ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА Атаджанова Б.Т. Email: [email protected]
Атаджанова Барно Тулкиновна - преподаватель, кафедра русского и узбекского языков, факультет управления в производстве, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: данная статья рассматривает вопросы формирования профессионально-коммуникативной компетенции будущего специалиста технических вузов. Автор статьи утверждает, что коммуникативная компетенция будущего специалиста - это способность решения проблемно-познавательных речемыслительных задач и осуществления деятельности по достижению целей, значимых для будущих специалистов по связям с общественностью в сфере их профессиональной коммуникации. Коммуникативная компетенция подразумевает знание языка и умение использовать языковые средства в реальных ситуациях профессионального общения. Современным направлением формирования коммуникативной компетентности менеджера считается создание в образовательном процессе коммуникативных ситуаций, которые бы запускали механизмы развития личности, т.е. использование интерактивного обучения: расширение видов совместной работы студентов, их коммуникативного опыта, возможности задействовать не только сознание человека, но и его чувства, эмоции, включение в процесс обучения «целостного человека» и обеспечение комплексного личностного развития.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, языковые средства, направление, формирование, деятельность, профессиональный, интерактивное обучение, возможность, личность, менеджер.
FORMATION OF THE PROFESSIONAL-COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE FUTURE SPECIALIST Atadjanova B.T.
Atadjanova Barno Tulkinovna - Teacher, RUSSIAN AND UZBEK LANGUAGES DEPARTMENT, MANAGEMENT IN PRODUCTION FACULTY, FERGHANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article under discussion describes formation of the professional-communicative competence of the future specialist. The author of the article claims that communicative competence of the future specialist is the ability to solve problematic cognitive speech related issues and to realize activity to achieve aims important in communication with the community in the sphere of the professional life. Communicative competence requires language knowledge and ability to use linguistic means in the real life situations of the professional communication. Modern trends in the formation of the communicative competence of a manager are connected with creation of the communicative situations in the educational process: expansion of collaborative students work, exchanging their experience, opportunities to apply not only a man's cognitive skills, but also his feelings, switching on the man as a "whole one" into the educational process and providing the complex development of the personality.
Keywords: communicative competence, linguistic means, direction, formation, activity, professional, interactive teaching, opportunity, personality, manager.
УДК 372.881.1
Карьера любого специалиста весьма многогранна. В любой профессии можно остаться на самой низкой ступеньке иерархической лестницы, а можно достичь высоты, власти, став высокообразованным и квалифицированным профессионалом. Коммуникативная компетентность, владение искусством общения, как оправа для бриллианта, может помочь реализовать свои замыслы и намерения, стать преуспевающим человеком, вызывающим уважение у деловых партнёров.
Коммуникативная компетентность является одной из базовых характеристик профессиональной компетентности и профессиональной подготовки специалистов профессий типа «человек - человек». Коммуникативная компетентность представляет собой синтез социально-перцептивной, рефлексивной, аутопсихологической, психолого-педагогической компетенций и связанных с ними умений. Высокий уровень развития данной компетентности позволяет эффективно взаимодействовать в команде профессионалов для достижения поставленных целей. Коммуникативные компетенции формируются через моделирование коммуникативных ситуаций и развивающие тренинги, которые способствуют развитию уверенности в себе, самоуважению, самоутверждению, личностной и социальной активности. Все эти составляющие коммуникативной компетентности тесно взаимосвязаны. Развитие коммуникативной компетентности будущего специалиста предполагает всесторонне развитие всех ее компонентов, владение коммуникационными техниками и применение их на практике.
Коммуникативная компетенция подразумевает знание языка и умение использовать языковые средства в реальных ситуациях профессионального общения. Коммуникативная компетенция будущего специалиста по связям с общественностью, являясь неотъемлемым компонентом его профессиональной компетентности, представляет собой способность использовать иностранный язык (русский язык в национальных группах в республике Узбекистан) для достижения профессионально значимых целей, а именно как средство овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, связанными со спецификой его будущей работы [1].
Конкурентоспособный менеджер среднего звена должен обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками для решения коммуникативных задач в профессиональной деятельности; иметь положительную профессиональную мотивацию; стремиться к развитию коммуникативных способностей и повышению профессиональной компетентности. Под термином «коммуникативная компетентность» мы понимаем интегральное качество специалиста, представленное единством теоретических знаний и практической готовности личности к коммуникации, обеспечивающих осуществление коммуникативной деятельности на высоком уровне и самореализацию менеджеров в профессиональной деятельности.
Менеджер в своей профессиональной деятельности выступает как активный субъект общения. Он должен уметь общаться с разными людьми, убеждать их в справедливости своих идей, отстаивать свою профессиональную позицию. Для этого ему необходимы коммуникативные знания (знание русского и иностранного языков, педагогики, психологии, конфликтологии); коммуникативные умения и навыки (умения оценивать коммуникативную ситуацию, участвовать в процессе коммуникации, управлять процессом коммуникации, прогнозировать результат высказываний, удерживать инициативу); коммуникативные качества (мотивы общения, эмпатия, толерантность); организаторские и коммуникативные способности (гибкость в выборе и применении коммуникативных стратегий и тактик, способность к сотрудничеству). Профессиональная компетенция специалиста определяется совокупностью проявления в реальном труде профессиональных знаний и умений (по сути это профессиональные компетентности), личностных качеств и профессиональных ценностно-смысловых суждений и позиций, самореализации в
профессиональной деятельности. Коммуникативная компетенция занимает значительное место в составе профессиональной компетенции, что обусловлено назначением коммуникативной компетенции - обеспечивать эффективность трудовой деятельности менеджера и плодотворную реализацию других компетенций.
Современным направлением формирования коммуникативной компетентности менеджера считается создание в образовательном процессе коммуникативных ситуаций, которые бы запускали механизмы развития личности. Речь в этом случае идет об интерактивном обучении: расширении видов совместной работы студентов, их коммуникативного опыта, прежде всего в совместной деятельности; возможности задействовать не только сознание человека, но и его чувства, эмоции, волевые качества; включение в процесс обучения «целостного человека» и обеспечение комплексного личностного развития [2].
Список литературы /References
1. Кустов В.Н. Развитие коммуникативной компетентности менеджеров коммерческих организаций по оптовым продажам // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 2007. C. 1-3.
2. Люсин Д.В., Ушаков Д.В. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. C. 15-20.