Фадеева Наталья Анатольевна
О создании электронных копий правовых актов, имеющихся в фондах НЦПИ
Аннотация: В настоящей статье рассматриваются вопросы о ключевых направлениях обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и должностных лиц, повышения уровня правовой информированности общества путем всестороннего обеспечения органов, должностных лиц и граждан полной и достоверной информацией о действующих в России законодательных и иных правовых актах в условиях автоматизации и информационных процессов.
Ключевые слова: подсистема, информационные ресурсы, информационные системы, архивист, законодательство, мониторинг.
Современный этап общественного развития характеризуется как период формирования и развития информационного общества. Данное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.
В информационном обществе взаимодействие с гражданами, хозяйствующими субъектами ориентировано и строится на принципах виртуального дистанционного контакта с использованием электронных форм взаимодействия, и тем самым реализуется инструментарий так называемого электронного государства.
Строительство «Электронной России» и Федеральной Целевой Программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» в рамках исполнения органами государственной власти всех уровней своих функций предусматривает оказание широкого спектра государственных услуг хозяйствующим субъектам, гражданам и населению посредством информационно-коммуникационных технологий. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р «О государственной Программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»[1].
Цель Программы: получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных техно-
логий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе. Задачи Программы: обеспечение предоставления гражданам и организациям услуг с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий; развитие технической и технологической основы становления информационного общества; перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид; развитие инфраструктуры доступа к сервисам электронного государства; повышение открытости деятельности органов государственной власти.
Принимая во внимание актуальность поставленных задач, необходимо продолжить поиск путей решения, уделяя внимание вопросам перехода к электронному документообороту в органах государственной власти, внедрения электронного документооборота и архива, таких как: перевод в цифровой формат материалов, хранящихся в архивах Российской Федерации, создание порталов государственных услуг, создание и поддержание интернет - порталов на базе архивных материалов Гостелерадиофонда, создание и развитие единого российского интернет - портала, содержащего исчерпывающую информацию о российских библиотеках, архивах и музеях. Благодаря которому для мирового сообщества интернет - пользователей облегчается доступ к интересующей информации в сфере культуры России, в том числе: создание общероссийской архивно - информационной системы.
Актуальными на сегодняшний день являются также рассмотрение и анализ лучших примеров мирового опыта внедрения электронного правительства.
В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 2011г. № 158-рп «Об организации работы по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов недействующими на территории Российской Федерации. В целях совершенствования правовой системы Российской Федерации координировать деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Инкорпорация позволит исключить случаи дублирования регламентации одного и того же вопроса несколькими актами. Работа была бы проделана эффективней и оперативнее, если бы «старые» акты были бы оцифрованы.
С каждым годом наблюдается активизация законотворческого процесса. К сожалению, придется признать, что имеется большое число формально действующих, но фактически утративших силу нормативных правовых актов, многие предписания не приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Все это создает опасность правовой инфляции в стране и способствует правовому нигилизму в обществе. Возникла необходимость активно совершенствовать юридическую технику, устранять имеющиеся противоречия и дублирования, в том числе, за счет инкорпорации советской нормативно - правовой базы. Все это обеспечит в дальнейшем стабильность и системность российского права. В результате чего законодательство, несмотря на свое многообразие, станет более доступным для граждан.
В рамках инкорпорации рассматриваются только правовые акты, принятые в период с 1917 года по декабрь 1991 года. Министерство юстиции одновременно с работой над правовыми актами СССР и РСФСР, затрагивающих сферу деятельности юстиции координирует деятельность по инкорпорации иных федеральных органов исполнительной власти.
В своем эксклюзивном интервью «Российской газете» Заместитель министра России Виктор Евтухов рассказал о начавшейся работе по инкорпорации советского законодательства.
Россия получила «в наследство» от Советского Союза советскую правовую систему.
Первые декреты советской власти (из фондов нормативных правовых актов): «О редактировании и печатании законодательных и правительственных актов», «Об обязанности газет печатать декреты и распоряжения органов Советской власти». От 14 сентября 1918 года «О введении Международной Метрической системы мер и весов.» В некоторых частях документ устарел, но применяется в той части, которая не противоречит современному законодательству. Главное проверить, возможно ли применение правового акта советской эпохи в современных условиях, не противоречит ли он Конституции Российской Федерации и действующему законодательству.
Еще интересные документы: от 23 декабря 1917 года «Изменения правописания и новые правила» газеты Временного Рабочего и Крестьянского Правительства, подписан Народным Комиссаром по просвещению А.В. Луначарским, от 17 октября 1918 года «О введении новой орфографии» [2].
Последние годы характеризуется широким внедрением компьютеризированных технологий в сферу работы государственного аппарата и предоставления государственных услуг в электронном виде. Согласно Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [3]обязанность государства перед гражданами является предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Последние решения Правительства РФ, Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в Российской Федерации направлены на внедрение электронного документооборота во всех федеральных органах. В связи с этим перед архивистами также встают глобальные задачи. Началась большая работа по оцифровке материалов, сокращении доли бумажных документов, удобству их использования. Эта работа предусмотрена Стратегией развития информационного общества.
Колоссальный объем архивной информации предопределил создание Национального электронного архива законодательства России.
Создание электронного архива законодательства России - задача огромного культурного, научного и практического значения. Она имеет целью предоставить неограниченному кругу пользователей (политикам, ученым, государственным служащим, аспирантам, студентам)
О создании электронных копий правовых актов имеющих в фондах НЦПИ
весь массив законодательства России, от первых кодексов до актов действующего законодательства, принятых в последние годы. Национальный архив может быть использован для изучения истории правового регулирования, сравнительных правовых исследований, в кодификации законодательства и проработке различных версий правовой реформы. Впервые ученые и практические работники получат надежную фактологическую базу, которая позволит перейти от бездоказательных версий и эмоциональных оценок к точным фактически обоснованным выводам об особенностях правового пути России.
Имеющиеся в нашей стране правовые базы данных содержат не более 20 процентов необходимой информации о правовых актах. Большое значение для научных исследований имеет и фонд правовых актов, признанных утратившими силу. Актуальным является вопрос кодификации и систематизации законодательства, подготовки свода законов
Работу всегда осуществляло Министерство юстиции с участием научных учреждений.
Одним из примеров было обращение Минкультуры, с просьбой, представить перечень правовых актов в сфере культуры за период 1917 - 1927 годов, утративших силу.
В соответствии с запросом Минкуль-туры России НЦПИ при Минюсте России в адрес Департамента законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения была направлена информация о действии нормативных правовых актов в сфере культуры за период 1917 - 1922 гг.
Руководствуясь сведениями, представленными НЦПИ при Минюсте России, Мин-культуры России был подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства «О признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики».
В настоящее время прослеживается следующая проблематика, что систематизированный фонд правовых актов с 1917 г. РСФСР, СССР и Российской Федерации, а также источников опубликования, поддерживаемых в актуальном состоянии более 80 лет и представляющий собой уникальный массив государственных информационных ресурсов, не велся уже много лет.
Вопрос о доступной форме также приобретает особую актуальность в связи с ориентацией на предоставление информации посредством применения информационных систем общего пользования и сети Интернет, поскольку далеко не все граждане имеют возможность реализовать свое право на доступ к информации другим способом.
Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [4] установлено, что запрещено относить к информации с ограниченным доступом документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Как было сказано ранее, для научных исследований, подготовки предложений о совершенствовании законодательства и повышения эффективности его применения, необходим анализ всех действующих, официально не отмененных нормативных актов (федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных актов, а также актов Союза ССР, продолжающих действовать на территории Российской Федерации).
В настоящее время в соответствии с Программой совместных мероприятий по реализации Соглашения между Российской правовой академией (РПА) и Научным центром правовой информации лабораторией мониторинга правовой информации НИИ РПА проводится правовой анализ архивного фонда правовых актов Минюста России, находящихся в НЦПИ, и силами студентов Академии осуществляется методологическая обработка архива и ввод правовых актов в базу данных через выделенный НЦПИ компьютер.
Перевод текстов нормативных правовых актов фондов Министерства юстиции СССР и Министерства юстиции РСФСР в электронноцифровую форму обеспечит доступность этой уникальной правовой информации, в том числе и через Интернет.
Устранение проблемных вопросов требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных мероприятий Минюста России и НЦПИ, а также РПА.
Разработан учебно-методический комплекс Российской правовой академией совместно с Научным центром правовой информации по программе повышения квалификации специалистов территориальных органов Минюста России и служащих муниципальных образований.
Задачей правового мониторинга является реализация одного из приоритетных направлений государственной политики - повышения качества и эффективности законодательства как важного фактора развития государства.
Ключевым направлением является обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов и должностных лиц, повышение уровня правовой информированности общества путем всестороннего обеспечения органов, должностных лиц и граждан полной и досто-
верной информацией о действующих в России законодательных и иных правовых актах в условиях автоматизации и информационных процессов.
Необходима тщательная проработка всех вопросов и в самые сжатые сроки. В противном случае мы рискуем утерять целые пласты документов и отечественная история начала XXI в.останет-ся белым пятном для последующих поколений.
Список литертуры:
1. СЗ РФ. - 2010. - № 46. - Ст. 6026
2. Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства от 17 октября 1918 г. №74 (ст.ст. 309,406, 804).
3. СЗ РФ. - 2010. - № 31. - Ст. 4179.
4. СЗ РФ. - 2006. - № 31. - Ст. 3448.