения к эффективному характеру профессиональной коммуникации; создание в вузе реального пространства для проявления эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.

Обозначенные направления работы реализуются нами через создание определенных педагогических условий.

Первое условие направлено на: решение задачи по формированию представлений о должном, эталонном коммуникативном поведении специалистов в различных ситуациях и пониманию ими своих коммуникативных целей, способностей; усвоение знаний о наиболее оптимальных коммуникативных стратегиях, приемах, типах разрешения конфликтов; уяснение обучающимися сущности самоэффективности в коммуникации, ее проявлений и определения ее уровня у себя.

Второе условие ориентирует обучающихся на совершенствование своей коммуникативной компетентности и самоэффективности для достижения профессионального результата; уверенное и результативное коммуникативное поведение, при котором участники ситуации успешно выполняют стоящую перед ними практическую задачу и одновременно сохраняют или формируют положительное отношение друг к другу. Это выражается в готовности сознательно и самостоятельно вырабатывать тактические действия по отношению к другим участникам коммуникации, взаимодействовать на основе согласия и соучастия.

Третье условие предполагает овладение умениями вербального и невербального общения и их конструктивное использование в зависимости от цели и ситуации; проявление уверенности в осуществлении эффективной коммуникации (решительность, способность выдерживать и преодолевать коммуникативные трудности, удовлетворенность собой, готовностью управлять своим поведением); креативности в процессе коммуникации (гибкость в выборе содержания коммуникации в различных ситуациях).

Эмпирический опыт создания, реализации и анализа результативности названных педагогических условий формирования эффективного коммуникативного поведения будущих специалистов пожарно-спасательных служб формировался на базе Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России в течение трех лет. В опытно -экспериментальной работе приняли участие 260 человек, среди которых обучающиеся (231 чел.), преподаватели, офицеры, магистранты заочной формы обучения - действующие сотрудники МЧС. Полученные результаты свидетельствуют о значительных позитивных изменениях по всем критериям сформированности коммуникативного поведения у обучающихся - будущих специалистов пожарно-спасательных служб (таблица 1).

Таблица 1

Изменение выраженности уровней сформированности коммуникативного поведения у обучающихся на начало

и завершение экспериментальной работы

Уровень ЭГ-1 (57 чел.) КГ-1 (58 чел.) ЭГ-2 (57чел.) КГ-2 (59 чел.)

Стабильно-продуктивный (высокий уровень) Начало 8,8% (5 чел.) 10,3% (6 чел.) 10,5% (6 чел.) 13,5% (8 чел.)

Завершение 36,8% (21 чел.) 24,1% (9 чел.) 43,8% (25 чел.) 32, 2% (8 чел.)

Ситуативно- продуктивный (средний уровень) Начало 35% (20 чел.) 38% (22 чел.) 31,6% (18 чел.) 34% (20 чел.)

Завершение 63,1% (36 чел.) 46,5% (27 чел.) 52,7% (30 чел.) 45,7% (32 чел.)

Нестабильно-репродуктивный (низкий уровень) Начало 56,2% (32 чел.) 51,7% (30 чел.) 57,9% (33чел.) 52,5% (31 чел.)

Завершение 0% (0 чел.) 29,4% (22 чел.) 3,5% (2 чел.) 22,1% (19 чел.)

В результате специально организованной работы по реализации созданных нами в процессе экспериментальных условий произошло увеличение количества обучающихся, имеющих стабильно-продуктивный и ситуативно-продуктивный уровни сформированности коммуникативного поведения и сокращение числа обучающихся, имеющих нестабильно-репродуктивный уровень.

Для проверки достоверности изменений, произошедших в экспериментальных группах в результате реализации разработанных педагогических условий, применялись F-критерий Фишера и t-критерий Стьюдента. Расчет осуществлялся с помощью программы SPSS Statistics. Проводилось попарное сравнение экспериментальных и контрольных групп после реализации эксперимента, а также сравнение результатов, полученных в ЭГ-1 и ЭГ-2 на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Выводы. Подводя итог, отметим, что в процессе формирования коммуникативного поведения обучающихся вуза важно опираться на эталон эффективного коммуникативного поведения специалистов конкретной сферы деятельности. Такой эталон может быть составлен с учетом требований профессионального стандарта, психограммы сотрудников, требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и других документов.

Особенностью профессиональной коммуникации специалистов пожарно - спасательных служб, с нашей точки зрения, является наличие коммуникативных ситуаций, в которых сотрудник не только взаимодействует с коллегами, начальствующим составом, подчиненными, но и оказывает поддержку нуждающимся и пострадавшим. Такие ситуации не имеют однозначного сценария решения, поэтому коммуникативная составляющая профессиональной деятельности этих специалистов должна быть очень гибкой. При организации коммуникативной подготовки обучающихся вуза - будущих специалистов МЧС необходимо обращать особое внимание на согласование ее регламентированного и креативного характера, адекватных способов и уверенности (самоэффективности) в собственном коммуникативном поведении.

Подчеркнем, что формирование коммуникативного поведения обучающихся - будущих специалистов будет результативным при организации целенаправленной работы, активизирующей познавательно - рефлексивную деятельность обучающихся по освоению эталона коммуникативного поведения; их эмоционально-ценностное отношение к эффективной

коммуникации в учебно-профессиональной деятельности; самостоятельное и уверенное поведение в различных коммуникативных ситуациях.

Литература:

1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2003. - 632 с.

2. Голованова, А.А. Коммуникативная креативность субъекта как фактор эффективности группового решения задач: автореферат дис...канд. психол. наук: 19.00.01 / Голованова Анна Анатольевна. - Казань, 2003. - 24 с.

3. Игнатова, В.В. О коммуникативной самоэффективности обучающихся вуза в контексте их профессиональной подготовки к многоканальной коммуникации / В.В. Игнатова, Т.Н. Пасечкина // Проблемы современного образования. -2020. - № 2. - С. 192-200

4. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 448 с.

5. Кала, У.В. О креативности в области общения / У.В. Кала // Измерения в области проблем воспитания. - Тарту, 1973. - С. 171-181

6. Кузнецова, В.В. Особенности коммуникации в экстренных ситуациях / В.В. Кузнецова // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики, 2006. - №24. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kommunikatsii-v-ekstrennyh-situatsiyah (дата обращения: 15.02.2023)

7. Лопатченко, А.А. Коммуникативная компетентность личности современного пожарного / А.А. Лопатченко // Вестник Башкирского университета. - 2007. - №4. - Т. 12. - С. 197-199

8. Пасечкина, Т.Н Критериально-уровневый подход к изучению сформированности самоэффективности в коммуникации у обучающихся вуза / Т.Н. Пасечкина, Т.В. Фуряева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. - С. 208-212

9. Приказ МЧС России от 20.10.2017 г. № 452 «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны».

10. Приказ МЧС России от 16.10.2017 г. № 444. «Боевой устав подразделений пожарной охраны, определяющий порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

11. Приказ МЧС РФ от 09.01 2013г. №3 "Об утверждении Правил проведения личным составом федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде".

12. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Т.Н. Гуренкова, И.Н. Елисеева, Т.Ю. Кузнецова. [и др.]; под общей ред. Ю.С. Шойгу. - М.: Смысл, 2007. - 319 с.

13. Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - URL: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary

14. Экстренная допсихологическая помощь: практическое пособие ФКУ ЦЭПП МЧС России. - М., 2016. - 47 с.

15. Яничева, Т.Г. Креативность: социально-психологический аспект / Т.Г. Яничева // Петербургский психологический журнал. - 2015. - №13. - С. 1-28

16. Pasechkina, T.N. About communicative training of university students on the basis of standard of communicative behavior of future specialists / T.N. Pasechkina // Тенденции развития науки и образования. - 2022. - № 89-2. - Р. 163-166

Педагогика

УДК 796/799

кандидат педагогических наук, доцент Перевозникова Наталия Игоревна

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов» (г. Санкт-Петербург)

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА КОНЦЕНТРАЦИЮ ВНИМАНИЯ И КОГНИТИВНЫЕ

ФУНКЦИИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Целью статьи «Влияние занятий физической культурой на концентрацию внимания и когнитивные функции студентов» стал поиск оптимальных средств и методов для улучшения вышеуказанных показателей. Успеваемость студентов зависит в первую очередь от образа жизни. В период зачетно-экзаменационной сессии у обучаемых отмечается низкий уровень восприятия информации, снижение запоминания учебного материала и его систематизирование. С помощью анкетирования автором установлены субъективные оценки изучаемых показателей и методы, которые студенты используют для улучшения успеваемости. Использование физических нагрузок может положительно повлиять на концентрацию внимания и общие когнитивные функции студентов вследствие учащения сердцебиения, выброса гормонов надпочечников и, благодаря этому, улучшения снабжения клеток мозга кислородом. Исследование проводилось среди студентов Гуманитарного университета профсоюзов. Для оценки концентрации внимания и работы периферического зрения использовались тест Мюнсбергера и таблица Шульте. Данные полученные в результате тестирования были подвержены математической статистике и корреляции взаимосвязей между показателями. В результате проведенного эксперимента подтвержден значительный рост концентрации внимания у студентов после практических занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» (ФКиС). Выявлена положительная корреляция между «регулярными занятиями спортом и успешностью прохождения тестов», «уровнем стресса и чувством усталости», «уровнем стресса и снижением работоспособности».

Ключевые слова: студенты, физические нагрузки, концентрация внимания, когнитивные функции, занятия по физической культуре, умственная деятельность.

Annotation. The purpose of the article "The influence of physical education on the concentration of attention and cognitive functions of students" was to search for optimal means and methods to improve the above indicators. Students' academic performance depends primarily on their lifestyle. During the test-examination session, students have a low level of perception of information, a decrease in memorization of educational material and its systematization. With the help of a questionnaire, the author has established subjective assessments of the studied indicators and methods that students use to improve academic performance. The use of physical activity can positively affect the concentration of attention and general cognitive functions of students due to increased heart rate, the release of adrenal hormones and, thanks to this, improved supply of oxygen to brain cells. The study was conducted among students of the Humanities University of Trade Unions. The Munsberger test and the Schulte table were used to assess the concentration of attention and the work of peripheral vision. The data obtained as a result of testing were subject to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.