Научная статья на тему 'О специфике и структуре эстетического сознания как формы освоения действительности'

О специфике и структуре эстетического сознания как формы освоения действительности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
955
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics and structure of the integrity of aesthetic consciousness as a form of perceiving

The approaches to, specifics and structure of the integrity of aesthetic consciousness as a form of perceiving reality have been defined in this article

Текст научной работы на тему «О специфике и структуре эстетического сознания как формы освоения действительности»

явно утопичного - но абсолютно справедливого! -пожелания: не человек долга и добра должен заискивать перед спонсором, а спонсор должен гордиться, что он может послужить реализации требований добра и долга). Право как регулятор отношений - для тех субъектов, которые не созрели для честного следования положительному внутреннему выбору. Тогда не мораль и нравственность будут восприниматься как необязательные придатки к

праву, но, напротив, право будет ориентироваться на максимальное обеспечение их воплощения.

Только при таком подходе мораль и нравственность, долг и добро могут стать реальным системообразующим ядром человеческого общения и деятельности в целом. Если не видеть перед собой такой идеал, то разговоры о морально-нравственном воспитании и т.п. остаются не более чем дежурными фразами.

Литература

1. Ницше Ф. П. Антихрист. Проклятие христианству II Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т, 2. М,, 1990.

2. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое /7 Там же. Т. 1. М,, 1990.

3. Фрейд 3. Введение в психоанализ, Лекции, М„ 1991,

В.М. Видгоф

О СПЕЦИФИКЕ И СТРУКТУРЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ КАК ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Томский государственный университет

В литературе нет однозначного подхода к определению специс I: «.тетического сознания. Попытка объяснить >.« ~ . ираясь только на характеристику состава ег энентов, вызывает справедливую критику. <е ограниченным является принцип опред.„ - специфики эстетического сознания только .-с. предмету отражения, ибо не всегда эстетичес « объект, например искусство, гарантирует именно его эстетическое восприятие. Очевидно, помимо предметности, необходимо учитывать и то, как сознание его постигает. Специфическим для эстетического сознания обычно называют чувственно-эмоциональный способ постижения эстетического объекта. Однако, как и в первом случае, такую установку можно признать лишь необходимым, но еще не достаточным основанием, ибо эмоциональное постижение эстетического объекта может быть далеко не эстетическим, как, впрочем, и эстетическим. Мы исходим из деятель-ностно-целевого подхода как принципа предметно-эстетического отношения. Это принцип, когда сознание способно не только постигать и «интендиро-вать» красоту, но и изменять мир по ее законам. Такое сознание мы и называем эстетическим.

Вместе с тем приоритет эмоционального над рациональным в понимании эстетического сознания, как ни странно, не уменьшает, но увеличивает степень его полноты и духовности. Необходимость выразить эту специфику в философском языке породила потребность новых языковых средств и типов философствования. Эта потребность стала реализо-вываться в принципах неклассического философст-

вования, увязывающего «душевно-духовно-практическое» в едином континууме. В этом контексте коррелятами термина «эстетическое сознание» начали употреблять понятия типа: «эмоциональное сознание» (Ж.П Сартр), «экзистенциональное сознание» (Ясперс), «эмоциональное мышление» (М.М. Бахтин), «умная эмоциональность» (Л.С. Выготский), «философия сердца» (В.П. Вышеславцев) [!,с. 14].

Учитывая эмоционально-психологическую природу любого сознания, попытаемся определиться со спецификой эстетической эмоциональности как фундаментальным основанием эстетического сознания.

Во многих работах специфика эстетических эмоций обнаруживается путем, сравнения их с эмоциями обыденными. Мы намерены рассмотреть эстетическую эмоцию как структурный элемент в системе социальных эмоций. К такому типу эмоций относятся эмоции с духовным основанием, т.е. возникших в результате отражения воображаемой мысли. Подобного рода высших эмоций различают четыре вида: интеллектуальные, нравственные, религиозные и эстетические. Интеллектуальная эмоция, возникая как продукт умственной деятельности, направлена на выявление сущностных свойств объекта. Фило-софско-гносеологическим основанием такой эмоции является предметная направленность сознания вообще. его интенция, выраженная в психологической форме внимания, по Гуссерлю [1, с. 19]. В социаль-но-философском аспекте интеллектуальная эмоция утверждается в обыденных и научных феноменах

В. М. Видгоф. О специфике и структуре эстетического сознания как формы освоения.

общественного сознания. Нравственная эмоция направлена к субъекту. Нравственные эмоции возникают по поводу отношений между людьми, их нравов и действий. Философским основанием нравственности, по Шопенгауэру, выступает воля как универсальный тип отношения, как стремление вообще. В конечном счете в социально-философском аспекте нравственная эмоция утверждается в поведении личности, моральной сфере общественного сознания. Эстетическая и религиозная эмоции направлены на отражение гармонического отношения между объектом и субъектом. Обе эмоции связаны с глубинным типом общения [2, с. 17], выражающим содержательность эстетических и религиозных отношений.

Однако различие состоит в двух моментах. Во-первых, для эстетического переживания гармония -цель и средство решения реальных проблем жизни. При этом гармония не есть грубое снятие или утрата мер субъекта и объекта, но утверждение системного качества, где обретенное единое основание сохраняет их своеобразие, т.е. задает атмосферу полифонического [2, с. 17], а точнее, «симфонического» бытования. Поэтому в эстетическом переживании субъект не теряет себя в предмете, оно носит всегда личностный, творческий характер и поддается распредмечиванию. Для религиозной эмоции принцип гармонии важен как средство выхода субъекта за границы индивидуально-личностного в «бесконечное», по Д.В. Пивоварову [1, с. 20], растворения в нем. Само это «бегство» в трансцендентный мир хотя и носит канонизированный характер, но распредмечиванию не поддается, не случайно его содержательность берется только на веру. Во-вторых, в общефилософском плане эстетическая эмоция - это переживание чего-либо с позиций всеобщего идеала человеческой жизнедеятельности (мера мирочеловеческого). Религиозная эмоция - это переживание чего-либо с позиции идеала религиозной веры, где сопричастность человека к Абсолюту выступает единственным критерием истины. В социологическом плане эстетическая эмоция утверждается в форме эстетической культуры, эстетического вида общественного сознания и специфической художественной деятельности. Религиозная эмоция находит свое выражение в религиозном сознании общества, в его религиозной культуре, в специализированной цер-

ковно-ритуаяьной обрядовой деятельности. * * *

Теперь рассмотрим вопрос о месте эстетического сознания в духовной культуре общества. В иерархии видов общественного сознания эстетическое сознание занимает «верхний этаж», поскольку оно обеспечивает их интегративно-гармоническую целостность. Поэтому если брать универсальные

виды человеческого сознания, то эстетическое сознание не сводится к утилитарному, нравственному, научно-познавательному и просктивно-творчес-кому видам, но, существуя через них, оно, с одной стороны, приобретает относительную самостоятельность, а с другой - выступает аспектом в тех видах, которые интегрирует [1, с. 20]. Носителем и субъектом эстетического сознания могут быть общество, нация, социальная группа, индивид. Образ жизнедеятельности разных субъектов, их потребности и интересы определяют различия в их эстетических сознаниях в интервале от «полной» тождественности до жесткой альтернативности. Поэтому эстетическое сознание совокупного субъекта представляет собой сложный процесс их взаимодействий и было бы ошибкой сводить его к рядо-положенности или простой сумме эстетических сознаний разных субъектов.

Разные формы общественного сознания находят в «теле» духовной культуры общества свою объективацию. Согласно традиции здесь обычно выделяют три составляющие: науку, искусство и морально-нравственные отношения. Конечно, эта классификация неполная, но достаточна для того, чтобы определить место эстетического в духовной культуре. Наука как совокупность научных знаний в системе духовной культуры объективирована в специфических научных текстах, которые представляют в знаково-символических формах (языке) выраженное содержание познавательно-теоретической сферы общественного сознания. Нравственность в системе духовной культуры объективирована в специализированные нормативы и кодексы поведения и выступает в виде морального сознания людей. Эстетическое сознание в системе духовной культуры материализовано в специализированный объект - искусство. Искусство выступает результатом и условием развития эстетического сознания совокупного субъекта, оно же и средство (язык) эстетического общения. Все три формы объективации общественного сознания в духовной культуре выступают, соответственно, ее специализированными видами: интеллектуальной, нравственной и эстетической культурой. Главное их предназначение - способствовать саморазвитию каждой из них и обеспечивать саморазвитие общего духовного потенциала субъекта в своей целостности и гармоничности. Производство и освоение субъектом духовной культуры в ее гармонической целостности определяет его духовность. Там, где эта гармония нарушена, там уже речь может идти о деформированной, ущербной духовности и даже о бездуховности. Проявление бездуховности, как правило, выражается в абсолютизации какого-либо одного момента. Так, умаление нравственности и эстетичности за счет абсолютизации познавательно-теоретического фактора ведет к сциентизму и

голому теоретизму; абсолютизация морально-нравственного фактора - к морализаторству и ригоризму, эстетическое без ориентации на истину и

добро - к эстетизму [1, с. 23].

* * *

Какова же деятельностная структура эстетического сознания как формы духовного освоения действительности?

Главная цель эстетического сознания состоит в регуляции активностью субъекта. Это значит, что и духовность эстетической деятельности как выражение содержательной ценности эстетического сознания должна войти в программу этой деятельности, выступать управляющей силой ее реализации. Программирующая функция, таким образом, для эстетического сознания является системообразующей. Ее подфункции выражают четыре универсальные «компоненты-цели»: знания, ценности, нормы и средства общения, образующие соответствующие им гносеологический, аксиологический, нормативный и коммуникативный аспекты целостной программы эстетической деятельности субъекта. Универсальность выделенных целей и позволяет с позиции каждого аспекта анализировать эстетическое сознание как целостность. Функционально-целевой подход поможет нам структурироват V. с ^еское сознание по вертикали. В отнош» с*ч :нительности к нему будет находиться дьный срез, раскрывающий особенное" • тг; зры эстетического сознания по уровню •• :ос (.л ;-ю.

Уровневая .р „.-стстика эстетического сознания как вида общественного сознания представлена единством обыденного (практического) и систематизированного (духовно-теоретического, специализированного) аспектов. Обыденный уровень формируется в рамках стихийной практики жизни и выступает целостной формой реального бытия эстетического сознания. В его состав входят: эмпирические эстетические знания (гносеологический аспект), социально-психологические формы эстетических ценностей и образцов (аксиологический аспект), стихийно-регулятивные формы эстетических нормативов (проективно-нормативный аспект). Систематизированный уровень как форма бытия эстетического сознания создается специалистами-профессионалами, учеными и идеологами. Этот уровень есть форма рефлексии и самосознания обыденных форм эстетического сознания. Приоритеты в нем получают такие духовные образования, которые способны постигать и выражать в науке, идеологии, искусстве и социологических программах сущность и глубинные закономерности эстетических явлений обыденного уровня эстетического освоения и вновь аккумулировать этим обобщенным знанием практические пласты эстети-

ческого сознания. Языковые средства эстетического общения, созданные в формах утилитарно значимых предметов быта, поведенческих символов (обряды и ритуалы), произведений фольклорного, самодеятельного и профессионального художественного творчества и т.п. (коммуникативный аспект) функционируют в нерасчлененности обыденного и систематизированного уровней эстетического сознания.

Эстетическая потребность и эстетический образ - исходные основания целостности эстетического сознания как деятельности. Категории «эстетическая потребность» и «эстетический образ» определяют целостную структуру эстетического сознания в диахронном состоянии (горизонтально) со стороны его исходных оснований. Эстетическая потребность представляет собой выражение внутренней необходимости жить по законам красоты. Она «запускает» эстетическую деятельность субъекта (движение эстетического отношения от субъекта к объекту). В эстетической потребности как в форме проявления внутренней эстетической потенции субъекта выражены внешние эстетические требования, детерминирующие деятельность - эстетические образы, идеалы, нормы., критерии, традиции и т.п., которые наличествуют в ней в качестве момента.

Соотношение внутренних (эстетическое «хочу») и внешних (эстетическое «надо») детерминант в деятельности субъекта - всегда противоречиво и направлено либо в сторону отторжения внутреннего от внешнего, либо его приятия как «своего-иного». В последнем случае эстетическая потребность -личностна, т.е. выражает гармонию внутреннего и внешнего как обогащенную социально-эстетическим опытом, уникальную свою внутреннюю потенцию. Трансформация эстетического «надо» во внутреннее эстетическое «хочу» формирует в структуре эстетической потребности такие основополагающие для предстоящей эстетической деятельности качества, как эстетический мотив, эстетическая способность, эстетический смысл, эстетическая установка» жизненная позиция и эстетическая воля. Эстетический мотив - это, выражаясь словами Ницше, «наружное проявление» эстетического сознания, которое скорее «скрывает антицеденты» эстетического действия, нежели «представляет их собою», но всегда актуализирует их необходимость. Эстетическая способность - это способ бытия эстетической потребности, то, что связано с возможностями и действительной реализацией эстетического опыта (культуры) субъекта. Эстетический смысл - это то, что аккумулирует эстетические знания, эстетический опыт, эстетические умения, навыки, ценностные ориентации в эстетический идеал. Эстетическая установка - это механизм реализации смысла, готовность субъекта к эстетическому поведению и

В.М. Видгоф. О специфике и структуре эстетического сознания как формы освоения.

деятельности. Эстетическая жизненная позиция -это устойчивая эстетическая установка субъекта, ставшая критерием его жизнедеятельности. В эстетической жизненной позиции субъекта репрезентирован весь спектр программирующей функции эстетического сознания и духовности. Сюда входят подфункции: гносеологическая, выражающая объективную детерминацию эстетической потребности; аксиологическая, определяющая экзистенциальный смысл эстетической деятельности вообще; проект-но-нормативная как целеполагание и технология эстетического освоения. Тотальность программирующей функции эстетической потребности как формы бытия эстетического сознания и духовности во всем своем аспектном разнообразии, объективирован: со стороны субъекта - в целостном его эстетическом волеизлиянии (эстетическая воля), выраженном в действиях субъекта, эстетически осваивающем действительность; со стороны объекта - в знаково-коммуникативных формах эстетического общения, и прежде всего в искусстве.

В структуре языка искусства эстетическая потребность модифицируется в потребность художественную и через нее - вновь в эстетическую нового уровня. Поэтому художественная потребность в сфере межсубъектного эстетического общения выступает продуктом, моделью и условием бытия эстетической потребности как саморазвивающейся системы. По способу существования эстетическая, потребность в структуре эстетической духовности и сознания представляет собой выражение идеального отношения эстетического субъекта к миру. Характеристика же этого отношения (движения эстетической информации от объекта к субъекту) составляет особенности категории эстетический образ как другой исходной ипостаси эстетического сознания.

Существенной характеристикой эстетического образа является то обстоятельство, что в нем. выражена общая черта всех функциональных проявлений эстетического сознания - быть отображением такого денотата, как целостная, гармонически (по законам красоты) организованная система ми-рочеловеческих отношений [3, с. 17]. Носителем признаков такого денотата может выступать любой элемент' объективной и субъективной реальности. Такой носитель обычно представлен в виде символа, изображающего в знаковой форме смысл эстетического и многозначность его интерпретаций [4, с. 577]. Символическое изображение и бытование эстетического делает последнее видимой, чувственно воспринимаемой реальностью. Теория эстетической видимости фиксирует этот момент. Согласно этой теории чувственно воспринимаемая субъектом внешняя форма символа становится эстетически значимой, поскольку явленное через оболочку его содержания отображает гармонию

реального и ирреального, чувственно воспринимаемого и идеально сконструированного.

Ключевым ориентиром, задающим направление, соответствие образа и изображения, выступает красота как выражение эстетической меры. Сам же эстетический образ как результат символического изображения представляет собой неразложимое единство знания, ценности, проекта и понимания. Познавательная функция эстетического образа -это функция эстетического отражения эстетического как явленной сущности, по Гегелю [1, с. 25]. Ключевой ориентир, задающий направление соответствия эстетического образа отображаемой действительности, представлен эстетической истиной. Результатом движения эстетического познания является эстетическое знание. Эстетическое знание, выражаясь в формах эстетической памяти, эстетического ощущения, созерцания, чувства, эмпирического представления, понятия, эстетической идеи, эстетического суждения, эстетической категории, теории, методологии и искусства, по-разному постигает и выражает эстетическую истину. Отсюда правомерно говорить об относительной, абсолютной и конкретной разновидностях эстетической истины [5, с. 46]. Однако во всех своих проявлениях особенность эстетического знания и эстетической истины состоит в их целостности, «примеренной с объективностью и чувственным начатом» (Гегель) [1, с. 26], Эстетическая истина и знание ориентированы не на голую объективность, а на целостную, где не отбрасывается и субъективность; не на чистое единообразие, но выраженное в многомерности, законом которой выступает гармоническая мирочеяовеческая мера; не на слепую необходимость и безграничную свободу, а на их диалектическую взаимозависимость; предметом эстетического познания и эстетической истинности выступает красота, которая в гносеологическом отношении раскрывает выразительность сущности самой вещи, понимаемой как срез объективной реальности, взятой в контексте мирочеловечеекой меры. Заметим, что при характеристике гносеологической функции эстетического образа мы опираемся на ранее установленные критерии определения специфики эстетического сознания. Поэтому не отождествляем понятия: «образ эстетического» и «эстетический образ», «знание об эстетическом» и «эстетическое знание» и т.п.

В аксиологическом аспекте программа эстетического образа сориентирована на желаемое, т.е. увязана с подсистемой потребностного блока. Структура эстетической потребности - единство умения (могу), должного (надо) и желаемого (хочу) - находит свои корреляты в аксиологической структуре эстетического образа, который выступает как триединство эстетической оценки, ценности и ценностной ориентации [1, с. 26]. Для всех трех модификаций (эстетическая ценность, оценка и

ценностная ориентация) главным качеством ориентира, задающим соответствие эстетического образа отображаемой действительности, выступает понятие «эстетическая правда жизни». Эстетической правдой можно назвать эстетическую истину, взятую в аксиологическом контексте смысла эстетической действительности. Так же как и эстетическая истина, эстетическая правда может в разных интервалах характеризоваться как объективная, относительная, абсолютная и конкретная. В проектно-нормативном или регулятивно-социолопическом аспекте эстетического образа программа эстетической деятельности субъекта протекает преимущественно как работа воображения. Ключевым ориентиром проектно-нормативного аспекта, задающим направление соответствия эстетического образа отображаемой действительности, выступает эстетическая польза. В первом приближении термин «эстетическая польза» может показаться некорректным, ибо увязан с утилитарно-практическим смыслом результатов деятельности, а не с собственно эстетическим. Однако само эстетическое парадоксально в том отношении, что прагматический смысл пользы удерживается в нем в снятом виде. Продукт же эстетической деятельности теряет «голую полезное» (С. Маркс), и поэтому субъект деятельности с •» 1т„ ;т к нему бескорыстное (в этом смысле -г.";г:л . ое) отношение. Именно поэтому термин с л»сг стность» принят в эстетике для обозн собственно эстетического отношения. Отчг.с ч .с з^рно. Однако без интервального подход , 1\1'-сли 1С суждения весьма относительны, ибо в соотношении понятий «бескорыстное» и «бесполезное» - разные основания. Бескорыстность (корысть) - категория нравственная, бесполезность (польза) - праксиологическая. В эстетическом нравственное и праксиологическое находятся в гармоническом синтезе. Притом специфика эстетического в нравственном обнаруживается как «некая корысть» [4, с. 576], лежащая в основе «бескорыстного любования»: в праксиологическом аспекте можно также сказать, что эстетическое есть некая польза, лежащая в основе бесполезной (в смысле, нейтральной по отношению к труду и его результатам) игры воображения. Таким образом, понятие «эстетическая польза» обозначает высшую человеческую пользу, снимающую в себе эстетически истинное и ценностное, выступающее показателем обретенной свободы, универсальности и гармонии в мире противоречий, образующих систему субъкт-объектно-субъектных (С-О-С) отношений. Эстетическая польза - это праксиологиче-ски выраженная эстетическая правда жизни. Нормативно-проективная функция эстетического образа находит разнообразную категориальную выраженность. Исходным можно назвать понятие «эстетический проект» как целевое предписание

для получения полезного эстетического эффекта (скажем, эстетического наслаждения) в эстетической деятельности; эстетическая идея - как эстетический «образ-проект» будущего результата деятельности; эстетический идеал и цель - как проектирование стратегических и ближайших тактических эстетических целевых намерений; эстетическая норма - как установившиеся нормативы, по требованию которых осуществляется движение к эстетической цели и идеалу; эстетический план -как последовательно и системно изложенный образ средств достижения эстетической цели; эстетический метод - как основные принципы эстетического проектирования деятельности и т.д. Обозначенные формы эстетического образа-проекта подчиняются законам диалектической сопряженности его ■ иррациональных, стихийно-регулятивных и научно-проективных уровней. Программа, управляющая эстетической деятельностью, не будет в полной мере функционировать без учета коммуникативного аспекта эстетического образа. Коммуникативный аспект связан с необходимостью деятельности эстетического общения, где отображаемым выступает субъективная реальность, внутренний мир субъекта, содержание его экзистенции. По сути дела, речь идет о взаимопроникновении во внутренние миры общающихся субъектов с целью их содержательного постижения и освоения. Это сродни рефлексии, форме самосознания и самообщения совокупного субъекта. Такая внутрисубъ-ектная рефлексия имеет диалогическую природу. Суть такого общения и рефлексии состоит, во-первых, в том, что партнером в общении может выступать не только человек, но и предметный мир, природа (форма «квазиобщения») [б, с. 230], во-вторых, в восприятии духовного мира как субъекта схватывается личноетно-индивидуальный иррациональный мир его переживаний. Ключевой ценностью, на которую направлен субъект эстетического общения и эстетической рефлексии, является, с одной стороны, признание эстетических смыслов общающихся партнеров, с другой - самовыражение и самоутверждение в поступке или в языке эстетического общения. В данном случае язык эстетического образа формируется в материально-знаковой оболочке, которая сама выступает не только формой, но и содержательным моментом этого образа. Как носитель эстетической информации язык этот символически метафоричен по своей природе. Выразительная сущность этого языка состоит в том, что, будучи чувственно-сверх-чувственным образованием, он притупляет знаковую функцию значения и обретает свои эстетические смыслы.

Сделаем общий вывод. Проведенный анализ структурной модели эстетического сознания, данный на уровне единого исходного основания:

М.А. Слюсаренко. Смыслообразующие ценности праздника

«эстетическая потребность» - «эстетический образ», позволяет признать целостность эстетического сознания как автономного идеального образования, объективного по предмету отражения и отношения, субъективного по способу существования и деятельности, межсубъектного по коммуникативному признаку, реализуемому в ходе «диалога» в системе эстетического общения и в этом отношении выступающего не предметом

и не мыслью, не переживанием и не волевой установкой, не оценкой и не ценностью, не истиной и не пользой, а много- и разносторонним в своем единстве и гармонии идеальным процессом. Каким же образом происходит развертывание рассмотренного нами двуединого основания эстетического сознания в синхронной (динамической), функциональной его структуре? Решение этой проблемы - задача отдельной статьи.

Литература

1. Видгоф В.М. Целостность эстетического сознания как предмет философского исследования: Дис, .„ д-ра филос. наук. Екатеринбург.

1993.

2. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997,

3, Сагатовский В.Н, Образ в системе человеческой деятельности II Категория образа в марксистско-ленинской гносеологии: структура и функции. Свердловск, 1986,

4. Лосев А.Ф. Эстетика II Философская энциклопедия: В 5 т, Т. 5. М., 1970.

5, Видгоф В.М. О культурологическом потенциале истины как философской категории IIII Колнинские чтения. Томск, 1997.

6, Каган М.С, Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1989.

М.А. Слюсаренко

СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЕ ЦЕННОСТИ ПРАЗДНИКА

Томский государственный педагогический университет

Праздник - это одно из первых социальных изобретений человека, первейшая форма его досуго-вой деятельности, в которой человек выступает многоуровневой субстанцией, формирующей целый ряд образцов и идеалов (формы поведения, нравственные нормы, ориентиры для согласия и устранения конфликтов, тенденции будущего и др.). В социокультурном процессе творения человека, становлении собственно человеческой экзистенции проявляется полифункциональная роль феномена праздника, способствующая преодолению противоположности крайних полюсов экзи-стирования личности, снятию дисгармоний в социокультурной среде и устранению однообразия бытия. В систему жесткого порядка, подчиненности, безличности праздник вносит атмосферу свободы, радости, творчества.

Феномен праздника не подвергается категорическому определению. Строгой интерпретации мешает многоаспектный характер явления. С другой стороны, это обстоятельство указывает на способность его к саморазвитию, своеобразие природы явления праздника, невозможность его редукции к какому-либо однозначному, сущностному выражению. Сущность праздника в целом представляют те смыслообразующие ценности, которым он посвящен. Это своеобразная фаза коллективной жизни,

цель которой состоит в том, чтобы институциональным образом поддержать, подтвердить или обновить ценности сообщества в специально выделенное для этого время.

В этой связи становится актуальным более четкое представление о природе праздника, смыслах его присутствия в жизни человека в целом и конкретной исторической ситуации.

Природа праздника

Постижение природы праздника дает возможность понять его смысловое предназначение, представить богатейшую гамму символических конструкций бытийствования, отрефлексированных разумом человека на пути между прошлым, настоящим и будущим. Возникновение праздника связано с социокультурным уровнем организации жизни человека. Являясь частью культуры в целом, он становится одним из способов общественного бытия, влияющим на совершенствование общественных способностей человека.

В исследовательских источниках преобладает точка зрения, согласно которой феномен праздника своим рождением и развитием прямо связан с трудовой деятельностью человека. Зачатки праздника видятся в активном эмоциональном отдыхе как не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.