Научная статья на тему 'Единый государственный регистр нормативных правовых актов как базовый государственный информационный ресурс и его правовой режим в контексте информационной безопасности'

Единый государственный регистр нормативных правовых актов как базовый государственный информационный ресурс и его правовой режим в контексте информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
526
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / БАЗОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / INFORMATION TECHNOLOGY LAW (IT LAW) / LAW / INFORMATION / BASIC PUBLIC INFORMATION RESOURCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозов Антон Андреевич

В статье дается характеристика единого государственного регистра нормативнъх правовых актов, рассматриваются его особенности и возможность придания ему режима базового государственного информационного ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The General Register of Normative Legal Acts as the basic public information resource and its legal regime in the context of information security

A description of the General Public Register of Normative Legal Acts is given in the paper, its specific features and the possibility of granting it the status of the basic public information resource are considered.

Текст научной работы на тему «Единый государственный регистр нормативных правовых актов как базовый государственный информационный ресурс и его правовой режим в контексте информационной безопасности»

Морозов Антон Андреевич

о о

Единым государственный регистр нормативных правовых актов

^ и о

как базовый государственный информационный ресурс и его правовой режим в контексте информационной безопасности

Аннотация: в статье дается характеристика единого государственного регистра нормативных правовых актов, рассматриваются его особенности и возможность придания ему режима базового государственного информационного ресурса.

Ключевые слова: право, информация, информационное право, базовый государственный информационный ресурс.

Основополагающие документы в сфере информационной безопасности, такие как Доктрина информационной безопасности, Стратегия национальной безопасности и Стратегия развития информационного общества, указывают, что большая часть современных угроз исходит в направлении информационных ресурсов страны. Опыт развитых стран свидетельствует, что защита своих информационных ресурсов требует не только решений в сфере компьютерных и информационно-телекоммуникационных технологий, но и организационно-правовых.

14 сентября 2012 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации № 928 «О базовых государственных информационных ресурсах», которое позволило автору провести диссертационное исследование и по-новому оценить статус и состояние информационной безопасности исследуемых в работе информационных ресурсов.

Распоряжением Правительства РФ от 25 апреля 2006 г. № 584-р утвержден прилагаемый перечень регистров, реестров, классификаторов и номенклатур, отнесенных к учетным системам федеральных органов государственной власти.

В числе этих документов — Единый регистр нормативных правовых актов (НПА) Российской Федерации. Этот регистр состоит из:

> Государственного реестра нормативных правовых актов федеральных органов исполни-

тельной власти, который ведется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»;

> Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, который ведется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 г. № 904 «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»;

> Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, который ведется в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» и постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов».

К тому же, с учетом уникальных архивов,

Министерство юстиции обладает фондом НПА с

Правовая информатика

1917 года, которые, в соответствии с распоряжением Президента РФ от 18 марта 2011 г. № 158-рп «Об организации работы по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов недействующими на территории Российской Федерации», должны быть подвергнуты анализу и инкорпорации в действующее законодательство. Таким образом, Минюст имеет в распоряжении четвертый уникальный ресурс, подобный по важности трем предыдущим.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» в системе Минюста был разработан Единый регистр государственных нормативных правовых актов.

Система ведения Федерального регистра основана на использовании распределенной базы данных Регистра, представляющей собой совокупность региональных баз данных отдельных структурных единиц, связанных между собой в иерархическую систему.

Федеральные регистры ведутся в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов; учета и систематизации нормативных правовых актов; реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации о правовых актах; создания условий для получения правовой информации органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

С учетом актуальных редакций нормативных правовых актов, заключений антикоррупционной и правовой экспертизы, актов органов прокуратуры и судебных органов в системе содержится более 5 млн полнотекстовых документов.

Ежемесячный рост базы данных составляет в среднем свыше 60 тыс. актов, при этом основную часть составляют нормативные правовые акты регионального и муниципального уровня.

С начала 90-х годов подобными задачами занимаются и коммерческие структуры, такие как «Консультант», «Гарант», «Кодекс», достигшие больших успехов в этой области. Подавляющее большинство юристов пользуются данными правовыми системами и мало знают о существовании такого уникального информационного ресурса, как Единый регистр. В условиях глобальных кризисных явлений базы данных коммерческих структур гораздо более подвержены

угрозам ликвидации как по экономическим соображениям, так и по требованиям информационной безопасности. В то же время Единый регистр отличается от них наличием гораздо большего объема уникальных правовых актов (муниципальные акты, действующие акты первых лет советской власти, действующие акты СССР). И, безусловно, информационные ресурсы Единого государственного регистра, сосредоточенные в НЦПИ Минюста России, защищаются на уровне требований информационной безопасности, предъявляемым государственным структурам.

Представляется, что за основу концепции эталонного ресурса нормативных правовых актов на базе системы ведения федеральных регистров и государственных реестров Минюста России можно принять систему требований, предъявляемых к базовым информационным ресурсам.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 928 от 14 сентября 2012 г. базовые государственные информационные ресурсы формируются путем размещения в созданных или создаваемых государственных информационных ресурсах уникальных сведений об объекте либо о субъекте (физическом или юридическом лице), которые предназначены для использования при осуществлении межведомственного информационного взаимодействия в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и на создание которых указанные органы уполномочены в соответствии с федеральными законами. Эталонные сведения могут создаваться уполномоченным органом с использованием эталонных сведений, созданных другим уполномоченным органом.

Развитие информатизации в России неизбежно должно привести к тому, что информационные системы станут неотъемлемой частью жизни, причем основным этапом лет через 5-7 будет взаимопроникновение систем. Целью такой информатизации является эффективное государство, в котором процессы отличаются прозрачностью, а также актуальностью, доступностью, достоверностью и ссылочной целостностью общественно и юридически значимой информации. Необходимо отметить, что прозрачность процессов формирования правовой информации в государстве может быть одним из условий и эффективного противодействия коррупции.

Тот факт, что в Едином регистре содержатся нормативные правовые акты всех уровней — от федерального до муниципального, а также то, что в Едином регистре однозначно опреде-

Единый государственный регистр нормативных правовых актов как базовый..

лены источники поступления информации для каждого нормативного правового акта, являются объективными предпосылками развития Регистра как официального государственного банка данных нормативных правовых актов, интегрированного с другими информационными ресурсами и используемого для решения широкого круга общественных и государственных задач.

Таким образом, Единый регистр нормативных правовых актов Российской Федерации представляет высокую ценность для государства в связи с наличием у него всех признаков базового государственного информационного ресурса.

Первое. Проведенный анализ критериев и требований, предъявляемых к базовому государственному информационному ресурсу, позволил сформулировать его авторское определение: базовый государственный информационный ресурс — это формируемый для предоставления государственных услуг банк данных, содержащий эталонные сведения, поддерживаемые уполномоченным органом власти в состоянии полноты, достоверности и актуальности, к которому с соблюдением требований информационной безопасности обеспечивается круглосуточный непрерывный автоматизированный доступ в электронном виде.

Второе. Единый регистр нормативных правовых актов, созданный на базе автоматизированной информационно-поисковой системы федеральных регистров и государственных реестров, должен иметь открытый доступ к сведениям, которые он содержит, для того, чтобы обеспечить как можно большее количество граждан, организаций и органов власти правовой поддержкой для принятия обоснованных решений.

Третье. Можно сделать вывод о том, что Единый регистр нормативных правовых актов Российской Федерации имеет в себе все признаки базового государственного информационного ресурса и его ведение должно осуществляться в соответствии с законом.

Четвертое. Можно сделать вывод о том, что Единый регистр нормативных правовых актов Российской Федерации как базовый государственный информационный ресурс имеет

существенное значение для обеспечения информационной безопасности страны, поскольку его утрата влечет потерю актуальной, достоверной, полной информации о состоянии нормативных правовых актов, необходимой для принятия важнейших государственных решений.

Пятое. Предлагается внести в проект закона «О нормативных правовых актах» норму о придании Единому регистру нормативных правовых актов Российской Федерации статуса базового государственного информационного ресурса и использования его актуализированного вида как основу для ведения Свода законов Российской Федерации в электронной форме.

Шестое. Проведенное автором исследование уникальных архивов Министерства юстиции с 1917 года позволяет утверждать, что Министерство юстиции располагает подобным по значимости трем составляющим Единого регистра нормативных правовых актов Российской Федерации четвертым уникальным ресурсом, который в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 2011 г. № 158-рп «Об организации работы по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов недействующими на территории Российской Федерации», является источником эталонных сведений о нормативных правовых актах, подлежащих инкорпорации в действующее законодательство Российской Федерации.

Седьмое. Можно сделать вывод о необходимости построения государственной системы правовой информации на базе Единого регистра нормативных правовых актов Российской Федерации, состоящего из эталонных сведений, поддерживаемых уполномоченным органом власти (Минюстом России) в состоянии полноты, достоверности и актуальности как базового государственного информационного ресурса, к которому с соблюдением требований информационной безопасности обеспечивается круглосуточный непрерывный автоматизированный доступ в электронном виде.

Рецензент: Филатова Людмила Васильевна,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.