Научная статья на тему 'Обеспечение экологической безопасности'

Обеспечение экологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1487
546
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ECOLOGICAL SAFETY / HYDRAULIC STRUCTURES / ADMINISTRATIVE LIABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Добрецов Денис Григорьевич

В статье анализируется нормативное правовое регулирование общественных отношений и административной ответственности нарушение обязательных требований в сфере экологической безопасности гидротехнических сооружений, рассматриваются имеющиеся пробелы регулирования, характеризуется современное состояние вопросов регулирования административной ответственности в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING ECOLOGICAL SAFETY

Normative legal regulation of social relations and administrative liability for failure to comply with mandatory requirements in the field of ecological safety of hydraulic structures is analysed in the paper, existing deficiencies of legal regulation are considered, and a description of the current state of legal regulation of administrative liability in this field is presented.

Текст научной работы на тему «Обеспечение экологической безопасности»

Добрецов Денис Григорьевич

кандидат юридических наук, г. Москва E-mail: [email protected]

Обеспечение экологической безопасности

В статье анализируется нормативное правовое регулирование общественных отношений и административной ответственности нарушение обязательных требований в сфере экологической безопасности гидротехнических сооружений, рассматриваются имеющиеся пробелы регулирования, характеризуется современное состояние вопросов регулирования административной ответственности в этой сфере.

Ключевые слова: экологическая безопасность; гидротехнические сооружения; административная ответственность.

При рассмотрении вопроса о правовом регулировании в сфере обеспечения экологической безопасности ГТС следует исходить из понятия экологической безопасности, определенного ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ): экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Из приведенного определения следует, что объектом защиты являются природная среда и жизненно важные интересы человека, а источниками опасности - хозяйственная и иная деятельность, а также чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Таким образом, правовое регулирование в сфере безопасности ГТС устанавливает правила эксплуатации ГТС в штатных режимах и на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, в т.ч. требования по готовности к их предупреждению и ликвидации последствий.

Общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности определены главой VII Федерального закона № 7-ФЗ. В соответствии с ч. 1 ст. 34 этого закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и лик-

видация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим вопросы в рассматриваемой сфере правоотношений, является Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон № 117-ФЗ). Его действие распространяется на ГТС1, повреждения которых

1 Плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмо-

могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации (ст. 1), т.е. обстановки на определенной территории, сложившейся в результате аварии ГТС, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст. 3).

Указанный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников ГТС и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности ГТС. Федеральный закон № 117-ФЗ (ст. 2) относит законодательство о безопасности ГТС к исключительной компетенции Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительство Российской Федерации от 02.11.2013 № 986 «О классификации гидротехнических сооружений» все ГТС подразделяются на классы: I класс - чрезвычайно высокой опасности; II класс - высокой опасности; III класс - средней опасности; IV класс - низкой опасности. Критериями классификации ГТС служат: высота и тип грунта оснований, назначение и условия эксплуатации, максимальный напор на водоподпорное сооружение, последствия возможных гидродинамических аварий. Если ГТС в соответствии с этими критериями может быть отнесено к разным классам, оно относится к наиболее высокому из них.

Ст. 3 Федерального закона № 117-ФЗ закрепляет определения основных понятий, в их числе понятие «безопасность ГТС» как свойство ГТС, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, а также «обеспечение безопасности ГТС» - как разработку и осуществление мер по предупреждению аварий ГТС.

Федеральным законом № 117-ФЗ предусмотрены различные механизмы, направленные на обеспечение безопасности ГТС (или) комплексов ГТС на всем протяжении их жизненного цикла: государственный учет ГТС (ст. 7); общие требования безопасности ГТС (ст. 8); обязанности собственника ГТС и (или) эксплуатирующей организации с указанием на их ответственность за безопасность ГТС (в том числе обязан-

тренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

ность возмещать ущерб, нанесенный в результате аварии ГТС) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации ГТС (ст. 9); декларирование безопасности ГТС (ст. 10); экспертиза проектной документации и экспертиза деклараций безопасности ГТС (ст. 11); техническое расследование причин аварии гидротехнического сооружения (ст. 11); консервация и ликвидация ГТС (12); федеральный государственный надзор в области безопасности ГТС (ст. 13, 14); финансовое обеспечение безопасности ГТС (ст. 15-18), в том числе участие государства в возмещении вреда, причиненного в результате аварии ГТС; установлен также перечень нарушений законодательства о безопасности ГТС (ст. 19) и вопросы ответственности за них (ст. 20).

Обеспечить безопасность ГТС возможно только при наличии полных и достоверных сведений об их состоянии. Для этого Федеральным законом № 117-ФЗ предусмотрено формирование и ведение Российского регистра ГТС (ст. 7), в развитие положений которого принято постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.1998 № 490 «О порядке формирования и ведения российского регистра гидротехнических сооружений». Во исполнение п. 5 этого постановления издан приказ Минприроды России от 29.01.2013 № 34 «Об утверждении Инструкции о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений»2, определяющей состав и порядок предоставления собственниками ГТС информационных данных о них в органы государственного надзора и дальнейшее движение этих данных. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра» сведения о ГТС включаются в раздел «Инфраструктура на водных объектах» этого Реестра. Эти сведения в Федеральное агентство водных ресурсов (Рос-водресурсы), ведущее Реестр, представляют: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

2 Зарегистрирован в Минюсте России 08.05.2013

№ 28354

Еще одной формой учета ГТС является ведущийся на основании ведомственных актов Федерального горного и промышленного надзора (Госгортехнадзор)3 мониторинг безопасности ГТС - совокупность постоянных (непрерывных) наблюдений за состоянием безопасности ГТС и характером их воздействия на окружающую среду.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 117-ФЗ обеспечение безопасности ГТС осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечения допустимого уровня риска аварий ГТС; представления деклараций безопасности ГТС; осуществления федерального государственного надзора в области безопасности ГТС; непрерывности эксплуатации ГТС; осуществления мер по обеспечению безопасности ГТС, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение ГТС техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих ГТС; необходимости заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС; ответственности за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности ГТС ниже допустимого уровня.

Обязанности собственника ГТС и (или) эксплуатирующей организации установлены ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ, а также Положением об эксплуатации ГТС и обеспечении безопасности ГТС, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также ГТС, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника4.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 117-ФЗ на всех этапах жизненного цикла ГТС его собственник и (или) эксплуатирующая организация составляют декларацию безопасности ГТС, являющуюся основным до-

3 См.: Постановление Госгортехнадзора России от 12.01.1998 № 2 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных Госгортехнадзору России» (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.1998 № 1467)

4 Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.1999 № 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника»

кументом, который содержит сведения о соответствии ГТС критериям безопасности, и представляют ее в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Поступление в эти органы декларации безопасности ГТС, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, или утверждение указанными органами декларации безопасности ГТС5, находящегося в эксплуатации, является основанием для внесения ГТС в Регистр ГТС и получения разрешения его на эксплуатацию6.

Порядок разработки декларации безопасности ГТС, требования к ее форме и содержанию, а также сроках представления ее в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти установлены Положением о декларировании безопасности ГТС (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 № 1303).

Кроме того, действует приказ Ростехнадзо-ра от 02.07.2012 № 377 «Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений)»7. Нормативный правовой акт, устанавливающий форму декларации безопасности судоходных ГТС, отсутствует. На официальном сайте Минтранса России разме-

5 Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.02.2012 № 117 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по утверждению деклараций безопасности.поднадзорных гидротехнических сооружений, составляемых на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановлении или консервации» (Зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2013 № 24484).

6 Приказ Ростехнадзора от 10.02.2012 № 90 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления)» (зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2012 № 24482).

7 Зарегистрирован в Минюсте России 23.07.2012 №

24978.

щены: проект приказа Минтранса России «Об утверждении формы декларации безопасности судоходных гидротехнических сооружений» и форма декларации8.

Вместе с декларацией безопасности в уполномоченные органы исполнительной власти представляются: сведения о ГТС, необходимые для формирования и ведения Регистра ГТС, а также акт преддекларационного обследования ГТС, составленный по форме, утверждаемой Ро-стехнадзором9 (за исключением судоходных и портовых ГТС) или Минтрансом России (в отношении судоходных и портовых ГТС)10

Кроме того, органом надзора в этой сфере в МЧС России или у его территориального органа в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» запрашивается заключение о готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС11.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 117-ФЗ экспертиза проектной документации ГТС, содержащей декларацию безопасности проектируемых ГТС, проводится в соответ-

ствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности12.

Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти на основании заключения государственной экспертизы могут быть приняты решения об утверждении декларации безопасности ГТС и выдаче соответствующего разрешения или об отказе в его, который может быть обжалован в судебном порядке.

Государственная экспертиза деклараций безопасности ГТС осуществляется за плату13. За выдачу разрешения на эксплуатацию ГТС уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, установленных законодательством о налогах и сборах14.

Государственная экспертиза декларации безопасности ГТС проводится экспертными центрами, определяемыми органом надзора15 по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения без-

8 http://www.mintrans.ru/documents/detail. php?ELEMENT_ID=19753&sphrase_id=34294 (дата обращения 22.07.2014)

9 Приказ Ростехнадзора от 30.10.2013 № 506 «Об утверждении формы акта преддекларационного обследования гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)» (зарегистрирован в Минюсте России 06.03.2014 № 31533).

10 По состоянию на 01.10.2014 такая форма Минтрансом не утверждена.

11 «Методические рекомендации по выдаче заключения о готовности организации, эксплуатирующей гидротехнические сооружения, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения» (утв. МЧС России 16.08.2012 № 2-4-8716-14), «Временные Методические рекомендации по выдаче заключения о готовности организации, эксплуатирующей гидротехнические сооружения, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии судоходного гидротехнического сооружения» (утв. МЧС России 08.06.2011 № 2-4-60-6-14 по согласованию с Федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморречфлот).

12 См.: ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ и др

13 См.: Приказ Ростехнадзора от 23.01.2012 № 48 «Об утверждении Методики определения размера платы за оказание услуги по государственной экспертизе деклараций безопасности гидротехнических сооружений» (Зарегистрирован в Минюсте России 26.04.2012 № 23945).

14 По состоянию на 01.10.2014 в соответствии с п. 115 ч. 1 ст. 333.3 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ государственная пошлина составляет 2 тыс. руб.

15 В соответствии с приказом Ростехнадзора от 29.02.2012 № 142 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по определению экспертных центров, проводящих государственную экспертизу декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления)» (зарегистрирован в Минюсте России 31.05.2012 № 24401) государственную услугу по определению экспертных центров предоставляют: Ростехнадзор - в части определения экспертных центров, проводящих государственную экспертизу декларации безопасности ГТС и МЧС России - в части согласования кандидатур заявителей в качестве экспертных центров, проводящих государственную экспертизу декларации безопасности ГТС.

опасности ГТС, и МЧС России. Экспертные центры формируют экспертные комиссии, к участию в работе которых могут привлекаться научно-исследовательские и проектные организации.

Перечень экспертных центров для проведения экспертизы деклараций безопасности судоходных ГТС, поднадзорных Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснад-зор), определен в приложении к приказу Минтранса России от 12.04.2012 № АК-170/1фс16.

Порядок формирования экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности ГТС, а также Регламент работы таких комиссий утверждены приказом Минприроды России от 24.07.2009 № 23117.

Квалификационные требования к специалистам, включаемым в состав экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности ГТС, поднадзорных Ростехнадзору, определены приложением к приказу Минприроды России от 30.10.2009 № 35818. Заключение экспертной комиссии приобретает статус заключения государственной экспертизы декларации безопасности ГТС после его утверждения органом надзора. Орган надзора формирует и ведет базу данных деклараций безопасности ГТС, контролирует сроки их представления.

Следует также учитывать, что приказом Ростехнадзора от 03.11.2011 № 62519 устанавле-

16 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2012 № АК-170/1фс «Об определении перечня экспертных центров для проведения экспертизы деклараций безопасности судоходных гидротехнических сооружений, поднадзорных Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» (зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2012 № 24418).

17 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.07.2009 № 231 «Об утверждении порядка формирования и регламента работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений» (зарегистрирован в Минюсте России 20.08.2009 № 14583).

18 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.10.2009 № 358 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам, включаемым в состав экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений» (зарегистрирован в Минюсте России 01.12.2009 № 15347).

19 Приказ Ростехнадзора от 03.11.2011 № 625 «Об

утверждении дополнительных требований к содер-

ны дополнительные требования к содержанию деклараций безопасности ГТС и методика их составления, форма декларации ГТС, требования о проведении обследования ГТС до представления декарации на экспертизу, а также требование разработки плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на ГТС (не распространяются на судоходные ГТС).

При разработке декларации безопасности ГТС подготавливаются исходные данные для определения характера возможной чрезвычайной ситуации в случае аварии на ГТС и расчет вероятного вреда в результате аварии ГТС20. В случае необходимости включения в декларацию безопасности ГТС сведений, не подлежащих разглашению, они помещаются в приложение, оформляемое в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной тайне21.

Для установления причин возникновения аварий, а также создания условий, способствующих предотвращению их в будущем, в соответствии со ст. 111 Федерального закона № 117-ФЗ по каждому факту аварии ГТС специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности ГТС проводится техническое расследование причин аварий.

Порядок проведения технического расследования причин аварии ГТС и оформления соответствующего утвержден приказом Ростехнадзо-ра от 19.08.2011 № 48022. Порядок закрепляет тер-

жанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающих особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности» (Зарегистрирован в Минюсте России 15.12.2011 № 22631).

20 См.: Приказ МЧС России, Минэнерго России, МПР России и Госгортехнадзора от 18.05.2002 № 243/150/270/68/89 «Об утверждении порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения» (зарегистрирован в Минюсте России 03.06.2002 № 3493).

21 См.: Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне».

22 Приказ Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случа-

мины и определения, регламентирует действия собственников ГТС и (или) эксплуатирующих организаций в случае возникновения аварий и инцидентов, определяет процедуру проведения технического расследования и проч. Приложениями к Порядку установлены формы документов, составляемых в случае возникновения аварии, а также при ее техническом расследовании.

Финансирование расходов на техническое расследование осуществляется его собственником и (или) эксплуатирующей его организацией, а по бесхозяйным ГТС - федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности ГТС.

Еще одним из предусмотренных Федеральным законом № 117-ФЗ механизмов обеспечения безопасности ГТС являются консервация и ликвидация ГТС, которые в соответствии со ст. 121 осуществляются его собственником и (или) эксплуатирующей организацией и считаются завершенными после обследования ГТС и его территории комиссией, формируемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации23, а если ГТС не имеет собственника - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено сооружение.

В соответствии с п.2 ч. 6 ст. 10 ВК РФ при прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан обеспечить консервацию или ликвидацию ГТС, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта.

Все этапы жизненного цикла ГТС создают риск причинения вреда отдельным природным объектам и окружающей среде в целом, здоровью и жизни людей. Еще большую опасность несут аварии на ГТС, локализация и ликвидация последствий которых, в том числе компенсация потерь хозяйствующих субъектов и граждан, являются дорогостоящими.

Поэтому в ст. 16 Федерального закона № 117-ФЗ закреплены обязанности лиц, эксплуатирующих ГТС, по возмещению вреда, при-

ев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (зарегистрирован в Минюсте России 08.12.2011 № 22520).

23 По состоянию на 01.10.2014 отдельным актом такой порядок не определен.

чиненного жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате нарушения законодательства о безопасности ГТС, который подлежит возмещению в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Статья 161 Федерального закона № 117-ФЗ определяет предельные размеры компенсаций, выплачиваемых эксплуатирующей организацией или иным владельцем ГТС, в случае причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии ГТС. Так, гражданам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством24 на возмещение вреда, понесенного в случае смерти потерпевшего (кормильца) компенсация выплачивается в сумме 2 млн. руб.; гражданам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством25 на возмещение вреда, причиненного здоровью, -в сумме, определяемой исходя из характера и степени повреждения здоровья по нормативам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации (но не более 2 млн. руб.). Выплата компенсации в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью граждан в результате аварии ГТС, не освобождает ответственное за причиненный вред лицо от его возмещения в соответствии с требованиями гражданского законодательства в части, превышающей сумму произведенной компенсации.

Учитывая высокую вероятность единовременного причинения авариями ГТС вреда большому числу лиц и возникающую обязанность выплаты крупных сумм компенсаций и затрат на ликвидацию последствий аварий, Федеральным законом № 117-ФЗ определены механизмы, обеспечивающие соблюдение прав граждан на компенсации и снижающие финансовую нагрузку на собственников ГТС.

Так, в их обязанности включено создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС, в поряд-

24 ГК РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ, ст. 1088 «Возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца», ст. 1089 «Размер возмещения вреда, понесенного в случае смерти кормильца».

25 ГК РФ (часть вторая), ст. 1085 «Объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здо-

ровья», ст. 1086 «Определение заработка (дохода),

утраченного в результате повреждения здоровья», ст. 1087 «Возмещение вреда при повреждении здоровья лица, не достигшего совершеннолетия».

ке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 9)26 и обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии ГТС (ст. 15). Статей 17 установлена обязанность собственника ГТС, а также эксплуатирующей организации (если ГТС находится в государственной или муниципальной собственности) иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности на случай возмещения вреда, причиненного в результате аварии ГТС (за исключением обстоятельств, вследствие непреодолимой силы). Возмещение осуществляется за счет средств собственника ГТС (эксплуатирующей организации), а также за счет страховой суммы по договору страхования риска гражданской ответственности.

Порядок (правила) определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 № 87627. Величину финансового обеспечения ответственности определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственный надзор за безопасностью ГТС.

Законодатель допускает вероятность возникновения ситуаций, когда затраты, необходимые для возмещения вреда, причиненного в результате аварии ГТС, превышают сумму финансового обеспечения гражданской ответственности, определенного в соответствии со ст. 17 Федерального закона № 117-ФЗ. В таком случае законом (ст. 18) предусмотрено участие государства в возмещении этого вреда. Порядок возмещения вреда должен определяться Правительством Российской Федерации. В настоящее время специальных актов по этому вопросу не принято.

Особую категорию ГТС составляют судоходные ГТС, расположенные на внутренних водных путях и обеспечивающие устойчивость напорных фронтов водохранилищ, безопасный пропуск судов, санитарное обводнение рек, про-

26 Постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

27 Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 № 876 «Об утверждении правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения».

мышленное и питьевое водоснабжение, орошение и выработку электроэнергии.

Судоходные ГТС в соответствии с ч. 1 ст. 7 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации Федеральным (далее -КВВТ)28 находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами. Портовые ГТС могут находиться в любой собственности (ч. 1 и 2 ст. 53 КВВТ).

Содержание судоходных ГТС осуществляются администрациями бассейнов внутренних водных путей за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также других не запрещенных законом источников в соответствии с правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (ч. 1, 2 и 3 ст. 8 КВВТ). Нормативы финансовых затрат на содержание судоходных ГТС утверждаются Правительством Российской Федерации.

Охрана судоходных ГТС осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 12 КВВТ). Положением, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2005 № 69029 определены основные задачи, формы и порядок охраны судоходных ГТС. Право пользования береговой полосой не распространяется на территории судоходных ГТС, земельные участки, на которых размещены мелиоративные сооружения (ч. 8 ст. 10 КВВТ).

Особо остановимся на обеспечении безопасности промышленных ГТС, предназначенных для сбора и хранения жидких отходов нефтегазовой, химической, горнодобывающей промышленности и проч., поскольку в случае их создания и эксплуатации с нарушениями законодательства о безопасности ГТС они могут представлять серьезную опасность для природных объектов, окружающей среды в целом и людей.

Все аспекты деятельности, связанные с вводом в эксплуатацию и эксплуатацией ГТС, технологически связанных с процессом добычи и переработки полезных ископаемых, а также с накоплением, безопасным хранением и утили-

28 Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Федеральный закон от 07.03.2001 № 24-ФЗ.

29 Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2005 № 690 «Об утверждении положения об охране судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования».

зацией промышленных отходов горных, металлургических, химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятий подробно регламентированы Правилами безопасности ГТС накопителей жидких промышленных отходов30.

Основы регулирования вопросов ответственности за нарушения законодательства о безопасности ГТС сформулированы в ст. 19 Федерального закона № 117-ФЗ, определившей перечень нарушений в рассматриваемой сфере правоотношений. Статья 20 Федерального закона № 117-ФЗ устанавливает, что должностные и иные лица за нарушение законодательства о безопасности ГТС, совершение действий (бездействие), приведших к снижению безопасности ГТС или к возникновению чрезвычайных ситуаций, несут ответственность в соответствии с законодательством. Ответственность непосредственно за нарушения в сфере безопасности ГТС предусмотрена ст. 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)31 «Нарушение требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации». Максимальный размер наказания для граждан - штраф до 1,5 тыс. руб., для должностных лиц - до 3 тыс. руб., для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - до 3 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц -до 30 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на тот же срок.

Возможно административное преследование нарушителей законодательства о безопасности ГТС и по иным статьям КоАП РФ, например, по ст. 8.5 «Сокрытие или искажение экологической информации», предусматривающей за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию. За это нарушение предусмотрено наказание в виде штрафа: для граждан в размере до 1 тыс. руб., на должностных лиц - до 2 тыс. руб., для юридических лиц - до 20 тыс. руб.

Таким образом, в настоящее время нормативное правовое регулирование вопросов обеспечения экологической безопасности гидротехнических сооружений представляет собой разветвленную систему актов законодательного и подзаконного уровня, предусматривающую как собственно регулирование деятельности всех субъектов в данной сфере правовых отношений, так и ответственности за допускаемые нарушения. Система не лишена, однако, и ряда недостатков, выражающихся в наличии некоторых правовых пробелов, и нуждается в дальнейшем совершенствовании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Карцхия А.А. Развитие законодательства о промышленной собственности и реформа гражданского законодательства российской федерации // Мониторинг правоприменения. 2013. №1. С.14-21.

2. Ткачев А.И. Проблемные вопросы привлечения к административной ответственности за использование не по целевому назначению земельных участков в населенных пунктах// Мониторинг правоприменения. 2013. №3. С.55-59.

References

1. Kartchiia A.A. Razvitie zakonodatePstva o promy^shlennoi4 sobstvennosti i reforma grazhdanskogo zakonodatePstva rossii^skoi4 federatcii // Monitoring pravoprimeneniia. 2013. №1. S.14-21.

2. Tkachev A.I. Problemny4e voprosy4 privlecheniia k administrativer otvetstvennosti za ispoPzovanie ne po tcelevomu naznacheniiu zemePny4kh uchastkov v naselenny4kh punktakh // Monitoring pravoprimeneniia. 2013. №3. S.55-59.

30 Постановление Госгортехнадзора России от 28.01.2002 № 6 «Об утверждении Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов» (зарегистрировано в Минюсте России 16.04.2002 № 3372).

31 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.