Научная статья на тему 'К вопросу обеспечения транспортной безопасности на территории Российской Федерации'

К вопросу обеспечения транспортной безопасности на территории Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
131
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу обеспечения транспортной безопасности на территории Российской Федерации»

Список использованной литературы

1. Золотов Ю.А. Химические тест-методы анализа / Ю.А. Золотов, В.М. Иванов, В.Г. Амелин. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 304 с.

2. Ревинская Е.В. Тест-методы в полевом анализе. Практикум / Е.В. Ревинская, А.Л. Лобачев, И.В. Лобачева. - Самара: Универс-групп, 2005. - 32 с.

3. Радиационная, химическая и биологическая защита. - Воронеж: ВУНЦ ВВС, 2013. - 152 с.

4. Андреев О.И. Биохимический дозиметр токсичных соединений нервно-паралитического действия / О.И. Андреев, Э.Т. Гайнуллина, В.Н. Фатеенков. -Реф. докл. ХХХ военно-науч. конф. «Обеспечение безопасности войск и населения Российской Федерации». М.: 2014. - С. 54.

5. Боева С.Е. Химия. Современные аналитические методы идентификации отравляющих и аварийно химически опасных веществ / С.Е. Боева, В.Г. Дрига, А.Н. Кочетков. - Воронеж: ВАИУ, 2010. - 110 с.

К ВОПРОСУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е.Н. Борзенкова, аспирант, А.В. Калач, заместитель начальника института по научной работе,

д.х.н., профессор,

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Развитие транспортной сферы и непосредственно ее состояние играют важную роль для государства в целом и для каждого гражданина в частности. Транспортная инфраструктура носит системный характер, помогает решать ряд социальных, экономических, внешнеполитических задач. Транспорт - не только отрасль, перемещающая грузы и людей, а, в первую очередь, межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования [1]. МЧС России принимает участие в реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения», работа министерства направлена на усовершенствование различных технологий спасания пострадавших в ДТП, оказания им первой помощи, а также на развитие комплексной системы транспортной безопасности. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года была утверждена приказом от 22 ноября 2008 г. № 45. Данный документ выделяет следующие проблемные моменты, сложившиеся в области безопасности на транспорте в нашей стране:

- показатели безопасности транспортного процесса, в первую очередь дорожного движения, не соответствуют мировому уровню;

- показатель числа погибших в ДТП в расчете на 1000 автомобилей в 4 раза превышает аналогичный показатель в развитых странах;

- доля транспорта в загрязнении окружающей среды достигает 33 %, что

превышает аналогичный показатель развитых стран мира более чем в 1,7 раза;

- недостаточен технический и технологический уровень транспортной техники и оборудования.

Коллектив исследователей Терехин С.Н., Синещук Ю.И., Филлипов А.Г., Минкин Д.Ю. определяют научное понятие «транспортной безопасности» как состояние транспортной системы Российской Федерации, позволяющее обеспечивать национальную безопасность и национальные интересы в области транспортной деятельности, устойчивость транспортной деятельности, предотвращать (минимизировать) вред здоровью и жизни людей, ущерб имуществу и окружающей среде, общенациональный экономический ущерб при транспортной деятельности [2].

Одной из многоплановых целей Транспортной стратегии является повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы. Достижение этой цели позволит обеспечить эффективную работу аварийно-спасательных служб, гражданской обороны, подразделений специальных служб и повысить уровень мобилизационной готовности и, таким образом, позволит создать необходимые условия для соответствующего уровня общенациональной безопасности и снижения террористических рисков [1].

Уровень транспортной безопасности зависит от взаимодействия негативных и позитивных факторов в сфере транспорта. Одновременно транспортная сфера испытывает воздействие следующих сфер:

- антитеррористической,

- технико-технологической,

- организационно-управленческой,

- природно-экологической.

Схематично данная система взаимодействия представлена на рисунке.

Рис. Схематичное изображение действия различных сфер на транспортную сферу

Безопасность работы транспортной сферы может быть выражена через вероятность попадания автомобильного и транспорта общего пользования в

93

дорожно-транспортные происшествия. Обратимся к статистическим данным Госавтоинспекции [3]. Нами были рассмотрены данные о количествах ДТП с участием автомобильного транспорта общего пользования, раненых и погибших на дорогах Воронежской и Курской областей за период с января по октябрь 2015 года (табл. 1). Анализ и обобщение этих данных позволяет установить, что в Воронежской области было совершено в четыре раза ДТП больше, чем в соседней Курской области за аналогичный период. При этом показатель количества раненых в Воронежской области выше в 2,5 раза.

Таблица 1

Статистические данные о количестве ДТП с участием автомобильного транспорта

общего пользования, погибших и раненых на дорогах Воронежской и Курской _областей за период с января по октябрь 2015 г._

Воронежская область Курская область

ДТП погибло ранено ДТП погибло ранено

всего всего всего всего

ДТП с участием автомобильного транспорта общего пользования 111 4 135 24 0 52

в том числе, ДТП с участием троллейбусов 9 0 0 4 0 8

Согласно проведенным расчетам можно сделать вывод о том, что уровень безопасности автомобильного транспорта общего пользования в нашем регионе достаточно низкий. Однако стоит отметить, что современный дорожно-транспортный травматизм отличается особой тяжестью повреждений, характеризуется преобладанием множественных травм, смертность от травм, полученных в ДТП в 12 раз выше, чем при получении похожей травмы в результате иных происшествий, пострадавшие в 6 раз чаще получают группы инвалидности. Временной фактор оказания помощи пострадавшим в ДТП является определяющим, отсутствие помощи в течение первого часа после получения травмы увеличивает количество летальных исходов на 30 %. Для минимизации временного показателя прибытия на место чрезвычайной ситуации, в том числе дорожно-транспортного происшествия, сотрудники МЧС развертывают мобильные спасательные формирования на федеральных трассах в периоды неблагоприятных погодный условий. Успех спасательных операций зависит как от оперативных действий сотрудников МЧС, так и успешного взаимодействия с другими службами, например, со службой неотложной медицинской помощи. Если обратиться к данным о ДТП с участием личного транспорта на территории Российской Федерации в целом, то можно сделать вывод о том, что поездка на общественном транспорте гораздо безопаснее (табл. 2).

В сравнительной диаграмме указаны данные о ДТП, пострадавших и погибших за период с января по ноябрь 2015 года.

Таблица 2

Данные о количестве ДТП, погибших и пострадавших на территории Российской _Федерации_

Российская Федерация

общественный транспорт погибло ранено личный транспорт погибло ранено

кол-во ДТП всего всего кол-во ДТП всего всего

7 702 546 11 185 166 665 20 987 209 316

Приведенные результаты подтверждают необходимость реализации Транспортной стратегии в области, касающейся безопасности на транспорте. Согласно данному документу, проводимые мероприятия по улучшению дорожной безопасности позволят к 2030 году снизить риск гибели в ДТП в расчете на 10 тысяч автомобилей на 63 процента и позволят достигнуть показателя уровня развитых стран. Перспективам развития транспортной безопасности уделяется особое внимание в концепции развития МЧС до 2030 года, так на территории Российской Федерации внедряется и постепенно развивается аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», также продолжается развертывание «Системы-112», реализация проектов ОКСИОН, СИЗОНД. Комплексный и системный подход позволяет минимизировать риски в сфере транспортной безопасности.

Список использованной литературы

1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. [Эл. ресурс]. //Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.03.2016).

2. Защищенные информационные системы при ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах транспортной инфраструктуры: монография/ С.Н.

3. Терехин и др. СПб.: Астерион, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2014. - 395 с.

4. Официальный сайт Госавтоинспекции. URL: http://www.gibdd.ru (дата обращения 15.03.2016).

ОЦЕНКА ОБСТАНОВКИ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В.Е. Валуйский, старший преподаватель, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Прогнозирование и оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях проводятся для заблаговременного принятия мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий, определению сил и средств, необходимых для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.