Научная статья на тему 'Коммуникативная языковая профессиональная мобильность военного специалиста как условие успешности его компетенции'

Коммуникативная языковая профессиональная мобильность военного специалиста как условие успешности его компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Некрасова Т. В.

В статье рассмотрены некоторые современные подходы к формированию профессиональной мобильности будущего военного специалиста при обучении иностранному языку в неязыковом вузе для обеспечения качественной подготовки специалиста нового типа как пользователя иностранным языком. Процесс языкового развития личности опосредован образом языка специальной предметной области, которая концептуально представляет собой субъективную идею о возможности общения с другим человеком по содержанию профессиональной деятельности. Особо отмечена специфика формируемой коммуникативной компетенции. Представлено технологическое обеспечение образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Некрасова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE LINGUISTIC PROFESSIONAL MOBILITY OF MILITARY SPECIALISTS AS THE CONDITION FOR SUCCESS OF THEIR COMPETENCE

The article deals with some modern approaches to the formation of professional mobility of the future military specialist in teaching a foreign language at non-linguistic universities to provide the quality training of a new specialist as a foreign language user. The process of the personal language development is indirectly connected with the special subject area, which conceptually represents a subjective idea of the possibility of communicating with another person on the content of professional activities. Specificity of the formed communicative competence is specially marked. The technological support of the educational process is described.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная языковая профессиональная мобильность военного специалиста как условие успешности его компетенции»

7. Образцов П. И. Методология и методы психолого- 8. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и мето-

педагогического исследования : курс лекций. Орел: Изд-во ды психолого-педагогического исследования : учеб. посо-

Орловского ун-та, 2002. 292 с. бие. М.: Издат. центр «Академия», 2001. 208 с.

© Мацько Д. С., 2016

УДК 8122

КОММУНИКАТИВНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ЕГО КОМПЕТЕНЦИИ

В статье рассмотрены некоторые современные подходы к формированию профессиональной мобильности будущего военного специалиста при обучении иностранному языку в неязыковом вузе для обеспечения качественной подготовки специалиста нового типа как пользователя иностранным языком. Процесс языкового развития личности опосредован образом языка специальной предметной области, которая концептуально представляет собой субъективную идею о возможности общения с другим человеком по содержанию профессиональной деятельности. Особо отмечена специфика формируемой коммуникативной компетенции. Представлено технологическое обеспечение образовательного процесса.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, коммуникативная компетенция, технологическое обеспечение, образовательный процесс.

Т. В. Некрасова T. V. Nekrasova

COMMUNICATIVE LINGUISTIC PROFESSIONAL MOBILITY OF MILITARY SPECIALISTS AS THE CONDITION FOR SUCCESS OF THEIR COMPETENCE

The article deals with some modern approaches to the formation of professional mobility of the future military specialist in teaching a foreign language at non-linguistic universities to provide the quality training of a new specialist as a foreign language user. The process of the personal language development is indirectly connected with the special subject area, which conceptually represents a subjective idea of the possibility of communicating with another person on the content of professional activities. Specificity of the formed communicative competence is specially marked. The technological support of the educational process is described.

Keywords: professional mobility, communicative competence, technological support, educational process.

Условия формирования профессиональной компетенции специалиста в целом и в военной сфере в частности обусловлены необходимостью своевременного взаимодействия профессионалов в едином глобальном образовательном пространстве. Так, общим в сфере профессиональной военной деятельности является система STANAG или standardisation agreement (соглашение по стандартизации), которая устанавливает и определяет способы, порядок действий, терминологию и условия для унификации в рамках единых вооруженных сил или технических операций или оборудования (материальной части) [1]. Целью соглашения является проведение единых оперативных и административных мероприятий, материально-технического обеспечения таким образом, чтобы вооруженные силы одного государства-участника могли использовать материальные средства и материально-техническое обеспечение вооруженных сил другого государства-участника. Кроме того, соглашение создает основу для технической взаимозаменяемости среди большого разнообразия систем связи и информации, важных для проведения военных операций. Рассматривая данный аспект, мы говорим об интеграции высшего профессионального образования в единое европейское образовательное пространство как об условии

взаимопонимания по основным вопросам профессиональной деятельности: выработке единых подходов, разработке современных образцов техники и др. Такое направление развития современного образования обусловило необходимость использования в образовательном пространстве новых технологий, методов, форм и средств обучения иностранному языку [2].

Современным является подход, при котором рассматривается группа знаний в определенной области (related knowledge), навыки и отношения, влияющие на значительную часть профессиональной деятельности (роли или зоны ответственности), которые связаны с выполнением деятельности, могут быть измерены по принятым стандартам и развиты через обучение. Компетенции представляют сумму знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия.

В нашем понимании компетентность - это профессиональная подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей по занимаемой должности. Компетентность выступает мерой и основным критерием определения соответствия требованиям совокупного труда. Каждая из сторон труда (профессиональная деятельность, повседневные отношения, сам развивающийся субъ-

ект и результаты его труда) может быть оценена с помощью критериального модуля. Его показателями являются объективно необходимые знания, умения, навыки, а также профессиональные позиции, психологические особенности (качества) и акмеологические инварианты.

Применительно к области иноязычной филологии ком-петентностный подход давно нашел свое отражение в формулировке цели обучения. Уже несколько десятилетий основной целью обучения иностранному языку является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которую традиционно определяют как позволяющую осуществлять деятельность с использованием собственно языковых средств.

Изменения в общественной жизни России определили необходимость сделать особый акцент на формирование профессиональной мобильности будущего военного специалиста при обучении иностранному языку в неязыковом вузе для обеспечения качественной подготовки специалиста нового типа как пользователя иностранным языком. Требования профессиональной мобильности предполагают некоторые изменения цели, содержания, процесса и формы организации учебного процесса по иностранному языку, разработку новой технологии и специального методического обеспечения, направленного на интенсификацию языковой подготовки и применение новых технологических подходов в образовательном процессе военного вуза.

Формируемая коммуникативная компетенция, характеризующая профессиональную мобильность, может включать в себя следующие аспекты: знание особенностей использования языка для различных целей и выполняемых функций; определение специфики языка в зависимости от коммуникативной ситуации и ее участников; умение создавать, читать и понимать тексты различного профиля и жанра; умение поддерживать профессионально ориентированный разговор [3]. Значимым является определение компетенции как знания, навыка, способности или характеристики, связанных с выполнением профессиональной деятельности на высоком уровне, такие как problem solving, аналитическое мышление или лидерский потенциал [2].

Современная цель обучения иностранным языкам не сводится лишь к формированию языковых навыков и речевых умений, прежде всего необходима профессиональное общение. Общение же в каждой из профессиональных сфер требует специальных знаний и навыков, которые необходимы для достижения прагматического воздействия и успеха в коммуникации. Поэтому очень важно, для формирования профессиональной коммуникативной компетентности:

1) обучать свободному овладению жанрами, которые являются профессионально определяющими для данной специальности. Это умение считается основополагающим, так как каждый жанр имеет свою специфическую форму и композиционное построение согласно цели коммуникации. Разнообразие жанровых форм определяется коммуникативными задачами и целями общения. Знание специфических характеристик каждого жанра является чрезвычайно важным для коммуникации;

2) знакомить с терминами в деловом контексте и акцентировать внимание на том, что способ употребления слов в деловом контексте отличается от обыденно-привычного;

3) формировать у обучающегося комплекс этикетно-рече-вых формул делового общения, которые являются неотъемлемой частью профессионального речевого общения;

4) обучать основам риторики;

5) демонстрировать влияние на коммуникацию ряда эктралингвистических факторов: обстоятельства процесса общения, личностных качеств специалиста, служащих важным параметром оценки коммуникативной ситуации и планирования коммуникативных действий;

6) обращать внимание на статусно-ролевые характеристики партнера (психологическая компетентность) как на фактор успешной/неуспешной коммуникации.

В процессе обучения языку обучающиеся развивают свою коммуникативную компетенцию, посредством которой происходит формирование остальных ключевых и (на профильном этапе обучения) самых элементарных основ профессиональных компетенций с целью решения задач социальной деятельности в ее различных сферах.

Под коммуникативной компетенцией мы понимаем умение соотносить языковые средства с конкретными сферами, ситуациями, условиями и задачами общения. Языковой материал рассматривается нами как средство реализации речевого общения. Следует отметить, что научить свободно ориентироваться в иноязычной среде, адекватно реагировать в различных языковых ситуациях профессиональной направленности можно посредством коммуникативного подхода, направленного на формирование смыслового восприятия и понимание иностранной речи, а также овладение аутентичным языковым материалом для построения конкретных речевых высказываний [4]. Особое внимание при этом фокусируется на таких моментах, как взаимодействие участников в процессе общения, достижение общей коммуникативной цели, объяснение различными способами, расширение компетенции одного участника коммуникации за счет общения с другими участниками.

Эффективность формирования профессиональной мобильности зависит от реализации следующих особенностей коммуникативного обучения:

- обязательное введение аутентичных текстов в учебную ситуацию;

- предоставление возможности сфокусировать внимание на изучаемом языке и на процессе его изучения;

- привлечение личного опыта обучаемых в качестве одного из элементов процесса обучения;

- связь академического изучения языка с использованием его в реальной профессиональной коммуникации.

Значимыми компонентами, положенные в основу содержательного наполнения коммуникативной компетенции, являются:

- лингвистическая (языковая) компетенция - способность понимать и продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их соединения, актуальных для того или иного функционального стиля;

- дискурсивная компетенция - способность соединять предложения в связный текст, дискурс, используя для этого соответствующие средства связи;

- социолингвистическая компетенция - способность понимать и продуцировать речь, соответствующую социо-

Гуманитарные исследования • 2016 • № 1 (10)

103

лингвистическому контексту акта коммуникации, протекающую в рамках всех необходимых сфер деятельности;

- иллокутивная (прагматическая) компетенция - способность надлежащим образом формировать речевые акты в соответствии с коммуникативными намерениями и ситуациями общения в рамках всех необходимых сфер деятельности;

- стратегическая компетенция - способность эффективно участвовать в общении, выбирать правильную стратегию для повышения эффективности коммуникации;

- предметная компетенция - способность ориентироваться в содержательном плане высказывания в рамках актуальной профессионально значимой тематики, предусмотренной учебными программами специальных дисциплин [5].

Мобильность характеризуется умением обучаемых отразить основные лингвистические особенности выполнения своего задания. Коммуникативный подход предполагает использование принципа группового взаимодействия, при котором выполняются коммуникативные задания проектного плана или профессиональные ролевые игры коммуникативной направленности. Эффективности выполняемых действий способствуют аутентичные материалы, например, об образцах отечественной и зарубежной военной техники и вооружении; о компаниях-производителях бронетанковой и автомобильной техники; об устройстве боевых машин и т. д. Таким образом, можно сказать, что речевая мобильность обучаемых характеризуется владением лексико-грам-матическими стереотипами на уровне речевых автоматизмов и навыками участия в устном общении на иностранном языке на военно-технические темы.

Содержание такого аутентичного языкового учебного материала должно быть образовательным и социально значимым в широком смысле и личностно направленным в соответствии с потребностями курсанта. Такой учебный материал призван сформировать в курсантах собственный стиль иноязычного речевого и социального поведения. Практические задания опираются как на уже изученный материал, так и на фоновые знания. Учет фоновых знаний необходим, так как они способствуют формированию новых профессиональных интересов, что, в свою очередь, ведет к повышению профессиональной речевой мобильности курсантов. Требуется определенное время, чтобы курсанты усвоили, что в профессиональном общении их ответы должны быть объемными, что вместе с ответом на вопрос нужно выразить доказательство или опровержение, представляющие и обосновывающие позицию и определяющие отношение говорящего к ситуации. Практика показывает, что при запоминании курсантами определенного алгоритма ответа, они выражают свои мысли более активно и выстраивают их в определенной логической последовательности. Каждое из коммуникативных заданий системы соотносится с конкретным уров-

нем обученности курсанта и способствует его личностному развитию посредством иноязычной коммуникации [6]. При этом обязательно учитывается принцип профессиональной ориентированности, который является основополагающим принципом обучения курсантов, неразрывно связан с проблемой профессионализации обучения как процесса и результата овладения определенными социальными и профессиональными ролями и функциями [7]. Данный принцип обучения предполагает создание внутренних мотивов речевой деятельности курсантов путем внешней социальной мотивации их поведения; подлинной предметности профессионального общения и значимости для них всех обсуждаемых на занятиях проблем; необходимости овладения языковой формой для достижения уровня компетентности в иностранном языке; формирование и поддержание коммуникативной потребности общения между собой; использование современных педагогических технологий для обучения фоновым знаниям по специальности.

Задача преподавателя как организатора учебного процесса - создание педагогических условий, располагающих к коммуникации, выполнению коммуникативных заданий и рефлексии по результатам выполненных учебных действий. Реализация коммуникативного подхода в обучении иностранному языку обеспечивает формирование профессиональной мобильности будущих специалистов и способствует успешному формированию их иноязычной коммуникативной компетенции.

1. STANAG. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/STANAG (дата обращения: 25.12.2015).

2. Каплина С. Е. Технология формирования профессионально мобильности будущих инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 2. С. 154-158.

3. Клименко И. П., Ескина И. М. Иноязычная коммуникативная компетенция как фактор формирования профессиональной мобильности. // Молодой ученый. 2012. № 3. С. 358-360.

4. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. 223 с.

5. Медведева Н. Е. Коммуникативный метод обучения и профессиональная компетенция преподавателя // Современные теории и методы обучения иностранным языкам. М.: Экзамен, 2006. С. 201-205.

6. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранному языку: базовый курс лекций. М.: АСТ/Астрель, 2008. 132 с.

7. Каплина С. Е. Концептуальные и технологические основы формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин: дис. ... д-ра пед. наук. Чебоксары, 2008. 570 с.

© Некрасова Т. В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.