Научная статья на тему 'Единство правового информационного пространства в России (современные средства достижения)'

Единство правового информационного пространства в России (современные средства достижения) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
447
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНСТВО ПРАВОВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЕДИНСТВА ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА / ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ / РАВНОПРАВИЕ ГРАЖДАН / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / UNITY OF LEGAL INFORMATION ENVIRONMENT / LEGAL RESPONSIBILITIES OF PUBLIC AUTHORITIES / EQUALITY OF CITIZENS / ELECTRONIC RESOURCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комарова Валентина Викторовна

В статье исследуется термин «единство правового информационного пространства», даны правовые основы механизма его реализации. Показано использование новых средств и способов достижения единого правового информационного пространства. Обозначена проблема доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, выявлены направления реализации форм «интернет-демократии», использован зарубежный опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Комарова Валентина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL INFORMATIONAL SPACE UNITY IN RUSSIA (MODERN MEANS)

The authors study the formation of the term “unity of the legal information space” and the legal basis of the mechanism for its implementation. The use of new tools and ways of achieving a uniform legal information space is shown. The problem of access to information and telecommunications network Internet is mentioned. Directions for implementing the forms of «online democracy» are presented; foreign experience is also used in the study.

Текст научной работы на тему «Единство правового информационного пространства в России (современные средства достижения)»

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

УДК 34

ЕДИНСТВО ПРАВОВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В РОССИИ (СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ)

© Комарова Валентина Викторовна

профессор, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права РФ, ФГБОУ ВПО Московская государственная юридическая академия им. О. Е. Кутафина.

И [email protected]

В статье исследуется термин «единство правового информационного пространства», даны правовые основы механизма его реализации. Показано использование новых средств и способов достижения единого правового информационного пространства. Обозначена проблема доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, выявлены направления реализации форм «интернет-демократии», использован зарубежный опыт.

Ключевые слова: единство правового информационного пространства, правовые основы единства правового пространства, обязанности органов публичной власти, равноправие граждан, электронные ресурсы.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [8] правовое пространство, его консолидация названы в качестве составного элемента системы обеспечения национальной обороны, государственной и общественной безопасности.

Понятие единого правового, конституционного пространства было введено в законодательство постановлением Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 № 2-П: «Единство государства предопределяет единство его правового, в том числе конституционного, пространства».

В последующем (постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2002 № 12-П) были определены конституционные основы, на которых обеспечивается единство правового пространства Российской Федерации и функционирование её правовой системы. Так, ст. 76 ч. 2 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов. На основании этого положения во взаимосвязи со ст. 4 ч. 1 Конституции Российской Федерации, согласно которой суверенитет страны распро-

страняется на всю её территорию, а Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории ч. 2; ст. 15 ч. 1 и 2, ст. 76 ч. 1 и ст. 77 ч. 1, обеспечивается единство правового пространства Российской Федерации и функционирование её правовой системы. Конституционные принципы федеративного устройства, учредительный характер Конституции Российской Федерации и конституций (уставов) её субъектов обеспечивают органическое единство федерального и регионального конституционно-правового регулирования и тем самым - единство конституционно-правового пространства (постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 № 13-П).

Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Названные конституционные предписания являются одной из гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, носят императивный характер

и в равной мере распространяются на все законы и другие нормативные акты - как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 марта 2005 г. № 71-О).

Конкретизируя указанные нормы Конституции Российской Федерации применительно к муниципальным правовым актам, Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый 6 октября 2003 г., устанавливает, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (п. 2 ст. 47); наделяет органы местного самоуправления полномочиями учреждать муниципальные печатные средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов (п. 7 ч. 1 ст. 17); предусматривает, что виды муниципальных правовых актов, порядок их принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу определяются уставом муниципального образования (п. 6 ч. 1 ст. 44); порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан (ч. 3 ст. 47) [3].

Эти вопросы аналогично регулируются в отношении нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов федерации [2].

Единство правового пространства, меры по его обеспечению стали предметом регулирования федеральных органов государственной власти. Так, указом Президента РФ 10.08.2000 г. № 1486 (по сост. на 18.01.2010 г.) «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» [7] создан федеральный банк нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № 904, вышедшим 29.11.2000 г. (по сост. на 20.02.2010 г.), утверждено Положение о порядке ведения федерального регистра [10], приказом Минюста РФ № 244, подписанным 20.12.2005 г. (по сост. на 27.09.2010 г.), утверждён порядок предоставления в него сведений [18]. Создан государственный реестр уставов муниципальных образований и механизм обеспечения доступности сведений, включённых в него [17].

В целях обеспечения информационной открытости деятельности государственных органов исполнительной власти и местного

самоуправления, повышения качества и доступности предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг постановлением Правительства РФ № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» [14] в 2011 г. урегулирован вопрос об информационных системах, создана государственная автоматизированная информационная система «Управление» [13].

Распоряжением Правительства РФ № 1993-р от 17.12.2009 г. (по сост. на 28.12.2011 г.) утверждён перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде [16].

Существенный вклад в правовое обеспечение единого правового и информационного пространства России дают федеральные законы «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [6] и «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» [5].

Законодательные основы единства правового информационного пространства в современной России созданы. Остаётся актуальным вопрос о механизмах их реализации. Остановимся на проблемах равноправия граждан в обозначенной сфере.

Рассмотрим вопрос о доступе к информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Конституционный принцип равноправия граждан и обязанность органов публичной власти обеспечить доступ к правовой информации всем гражданам страны в механизмах их реализации имеет определённый набор норм целей.

Обеспечение равных возможностей для использования сети Интернет с ознакомительной целью или для получения открытой информации предполагает не только материальное наличие и свободный бесплатный доступ к ней, но и умение пользоваться компьютером, программами, обладание соответствующими знаниями. Безусловно, наличие этих факторов у всех жителей страны - программа на будущее. Но она актуализируется в связи в созданием форм участия граждан страны в решении насущных вопросов государственной и общественной жизни, основанных как раз на информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В. В. Путин в статье «Демократия и качество государства» [1] отмечал необходимость реагировать на усложняющиеся запросы общества в условиях информационного века. Демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффектив-

ные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и обратной связи.

На федеральном уровне указом Президента РФ «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» [9] и постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил проведения общественного обсуждения проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» [15], создан механизм общественных обсуждений с использованием сети Интернет.

Обращая внимание на общегражданское обсуждение законопроектов, решений, программ, принимаемых на всех уровнях государственной власти, оценку действующих законов и эффективности их применения, В. В. Путин отмечает важность создания «дружественного интерактивного интерфейса на порталах органов публичной власти для полноценного отражения и обсуждения планов и программ, результатов мониторинга их исполнения».

В. В. Путин отмечает: «Интернет-демократия должна быть встроена в общий поток развития институтов прямой референдумной демократии. Особенно широкое применение она должна получить на муниципальном и региональном уровне. Необходимо, чтобы граждане на городском, муниципальном уровне могли голосовать, выносить на местные референдумы или Интернет-опросы свои острые проблемы, выявлять узкие места и способы их решить» [1].

Однако сегодня реализация безусловно заслуживающей поддержи идеи широкого применения интернет-демократии на муниципальном уровне, имеет определённые трудности.

Так, Федеральный закон «О связи» [4] закрепляет гарантированность универсальных услуг связи, к которым относит наравне с услугами телефонной связи с использованием таксофонов, услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа.

Порядок и сроки начала оказания универсальных услуг связи [12], а также порядок регулирования тарифов на универсальные услуги связи определяется Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области связи исходя из следующих установок:

- время, в течение которого пользователь услугами связи достигает таксофона без использования транспортного средства, не должно превышать один час;

- в каждом поселении должно быть установлено не менее чем один таксофон с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам;

- в поселениях с населением не менее чем пятьсот человек должен быть создан не менее чем один пункт коллективного доступа к сети Интернет.

Обращают на себя внимание как минимум две позиции - возмездность, платность доступа к сети Интернет и отсутствие гарантированных универсальных услуг именно обсуждаемой связи в поселениях где проживают менее чем пятьсот человек. В таких поселениях государство не гарантирует создание пункта коллективного доступа к сети Интернет.

Таким образом, закрепляя формы участия населения в осуществлении публичной власти, общедоступные механизмы их реализации не создаются. Мероприятия федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» [11], думается, не дали нового толчка для формирования народовластия в России.

В настоящее время приходится констатировать воздействие государственных структур на различные социальные группы с целью изменения их мнения и отношения без учёта их интересов и позиции.

Общественное мнение, как правило, формируется под влиянием повседневной жизни и внешней информации. В нашей стране сегодня наблюдается зависимость большинства средств массовой информации от государства и бизнеса, высокая степень коммерциализации деятельности опросных центров, что влияет на общественное мнение.

Возможно, принятие федерального закона о порядке обнародования результатов опросов общественного мнения через средства массовой информации станет преградой дезинформации общества и манипулирования массовым сознанием. В этой связи целесообразно подчеркнуть предпринятые властью шаги. Так, указом Президента РФ от 8 февраля 2012 г. № 150 «О рабочей группе по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы «Открытое правительство» образована рабочая группа. Создание в России данной системы необходимо для совершенствования институтов гражданского общества, обеспечения взаимодействия органов государственной власти с общественными объединениями, движениями и экспертными организациями. На рабочую группу, в частности, возложена задача общественного обсуждения и экспертный анализ моделей взаимодействия институтов гражданского общества с органами исполнительной власти в целях повышения качества выработки решений и эффективности их реализации.

Придание различным формам участия граждан Российской Федерации в принятии властных решений, институтам обсуждений

особой роли в системе организации публичной власти можно расценивать как установку на развитие делиберативной демократии.

Увеличение интереса и активизация нормативного закрепления различных форм проявления общественного участия в национальных системах, на международном уровне может быть проиллюстрировано конкретными примерами. Так, Комитет по правам человека ООН не единожды открывал дискуссию о конкретных процедурах общественного участия. Например, в Заключительных замечаниях по Германии была запрошена информация об участии граждан в управлении делами государства, в особенности о специальных процедурах такого участия (Заключительные замечания по Германии. Concluding observations on Germany, Un doc. CCPR A/22/40 (1978), para 166); по Ирану - о мерах, предпринятых правительством в целях содействия общественному участию масс в продуктивном развитии государства (Заключительные замечания по Ирану. Concluding observations on Iran, Un doc. CCPR A/37/40 (1982), para 302).

Нашли своё отражение в соответствующих документах такие общественно значимые вопросы:

- реализация права на свободное выражение собственного мнения (Заключительные замечания по Венгрии. Concluding observations on Hungary, Un doc. CCPR A/32/44 (1977) 13, para 330; Заключительные замечания по Ирану (Исламской республике). Concluding observations on Iran (Islamic Republic of), Un doc. CCPR A/33/40 (1978), para 330);

- возможность критиковать деятельность правительства (Заключительные замечания по Судану. Concluding observations on Sudan, Un doc. CCPR A/46/40 (1991), para 135; Заключительные замечания по Уганде. Concluding observations on Uganda, Un doc. CCPR/CO/80/UGA, 4 May 2004, para 22; Заключительные замечания по Ливийской Арабской Джамахирии. Concluding observations on Libyan Arab Jamahiriya, Un doc. CCPR A/50/40 (1995), para 123);

- реализация таких форм, как гражданские форумы, дебаты (Заключительные замечания по Румынии. Concluding observations on Romania, Un doc. CCPR A/34/34 (1979), para 162);

- прямые теле- и радиотрансляции парламентских сессий; организация государственными органами пресс-служб и отделов для обмена информацией с общественностью и регулярная организация пресс-конференций (Периодический отчёт Украины. The State report of Ukraine, Un doc. CCPR/C/95/Add.2.);

- общественные советы (Заключительные замечания по Румынии. Concluding observations on Romania, Un doc. CCPR A/34/34 (1979), para 140);

- гражданские инициативы (Заключительные замечания по Испании. Concluding observations on Spain, Un doc. CCPR A/34/40 (1979), para 225);

- гражданские обсуждения законопроектов (Заключительные замечания по Польше. Concluding observations on Poland, Un doc. CCPR A/35/40 (1980), para 46; Заключительные замечания по Узбекистану. Concluding observations on Uzbekistan, Un doc. CCPR/CO/83/Uzb, 26 April, 2005).

Претворение в жизнь этих программ требует применения современных технологий, включая информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Таким образом, внедрение передовых информационных и коммуникативных технологий открывает новые перспективы в создании единого правового пространства, развития демократии: установление прямого диалога между органами власти и общественностью; преодоление отрыва власти от общества; достижение большей открытости власти; обеспечение доступа граждан к информации; участие в работе органов власти; упрощение процесса консультирования власти с народом; рационализация процесса голосования; удешевление демократии и др.

Материалы поступили в редакцию 23.04.2012 г.

Библиографический список

1. Путин В. В. Демократия и качество государства [Текст] // Газета «Коммерсантъ». -№ 20/П (4805). - 06.02.2012.

2. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон № 184-ФЗ : [принят 06.10.1999 г. : по сост. на 02 мая 2012 г.] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).

1. Putin V. V. Demokratija i kachestvo gosudarstva [Tekst] // Gazeta «Kommersant#». - № 20/P (4805). - 06.02.2012.

2. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obwih principah organizacii zakonodatel'nyh (predstavitel'nyh) i ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti sub#ektov Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs] : federal'nyj zakon № 184-FZ : [prinjat 06.10.1999 g. : po sost. na 02 maja 2012 g.] // AIPS Konsul'tantPljus (data obrawenija: 03.07.2012).

3. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон № 131-ФЗ : [принят 06.10.2003 г. : по сост. на 07 декабря 2011 г.] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).

4. Российская Федерация. Законы. О связи [Электронный ресурс] : федеральный закон № 126-ФЗ : [принят 07.07.2003 г. : по сост. на 08 декабря 2011 г.] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).

5. Российская Федерация. Законы. Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон № 262-ФЗ : [принят

22.12.2008 г. : по сост. на 18 июля 2011 г.] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).

6. Российская Федерация. Законы. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Электронный ресурс] : федеральный закон № 8-ФЗ : [принят

09.02.2009 г. : по сост. на 11 июля 2011 г.] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).

7. О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента РФ № 1486 : [издан 10.08.2000 г.: по сост. на 18 января 2010 г.] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).

8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] : указ Президента РФ № 537 : [издан 12.05.2009 г.] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).

9. Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов [Электронный ресурс] : указ Президента РФ № 167 : [издан 09.02.2011] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).

10. Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ № 904 : [принято 29.11.2000 г. : по сост. на 20 февраля 2010 г.] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).

11. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ № 65 : [принято 28.01.2002 г.: по сост. на 09 июня 2010 г.] / / АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).

12. О мерах по организации оказания универсальных услуг связи : постановление Правительства

3. Rossijskaja Federacija. Zakony. ОЬ оЬ«^ principah organizacii mestnogo samoupravleшja V Rossijskoj Federacii ^е1еМгоппу| resurs] : federal'nyj zakon № 131-FZ : [prinjat 06.10.2003 g.: ро sost. па 07 dekabrja 2011 g.] // AIPS Коми^аЩрЦ^ (data obrawenija: 03.07.2012).

4. Rossijskaja Federacija. Zakony. О svjazi ие1ек1хоппу| resurs] : federal'nyj zakon № l26-FZ : [рпш^ 07.07.2003 g.: ро sost. па 08 dekabrja 2011 g.] / / А^ КогаиЛаЩрЩш (data оЫамщпуа: 03.07.2012).

5. Rossijskaja Federacija. Zakony. ОЬ

obespechenii dostupa к Мотаеи о dejatel'nosti sudov V Rossijskoj Federacii УеккЬ-оппуд resurs] : federal'nyj zakon № 262-FZ : [prinjat 22.12.2008 g.: ро sost. па 18 уи^а 2011 g.] // А^ Ко^иЛапруиз (data obrawenija: 03.07.2012).

6. Rossijskaja Federacija. Zakony. ОЬ obespechenii dostupa к informacii о dejatel'nosti gosudarstvennyh organov i organov mestnogo samoupravlenija [Jelektronnyj resuгs] : federal'nyj zakon № 8-FZ : [рпш^ 09.02.2009 g. : ро sost. па 11 ijulja 2011 g.] // AIPS Konsul'tantPljus (data obrawenija: 03.07.2012).

7. О dopolnitel'nyh merah ро obespecheniju edinstva pravovogo prostranstva Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs] : ukaz Prezidenta RF № 1486 : [izdan 10.08.2000 g. : ро sost. па 18 janvarja 2010 g.] // А^ Konsul'tantPljus (data obrawenija: 03.07.2012).

8. О Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda [Jelektronnyj resuгs] : ukaz Prezidenta RF № 537 : ^ап 12.05.2009 g.] // AIPS Konsul'tantPljus (data obrawenija: 03.07.2012).

9. ОЬ obwestvennom obsuzhdenii proektov federal'nyh konstitucionnyh zakonov i federal'nyh zakonov [Jelektronnyj resurs] : ukaz Prezidenta RF № 167 : [izdan 09.02.2011] // AIPS Konsul'tantPljus (data obrawenija: 03.07.2012).

10. ОЬ utverzhdenii Polozhenija о porjadke vedenija federal'nogo registra normativnyh pravovyh aktov sub#ektov Rossijskoj Federacii [Jelektгonnyj resuгs] : postanovlenie Pravitel'stva RF № 904 : [prinjato 29.11.2000 g. : ро sost. па 20 fevralja 2010 g.] / / А^ Копви^апруш (data оЫ^епца: 03.07.2012).

11. О federal'noj се1е^ programme «Jelektronnaja Rossija (2002-2010 gody)» [Jelektronnyj resurs] : postanovlenie RF № 65 : [prinjato 28.01.2002 g. : ро sost. па 09 ijunja 2010 g.] // AIPS Konsul'tantPljus (data obrawenija: 03.07.2012).

12. О merah ро organizacii okazanija universal'nyh uslug svjazi : postanovlenie Pravitel'stva RF № 241

РФ № 241 [Электронный ресурс] : [принято 21.04.2005 г. : по сост. на 10 марта 2009 г.] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).

13. О государственной автоматизированной информационной системе «Управление» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ № 1088 [принято 25.12.2009 г.: по сост. на 08 сентября 2011 г.] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).

14. О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций) [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ № 861 : [принято

24.10.2011 г.: по сост. на 28 ноября 2011 г.] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).

15. Об утверждении Правил проведения общественного обсуждения проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ № 159 : [принято

22.02.2012 г.] / / АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).

16. Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ № 1993-р : [издано 17.12.2009 г.: по сост. на 28 декабря 2011 г.] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).

17. Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включённых в него [Электронный ресурс] : приказ Минюста РФ № 139 : [издан 24.08.2005 г. : по сост. на 26 августа 2009 г.] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).

18. Об утверждении Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ Минюста РФ № 244 : [издан 20.12.2005 г. : по сост. на 27 сентября 2010 г.] // АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.07.2012).

[Jelektronnyj resurs] : [prinjato 21.04.2005 g.: po sost. na 10 marta 2009 g.] // AIPS Konsul'tantPljus (data obrawenija: 03.07.2012).

13. O gosudarstvennoj avtomatizirovannoj informacionnoj sisteme «Upravlenie» [Jelektronnyj resurs] : postanovlenie Pravitel'stva RF № 1088 [prinjato 25.12.2009 g. : po sost. na 08 sentjabrja 2011 g.] / / AIPS Konsul'tantPljus (data obrawenija: 03.07.2012).

14. O federal'nyh gosudarstvennyh informacionnyh sistemah, obespechivajuwih predostavlenie v jelektronnoj forme gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug (osuwestvlenie funkcij) [Jelektronnyj resurs] : postanovlenie Pravitel'stva RF № 861 : [prinjato 24.10.2011 g. : po sost. na 28 nojabrja 2011 g.] // AIPS Konsul'tantPljus (data obrawenija: 03.07.2012).

15. Ob utverzhdenii Pravil provedenija obwestvennogo obsuzhdenija proektov federal'nyh konstitucionnyh zakonov i federal'nyh zakonov [Jelektronnyj resurs] : postanovlenie Pravitel'stva RF № 159 : [prinjato 22.02.2012 g.] // AIPS Konsul'tantPljus (data obrawenija: 03.07.2012).

16. Ob utverzhdenii svodnogo perechnja per-voocherednyh gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug, predostavljaemyh v jelektron-nom vide [Jelektronnyj resurs] : rasporjazhenie Pravitel'stva RF № 1993-r : [izdano 17.12.2009 g.: po sost. na 28 dekabrja 2011 g.] // AIPS Konsul'tantPljus (data obrawenija: 03.07.2012).

17. Ob utverzhdenii Polozhenija o porjadke vedenija gosudarstvennogo reestra ustavov municipal'nyh obrazovanij i obespechenija dostupnosti svedenij, vkljuchjonnyh v nego [Jelektronnyj resurs] : prikaz Minjusta RF № 139 : [izdan 24.08.2005 g.: po sost. na 26 avgusta 2009 g.] // AIPS Konsul'tantPljus (data obrawenija: 03.07.2012).

18. Ob utverzhdenii Porjadka predostavlenija svedenij, soderzhawihsja v federal'nom registre normativnyh pravovyh aktov sub#ektov Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs] : prikaz Minjusta RF № 244 : [izdan 20.12.2005 g. : po sost. na 27 sentjabrja 2010 g.] // AIPS Konsul'tantPljus (data obrawenija: 03.07.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.