Научная статья на тему 'О спасательных работах при ДТП с участием общественного транспорта осуществляющего автобусные перевозки'

О спасательных работах при ДТП с участием общественного транспорта осуществляющего автобусные перевозки Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
417
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О спасательных работах при ДТП с участием общественного транспорта осуществляющего автобусные перевозки»

СЕКЦИЯ № 1 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

О СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ ПРИ ДТП С УЧАСТИЕМ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО АВТОБУСНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

С.Ю. Анисимов, доцент, к.т.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Ежегодно в Российской Федерации происходит около девяти тысяч ДТП с участием автомобильного транспорта общего пользования осуществляющего пассажирские перевозки, в которых травмируются более десяти тысяч и погибают сотни людей.

Так, за 2015 год «ГУОБДД МВД России» приводит следующую статистику (табл.).

Таблица

Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие в них, с участием автомобильного транспорта общего пользования осуществляющего автобусные _перевозки (январь-декабрь 2015 год)_

Наименование показателя ДТП ± % к АШ1Г погибло ранено

Пассажиров ± % к АШ1Г Пассажиров ± % к АШ1Г

ДТП с участием автомобильного транспорта общего пользования осуществляющего автобусные перевозки 8752 0,8 120 10,1 7943 3,1

Технология проведения спасательных работ при автобусных авариях при своей схожести имеет существенные отличия от технологии спасательных работ при ДТП с автомобилями. Эти отличия обусловлены в первую очередь большим количеством людей находящихся в автобусе, которые могут пострадать, а так же особенностями конструкций автобусов, которые также влияют на количество пострадавших при аварии. В связи с этими обстоятельствами особая роль отводится медицинским работникам, которые должны оказывать медицинскую помощь непосредственно при ДТП в ходе проведения спасательных работ. Учитывая практику действий подразделений МЧС, для повышения эффективности аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте предполагается проведение специальной спасательной подготовки.

Технология спасательных работ при автобусных авариях зависит от

положения, в котором остался автобус после аварии. Существуют технологии для трех положений: автобус в результате аварии остался на колесах; автобус в результате аварии опрокинулся на бок (это составляет около 70 % всех аварий с автобусами); автобус после аварии опрокинулся на крышу. Общим для всех технологий является последовательность выполнения операций: 1) безопасность; 2) стабилизация; 3) подъем автобуса; 4) доступ; 5) эвакуация.

Каждая операция включает в себя набор действий которые зависят от вида аварии и обстановки. Безопасность - предупреждение возникновения развития опасных факторов (возможность загорания, электрические цепи под напряжением и т. д.); стабилизация - предотвращение неконтролируемого смещения автобуса при проведении спасательных работ; подъем автобуса - проводится в случае попадания людей под автобус при его опрокидывании; доступ - проникновение медиков и спасателей в салон автобуса для осмотра и сортировки по степени тяжести травм; эвакуация - перемещение пострадавших в безопасную зону проводится в два этапа:

1. Транспортировка пострадавших до пункта оказания медицинской помощи на месте.

2. Доставка в медицинские учреждения [1].

Опыт аварийно-спасательных работ при ДТП показывает, что процент выживших пострадавших находится в противоположной зависимости от времени, которое будет затрачено на доставку и оказание помощи в стационарных лечебных учреждениях. Для количественной оценки показателя эффективности спасения известно понятие «Золотой час» - это время, когда здоровье попавшего в критическое положение человека балансирует на грани жизни и смерти, и когда пострадавшему можно оказать наиболее действенную помощь. Примерное распределение времени «Золотого часа» представлено на рисунке.

Рис. Иллюстрация времени «Золотого часа»

Организм человека устроен так, что максимальные компенсаторные функции при внезапных и серьезных повреждениях, эффективно поддерживают стабильное состояние примерно в течение 1 часа. Затем наступает период постепенного истощения запасов прочности и организм «выключает» различные

участки тела, стремясь обеспечить остатками жизненной энергии самую главную свою часть - головной мозг [2].

В соответствии с вышесказанным во всем мире спасательные службы преследуют одну цель - доставить жертву ДТП на операционный стол до истечения золотого часа. Практика показывает, что если тяжело пострадавший человек попал в реанимацию в первый час после получения травмы, то его шансы на выживание достаточно велики.

Поэтому необходимо максимально сократить время цепочки действий спасательной службы: получение сигнала о ДТП - прибытие аварийно-спасательной службы - время аварийно-спасательных работ на месте ДТП -транспортировка пострадавших в стационарное лечебное учреждение -операционный стол.

Анализируя составные части действий спасательной службы можно сделать вывод, что сократить общее время оказания первой помощи необходимо за счет рационального распределения сил и средств реагирования, совершенствования подготовки личного состава спасательных подразделений к действиям по ликвидации последствий ДТП с общественным транспортом, осуществляющим автобусные перевозки, углубленному обучению приемам первой медицинской помощи спасателей.

Список использованной литературы

1. Аветисян В.Г. Технология спасательных работ при автобусных авариях // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы: сб. ст. по материалам IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч., 9-10 окт. 2013 г. / ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России. - Воронеж, 2013. - 44-46 с.

2. Усков В.М., Теслинов И.В., Усков М.В., Усков В.В. Посттравматические стрессовые расстройства у лиц, перенесших боевой стресс // Фундаментальные проблемы системной безопасности: Матер. V Междунар. науч. конф., посв. 90-летию со дня рождения выдающегося ученого, генерального конструктора ракетно-космических систем академика В.Ф. Уткина. Российская академия наук, Вычислительный центр им. А.А. Дородницына / ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» - 2014. - С. 117-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.