Научная статья на тему 'Создание и развитие высокоманевренной службы экстренного реагирования в Российской Федерации'

Создание и развитие высокоманевренной службы экстренного реагирования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
383
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕННОЕ РЕАГИРОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / СПАСЕНИЕ / МАНЕВРЕННОСТЬ / МОТОЦИКЛ / ВРЕМЯ ПРИБЫТИЯ / МЧС РОССИИ / EMERGENCY RESPONSE / MEDICAL ASSISTANCE / RESCUE / MANEUVERABILITY / MOTORCYCLE / TIME OF ARRIVAL / EMERCOM OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калач Андрей Владимирович, Шуткин Александр Николаевич, Шимон Николай Степанович

Время прибытия медиков и пожарных подразделений к месту пожара или аварии является одним из наиболее значимых факторов. Однако в последнее время проблема автомобильных пробок на дорогах крупных городов и пригородных трасс как никогда актуальна: плохое качество дорог, неудобные автомобильные развязки, отсутствие надземных/подземных переходов, объездных дорог для грузовых фур и др. затрудняют движение. Для решения этой проблемы предлагается использование мотоциклов в работе скорой помощи и спасателей. Рассмотрен положительный опыт Краснодарского края, где с 2010 года в качестве эксперимента действует первая в стране моточасть. Также анализируется зарубежный опыт использования мотоциклов при оказании экстренной помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Калач Андрей Владимирович, Шуткин Александр Николаевич, Шимон Николай Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION AND DEVELOPMENT OF HIGHLY MANEUVERABLE EMERGENCY RESPONSE SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Time of arrival medics and firefighters to the site of fire or accident is one of the most significant factors. Recently, however, the problem of traffic jams on the roads of large cities and suburban routes is very relevant: the poor quality of roads, inconvenient road junction, lack of aboveground/underground transitions, bypass roads for freight transport, and other hinder movement. To resolve this problem it is offered to use motorcycles in the work of the ambulance and rescue. Considered positive experience of the Krasnodar region, where with 2010 as an experiment operates the country's first motorcycle division. Also analyzes the international experience in the use of motorcycles for emergency assistance.

Текст научной работы на тему «Создание и развитие высокоманевренной службы экстренного реагирования в Российской Федерации»

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

УДК 355.588

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЫСОКОМАНЕВРЕННОЙ СЛУЖБЫ ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А. В. Калач, А. Н. Шуткин, Н. С. Шимон

Время прибытия медиков и пожарных подразделений к месту пожара или аварии является одним из наиболее значимых факторов. Однако в последнее время проблема автомобильных пробок на дорогах крупных городов и пригородных трасс как никогда актуальна: плохое качество дорог, неудобные автомобильные развязки, отсутствие надземных/подземных переходов, объездных дорог для грузовых фур и др. затрудняют движение. Для решения этой проблемы предлагается использование мотоциклов в работе скорой помощи и спасателей. Рассмотрен положительный опыт Краснодарского края, где с 2010 года в качестве эксперимента действует первая в стране моточасть. Также анализируется зарубежный опыт использования мотоциклов при оказании экстренной помощи.

Ключевые слова: экстренное реагирование, медицинская помощь, спасение, маневренность, мотоцикл, время прибытия, МЧС России.

Введение. Фактор времени оказывает решающее влияние на причиняемый пожаром социальный и материальный ущерб. Статистика свидетельствует, что 98 % от общего числа погибших приходится на начальный период развития пожаров. В связи с этим реализация мероприятий по своевременному и оперативному прибытию пожарных подразделений и медиков к месту пожара является одной из приоритетных задач.

1. Перспективы использования мотоцикла для оказания экстренной помощи. Ежегодно количество машин на дорогах городов возрастает. При этом к самим дорогам претензий много: плохое качество, неудобные автомобильные развязки,

Калач Андрей Владимирович, д-р хим. наук, доц., Воронежский институт ГПС МЧС России;

Россия, г. Воронеж, e-mail: AVKalach@gmail.com Шуткин Александр Николаевич, канд. физ.-мат. наук, Воронежский институт ГПС МЧС России;

Россия, г. Воронеж, e-mail: vigps@mail.ru Шимон Николай Степанович, канд. техн. наук, Воронежский институт ГПС МЧС России;

Россия, г. Воронеж, e-mail: vigps_onirio@mail.ru

© Калач А. В., Шуткин А. Н., Шимон Н. С., 2013

отсутствие надземных/подземных переходов (много светофоров) и объездных дорог для грузовых фур. В последнее время проблема автомобильных пробок на дорогах крупных городов и пригородных трасс как никогда актуальна.

В отличие от традиционного пожарного автомобиля мотоцикл может добраться туда, куда большой машине или машине скорой помощи тяжело доехать из-за пробок или конфигурации дорожных развязок. Спасатель на мототехнике в состоянии провести первоочередные мероприятия при пожаре или оказать первую помощь пациентам с политравмой, хроническими обструктивными заболеваниями дыхательных путей, астмой, сахарным диабетом, заболеваниями сердца и т. п. В кофрах мотоциклов, как правило, находится набор для неотложной помощи: от небольшой аптечки на тяжелых мотоциклах до дефибриллятора-монитора на мотоциклах легкого класса.

Кроме спасателя или медика на мотоцикле, на вызов должна выезжать и обычная пожарная машина или машина скорой помощи. Пока машина пробирается по пробкам, спасатель-мотоциклист на месте успевает разобраться в ситуации, стабилизировать и подготовить пострадавшего к госпитали-

зации. Если пострадавших много, он определяет очередность оказания первой помощи.

Как известно, в реаниматологии существует так называемое правило «золотого часа». Это время, когда здоровье попавшего в критическое положение человека балансирует на грани жизни и смерти, и когда пострадавшему можно оказать наиболее действенную помощь. У спасателя на мотоцикле шансов успеть оказать необходимую первую помощь гораздо больше.

2. Пожарно-спасательные мотоциклы. Вопросы создания высокоманевренной службы экстренного реагирования рассматривались в ФЦП «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 г.» и «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 г.» [1, 2]. Координатором и идейным вдохновителем этих федеральных программ выступает МЧС России.

Новые технологии готовы к широкому внедрению в пожарно-спасательные формирования МЧС России.

Пожарно-спасательный мотоцикл, оснащенный средствами связи и специализированным оборудованием, предназначен для проведения пожарно-спасательных работ в жилых и административных зданиях, объектах промышленности и транспорте, разведки, передачи информации, ликвидации пожара на ранней стадии его развития.

В целях обеспечения экстренного реагирования и проведения пожарно-спасательных работ разработана гамма маневренных технических средств:

- оперативные высокоманевренные транспортные средства легкого и среднего классов для проведения экстренных пожарно-спасательных работ в условиях мегаполисов (на базе мотоциклов ВМГ-650 и BMW-1200);

- пожарно-спасательные мотовездеходы, предназначенные для эксплуатации как в труднодоступной местности («Шанс» и «Улан»), так и на подземных объектах («Енисей») [3].

Вся техника оборудована современными пожарно-спасательными средствами (ранцевыми установками пожаротушения, установками тушения тонкораспыленной водой, установками пенного тушения) и вспомогательным оборудованием в различных комплектациях (гидравлическим и электромеханическим аварийно-спасательным инструментом, бензиновой электростанцией, тепловизорами).

Кроме того, накопленный опыт эксплуатации высокоманевренных транспортных средств показал, что зачастую пожарно-спасательные подразделения вынуждены выполнять возложенные на них задачи в районах, удаленных от места постоянной дислокации. Для обеспечения эффективной деятельности пожарно-спасательных подразделений в таких условиях создан комплекс специальных пожарных транспортных средств «Кирасир», состоящий из базового шасси фургона-автокемпера, модуля для отдыха и проживания личного состава (оборудован двумя спальными местами, холодильником, умы-

вальником, газовой плиткой, биотуалетом), модуля для транспортировки техники (двух мотоциклов или одного мотовездехода).

Комплекс «Кирасир» является «мобильным постом» и может обеспечить автономную деятельность пожарно-спасательного подразделения из 2-х маневренных транспортных средств.

Комплекс позволяет расширить тактические возможности пожарно-спасательного подразделения и организовать его деятельность при выполнении дополнительных задач (например, при проведении профилактических рейдов, патрулировании удаленных районов с повышенным уровнем риска возникновения чрезвычайных ситуаций и др.) [3].

3. Эксперимент в области применения технологии экстренного реагирования на пожары и чрезвычайные ситуации. Эксперимент начался в Южном региональном центре в 2010 году. С его внедрением пожарно-спасательные расчёты могут значительно сокращать время реагирования на возгорания в жилом секторе, на транспорте и других объектах жизнедеятельности, что позволяет сохранять жизнь большему числу пострадавших.

Первой в нашей стране стала часть экстренного реагирования «12 отряд Федеральной противопожарной службы по Краснодарскому краю», созданная летом 2010 года в Краснодаре. Поступившие на её оснащение специальные мотоциклы BMW оборудованы самым современным аварийноспасательным инструментом и средствами оказания доврачебной медицинской помощи. В условиях мегаполиса это очень эффективное средство реагирования на ЧС, происшествия, пожары.

На улицах Краснодара уже курсируют восемь мотоциклов BMW G 650 GS (рис.) под эгидой МЧС России.

Рис. Мотоцикл BMW О 650 GS МЧС России

Мотоциклы оснащены системой навигации, переносной радиостанцией и целым набором спец-техники. Накопленный в Краснодаре опыт планируется использовать в Сочи при проведении Олимпийских игр.

На пожарных краснодарских мотоциклах присутствует российское ноу-хау — ранцевая установка тушения, большой огнетушитель объемом 23 л (для сравнения: в обычном огнетушителе — 5 л). Это приспособление позволяет эффективнее тушить огонь с помощью рассеивания воды [4].

Помимо этого создана единая диспетчерская служба, позволяющая по специальной электронной карте быстро распознавать географию событий и выдавать точную справочную информацию для немедленного реагирования, в том числе при пожарах. Для спасательных мотоциклов городские власти построили специально оборудованное депо.

В 2013 году в спасательные подразделения поступили квадроциклы, пожарно-спасательные автомобили с реверсивным движением «Тяни-Толкай», оперативные мотоциклы BMW, автомобили с медицинским модулем для условий эксплуатации в крупных мегаполисах. За время опытной эксплуатации пожарно-спасательных мотоциклов группы экстренного реагирования 95 раз привлекались к ликвидации последствий ДТП (спасено 93 человека), участвовали в тушении 55 пожаров и проведении 40 аварийно-спасательных работ (деблокировано 53 человека) [5].

В ближайшем будущем ожидается и пожарно-спасательный катер на воздушной подушке. Автомобиль «Тяни-Толкай» будет использоваться для проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров в тоннелях (на территории Сочи находится 14 тоннелей). Квадроциклы, они же мотовездеходы, будут патрулировать по установленным маршрутам территорию от Красной Поляны до Лазаревского. Что касается катера-амфибии, в зоны его обслуживания будут входить как водные, так и наземные маршруты патрулирования с учетом анализа возможных происшествий [5].

С 1 октября 2013 года вся полученная инновационная техника введена в расчёт, личный состав подразделений МЧС России приступил к дежурству, создана медицинская служба.

Кроме того, в Краснодарском крае созданы первые мотобригады врачей скорой медицинской помощи. В группах быстрого реагирования работают по два человека. Все мотоциклы оборудованы кофрами с медоборудованием. С помощью таких бригад оперативная помощь пострадавшему оказывается эффективнее, поскольку напряженная дорожная ситуация во многих случаях замедляет движение машин скорой помощи к пациентам. Мотобригады не могут обеспечить транспортировку пострадавшего в медучреждение, но могут провести некоторые первоочередные медицинские мероприятия: остановку кровотечения, антишоковую терапию, иммобилизацию переломов и др. Остальные мероприятия относятся к задачам бригад машин скорой помощи, которые будут выезжать к месту ЧС следом за двухколесной техникой. Мотобригады предполагается использовать в основном на дорожных авариях [5].

В большинстве случаев использования мотоциклетные отделения зарекомендовали себя наилучшим образом, в связи с чем МЧС России предполагает этот опыт распространить в других городах России.

Основным аргументом против использования мотоциклов для скорой медицинской помощи является то, что мотоциклы являются особо опасным средством передвижения и с их участием происходит множество аварий. Медиков в этой инициативе беспокоит собственная безопасность и комфорт в условиях плохих дорог и холодной зимы.

4. Опыт зарубежных стран. В большинстве развитых европейских стран мотоциклы скорой помощи (ambulance motorcycle) — вполне обыденное явление. Парамедики, окончившие курсы первой помощи, приезжают на них на вызов для оказания первой помощи.

Конструкция мотоцикла для скорой помощи в первую очередь зависит от района его применения. В азиатских странах популярны легкие мотоциклы, в Африке — мотоциклы с коляской, а в европейских странах обычно используют мощные дорожники. На вызов выезжает парамедик с реанимационным набором в кофрах. Парамедик за рубежом — аналог фельдшера/врача скорой медицинской помощи, человек, оказывающий первую помощь.

Самые популярные модели мотоциклов для адаптации под нужды скорой помощи: Yamaha FJR1300, BMW R1150RT/R1200RT или Honda ST1100/ST1300 Pan-European.

В каждой стране есть свои стандарты на цвет машин и мотоциклов скорой помощи, поскольку важно выделить мотоцикл помощи в транспортном потоке, чтобы водители могли его вовремя заметить и уступить дорогу. В Европе и США мотоциклы скорой помощи часто вместо стандартного бело-красного красят в ярко-желтый или оранжевый цвет, нанося поверх контрастные рисунки и светоотражающие полосы. По результатам европейских исследований в области проблем дорожного движения, эти цвета наиболее заметны на дороге. Также на ветровое стекло и задний кофр пишут слово ambulance (с англ. «скорая помощь»). Причем характерной особенностью является зеркальное написание этого слова спереди, чтобы водителям впереди идущих машин легче было прочесть надпись в зеркалах.

Кроме того, на каждом мотоцикле, как правило, есть номер телефона экстренной службы, место приписки и эмблема - узнаваемые символы красного креста/полумесяца/кристалла или «звезда жизни». В дополнение к раскраске все мотоциклы скорой помощи комплектуются специальными сигналами и сиренами. Минимальный набор специальной светотехники — синие проблесковые маячки спереди, над поворотниками.

На мотоциклы помощи устанавливают и звуковые сирены, причем в разных странах разные нормы по их применению. Например, в Америке

скорая может шуметь в любое время суток, а в Швеции, наоборот, применение особых звуковых сигналов строго регламентировано.

В зависимости от вида используемого мотоцикла меняется и набор вывозимого спасательного оборудования. Большой тяжелый мотоцикл может вывезти гораздо больше оборудования, чем мотоцикл малого класса.

Пример укладки мотоцикла скорой помощи в США:

1) дефибриллятор-монитор Phillips Heart Start с функцией мониторинга неинвазивного артериального давления, пульсоксиметрии и капнографии;

2) кислородный баллон, кислородная маска, назальная канюля и регулятор подачи кислорода;

3) мешок Амбу с масками разного размера;

4) механический портативный аспиратор;

5) наборы для интубации с различными клинками и трубками;

6) сумка с медикаментами;

7) набор для инфузионной терапии с необходимыми жидкостями;

8) глюкометр;

9) набор для первой помощи при повреждении мягких тканей;

10) механический тонометр и стетоскоп;

11) метки очередности медицинской помощи;

12) обеззараживающий спрей Cool It с охлаждающим эффектом;

13) маленький планшет для документов;

14) дорожный светоотражающий жилет;

15) средства индивидуальной защиты.

На самом парамедике в качестве униформы надеты шлем с гарнитурой и контрастный раздельный дождевик.

Кроме оборудования мотоцикла, необходимо выполнить требования к водителям медицинских мотоциклов и их подготовке. У водителя должен быть допуск на право оказания медицинской помощи. В разных странах разные стандарты лицензирования медицинского персонала. Иерархия выглядит так: техник скорой помощи (Emergency Medical Technician, EMT) 1, 2, 3 уровня; парамедик, квалифицированный парамедик и т. д. На работу на мотоциклах скорой медицинской помощи обычно берут как минимум парамедиков.

Кроме того, медики-спасатели, должны уметь водить большой тяжелый мотоцикл. Начальная подготовка обычно занимает минимум пару месяцев. Обучение медиков-мотоциклистов идентично обучению офицеров полиции. Однако больше внимания уделяется безопасному и эффективному маневрированию в плотном потоке. Помимо обширной начальной подготовки, каждый месяц проводится оценка навыков мотоциклистов-спасателей на учениях. В некоторых странах мотоциклом управляет обычный спасатель или пожарный, а медик едет вторым.

Во многих азиатских странах вместо тяжелых мотоциклов чаще применяют легкие модели. В

холмистом пригороде, да и на узких загруженных городских улочках проходимость становится важнее мощности. У некоторых служб есть свои экипажи на двух или трех мотоциклах. На одном находится аптечка первой помощи и/или автоматический внешний дефибриллятор, на других — оборудование для пожаротушения или аварийноспасательных работ. Большинство экипажей — пожарные, обученные оказывать первую помощь, или парамедики. На большинстве таких мотоциклов стоит радиосвязь, грузовые кофры, световые сигналы и сирены.

Скорая мотопомощь приезжает на вызов в течение нескольких минут и готовит пациента для транспортировки в больницу. Если травма незначительна, спасатель может отменить вызов ведомой машины скорой, и она освобождается для более серьезного вызова.

В Израиле есть добровольная организация «Ацала» («Спасение»), которая состоит из врачей, фельдшеров и спасателей. Эта организация сотрудничает со скорой помощью; ее члены оборудуют личные автомобили необходимой медтехникой и препаратами или выдают оборудованные скутеры или мотоциклы, подключают к центру связи скорой помощи для получения всех сообщений об авариях, терактах и других критических ситуациях. При этом помощь заключается в маневренном и скором прибытии на места аварий и оказании первичной профессиональной помощи до прибытия скорой.

На Украине также начали использовать мотоциклы для оказания первой помощи. Киевские дороги патрулируют отряды волонтеров на мотоциклах, которые регулируют движение и оказывают первую помощь. Волонтеры патрулируют дороги на ярко-красных мотоциклах в кожаных куртках, на которых нашиты красные кресты с аббревиатурой УСС: Украинская служба спасения. Оказав доврачебную помощь, волонтеры ограждают место ДТП. Кроме того, они умеют регулировать и возобновлять движение после аварии. Информацию о транспортной ситуации получают благодаря сотрудничеству с милицией и Г АИ.

При этом каждый волонтер должен пройти специальный курс по реагированию на чрезвычайные ситуации при Академии УСС, а также курсы парамедиков при Украинском научно-практическом центре экстренной медицины и медицины катастроф. Любой из спасателей имеет третью категорию парамедика.

Выводы. Развитие скорой высокоманевренной службы в Российской Федерации еще требует решения многих вопросов. Это и разработка нормативной базы, и оптимизация технических решений по выбору и оборудованию мототехники, кадровые и финансовые вопросы. Но, несмотря на все трудности и «подводные камни», развитие скорой высокоманевренной службы экстренного реагирования в России имеет широкие перспективы и будет активно продолжаться.

Библиографический список

1. О федеральной целевой программе «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года: постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 972 // Bes1Pravo: информационно-правовой портал. — (http://www.bestpravo.ru/federalnoie/ea-pravila/x7w.htm). —

(01.09.2013).

2. О федеральной целевой программе «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года»: постановление Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 1481 // Гарант: информационно-правовой портал. — (http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70192632). — (01.09.2013).

3. Сб. материалов Всероссийского сбора по подведению итогов деятельности единой Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны в 2012 году и постановке задач на 2013 год (30— 31 янв. 2013 г.) / МЧС России. — М., 2013. — 142 с. // ГУ МЧС России по Республике Калмыкия: официал. сайт. — (http://www.08.mchs.gov.ru/upload/iblock/cbornik%20mater %20vserussia%20sbora%202012.pdf). — (01.09.2013).

4. Карасев, И. В Краснодаре врачей неотложки пересадят на мотоциклы / И. Карасев // Российская газета: официал. сайт. — (http://www.rg.ru/2011/06/30/reg-kuban/moto-anons.html). — (11.010.2013).

5. Бородин, Ю. По первому зову [интервью с первым зам. начальника Южного регионал. центра МЧС России полковником Р. Киреевым] / Ю. Бородин // Красная звезда: официал. сайт. — (http://www.redstar.ru/index.php/ newspaper/item/5698-po-pervomu-zovu). — (12.10.2013).

References

1. O federal'noj celevoj programme «Pozharnaya bezopasnost' v Rossijskoj Federacii na period do 2012 goda: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.12.2007 № 972 // BestPravo: informacionno-pravovoj portal. — (http://www.bestpravo.ru/federalnoje/ea-pravila/x7w.htm). —

(01.09.2013).

2. O federal'noj celevoj programme «Pozharnaya bezopasnost' v Rossijskoj Federacii na period do 2017 goda»: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 dekabrya 2012 g. № 1481 // Garant: informacionno-pravovoj portal. — (http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70192632). —

(01.09.2013).

3. Sb. materialov Vserossijskogo sbora po podvede-niyu itogov deyatel'nosti edinoj Gosudarstvennoj sistemy preduprezhdeniya i likvidacii chrezvychajnyx situacij, vypol-neniya meropriyatij grazhdanskoj oborony v 2012 godu i postanovke zadach na 2013 god (30—31 yanv. 2013 g.) / MChS Rossii. — M., 2013. — 142 s. // GU MChS Rossii po Respublike Kalmykiya: oficial. sajt. — (http://www.08.mchs. gov.ru/upload/iblock/cbornik%20mater%20vserussia%20sbora %202012. pdf). — (01.09.2013).

4. Karasev, I V Krasnodare vrachej neotlozhki pere-sadyat na motocikly / I. Karasev // Rossijskaya gazeta: oficial. sajt. — (http://www.rg.ru/2011/06/30/reg-kuban/moto-anons.html). — (11.010.2013).

5. Borodin, Yu. Po pervomu zovu [interv'yu s per-vym zam. nachal'nika Yuzhnogo regional. centra MChS Rossii polkovnikom R. Kireevym] / Yu. Borodin // Krasnaya zvezda: oficial. sajt. — (http://www.redstar.ru/index.php/ newspaper/item/5698-po-pervomu-zovu). — (12.10.2013).

CREATION AND DEVELOPMENT OF HIGHLY MANEUVERABLE EMERGENCY RESPONSE SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Kalach A. V.,

D. Sc. in Chemistry, Assoc. Prof.,

Voronezh Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia;

Russia, Voronezh, e-mail: AVKalach@gmail.com Shutkin A. N.,

PhD in Physics and Mathematics,

Voronezh Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia;

Russia, Voronezh, e-mail: vigps@mail.ru Shimon N. S.,

PhD in Engineering,

Voronezh Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia;

Russia, Voronezh, e-mail: vigps_onirio@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Time of arrival medics and firefighters to the site offire or accident is one of the most significant factors. Recently, however, the problem of traffic jams on the roads of large cities and suburban routes is very relevant: the poor quality of roads, inconvenient road junction, lack of aboveground/underground transitions, bypass roads for freight transport, and other hinder movement. To resolve this problem it is offered to use motorcycles in the work of the ambulance and rescue. Considered positive experience of the Krasnodar region, where with 2010 as an experiment operates the country's first motorcycle division. Also analyzes the international experience in the use of motorcycles for emergency assistance.

Keywords: emergency response, medical assistance, rescue, maneuverability, motorcycle, time of arrival, EMERCOM of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.