Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И КОММУНИКАТИВНОЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ КАК "SOFT SKILLS" БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И КОММУНИКАТИВНОЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ КАК "SOFT SKILLS" БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
517
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ / SOFT SKILLS / COMMUNICATIVE SELF-EFFICACY / COMMUNICATIVE COMPETENCE / FORMATION OF COMMUNICATIVE SELFEFFICACY OF FUTURE SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пасечкина Татьяна Николаевна

Проблема и цель. Как часто мы используем слова «компетентность», «компетентный специалист», «эффективный сотрудник». Но что преподаватели высшей школы вкладывают в эти понятия, готовя обучающихся к будущей профессии? Несмотря на большое количество имеющихся в научной литературе определений, многие исследователи компетентность связывают с образованностью, с проявлением необходимых знаний и опыта, с эффективностью и безошибочностью выполнения деятельности. Однако часто упускается из виду тот факт, что не сами знания, умения, личностные качества и способности, а прежде всего представление о собственной компетентности есть мощное мотивационное условие, которое определяет поведение человека в конкретной ситуации, особенно в ситуации неопределенности. В связи с этим особую актуальность в настоящее время приобретает способность человека самостоятельно определять свои возможности, справляться с специфическими и сложными заданиями и оказывать влияние на эффективность деятельности как в целом (самоэффективность будущего специалиста), так и в процессе коммуникации (коммуникативная самоэффективность будущего специалиста). Цель статьи - изучить взаимосвязь понятий «коммуникативная самоэффективность» и «коммуникативная компетентность» и педагогические условия их формирования у обучающихся вуза. Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ отечественных и зарубежных ученых, признанных научным сообществом, и опыта профессиональной подготовки обучающихся вуза в его коммуникативном аспекте. Результаты. Выявлена взаимосвязь коммуникативной компетентности и коммуникативной самоэффективности. Обозначена авторская позиция в понимании сущности коммуникативной самоэффективности и ее содержательных характеристик. Представлены некоторые результаты исследования, позволяющие говорить об актуальности формирования коммуникативной самоэффективности обучающихся вуза. Рассмотрены педагогические условия для организации такой работы. Особое внимание обращено на изменение позиции современного педагога. Заключение. Представленные в статье идеи позволяют рассмотреть профессиональную подготовку обучающихся вуза в ее коммуникативном аспекте под особым углом. Автор убежден, что работа по формированию таких необходимых для современного специалиста «soft skills», как коммуникативная компетентность и коммуникативная самоэффективность, является одной из важных задач высшего образования, поскольку прежде всего они помогают человеку быть успешным на рабочем месте [Ковчина и др., 2017, с. 44-46]. Кроме того, в настоящее время особенно очевидна чрезмерная увлеченность обучающихся виртуальной коммуникацией в ущерб реальной, что, в свою очередь, ведет к межличностному отчуждению, своеобразной «социальной самоизоляции», неумению эффективно взаимодействовать с другими в различных ситуациях, особенно в процессе решения профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE AND COMMUNICATIVE SELF-EFFICACY AS "SOFT SKILLS" OF FUTURE SPECIALISTS

Problem and purpose. Many researchers connect competence with being educated, possessing necessary knowledge and experience, with effectiveness and correctness of fulfilling some activity. However, in fact, it is not knowledge itself or skills, or personal qualities and abilities but first of all the assuredness of one’s own competence that is the most powerful motivational condition which determines the behavior of a person in a concrete situation, particularly, in a situation uncertainty. In this connection it is very important for a person nowadays to develop the ability to independently determine his or her chances for coping with specific and complex tasks and influence the effectiveness of activity as a whole (self-efficacy of a future specialist) as well as to effect it in the process of communication (communicative self-efficacy of a future specialist. The purpose of the article is to discuss the interrelation of the notions “communicative self-efficacy” and “communicative competence”, and to study the pedagogical conditions that are necessary for their development in university students. Methodology of the study is based on analysis and generalization of research works by foreign and Russian scientists recognized by scientific community, the experience of university students’ professional training in its communicative aspect. Results. The interrelation of communicative competence and communicative self-efficacy is revealed. The author’s position in understanding the essence of communicative self-efficacy and its substantial characteristics is designated. Some results allowing to speak about the relevance of students’ communicative self-efficacy formation are presented. The pedagogical conditions for the formation of students’ communicative self-efficacy are also indicated. Conclusion. The ideas presented in the article make it possible to consider the communicative aspect of students’ professional training under a particular angle. The author is convinced that the work on the development of communicative competence and communicative selfefficacy is very important for a contemporary specialist because these skills help a person to be successful in his or her profession [Kovchina et al., 2017, p.44 -46]. In addition, at contemporary students’ excessive dedication to virtual communication to the detriment of real communication is obvious. It leads to interpersonal alienation, to a kind of “social self-isolation,” to inability of effectively interacting with others in various situations, particularly in solving professional tasks.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И КОММУНИКАТИВНОЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ КАК "SOFT SKILLS" БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-48-2-135

УДК: 378

формирование

коммуникативной компетентности

и коммуникативной самоэффективности как «soft skills» будущих специалистов

Т.Н. Пасечкина (железногорск, Красноярский край, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. Как часто мы используем слова «компетентность», «компетентный специалист», «эффективный сотрудник». Но что преподаватели высшей школы вкладывают в эти понятия, готовя обучающихся к будущей профессии? Несмотря на большое количество имеющихся в научной литературе определений, многие исследователи компетентность связывают с образованностью, с проявлением необходимых знаний и опыта, с эффективностью и безошибочностью выполнения деятельности. Однако часто упускается из виду тот факт, что не сами знания, умения, личностные качества и способности, а прежде всего представление о собственной компетентности есть мощное мотива-ционное условие, которое определяет поведение человека в конкретной ситуации, особенно в ситуации неопределенности. В связи с этим особую актуальность в настоящее время приобретает способность человека самостоятельно определять свои возможности, справляться с специфическими и сложными заданиями и оказывать влияние на эффективность деятельности как в целом (самоэффективность будущего специалиста), так и в процессе коммуникации (коммуникативная самоэффективность будущего специалиста).

Цель статьи - изучить взаимосвязь понятий «коммуникативная самоэффективность» и «коммуникативная компетентность» и педагогические условия их формирования у обучающихся вуза.

Методологию исследования составляют анализ и обобщение научно-исследовательских работ отечественных и зарубежных ученых, признанных научным сообществом, и опыта профессиональной подготовки обучающихся вуза в его коммуникативном аспекте.

Результаты. Выявлена взаимосвязь коммуникативной компетентности и коммуникативной самоэффективности. Обозначена авторская позиция в понимании сущности коммуникативной самоэффективности и ее содержательных характеристик. Представлены некоторые результаты исследования, позволяющие говорить об актуальности формирования коммуникативной самоэффективности обучающихся вуза. Рассмотрены педагогические условия для организации такой работы. Особое внимание обращено на изменение позиции современного педагога.

Заключение. Представленные в статье идеи позволяют рассмотреть профессиональную подготовку обучающихся вуза в ее коммуникативном аспекте под особым углом. Автор убежден, что работа по формированию таких необходимых для современного специалиста «soft skills», как коммуникативная компетентность и коммуникативная самоэффективность, является одной из важных задач высшего образования, поскольку прежде всего они помогают человеку быть успешным на рабочем месте [Ковчина и др., 2017, с. 44-46]. Кроме того, в настоящее время особенно очевидна чрезмерная увлеченность обучающихся виртуальной коммуникацией в ущерб реальной, что, в свою очередь, ведет к межличностному отчуждению, своеобразной «социальной самоизоляции», неумению эффективно взаимодействовать с другими в различных ситуациях, особенно в процессе решения профессиональных задач.

Ключевые слова: коммуникативная самоэффективность, коммуникативная компетентность, формирование коммуникативной самоэффективности будущих специалистов, soft skills.

Постановка проблемы. В настоящей статье рассмотрены точки зрения ученых на понятия «коммуникативная компетентность» и «коммуникативная самоэффективность».

Цель статьи - выявить взаимосвязь данных феноменов; обратить внимание на опорные точки процесса формирования коммуникативной самоэффективности обучающихся вуза как важного компонента успешного овладения ими

коммуникативной компетентностью; обосновать актуальность данной работы.

Все чаще в научной и публицистической литературе, в средствах массовой информации говорится о том, что в ближайшем будущем мир окажется на порядок сложнее, чем тот, к которому мы привыкли. Этот мир описывается термином VUCA (v - volatility - нестабильность, u - uncertainty - неопределенность, c - complexity - сложность, a -ambiguity - неоднозначность). Это приведет к появлению нового класса сложных задач, которые придется решать человечеству, и, как следствие этого, изменятся цели и задачи высшего образования [Лошкарева и др., 2017, с. 39]. Отмечается, что новые рабочие места и новые сферы деятельности будут возникать в тех областях, где требуется персонализированный подход к производству продукта или оказанию услуги, где задачи относятся к высшим когнитивным уровням (способность анализировать, синтезировать, критически мыслить, выносить самостоятельные суждения, создавать новое), требуют эмоциональной вовлеченности, ориентированы на реализацию творческого потенциала. В то же время указывается, что в ответ на рост роботизации, цифровизации и перехода значимой части общения в виртуальную среду усиливается потребность в человеческом контакте, во взаимодействии с другим человеком [Лошкарева и др., 2017, с. 58-59]. Еще раз подчеркнем, не вызывает сомнения тот факт, что коммуникативная составляющая является одной из важнейших в системе профессиональной подготовки будущих специалистов.

Методологию исследования составили: идеи компетентностного подхода в педагогике высшей школы (В.А. Адольф, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, В.В. Сериков, А.В. Хуторской и другие), основы социально-когнитивной теории личности (А. Бандура, Д. Уотсон, Р. Тарп и другие), идеи деятельностного подхода в педагогическом образовании (А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, И.А. Зимняя, В.В. Сериков и другие), научные работы Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, А.А. Леонтьева, А.А. Максимовой, Б.Т. Парыгина, А.В. Петровского, посвященные изучению процесса общения и коммуникации.

Обзор научной литературы свидетельствует о том, что исследователи по-разному характеризуют коммуникативную составляющую профессиональной подготовки будущих специалистов, делая свои акценты в раскрытии ее содержания. Так, анализируя психолого-педагогическую литературу, находим следующие подходы к пониманию коммуникативных характеристик личности: «коммуникативная компетентность» (Ю.М. Жуков, В.И. Каш-ницкий, Л.А. Петровская, Е.В. Сидоренко и другие); «коммуникативные способности» (Г.С. Васильев, А.А. Леонтьев); «коммуникативный потенциал» (Ю.Н. Емельянов, Р.А. Максимова, В.В. Рыжов); «коммуникативный мир личности» (В.И. Кабрин); «коммуникативная культура личности» как совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное и эффективное межличностное взаимодействие на основе адекватного выбора и использования средств общения, а также умения прогнозировать воздействие высказываний на собеседников, извлекать информацию в условиях устной и письменной коммуникации (Г.М. Андреева, В.Н. Белкина, О.В. Гусевская, М.Г. Криулева и другие). Некоторые исследователи также вводят термин «коммуникативность личности» (Ю.О. Галу-щинская, Ю.Л. Ханин, В.Д. Ширшов и другие).

Таким образом, в научной литературе встречаются различные понятия, находящиеся в одном семантическом поле с исследуемыми нами: «коммуникативный потенциал», «коммуникативная способность», «коммуникативность личности», «умение общаться», «навыки общения», «коммуникативные умения» и другие.

Применительно к современной образовательной практике, реализуемой в рамках системно-деятельностного подхода, более употребляемым является понятие «коммуникативная компетентность». А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова под коммуникативной компетентностью понимают знания содержания различных форм межличностного общения, методов психологических воздействий, особенностей их применения [Деркач и др., 2000]. А. Дорофеев считает, что коммуникативная компетентность - это

< И

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и К

0

1

к

ш

PQ Н

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

н u

w

pq

подготовленность, т.е. владение родным и иностранным языками, коммуникативной техникой и технологией, умение вести дискуссию, мотивировать и защищать свое решение [Дорофеев, 2005, с. 31]. Н.В. Шкроб отмечает, что это интегративное качество личности, способность применять совокупность знаний, умений и межличностного опыта личности, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими путем решения различных коммуникативных задач. При этом ученый четко и подробно прописывает содержание личностного, когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов профессионального взаимодействия специалистов [Шкроб, 2018, с. 65-69].

Очевидно, что для разных профессий существует свой «набор» коммуникативных умений, формированию которых следует уделять особое внимание на этапе профессиональной подготовки [Кириллова, Шкерина, 2011, с. 129-131]. Так, к особенностям коммуникативной составляющей специалистов МЧС можно отнести следующие: уравновешенность, коммуникативное самообладание в критических ситуациях; способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми; предрасположенность к преодолению коммуникативных барьеров; способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие, найти нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника [Марьин, 1998]; умение оказывать психологическое воздействие на пострадавшего, предотвращать панические настроения и брать на себя роль лидера, согласовывать свою деятельность с работой других спасателей, быть готовым к взаимопониманию, выражению сострадания; владение терминологией [Учебник спасателя, 2002, с. 169]; способность к креативности в процессе профессиональной деятельности; умение выстраивать связное высказывание своих мыслей в условиях чрезвычайных ситуаций; способность своевременно обратиться к коллегам за разъяснением профессиональных вопросов, вести беседу в рамках типичной профориентационной сферы общения [Илюшина, 2011, с. 83]. Однако ключевым в

понимании коммуникативной компетентности относительно любой профессиональной сферы является умение активно слушать (то есть понимать, что хочет сказать собеседник) и ассертивно говорить (то есть говорить уверенно, убедительно, в дружелюбной и прямой манере). При этом главными для специалиста становятся такие качества, как профессионализм, порядочность, этичность, коммуникабельность и другие.

Анализируя разные подходы к трактовке понятия «коммуникативная компетентность», в том числе в профессиональном контексте службы МЧС, приходим к выводу, что часть исследователей понимают рассматриваемый феномен более узко, как совокупность знаний, умений, навыков, некоторого опыта деятельности (Ю.И. Емельянова, Л.А. Петровская, Е.В. Сидоренко, Л.Д. Столяренко и др.). Именно такой подход чаще находит отражение в образовательной практике вузов. Другие исследователи обращают внимание на еще очень важный, с нашей точки зрения, компонент: субъективное отношение человека к осуществляемой коммуникации, уверенность в себе, мотивация к качественному осуществлению коммуникации, что реализуется в обращенности человека к внутренним ресурсам, возможностям выбора средств и построения определенной стратегии коммуникации. Это, в свою очередь, обусловлено самоэффективностью личности.

Ученые, занимавшиеся вопросами становления и формирования самоэффективности (А. Бандура, М.И. Гайдар, С.Н. Гончар, Дж. Капрара, В.Н. Кобец, Р.Л. Кричевский, В.Г. Ромек, Д. Сер-вон, А. Стайкович и другие), доказали, что именно представление о собственной компетентности, а не сами знания, умения, личностные качества и способности есть мощное мотивационное условие, которое определяет поведение человека в конкретной ситуации, в том числе в ситуации профессионального общения, то есть самоэффективность заключается в том, насколько компетентным и уверенным чувствует себя человек, осуществляя какую-либо деятельность. Отсутствие этой уверенности у человека нивелирует его готовность действовать, особенно в трудных ситуа-

циях, в ситуациях неопределенности. Самоэффективность влияет на настойчивость в достижении целей. Люди, которые считают себя не способными добиться успеха, чаще представляют себе неудачный результат и не стараются его достигнуть, пытаются избегать сложных задач, они уверены, что не способны справиться с ними, сосредоточиваются на собственных недостатках и прошлых неудачах. В отличие от них люди, которые верят в свою эффективность, осознанно прикладывают усилия для решения жизненных задач, рассматривают сложные проблемы как задачи, которые обязательно будут решены, проявляют глубокий интерес к деятельности, которой занимаются, быстрее оправляются от неудач. Люди, обладающие высоким уровнем самоэффективности, ставят перед собой адекватные цели умеренного уровня сложности, в то время как люди с равным уровнем способностей, но с низким уровнем самоэффективности предпочитают цели низкого уровня сложности [Бандура, 2000]. Р.Л. Кричев-ский отмечал, что самоэффективность - это одна из важнейших личностных составляющих человеческой активности, связанной с созидательным, творческим началом, способностью личности контролировать ситуации своей жизни, мобилизовать наличный психологический потенциал для достижения поставленных целей, подчинять себе ход жизненных событий, а значит, быть эффективным в определенной деятельности [Кричевский, 2001, с. 47-52]. По мнению Д.А. Леонтьева, коммуникативная самоэффективность - это некий феномен самосознания, позволяющий человеку постоянно рефлексировать, обдумывать прежний опыт осуществления коммуникации для повышения своей коммуникативной компетентности [Леонтьев, 2003]. Ряд исследователей говорят о коммуникативной самоэффективности как об уверенности в умении участвовать в дискуссиях [Anderson et al., 2016], как о необходимой составляющей устной и письменной научной коммуникации [Cheryl, 2015]. В современных исследованиях обращается внимание на взаимосвязь коммуникативной самоэффективности и личностных черт, а также тендерных особенностей индивида [Boyle et al.,

2018; Rivers, Ross, 2018; Белых, 2015; Майрамян1, 2016]. G.M. Hodis и F.A. Hodis отмечают, что при специально организованной работе убеждения студентов относительно своей коммуникативной самоэффективности усиливаются, при этом важны активность самих обучающихся, их ориентированность на собственный прогресс, четкость предъявляемых к ним требований, поддержка со стороны преподавателя, положительная оценка усилий обучающихся [Hodis, 2012].

Результаты исследования. Анализ работ ученых позволил нам осмыслить понятие «коммуникативная самоэффективность» в целом и применительно к деятельности будущих специалистов пожарно-спасательных служб (рис. 1). Данный феномен, с нашей точки зрения, следует рассматривать как представления будущих специалистов о собственных эффективных коммуникативных действиях, как уверенность в достижении положительного результата в различных, в том числе нетипичных, ситуациях взаимодействия и как готовность реализовывать это коммуникативное взаимодействие.

Таким образом, в структуре рассматриваемого понятия выделяем когнитивный, аффективный и деятельностный компоненты. Такое понимание определяет подходы к организации целенаправленной работы по формированию коммуникативной самоэффективности будущих специалистов.

Применительно к теории и практике высшего образования, отметим, что коммуникативная самоэффективность как субъективное представление будущего специалиста о своей компетентности в сфере делового общения соотносится, прежде всего, с личными стандартами и целями коммуникативной деятельности; представлениями о себе, об уровне своей коммуникативной компетентности; собственными представлениями о необходимом уровне коммуникативной компетентности в сфере профессиональной деятельности. Коммуникативная же компетентность как некое объективное представление об обладании будущим специалистом коммуника-

< И

а

4

с

PQ

5 к

EÜ Ш

н S

и ^

д и К

0

1

к

ш

PQ Н

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с

1 Майрамян А.М. Взаимосвязь выраженности самоэффективности и структурно-функциональных характеристик личности как субъекта ситуативного межличностного взаимодействия: дис. ... канд. психол. наук. Саратов, 2016. 151 с.

S

к

н и

w

pq

тивными умениями, способностями, опытом соотносится с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования; требованиями профессионального стандарта; требованиями и функциями занимаемой должности. Поэтому формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов связано с овладением ими коммуникативными компетенциями в соответствии с требованиями профессии: лингвистической, речевой, компенсаторной, социолингвистической, социокультурной, социальной, а также с расширением опыта применения своих коммуникативных компетенций. В процессе же

формирования коммуникативной самоэффективности будущих специалистов акцент необходимо делать на актуализации и развитии их рефлексивных способностей; углублении их представлений о своих коммуникативных способностях и возможностях; повышении уверенности в себе; укреплении реалистичной самооценки и позитивного самоотношения обучающихся к своим коммуникативным возможностям; на преодолении коммуникативных барьеров; отборе содержания и форм работы, связанных с выполнением более трудных, нестандартных заданий; стремлением выполнить начатое до конца, а в случае неудачи пробовать снова.

и :у

<а g

■j =

u с

У

л -

я

0

£ ?

« «

1 s

s -

>1 7,

S

позитивные представления о

собственных коммуникативных умениях и возможностях

убеждения в своей достаточной компетенции относительно темы разговора

уверенность в своей коммуникативной компетентности: способности

использовать подходящие коммуникативные стратегии и

тактики в соответствии с конкретной ситу ацией, в том числе и в чрезвычайной ситуации

уверенность в способности управлять своим эмоциональным поведением и регулировать эмоционазьное состояние партнера по общению

демонстрация: способности грамотного ведения беседы на профессиональные темы: умения отстаивать свою точку зрения с использованием неопровержимых аргументов; креативности при решении деловых вопросов; владения профессиональными терминами н способности устанавливать значения неизвестных терминов, в том числе пользуясь источниками на иностранном языке

демонстрация: умения общаться в различных коммуникативных ситуациях; владение устной (в том числе публичной) и письменной речью, приемами владения доклада, беседы, дискуссии, в том числе в виртуальном пространстве и на иностранном языке; умения слушать: этики делового общения

демонстрация: самообладания, выдержки, эмпатии, уважительного отношения к другим, отзывчивости: перцептивных умений; способности выстраивать связное высказывание в условиях чрезвычайной ситуации

готовность к развитию коммуникативной само)ффективноети

Рис. 1. Содержательные характеристики коммуникативной самоэффективности будущих специалистов МЧС Fig. 1. Characteristics of communicative self-efficacy of future EMERCOM specialists

Очевидно, что коммуникативная самоэффективность и коммуникативная компетентность - это феномены, имеющие разную природу, но связанные и взаимообусловленные. Коммуникативная самоэффективность влияет на личностную готовность к коммуникативной деятельности в различных ситуациях, прежде всего в ситуациях неопределенности. Таким образом, коммуникативная самоэффективность является одним из компонентов успешного овладения коммуникативной компетенцией.

Вопрос формирования коммуникативной самоэффективности как когнитивного механизма, позволяющего человеку регулировать свое поведение, еще не является достаточно разработанным в психолого-педагогической литературе, особенно применительно к различным видам профессиональной деятельности. В образовательном процессе необходимо соблюсти ряд условий для того, чтобы формировать коммуникативную самоэффективность как личное убеждение человека в том, что он обладает необходимыми коммуникативными умениями, способностями, что может справиться с коммуникативными ситуациями неопределенности, выбрать правильную стратегию и способ коммуни-

кации. Работа по формированию коммуникативной самоэффективности обучающихся вуза действительно заслуживает особого внимания, о чем свидетельствуют результаты проведенного исследования. Среди курсантов и студентов 1-2 курсов Сибирской пожарно-спасательной академии был проведен опрос на предмет самоэффективности, в котором приняло участие 123 человека [Краснорядцева и др., 2014, с. 38]. Анализ результатов показал, что чрезмерную уверенность относительно наличия у себя потенциальных способностей организовать и осуществить собственную деятельность, необходимую для достижения определенной цели, демонстрируют только 29 % курсантов, в сфере межличностного общения - 27,7 % курсантов; умеренно выраженную уверенность (средний уровень самоэффективности) в предметной деятельности проявляют 68 % испытуемых, в межличностном общении - 34,7 %; неуверенность в собственных силах, слабую убежденность относительно наличия потенциальных способностей организовать и осуществить собственную деятельности демонстрируют 3 % курсантов, в сфере же межличностного общения - 37, 6 % респондентов (рис. 2).

Рис. 2. Результаты диагностики самоэффективности обучающихся Fig. 2. Diagnostic results of students' self-efficacy

Проведенный анализ имеющейся практики, муникативных способностях и потребностях, си-

осмысление собственного опыта работы, изуче- туации, способах эффективной коммуникации в

ние психолого-педагогической литературы позво- ней и соотнесение их с общепринятыми ценно-

лили выделить ряд основных источников комму- стями и нормами поведения. Такие представле-

никативной самоэффективности. Во-первых, сло- ния складываются из анализа собственного опы-

жившиеся личные представления о своих ком- та и опыта других, прежде всего значимых людей.

< И

я

а

4

с

PQ

5 s

es

W H

S

и ^

д и s

0

1

к

W PQ H

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

s

1

>>

0

1

и w tr

s

Ь

1-й <

G

«

s к

h

и

w PQ

Во-вторых, способность настойчиво действовать для достижения поставленной цели и решения задач, в том числе в ситуациях неопределенности (владение способами деятельности, социальный опыт), что приводит к конкретному положительному результату и, соответственно, к вере в собственную эффективность и к дальнейшим конкретным действиям. В-третьих, поддержка окружающих (преподавателей, одногруппников) и самовнушение (владение приемами, техниками, активизирующими уверенность в себе, позволяющими бороться с коммуникативными барьерами, комплексами). Однозначным является и суждение специалистов МЧС (в опросе приняли участие 60 человек) о том, что необходимо готовить курсантов соответствующих вузов к коммуникативной самоэффективности, что в деятельности данных специалистов самоэффективность в целом определяет результативность их профессиональной деятельности.

Важным условием для формирования коммуникативной самоэффективности обучающихся считаем изменение позиции преподавателя, который должен: обладать определенными коммуникативными качествами, уметь организовать совместную деятельность не только с обучающимися, но и с коллегами, уметь управлять деятельностью обучающихся, показать, «как уметь делать» [Полупан, 2017; с. 48; Адольф, Степанова, 2012, с. 58].

Требования к педагогическому процессу, направленному на формирование коммуникативной самоэффективности курсантов вузов МЧС, можно выразить следующим образом:

- осознание педагогами необходимости формирования коммуникативной самоэффективности у обучающихся, демонстрация высокого уровня сформированности своих коммуникативных навыков и коммуникативной самоэффективности в педагогической деятельности;

- участие в скоординированной системной работе профессорско-преподавательского состава по формированию коммуникативной самоэффективности обучающихся;

- при формировании коммуникативной самоэффективности быть прежде всего партнером

для обучающихся, уметь обеспечить педагогически комфортную образовательную среду, создать ситуации успеха для каждого обучающегося, постоянно подкреплять достигнутый обучающимся результат личностного и профессионального роста в контексте формирования коммуникативной самоэффективности;

- ориентирование обучающихся на формирование коммуникативной самоэффективности через включение их в решение профессионально ориентированных заданий коммуникативного характера (прежде всего на занятиях по дисциплинам, имеющим выраженную коммуникативную направленность) [Игнатова, Пасечкина, 2018, с. 76-79; Pasechkina, 2019];

- предоставление обучающимся широкого спектра выбора коммуникативных практик в аудиторной и внеаудиторной деятельности;

- активизация коммуникативной деятельности обучающихся в образовательном процессе за счет включенности их в деятельность, основанную на творчестве и импровизации, использовании современных интерактивных образовательных технологий, применении разнообразных массовых открытых опПпе-курсов;

- организация рефлексивной деятельности будущих специалистов по осознанному усвоению умений коммуникативной самоэффективности применительно к специфике профессиональной деятельности [Адольф, Журавлева, 2012, с. 21-26];

- учет особенностей современного поколения Z при организации работы по формированию коммуникативной самоэффективности обучающихся.

В заключение еще раз отметим, что социально-педагогическое значение формирования коммуникативной компетентности, как и коммуникативной самоэффективности, не вызывает сомнения. Ведь высокая самоэффективность позволяет обучающемуся как будущему специалисту максимально раскрыть личностные возможности (потенциал), самореализоваться в определенном виде деятельности, также она связана с позитивным отношением к данной деятельности, ожиданием положительного результата и признанием его другими. Низкая само-

эффективность связана с ожиданием неудачи, 8. провала, неверием в собственные возможности, негативными эмоциями, что может приводить к отказу от действий в ситуациях неопределенности или же к пассивному копированию действий других людей.

Библиографический список 9.

1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Дидактика: от тактики передачи социального опыта к стратегиям достижения образовательных результатов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 4. С. 57-61. URL: https:// cybeHeninka.ru/artide/n/didaktika-ot-taktiki-peredachi-sotsialnogo-opyta-k-strategiyam- 10. dostizheniya-obrazovatelnyh-rezultatov

2. Адольф В.А., Журавлева О.П. Развитие личностного потенциала студента в процессе профессиональной подготовки // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ 11. razvitie-lichnostnogo-potentsiala-studenta-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki

3. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 218 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Белых Т.В. Структура интегральной индиви- 12. дуальности студентов с разным уровнем выраженности коммуникативной самоэффективности. М.: Мир науки, 2015. 70 p. URL: 13. http://izd-mn.com/PDF/18MNNPM15.pdf

5. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала: учеб. по- 14. собие. М.: РАГС, 2000. 124 p.

6. Дорофеев А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования // Высшее образование в России. 2005.

№ 4. С. 30-33. URL: https://cyberleninka.ru/ 15.

article/n/professionalnaya-kompetentnost-

kak-pokazatel-kachestva-obrazovaniya-1

7. Игнатова В.В., Пасечкина Т.Н. Профессионально ориентированные задания в про- 16. цессе формирования коммуникативной самоэффективности будущих инженеров пожарной безопасности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 6. URL: https:// doi.org/10.20339/AM.06-18.076

Илюшина Т.Е. Структурно-функциональная модель развития коммуникативных способностей у сотрудников ГПС МЧС России // Ученые записки. 2011. № 9 (79). P. 79-85. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/strukturno-funktsion-alnaya-model-razvitiya-kommunikativnyh-spo-sobnostey-u-sotrudnikov-gps-mchs-rossii Кириллова Н.А., Шкерина Л.В. О комплексе задач как средстве формирования коммуникативной компетенции будущих учителей в процессе их математической подготовки // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 3. URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/ old/I3-1I2011Iverstka_1320214684.pdf Ковчина Н.В., Игнатова В.В., Барановская Л.А., Сапрыгина С.А. Социальное взаимодействие в профессиональной сфере: к вопросу о soft skills // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 7. URL: https://doi.org/10.20339/ AM.07-17.044

Краснорядцева О.М., Кабрин В.И., Муравьева О.И. и др. Психологические практики диагностики развития самоэффективности студенческой молодежи: учеб. пособие. Томск: Издательский дом ТГУ, 2014. 274 с. Кричевский Р.Л. Самоэффективность и акмеологический подход к исследованию личности // Акмеология. 2001. № 1. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 p. Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Сма-гин И., Судаков Д. Навыки будущего: что нужно знать и уметь в новом сложном мире. М.: Global Education Future, Future Skills, WorldSkills Russia, 2017. 92 p. Марьин М.Н. Профессиография основных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России: пособие. М.: ВНИИПО, 1998. 114 p. Полупан К.Л. Реконструкция деятельности преподавателя высшей школы // Высшее образование в России. 2017. № 2. С. 45-52. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/

rekonstruktsiya-deyatelnosti-prepodavatelya-vysshey-shkoly

< PQ

Я

a

4

с

PQ

s

es

W H

5

и ^

Д PQ S

0

1

к

w

PQ H

и ft с

и

о

l-ч

0

ё и ft

s

1

>>

0

1

и w V

s

b

1-й <

G

«

s к

h

и

w PQ

17. Учебник спасателя / С.К. Шойгу, М.И. Фалеев, Г.Н. Кириллов и др.; под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. 2-е изд., перераб. и доп. Краснодар: Сов. Кубань, 2002. 528 p.

18. Шкроб Н.В. К вопросу о формировании коммуникативной компетентности курсантов высших образовательных учреждений МЧС России // Сибирский пожарно-спасательный вестник. 2018. № 2. URL: http://vestnik.sibpsa. ru/wp-content/uploads/2018/v9/N9_64-69.pdf

19. Cheryl B. Anderson С.В., Hwa Young Lee, Byars-Winston А., Assessment of Scientific Communication Self-efficacy, Interest, and Outcome Expectations for Career Development in Academic Medicine // Journal of Career Assessment. 2016. Vol. 24, is. 1. URL: https://doi. org/10.1177/1069072714565780

20. Boyle M., Beita-Ell C., Milewski K.M., Fearon A.N. Self-esteem, self-efficacy, and social support as predictors of communicative participation in adults who stutter // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 2018. Vol. 61, is. 8. P. 1893-1906. URL: https://doi. org/10.1044/2018_JSLHR-S-17-0443

21. Hodis G.M., Hodis F.A. Trends in Communicative Self-Efficacy: A Comparative Analysis // Basic Communication Course Annual. 2012. Vol. 24. URL: https://ecommons.udayton.edu/ bcca/vol24/iss1/7/.

22. Lin A.R., Lawrence J.F., Snow C.E., Taylor K.S. Assessing Adolescents' Communicative Self-Efficacy to Discuss Controversial Issues: Findings from a Randomized Study of the Word Generation Program // Theory and Research in Social Education. 2016. Vol. 44, № 3. P. 316-343. URL: https://doi.org/10.1080/00 933104.2016.1203852

23. Pasechkina T.N. Creating professionally oriented tasks of communicative nature: from teaching experience // Juvenis scientia. 2019. № 1. P. 23-26. DOI: 10.32415/jscientia.2019.01.05. URL: https://docs.wixstatic.com/ugd/1b55c8_ e95ab1a779ad47a4ac6ab03ae04456ce.pdf

24. Rivers D.J., Ross A.S.. L1/L2 communication of self-efficacy beliefs and the contribution of personality // The Language Learning Journal. 2018. URL: https://doi.org/10.1080/09571736. 2018.1441895

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-48-2-135

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE AND COMMUNICATIVE SELF-EFFICACY AS „SOFT SKILLS" OF FUTURE SPECIALISTS

T.N. Pasechkina (Zheleznogorsk, Krasnoyarsk territory, Russia)

Abstract

Problem and purpose. Many researchers connect competence with being educated, possessing necessary knowledge and experience, with effectiveness and correctness of fulfilling some activity. However, in fact, it is not knowledge itself or skills, or personal qualities and abilities but first of all the assuredness of one's own competence that is the most powerful motivational condition which determines the behavior of a person in a concrete situation, particularly, in a situation uncertainty. In this connection it is very important for a person nowadays to develop the ability to independently determine his or her chances for coping with specific and complex tasks and influence the effectiveness of activity as a whole (self-efficacy of a future specialist) as well as to effect it in the process of communication (communicative self-efficacy of a future specialist.

The purpose of the article is to discuss the interrelation of the notions "communicative self-efficacy" and "communicative competence", and to study the pedagogical conditions that are necessary for their development in university students.

Methodology of the study is based on analysis and generalization of research works by foreign and Russian scientists recognized by scientific community, the experience of university students' professional training in its communicative aspect.

Results. The interrelation of communicative competence and communicative self-efficacy is revealed. The author's position in understanding the essence of communicative self-efficacy and its substantial characteristics is designated. Some results allowing to speak about the relevance of students' communicative self-efficacy formation are presented. The pedagogical conditions for the formation of students' communicative self-efficacy are also indicated.

Conclusion. The ideas presented in the article make it possible to consider the communicative aspect of students' professional training under a particular angle. The author is convinced that the work on the development of communicative competence and communicative self-efficacy is very important for a contemporary specialist because these skills help a person to be successful in his or her profession [Kovchina et al., 2017, p.44 -46]. In addition, at contemporary students' excessive dedication to virtual communication to the detriment of real communication is obvious. It leads to interpersonal alienation, to a kind of "social self-isolation," to inability of effectively interacting with others in various situations, particularly in solving professional tasks.

Keywords: communicative self-efficacy, communicative competence, formation of communicative self-efficacy of future specialists, soft skills.

References 3.

1. Adolf V.A., Stepanova I.Yu. Didactics: from the tactics of transferring social experience to strat- 4. egies of achieving educational results // Bulletin

of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev. 2012. No. 4. P. 57-61. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didaktika-ot-taktiki-peredachi-sotsialnogo-opyta-k-strate- 5. giyam-dostizheniya-obrazovatelnyh-rezultatov

2. Adolf V.A., Zhuravleva O.P. The development of student's personal potential in the process of 6. professional training // Siberian Pedagogical Journal. 2012. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/razvitie-lichnostnogo-potentsiala-stu-denta-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki

Bandura A. Theory of social learning. SPb. Eurasia, 2000. 218 p.

Belykh T.V. The structure of integral individuality of students with different levels of communicative self-efficacy expression. M.: World of Science, 2015. 70p. URL: http://izd-mn.com/ PDF/18MNNPM15.pdf

Derkach A.A., Zazykin V.G., Markova A.K. Psychology of specialist development: Textbook. M.: Publishing house of RAGS, 2000. 124 p. Dorofeev A. Professional competence as an indicator of the quality of education // Higher education in Russia. 2005. No. 4. P. 30-33. URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/professionalnaya-kompe-tentnost-kak-pokazatel-kachestva-obrazovaniya-1

<

PQ £ a

4

с

PQ

s

es

w

H

5

и ^

д

PQ S

о

ü к

w

PQ H

и

ft <

и

о

l-ч

о

ë и ft

s

>>

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

и w V

s

Ь

1-й <

G

«

s к

h

и

w PQ

7. Ignatova V.V., Pasechkina T.N. Professionally oriented tasks in the process of forming communicative self-efficacy in future fire-safety engineers. // Alma mater (Herald of Higher Education). 2018. No. 6. URL: https://doi.org/10.20339/ AM.06-18.076

8. Ilyushina T.E. Structural and functional model of communicative abilities development of the EMERCOM employees // Uchenye zapiski. 2011. No. 9 (79). P. 79-85. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/strukturno-funktsionalnaya-model-razvitiya-kommunikativnyh-sposobnostey-u-sotrudnikov-gps-mchs-rossii

9. Kirillova N.A., Shkerina L.V. On the complex of tasks as a means of forming the communicative competence of future teachers in the process of their mathematical training // Bulletin of the State Pedagogical University named after V.P. Astafiev. 2011. No. 3. URL: http://www. kspu.ru/upload/documents/old/I3-1I2011Iver-stka_1320214684.pdf

10. Kovchina N.V., Ignatova V.V., Baranovskaya L.A., Saprygina S.A. Social interaction in the professional sphere: on the issue of soft skills // Alma mater (Herald of Higher Education). 2017. No. 7. URL: https://doi.org/10.20339/AM.07-17.044

11. Krasnorytseva O.M., Kabrin V.I., Muravyova O.I. Psychological practices of diagnosing the development of students' self-efficacy: textbook. Tomsk: TSU Publishing House, 2014. 274p.

12. Krichevsky R.L. Self-efficacy and acmeological approach to the study of personality // Akmeology. 2001. No. 1. P. 47-52.

13. Leontiev D.A. Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality. M.: Meaning, 2003. 487 p.

14. Loshkareva E., Luksha P., Ninenko I., Smagin I., Sudakov D. Skills of the future: what you need to know and be able to do in the new complex world. M. Global Education Future, Future Skills, WorldSkills Russia, 2017. 92 p.

15. Marin M.N. Professiography of the main activities of employees (the State Fire Service of the Ministry of Internal Affairs of Russia): manual. M.: VNIIPO, 1998. 114 p.

16. Polupan K.L. Reconstruction of the activities of higher education teachers // Higher education in Russia. 2017. No. 2. P. 45-52. URL: https://cyber-

leninka.ru/article/n/rekonstruktsiya-deyatelnos-ti-prepodavatelya-vysshey-shkoly

17. Rescuer textbook / S.K. Shoigu, M.I. Faleev, G.N. Kirillov and others; under total ed. Yu.L. Voroby-ova. 2nd ed., Pererab. and add. Krasnodar: "Sov. Kuban ", 2002. 528 p.

18. Shkrob N.V. On the question of the formation of communicative competence in cadets of higher educational institutions of the EMERCOM of Russia // Scientific and Analytical Journal "Siberian Fire and Rescue Bulletin". 2018. No. 2. URL: http://vestnik.sibpsa.ru/wp-content/up-loads/2018/v9/N9_64-69.pdf

19. Anderson C.B., Hwa Young Lee, Byars-Winston A., Assessment of Scientific Communication Self-efficacy, Interest, and Outcome Expectations for Career Development in Academic Medicine // Journal of Career Assessment, Vol. 24, is. 1, 2016. URL: https://doi.org/10.1177/1069072714565780

20. Boyle M., Beita-Ell C., Milewski K.M., & Fearon A.N. Self-esteem, self-efficacy, and social support as predictors of communicative participation in adults who stutter // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. Vol. 61, is. 8, 2018. P. 1893-1906. URL: https://doi. org/10.1044/2018_JSLHR-S-17-0443

21. Hodis G.M., Hodis F.A. Trends in Communicative Self-Efficacy: A Comparative Analysis // Basic Communication Course Annual. 2012. Vol. 24. URL: https://ecommons.udayton.edu/ bcca/vol24/iss1/7/.

22. Lin A.R., Lawrence J.F., Snow C.E., Taylor K.S. Assessing Adolescents' Communicative Self-Efficacy to Discuss Controversial Issues: Findings from a Randomized Study of the Word Generation Program // Theory and Research in Social Education. 2016. Vol. 44. No. 3. P. 316-343 URL: https://doi. org/10.1080/00933104.2016.1203852

23. Pasechkina T.N. Creating professionally oriented tasks of communicative nature: from teaching experience // Juvenis scientia. 2019. No. 1. P. 23-26. DOI: 10.32415/jscientia.2019.01.05 URL: https://docs.wixstatic.com/ugd/1b55c8_ e95ab1a779ad47a4ac6ab03ae04456ce.pdf

24. Rivers D.J., Ross A.S.. L1/L2 communication of self-efficacy beliefs and the contribution of personality // The Language Learning Journal, 2018. URL: https://doi.org/10.1080/09571736.2018.1441895

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.