Научная статья на тему 'Основные теоретические показатели вероятного вреда в результате аварий ГТС'

Основные теоретические показатели вероятного вреда в результате аварий ГТС Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
113
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные теоретические показатели вероятного вреда в результате аварий ГТС»

ветственности при осуществлении реагирования на происшествие (так называемая матрица реагирования и взаимодействия).

К сожалению, время выступления строго регламентировано, хотя анализировать опыт других можно бесконечно, главное, чтобы от этого была польза.

В заключение хочется сказать следующее: сегодня, наверное, самое главное заключается в том, чтобы все, и должностные лица различных служб и ведомств, и люди непосредственно работающие в составе дежурных смен оперативных и аварийных служб, и простые граждане, которые о Системе-112 только слышали, и в первую очередь создатели и разработчики этой Системы понимали, что главное здесь, это не просто принять сообщение о происшествии, а правильно и эффективно организовать на него реагирование. И если такое реагирование спасет чью-то жизнь или имущество, то это будет реальное подтверждение необходимости нашей работы.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВЕРОЯТНОГО ВРЕДА

В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИЙ ГТС

Е. З. Арифуллин, старший преподаватель кафедры ТОГОЧС

С. А. Гладков, доцент кафедры ТОГОЧС Воронежский государственный технический университет

А. В. Калач, д. х. н., доцент Воронежский институт ГПС МЧС России

Согласно «Порядку определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения» (утвержден приказом МЧС РФ N 243, Минэнерго РФ N 150, МПР РФ N 270, Минтранса РФ N 68, Госгортехнадзора РФ N 89 от 18.05.2002), определение размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, проводится в целях установления величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения [1].

Расчет размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения должен содержать:

а) наименование владельца гидротехнического сооружения, его реквизиты;

б) дату составления;

в) основание для проведения расчета;

г) наименование и реквизиты организаций, привлеченных владельцем гидротехнического сооружения к определению вероятного вреда;

д) описание и обоснование принятых к расчету сценариев аварий гидротехнического сооружения;

е) указания на используемые методические рекомендации, нормы оценки размера ущерба, обоснование их использования при определении вероятного вреда;

ж) перечень использованных при определении вероятного вреда данных с указанием источников их получения;

з) принятые при определении вероятного вреда допущения;

и) последовательность определения вероятного вреда;

к) денежные оценки вероятного вреда, сгруппированные согласно показателям социально-экономических последствий аварий гидротехнических сооружений;

л) перечень использованных документов, которые устанавливают количественные и качественные характеристики аварий гидротехнических сооружений, чрезвычайных ситуаций и их последствий;

м) иные сведения, являющиеся существенными при оценке размера вреда.

Исходной информацией для определения размера вероятного вреда являются прогнозируемые сценарии аварий гидротехнических сооружений, в которых отражаются данные о возможной зоне воздействия аварии гидротехнического сооружения, значения величин негативных воздействий аварии гидротехнического сооружения, а также сведения о вероятности каждого сценария возникновения аварии указанного сооружения. Определение вероятного вреда проводится для сценария наиболее тяжелой аварии гидротехнического сооружения, а также для сценария наиболее вероятной аварии гидротехнического сооружения. При определении сценария аварии гидротехнического сооружения и величины вероятного вреда не подлежат рассмотрению аварии, вызванные непреодолимой силой, если интенсивность такого воздействия превышает значения, на которые рассчитано гидротехническое сооружение в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, а также умыслом потерпевших или прекращением эксплуатации гидротехнического сооружения в результате противоправных действий других лиц.

«Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения» (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 N 876) [4] устанавливают:

Величину финансового обеспечения ответственности определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.

Величина финансового обеспечения ответственности подлежит ежегодной индексации с учетом уровня инфляции. Индексация осуществляется владельцем гидротехнического сооружения, исходя из изменения индекса потребительских цен за предшествующий год.

При наличии у владельца гидротехнического сооружения двух и более гидротехнических сооружений величина вероятного вреда принимается равной

максимальному значению вероятного вреда, определенному для каждого гидротехнического сооружения.

Институт безопасности гидротехнических сооружений осуществляeт полный перечень работ по определению размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Все разработанные расчеты размера вреда в результате аварии ГТС обязаны пройти согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и контроль на соответствие зоны причинения вероятного вреда расчетным параметрам в составе декларации безопасности ГТС Ростехнадзором.

Список используемой литературы

1. Приказ МЧС РФ N 243, Минэнерго РФ N 150, МПР РФ N 270, Минтранса РФ N 68, Госгортехнадзора РФ N 89 от 18.05.2002

2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 876 Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения

ТЕХНОЛОГИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ АВТОБУСНЫХ АВАРИЯХ

В. Г. Аветисян, к. т. н., доцент Национальный университет гражданской защиты Украины, г. Харьков

Ежегодно в Украине происходит более двух десятков аварий с автобусами, в которых травмируются сотни и погибают десятки человек. Технология проведения спасательных работ при автобусных авариях при своей схожести имеет существенные отличия от технологии спасательных работ при ДТП с автомобилями. Эти отличия обусловлены в первую очередь большим количеством людей находящихся в автобусе, которые могут пострадать, а так же особенностями конструкций автобусов, которые также влияют на количество пострадавших при аварии. В связи с этими обстоятельствами особая роль отводится медицинским работникам, которые должны оказывать медицинскую помощь непосредственно в очаге поражения в ходе проведения спасательных работ. Учитывая практику действий подразделений скорой медицинской помощи в Украине, для повышения эффективности спасательных работ предполагается проведение специальной спасательной подготовки персонала бригад скорой помощи.

Технология спасательных работ при автобусных авариях зависит от положения, в котором остался автобус после аварии [1]. Разработаны технологии для трех положений: автобус в результате аварии остался на колесах; автобус в результате аварии опрокинулся на бок (это составляет около 70 % всех аварий с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.