Добрецов Денис Григорьевич
кандидат юридических наук, г. Москва E-mail: [email protected]
Обеспечение экологической безопасности
В статье анализируется нормативное правовое регулирование общественных отношений и административной ответственности нарушение обязательных требований в сфере экологической безопасности гидротехнических сооружений, рассматриваются имеющиеся пробелы регулирования, характеризуется современное состояние вопросов регулирования административной ответственности в этой сфере.
Ключевые слова: экологическая безопасность; гидротехнические сооружения; административная ответственность.
При рассмотрении вопроса о правовом регулировании в сфере обеспечения экологической безопасности ГТС следует исходить из понятия экологической безопасности, определенного ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ): экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Из приведенного определения следует, что объектом защиты являются природная среда и жизненно важные интересы человека, а источниками опасности - хозяйственная и иная деятельность, а также чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Таким образом, правовое регулирование в сфере безопасности ГТС устанавливает правила эксплуатации ГТС в штатных режимах и на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, в т.ч. требования по готовности к их предупреждению и ликвидации последствий.
Общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности определены главой VII Федерального закона № 7-ФЗ. В соответствии с ч. 1 ст. 34 этого закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и лик-
видация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим вопросы в рассматриваемой сфере правоотношений, является Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон № 117-ФЗ). Его действие распространяется на ГТС1, повреждения которых
1 Плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмо-
могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации (ст. 1), т.е. обстановки на определенной территории, сложившейся в результате аварии ГТС, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст. 3).
Указанный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников ГТС и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности ГТС. Федеральный закон № 117-ФЗ (ст. 2) относит законодательство о безопасности ГТС к исключительной компетенции Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительство Российской Федерации от 02.11.2013 № 986 «О классификации гидротехнических сооружений» все ГТС подразделяются на классы: I класс - чрезвычайно высокой опасности; II класс - высокой опасности; III класс - средней опасности; IV класс - низкой опасности. Критериями классификации ГТС служат: высота и тип грунта оснований, назначение и условия эксплуатации, максимальный напор на водоподпорное сооружение, последствия возможных гидродинамических аварий. Если ГТС в соответствии с этими критериями может быть отнесено к разным классам, оно относится к наиболее высокому из них.
Ст. 3 Федерального закона № 117-ФЗ закрепляет определения основных понятий, в их числе понятие «безопасность ГТС» как свойство ГТС, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, а также «обеспечение безопасности ГТС» - как разработку и осуществление мер по предупреждению аварий ГТС.
Федеральным законом № 117-ФЗ предусмотрены различные механизмы, направленные на обеспечение безопасности ГТС (или) комплексов ГТС на всем протяжении их жизненного цикла: государственный учет ГТС (ст. 7); общие требования безопасности ГТС (ст. 8); обязанности собственника ГТС и (или) эксплуатирующей организации с указанием на их ответственность за безопасность ГТС (в том числе обязан-
тренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
ность возмещать ущерб, нанесенный в результате аварии ГТС) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации ГТС (ст. 9); декларирование безопасности ГТС (ст. 10); экспертиза проектной документации и экспертиза деклараций безопасности ГТС (ст. 11); техническое расследование причин аварии гидротехнического сооружения (ст. 11); консервация и ликвидация ГТС (12); федеральный государственный надзор в области безопасности ГТС (ст. 13, 14); финансовое обеспечение безопасности ГТС (ст. 15-18), в том числе участие государства в возмещении вреда, причиненного в результате аварии ГТС; установлен также перечень нарушений законодательства о безопасности ГТС (ст. 19) и вопросы ответственности за них (ст. 20).
Обеспечить безопасность ГТС возможно только при наличии полных и достоверных сведений об их состоянии. Для этого Федеральным законом № 117-ФЗ предусмотрено формирование и ведение Российского регистра ГТС (ст. 7), в развитие положений которого принято постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.1998 № 490 «О порядке формирования и ведения российского регистра гидротехнических сооружений». Во исполнение п. 5 этого постановления издан приказ Минприроды России от 29.01.2013 № 34 «Об утверждении Инструкции о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений»2, определяющей состав и порядок предоставления собственниками ГТС информационных данных о них в органы государственного надзора и дальнейшее движение этих данных. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра» сведения о ГТС включаются в раздел «Инфраструктура на водных объектах» этого Реестра. Эти сведения в Федеральное агентство водных ресурсов (Рос-водресурсы), ведущее Реестр, представляют: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
2 Зарегистрирован в Минюсте России 08.05.2013
№ 28354
Еще одной формой учета ГТС является ведущийся на основании ведомственных актов Федерального горного и промышленного надзора (Госгортехнадзор)3 мониторинг безопасности ГТС - совокупность постоянных (непрерывных) наблюдений за состоянием безопасности ГТС и характером их воздействия на окружающую среду.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 117-ФЗ обеспечение безопасности ГТС осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечения допустимого уровня риска аварий ГТС; представления деклараций безопасности ГТС; осуществления федерального государственного надзора в области безопасности ГТС; непрерывности эксплуатации ГТС; осуществления мер по обеспечению безопасности ГТС, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение ГТС техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих ГТС; необходимости заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС; ответственности за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности ГТС ниже допустимого уровня.
Обязанности собственника ГТС и (или) эксплуатирующей организации установлены ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ, а также Положением об эксплуатации ГТС и обеспечении безопасности ГТС, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также ГТС, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника4.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 117-ФЗ на всех этапах жизненного цикла ГТС его собственник и (или) эксплуатирующая организация составляют декларацию безопасности ГТС, являющуюся основным до-
3 См.: Постановление Госгортехнадзора России от 12.01.1998 № 2 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных Госгортехнадзору России» (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.1998 № 1467)
4 Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.1999 № 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника»
кументом, который содержит сведения о соответствии ГТС критериям безопасности, и представляют ее в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Поступление в эти органы декларации безопасности ГТС, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, или утверждение указанными органами декларации безопасности ГТС5, находящегося в эксплуатации, является основанием для внесения ГТС в Регистр ГТС и получения разрешения его на эксплуатацию6.
Порядок разработки декларации безопасности ГТС, требования к ее форме и содержанию, а также сроках представления ее в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти установлены Положением о декларировании безопасности ГТС (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 № 1303).
Кроме того, действует приказ Ростехнадзо-ра от 02.07.2012 № 377 «Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений)»7. Нормативный правовой акт, устанавливающий форму декларации безопасности судоходных ГТС, отсутствует. На официальном сайте Минтранса России разме-
5 Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.02.2012 № 117 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по утверждению деклараций безопасности.поднадзорных гидротехнических сооружений, составляемых на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановлении или консервации» (Зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2013 № 24484).
6 Приказ Ростехнадзора от 10.02.2012 № 90 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления)» (зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2012 № 24482).
7 Зарегистрирован в Минюсте России 23.07.2012 №
24978.
щены: проект приказа Минтранса России «Об утверждении формы декларации безопасности судоходных гидротехнических сооружений» и форма декларации8.
Вместе с декларацией безопасности в уполномоченные органы исполнительной власти представляются: сведения о ГТС, необходимые для формирования и ведения Регистра ГТС, а также акт преддекларационного обследования ГТС, составленный по форме, утверждаемой Ро-стехнадзором9 (за исключением судоходных и портовых ГТС) или Минтрансом России (в отношении судоходных и портовых ГТС)10
Кроме того, органом надзора в этой сфере в МЧС России или у его территориального органа в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» запрашивается заключение о готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС11.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 117-ФЗ экспертиза проектной документации ГТС, содержащей декларацию безопасности проектируемых ГТС, проводится в соответ-
ствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности12.
Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти на основании заключения государственной экспертизы могут быть приняты решения об утверждении декларации безопасности ГТС и выдаче соответствующего разрешения или об отказе в его, который может быть обжалован в судебном порядке.
Государственная экспертиза деклараций безопасности ГТС осуществляется за плату13. За выдачу разрешения на эксплуатацию ГТС уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, установленных законодательством о налогах и сборах14.
Государственная экспертиза декларации безопасности ГТС проводится экспертными центрами, определяемыми органом надзора15 по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения без-
8 http://www.mintrans.ru/documents/detail. php?ELEMENT_ID=19753&sphrase_id=34294 (дата обращения 22.07.2014)
9 Приказ Ростехнадзора от 30.10.2013 № 506 «Об утверждении формы акта преддекларационного обследования гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)» (зарегистрирован в Минюсте России 06.03.2014 № 31533).
10 По состоянию на 01.10.2014 такая форма Минтрансом не утверждена.
11 «Методические рекомендации по выдаче заключения о готовности организации, эксплуатирующей гидротехнические сооружения, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения» (утв. МЧС России 16.08.2012 № 2-4-8716-14), «Временные Методические рекомендации по выдаче заключения о готовности организации, эксплуатирующей гидротехнические сооружения, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии судоходного гидротехнического сооружения» (утв. МЧС России 08.06.2011 № 2-4-60-6-14 по согласованию с Федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморречфлот).
12 См.: ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ и др
13 См.: Приказ Ростехнадзора от 23.01.2012 № 48 «Об утверждении Методики определения размера платы за оказание услуги по государственной экспертизе деклараций безопасности гидротехнических сооружений» (Зарегистрирован в Минюсте России 26.04.2012 № 23945).
14 По состоянию на 01.10.2014 в соответствии с п. 115 ч. 1 ст. 333.3 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ государственная пошлина составляет 2 тыс. руб.
15 В соответствии с приказом Ростехнадзора от 29.02.2012 № 142 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по определению экспертных центров, проводящих государственную экспертизу декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления)» (зарегистрирован в Минюсте России 31.05.2012 № 24401) государственную услугу по определению экспертных центров предоставляют: Ростехнадзор - в части определения экспертных центров, проводящих государственную экспертизу декларации безопасности ГТС и МЧС России - в части согласования кандидатур заявителей в качестве экспертных центров, проводящих государственную экспертизу декларации безопасности ГТС.
опасности ГТС, и МЧС России. Экспертные центры формируют экспертные комиссии, к участию в работе которых могут привлекаться научно-исследовательские и проектные организации.
Перечень экспертных центров для проведения экспертизы деклараций безопасности судоходных ГТС, поднадзорных Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснад-зор), определен в приложении к приказу Минтранса России от 12.04.2012 № АК-170/1фс16.
Порядок формирования экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности ГТС, а также Регламент работы таких комиссий утверждены приказом Минприроды России от 24.07.2009 № 23117.
Квалификационные требования к специалистам, включаемым в состав экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности ГТС, поднадзорных Ростехнадзору, определены приложением к приказу Минприроды России от 30.10.2009 № 35818. Заключение экспертной комиссии приобретает статус заключения государственной экспертизы декларации безопасности ГТС после его утверждения органом надзора. Орган надзора формирует и ведет базу данных деклараций безопасности ГТС, контролирует сроки их представления.
Следует также учитывать, что приказом Ростехнадзора от 03.11.2011 № 62519 устанавле-
16 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2012 № АК-170/1фс «Об определении перечня экспертных центров для проведения экспертизы деклараций безопасности судоходных гидротехнических сооружений, поднадзорных Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» (зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2012 № 24418).
17 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.07.2009 № 231 «Об утверждении порядка формирования и регламента работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений» (зарегистрирован в Минюсте России 20.08.2009 № 14583).
18 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.10.2009 № 358 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам, включаемым в состав экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений» (зарегистрирован в Минюсте России 01.12.2009 № 15347).
19 Приказ Ростехнадзора от 03.11.2011 № 625 «Об
утверждении дополнительных требований к содер-
ны дополнительные требования к содержанию деклараций безопасности ГТС и методика их составления, форма декларации ГТС, требования о проведении обследования ГТС до представления декарации на экспертизу, а также требование разработки плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на ГТС (не распространяются на судоходные ГТС).
При разработке декларации безопасности ГТС подготавливаются исходные данные для определения характера возможной чрезвычайной ситуации в случае аварии на ГТС и расчет вероятного вреда в результате аварии ГТС20. В случае необходимости включения в декларацию безопасности ГТС сведений, не подлежащих разглашению, они помещаются в приложение, оформляемое в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной тайне21.
Для установления причин возникновения аварий, а также создания условий, способствующих предотвращению их в будущем, в соответствии со ст. 111 Федерального закона № 117-ФЗ по каждому факту аварии ГТС специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности ГТС проводится техническое расследование причин аварий.
Порядок проведения технического расследования причин аварии ГТС и оформления соответствующего утвержден приказом Ростехнадзо-ра от 19.08.2011 № 48022. Порядок закрепляет тер-
жанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающих особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности» (Зарегистрирован в Минюсте России 15.12.2011 № 22631).
20 См.: Приказ МЧС России, Минэнерго России, МПР России и Госгортехнадзора от 18.05.2002 № 243/150/270/68/89 «Об утверждении порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения» (зарегистрирован в Минюсте России 03.06.2002 № 3493).
21 См.: Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне».
22 Приказ Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случа-
мины и определения, регламентирует действия собственников ГТС и (или) эксплуатирующих организаций в случае возникновения аварий и инцидентов, определяет процедуру проведения технического расследования и проч. Приложениями к Порядку установлены формы документов, составляемых в случае возникновения аварии, а также при ее техническом расследовании.
Финансирование расходов на техническое расследование осуществляется его собственником и (или) эксплуатирующей его организацией, а по бесхозяйным ГТС - федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности ГТС.
Еще одним из предусмотренных Федеральным законом № 117-ФЗ механизмов обеспечения безопасности ГТС являются консервация и ликвидация ГТС, которые в соответствии со ст. 121 осуществляются его собственником и (или) эксплуатирующей организацией и считаются завершенными после обследования ГТС и его территории комиссией, формируемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации23, а если ГТС не имеет собственника - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено сооружение.
В соответствии с п.2 ч. 6 ст. 10 ВК РФ при прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан обеспечить консервацию или ликвидацию ГТС, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта.
Все этапы жизненного цикла ГТС создают риск причинения вреда отдельным природным объектам и окружающей среде в целом, здоровью и жизни людей. Еще большую опасность несут аварии на ГТС, локализация и ликвидация последствий которых, в том числе компенсация потерь хозяйствующих субъектов и граждан, являются дорогостоящими.
Поэтому в ст. 16 Федерального закона № 117-ФЗ закреплены обязанности лиц, эксплуатирующих ГТС, по возмещению вреда, при-
ев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (зарегистрирован в Минюсте России 08.12.2011 № 22520).
23 По состоянию на 01.10.2014 отдельным актом такой порядок не определен.
чиненного жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате нарушения законодательства о безопасности ГТС, который подлежит возмещению в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Статья 161 Федерального закона № 117-ФЗ определяет предельные размеры компенсаций, выплачиваемых эксплуатирующей организацией или иным владельцем ГТС, в случае причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии ГТС. Так, гражданам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством24 на возмещение вреда, понесенного в случае смерти потерпевшего (кормильца) компенсация выплачивается в сумме 2 млн. руб.; гражданам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством25 на возмещение вреда, причиненного здоровью, -в сумме, определяемой исходя из характера и степени повреждения здоровья по нормативам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации (но не более 2 млн. руб.). Выплата компенсации в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью граждан в результате аварии ГТС, не освобождает ответственное за причиненный вред лицо от его возмещения в соответствии с требованиями гражданского законодательства в части, превышающей сумму произведенной компенсации.
Учитывая высокую вероятность единовременного причинения авариями ГТС вреда большому числу лиц и возникающую обязанность выплаты крупных сумм компенсаций и затрат на ликвидацию последствий аварий, Федеральным законом № 117-ФЗ определены механизмы, обеспечивающие соблюдение прав граждан на компенсации и снижающие финансовую нагрузку на собственников ГТС.
Так, в их обязанности включено создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС, в поряд-
24 ГК РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ, ст. 1088 «Возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца», ст. 1089 «Размер возмещения вреда, понесенного в случае смерти кормильца».
25 ГК РФ (часть вторая), ст. 1085 «Объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здо-
ровья», ст. 1086 «Определение заработка (дохода),
утраченного в результате повреждения здоровья», ст. 1087 «Возмещение вреда при повреждении здоровья лица, не достигшего совершеннолетия».
ке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 9)26 и обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии ГТС (ст. 15). Статей 17 установлена обязанность собственника ГТС, а также эксплуатирующей организации (если ГТС находится в государственной или муниципальной собственности) иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности на случай возмещения вреда, причиненного в результате аварии ГТС (за исключением обстоятельств, вследствие непреодолимой силы). Возмещение осуществляется за счет средств собственника ГТС (эксплуатирующей организации), а также за счет страховой суммы по договору страхования риска гражданской ответственности.
Порядок (правила) определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 № 87627. Величину финансового обеспечения ответственности определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственный надзор за безопасностью ГТС.
Законодатель допускает вероятность возникновения ситуаций, когда затраты, необходимые для возмещения вреда, причиненного в результате аварии ГТС, превышают сумму финансового обеспечения гражданской ответственности, определенного в соответствии со ст. 17 Федерального закона № 117-ФЗ. В таком случае законом (ст. 18) предусмотрено участие государства в возмещении этого вреда. Порядок возмещения вреда должен определяться Правительством Российской Федерации. В настоящее время специальных актов по этому вопросу не принято.
Особую категорию ГТС составляют судоходные ГТС, расположенные на внутренних водных путях и обеспечивающие устойчивость напорных фронтов водохранилищ, безопасный пропуск судов, санитарное обводнение рек, про-
26 Постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
27 Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 № 876 «Об утверждении правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения».
мышленное и питьевое водоснабжение, орошение и выработку электроэнергии.
Судоходные ГТС в соответствии с ч. 1 ст. 7 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации Федеральным (далее -КВВТ)28 находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами. Портовые ГТС могут находиться в любой собственности (ч. 1 и 2 ст. 53 КВВТ).
Содержание судоходных ГТС осуществляются администрациями бассейнов внутренних водных путей за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также других не запрещенных законом источников в соответствии с правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (ч. 1, 2 и 3 ст. 8 КВВТ). Нормативы финансовых затрат на содержание судоходных ГТС утверждаются Правительством Российской Федерации.
Охрана судоходных ГТС осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 12 КВВТ). Положением, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2005 № 69029 определены основные задачи, формы и порядок охраны судоходных ГТС. Право пользования береговой полосой не распространяется на территории судоходных ГТС, земельные участки, на которых размещены мелиоративные сооружения (ч. 8 ст. 10 КВВТ).
Особо остановимся на обеспечении безопасности промышленных ГТС, предназначенных для сбора и хранения жидких отходов нефтегазовой, химической, горнодобывающей промышленности и проч., поскольку в случае их создания и эксплуатации с нарушениями законодательства о безопасности ГТС они могут представлять серьезную опасность для природных объектов, окружающей среды в целом и людей.
Все аспекты деятельности, связанные с вводом в эксплуатацию и эксплуатацией ГТС, технологически связанных с процессом добычи и переработки полезных ископаемых, а также с накоплением, безопасным хранением и утили-
28 Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Федеральный закон от 07.03.2001 № 24-ФЗ.
29 Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2005 № 690 «Об утверждении положения об охране судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования».
зацией промышленных отходов горных, металлургических, химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятий подробно регламентированы Правилами безопасности ГТС накопителей жидких промышленных отходов30.
Основы регулирования вопросов ответственности за нарушения законодательства о безопасности ГТС сформулированы в ст. 19 Федерального закона № 117-ФЗ, определившей перечень нарушений в рассматриваемой сфере правоотношений. Статья 20 Федерального закона № 117-ФЗ устанавливает, что должностные и иные лица за нарушение законодательства о безопасности ГТС, совершение действий (бездействие), приведших к снижению безопасности ГТС или к возникновению чрезвычайных ситуаций, несут ответственность в соответствии с законодательством. Ответственность непосредственно за нарушения в сфере безопасности ГТС предусмотрена ст. 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)31 «Нарушение требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации». Максимальный размер наказания для граждан - штраф до 1,5 тыс. руб., для должностных лиц - до 3 тыс. руб., для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - до 3 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц -до 30 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на тот же срок.
Возможно административное преследование нарушителей законодательства о безопасности ГТС и по иным статьям КоАП РФ, например, по ст. 8.5 «Сокрытие или искажение экологической информации», предусматривающей за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию. За это нарушение предусмотрено наказание в виде штрафа: для граждан в размере до 1 тыс. руб., на должностных лиц - до 2 тыс. руб., для юридических лиц - до 20 тыс. руб.
Таким образом, в настоящее время нормативное правовое регулирование вопросов обеспечения экологической безопасности гидротехнических сооружений представляет собой разветвленную систему актов законодательного и подзаконного уровня, предусматривающую как собственно регулирование деятельности всех субъектов в данной сфере правовых отношений, так и ответственности за допускаемые нарушения. Система не лишена, однако, и ряда недостатков, выражающихся в наличии некоторых правовых пробелов, и нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Литература
1. Карцхия А.А. Развитие законодательства о промышленной собственности и реформа гражданского законодательства российской федерации // Мониторинг правоприменения. 2013. №1. С.14-21.
2. Ткачев А.И. Проблемные вопросы привлечения к административной ответственности за использование не по целевому назначению земельных участков в населенных пунктах// Мониторинг правоприменения. 2013. №3. С.55-59.
References
1. Kartchiia A.A. Razvitie zakonodatePstva o promy^shlennoi4 sobstvennosti i reforma grazhdanskogo zakonodatePstva rossii^skoi4 federatcii // Monitoring pravoprimeneniia. 2013. №1. S.14-21.
2. Tkachev A.I. Problemny4e voprosy4 privlecheniia k administrativer otvetstvennosti za ispoPzovanie ne po tcelevomu naznacheniiu zemePny4kh uchastkov v naselenny4kh punktakh // Monitoring pravoprimeneniia. 2013. №3. S.55-59.
30 Постановление Госгортехнадзора России от 28.01.2002 № 6 «Об утверждении Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов» (зарегистрировано в Минюсте России 16.04.2002 № 3372).
31 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.