Научная статья на тему 'О современной картине мира и миссии России'

О современной картине мира и миссии России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
675
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ И РЕЛИГИИ / СОВРЕМЕННАЯ КАРТИНА МИРА / ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ВЫБОР И РОЛЬ РОССИИ / НЕОПАТРИСТИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лизунов Владимир Васильевич

Рассмотрены проблемы взаимодействия науки и религии, построение современной картины мира, особенности процесса глобализации, современный цивилизационный выбор России, необходимость развития неопатристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О современной картине мира и миссии России»

•^богословие, библеистика, патрология_

В.В. Лизунов «О современной картине мира и миссии России»

удК 81-119

О СОВРЕМЕННОЙ КАРТИНЕ МИРА И МИССИИ РОССИИ

Лизунов Владимир Васильевич, к.ф.-м.н., доцент, член-корреспондент Академии медико-технических наук, доцент кафедры менеджмента Омского института (филиала) Российского экономического университета (РЭУ) имени Г.В. Плеханова, старший научный сотрудник Лаборатории экономических исследований Омской области Института экономики и организации промышленного производства (ИЭОПП) СО РАН, действительный член Русского географического общества (РГО), заместитель председателя Совета Омского Дома ученых

Аннотация. Рассмотрены проблемы взаимодействия науки и религии, построение современной картины мира, особенности процесса глобализации, современный цивилизационный выбор России, необходимость развития неопатристики.

Ключевые слова: взаимодействие науки и религии, современная картина мира, проблемы глобализации, цивилизационный выбор и роль России, неопатристика.

ABOUT MODERN PICTURE OF THE WORLD AND RUSSIAN MISSION

Article focuses on the problems of the interaction of science and religion, the construction of the modern picture of the world, especially the process of globalization, modern Russian civilizational choice, the need for the development of neo-patristics.

Keywords: interaction of science and religion, the modern picture of the world, the challenges of globalization, civilizational choice and the role of Russia, neo-patristics.

< Взаимодействие науки и религии в построении современной кар-щтины мира. Человечество в настоящее время находится в состоянии си-Д » стемного кризиса и «расколотого сознания». Поэтому проблема взаимодействия науки и религии как различных форм общественного сознания, имеющих различные методы постижения действительности и свои картины мира, является одной из важнейших. В современных условиях России чрезвычайно важно выбрать путь формирования целостной картины мира, осознания современного состояния и выбора направлений перспективного развития человечества, мировой культуры, роли в ней России1.

В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ) проходят ежегодные богословские конференции, посвященные не только богословской и религиозно-философской проблематике, но и научным исследованиям по истории

1 Лизунов В.В. Наука и религия у святителя Луки (Войно-Ясенецкого) // Восток свыше. Духовный, литературно-исторический журнал. - Ташкент, 2013. - Вып. ХХХ. - С.76- 79; Лизунов В.В. О роли неопатристики в формировании современной картины мира // Омские епархиальные Кирилло-Мефодьевские чтения: сб. статей / под общ. ред. Владимира (Икима) Митрополита Омского и Таврического. - Омск: Омскбланкиздат, 2014. - 308 с. - С. 44-50.

ШШШ

омской православной духовной семинарии

С

богословия и философии. На ежегодных Международных Рождественских образовательных чтениях на физическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова проводится конференция «Христианство и наука». Секция «Религия и наука: пути взаимодействия» работает и в рамках ежегодных Омских областных Рождественских образовательных чтений.

17 и 18 ноября 2015 года в подмосковном городе Дубне прошла XVIII конференция «Наука. Философия. Религия». Первая конференция по этой тематике с участием ведущих ученых, богословов и философов прошла в Дубне 25 лет назад и с тех пор её актуальность только возрастает. Этот форум считается уникальной площадкой общественной мысли, где происходит осмысление закономерностей развития человечества и поиск ответов на вызовы нового тысячелетия. В этом - 2015 году обсуждалась тема развития творческого потенциала человека и общества в XXI веке. Творчество рассматривалось во всем его многообразии: от иконописи до последних научных открытий, в историческом времени: от эпохи Платона до современных форм Интернета. Анализ проводился с различных сторон: от языковых фонем до нейробиологии, а также с точки зрения разнообразия приносимых результатов. В итоге был сделан вывод, что проблемой осталась главная составляющая творчества - его тайна2.

Предыдущая XVII конференция «Наука. Философия. Религия», прошедшая в Дубне 25-26 ноября 2014 г., была посвящена теме «Национально-культурная идентичность в современной России: истоки, особенности, перспективы». С докладами выступили ведущие специалисты в области политологии, истории, культурологии, социологии, психологии, а также видные философы и богословы. Выступающие отмечали, что над Россией зависла угроза глобальной духовной агрессии и чтобы противостоять внешним факторам, нам надо развиваться своим путем, основанным на «трех китах» - науке, философии и религии. «Духовное состояние общества определяет всю его культуру», - говорил профессор Московской духовной академии, доктор богословия, академик РАЕН А.И. Осипов. Поскольку культура - это воплощение духа общества, то ключевую роль играет духовное и естественно-нравственное состояние народа.

На конференции был сделан вывод, что культурное и политическое противостояние на международной арене обострило интересы граждан России и зарубежных соотечественников к истокам своей национально-культурной и конфессиональ-но-цивилизационной идентичности, интеграционным процессам во внутренней и внешней политике страны. Крайне необходима выработка представлений о современной картине мира, четкое осознание глубоких исторических корней и ценностных оснований для российской идентичности, которые напрямую зависят от осознания результатов исторических и современных научных исследований, а главное - от состояния российской системы образования и эффективности деятельности в этой сфере профессиональной общественности3.

2. Проблемы глобализации. В настоящее время усиливаются объективные процессы глобализации, формируются планетарные информационные, финансовые,

2 Наука, философия, религия - о творчестве // URL - http://dubna.bezformata.ru/listnews/nauka-filosofiya-relig iya-o-tvorchestve/40345016/

3 Дубна. XVII конференция "Наука. Философия. Религия"// URL - http://www.mosoblpress.ru/regions/50/ rubric_44/193062/

2016 (1)

В.В. Лизунов «О современной картине мира и миссии России»

транспортные, научные, образовательные и другие мегасистемы. Происходит интеграция различных мировых ресурсов: интеллектуальных, финансовых, трудовых, энергетических и сырьевых, производственных, технологических и т. п. Перспективы национального развития и конкурентоспособность государств на мировой арене во многом определяются доступом к этим ресурсам и созданием новых эффективных институциональных форм взаимодействия в глобальных условиях: совместных геоэкономических программ и проектов, в первую очередь инфраструктурных.

Чрезвычайно остро стоят вопросы о формировании новой хозяйственно-технологической архитектуры мира, выработки для этого соответствующих региональных и планетарных норм, формирования ключевых зон мирового развития. При этом глобальная вестернизация, навязываемые миру представления о западной культуре как высшей форме развития мировой культуры, развитие идеи моноистории и линейного прогресса, приводят к экспансии лишь одной культуры, попыткам формирования мировой монокультуры и к сильному обострению общего системного кризиса, возникшего не только за счет неравномерности мирового развития, но и диктатуре необеспеченного доллара, монопольного стремления США к гегемонии на всей планете.

После разрушения Советского Союза возникла новая геополитическая ситуация, которая превращает международное право в «право сверхдержавы», оправдывает любую её агрессию, приводит к появлению «двойных стандартов», манипу-лятивным техникам управления массовым сознанием через СМИ, целевым потокам дезинформации, силовым методам в мировой политике, преступлениям против человечности, «оранжевым революциям» и развязыванию новых современных типов локальных войн - «чумы XXI века» (против Югославии, Ирака, Ливии, Сирии, Украины и т.д.)4.

Альтернативный исторический опыт человечества приводит к формированию полисистемного подхода, обеспечивающего сосуществование различных культур. В этих целях необходимо развитие мировых инфраструктур и решение проблемы организации оптимальных контактов между культурами (например, по схеме: диалог - взаимодействие - взаимообогащение). В связи с этим вопросы коммуникации, обеспечение условий для саморазвития культур, их взаимного обогащения и синтеза приобретают первостепенное значение как для глобальных, так и для региональных масштабов.

При всей противоречивости и даже несовместимости общественных процессов все сильнее проявляется их взаимоопределенность и взаимодополнительность. Появляется осознание не абсурдности, а «полифоничности» развития человечества и реального единства мира, что приводит к установлению новых смыслов и тенденций в глобальных и региональных процессах5.

Первый президент Римского клуба А. Печчеи отмечал, что современное обще-

4 Лизунов В.В. Активизация профессиональной общественности и стратегическое партнерство в целях развития города Омска и Омской области // Национальные приоритеты России. - 2015. - № 2(16). - с.14-20. Лизунов В.В. Проблемы и виды современного терроризма // Национальные приоритеты России. - 2011. -№ 1 (4). - С. 34-42.

5 Лизунов В.В. Проблемы рынка и необходимость нового мировоззрения. - Омск: Курьер, 2000. - 20 с. Лизунов В.В. Проблемы управления и формирование новой науки и учебной дисциплины «Философия управления» // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. - 2006. -№ 3 (15). - С. 94-101.

штш

омской православной духовной семинарии

С

ство - «глобальная империя человека» - добилось выдающихся успехов в развитии индустриальных и информационных систем, в переходе к урбанизированному образу жизни, но при этом разрушает важнейшие саморегулирующиеся механизмы, обеспечивающие способность природы к регенерации6. Концепция «нулевого роста», выработанная Римским клубом, оказалась нежизнеспособной. Не реализуются промышленно развитыми странами выработанные на конференциях ООН предложения по устойчивому развитию, предусматривающие сбалансированное развитие триады «природа - экономика - общество». В альтернативной концепции мирового устройства, которую ее противники называют концепцией «золотого миллиарда», закрепляется разрыв между развитыми странами и странами «третьего мира», реализуются безнравственные программы социального расслоения мира и новых форм колонизации.

История показала, что и планово-директивная, и рыночная экономика оказались неспособными к решению глобальных как социальных, так и экологических проблем. «Рыночники-фундаменталисты», прикрываясь «ценностями демократии», исходят из приоритета свободы личности, принципиально проповедуют неограниченный индивидуализм, пренебрегая человеческими нравственными и духовными ценностями, что приводит к кризисным ситуациям для всего человечества.

В последние столетия конкуренция между государствами превратилась в конкуренцию между альянсами, союзами и блоками стран, а масштаб противоречий стал расти. Для России, которая складывалась на перекрестке цивилизаций - Византии, ислама и Западной Европы, после Петра Первого образцом стала многонациональная Европа. В великих произведениях А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, М.В. Гоголя русская литература признается лучшим выражением общеевропейского духа. Было широко известно влияние классической немецкой философии на русскую религиозную философию. Именно развитие западного учения - марксизма -в России привело к первому (не во всем удачному) опыту создания социального (социалистического) государства. Классический русский балет, научные и спортивные достижения, совместные космические проекты, эффективное использование российского углеводородного сырья, совместное производство и многие другие направления сотрудничества были признаны всем западным миром и давали реальные основания для развития взаимовыгодных кооперационных связей.

Однако сложившаяся после Второй мировой войны сверхцивилизация - коалиция США и европейских западных стран - эволюционировала в сложный социальный феномен, объединяющий страны и народы западного мира в единое целое -«механистическое общество» денежного тоталитаризма. В нем происходит американизация европейских стран, развитие и господство наднациональных предприятий и организаций, доминируют «суррогат демократии» и необеспеченный доллар США, принуждение к совместным политическим акциям; национальные государства все более и более утрачивают свою автономию и суверенитет, деградируют традиционные ценности и духовность, усиливается диктат НАТО и т. п.

Запад стремится к объединению человечества в единый «глобальный человей-ник» (по выражению известного философа и психолога А.А. Зиновьева) не ради абстрактных идеалов, а как средство выживания западной сверхцивилизации, для чего создается новая система колонизации, обеспечивается разрушение конкурентных

6Peccei A. One Hundred Pages for the Future. - N.Y.: Pergamon Press, 1981.

2016 (1)

В.В. Лизунов «О современной картине мира и миссии России»

для неё иных «точек роста», за счет развала национальных систем образования и культуры, идейного хаоса, социального расслоения и моральной деградации населения «новых колоний».

Делается вывод о том, что для выживания на достигнутом современном уровне Западу необходима вся планета как среда для существования, необходимо использование все больших ресурсов человечества. В ходе «холодной войны» была разработана «техника» объединения людей в большие массы и манипулирования ими. Они заражаются пороками западного общества, причем пороки изображаются как добродетели, как проявление подлинной свободы личности. Одним из этих средств является также и дезинтеграция больших человеческих объединений с целью создания из образовавшихся частей объединений другого - управляемого типа.

Очевидно, что капитулянтская позиция российских либеральных политиков была направлена на создание прозападной политической системы и расслоение населения, для чего проводилась целевая интенсивная обработка сознания и формирование соответствующего менталитета россиян. Создаваемая идеологическая сфера должна была не допускать возникновения иной российской идеологии (тем более основанной на научном понимании реальности, объективной ситуации в мире и характере наступившей эпохи), способной на длительное время привлечь на свою сторону серьезные социальные силы7. Многие эксперты отмечают, что проблемы, с которыми столкнулась Россия на пороге тысячелетий, также как и проблемы многих стран мира, связаны с осознанием истинных «ценностей» современной западной цивилизации и неготовностью российского народа «прозябать в кильватере атлантиз-ма», обслуживая западную цивилизацию в качестве рынка дешевой рабочей силы или сырьевой базы8.

3. Современная роль россии. Наряду с глобализацией экономической и социальной жизни происходит не только рост конкуренции между государствами и их группами, а также транснациональными корпорациями, но и усиление тенденций социализации и гуманизации, возрастает роль социокультурных аспектов в развитии человечества, формировании новой хозяйственной архитектуры мира, выработке новых региональных и планетарных норм, становится очевидным необходимость коллективных решений, «соборности». Повышение значимости кооперационных процессов приводит к развитию научных исследований культуры и управленческой деятельности, не только технологических, но и информационных, психологических, нравственных и духовных мотивационных составляющих, не только внешнего правового регулирования, но и внутреннего - ценностного (нравственного и духовного). В связи с этим возрастает роль общественного сознания и формируется «гражданское общество».

Формирование современного мировоззрения, разрешение политических, социальных и экономических противоречий, согласование целей, интересов и ценностей как элементов общественного сознания, должны осуществляться в рамках эффективной социальной и экономической политики как государственными и межгосударственными организациями, так и общественными институтами (в том числе -

7 Зиновьев А.А. Планируемая история: Запад. Посткоммунистическая Россия. Гибель русского коммунизма. -М.: Аст, 2009. - 544 с.

8 Ниязов А.В. Евразийский контрглобализм - будущее России // URL - http://www.ng.ru/politics/2001-02-03/3_ kontrglobalizm.html.

№ 1, 2016 (1)

международными). И в этом процессе на Россию, как евразийское государство, с исторической необходимостью возлагается ключевая роль.

В XX веке наша страна в чрезвычайно трудных условиях построила новую социальную организацию, несмотря на множество негативных процессов, сумела отстоять свою независимость в войне с сильнейшими в истории захватчиками, сумела добиться грандиозных успехов во всех сферах социального бытия и стать одной из мировых сверхдержав, образовав новую линию социальной эволюции, стала образцом для многих народов планеты, ранее находившихся в колониальном состоянии9. Однако командно-административная система не смогла решить многие проблемы личности: строем были недовольны почти все, что привело к его слабости и разрушению под влиянием внешнего воздействия: «homo soveticus» отказался от социализма и прельстился капитализмом, который принципиально построен на борьбе за личное благополучие, поэтому не может последовательно опираться на нравственные нормы, спокойно относится к эксплуатации человека человеком и оказывается ближе к биологической природе человека - в дарвиновском смысле. Однако генетически укорененные в сознании нашего народа коллективизм, общинность, соборность, взаимопомощь, сотрудничество, социальная справедливость в основном сохраняются и представляют собой базовые ценности человеческого общежития в России.

Несмотря на то, что в результате радикальных реформ 1990-х годов Россия пыталась вернуться в западную цивилизацию, Запад крайне жестко показал, что он никак не является «средоточием добродетелей и образцом для подражания», что геополитические и культурные противоречия между Россией и современным Западом являются гораздо глубже идеологических, поэтому «холодная война» трансформировалась в войну информационную и экономическую, чреватую силовыми акциями и локальными вооруженными конфликтами.

Ясно, что российская либеральная идеология оказалась бесперспективной и, по сути, колониальной, стала серьезной угрозой национальной безопасности страны. Россия опять оказалась в ситуации цивилизационного выбора.

Современный цивилизационный выбор России связан с надеждой большинства населения страны и планеты в сохранении духовных и нравственных ценностей, основ взаимодействия различных культур на принципах диалога, сопереживания и сострадания, что является основой христианского учения и других традиционных религий страны.

Учитывая, что человечество в настоящее время находится в состоянии системного кризиса и «расколотого сознания», процессы взаимодействия науки и религии, как различных форм общественного сознания, имеющих различные методы постижения действительности и свои картины мира, именно при ведущей роли России могут привести к синтезу новой современной картины мира, осознанию современного состояния и выбору направлений перспективного развития человечества и мировой культуры, а также - определению собственной роли в этих процессах.

Наряду с необходимостью развития частных подходов к изучению человека особую важность для формирования современного мировоззрения имеют представления о человеке как о социально-природном и духовном существе, о нераз-деленности его биологической природы, социальной и духовной сущности. Эти

9 Зиновьев А.А. Указ.соч.

В.В. Лизунов «О современной картине мира и миссии России»

представления основываются не только на данных различных естественных и общественных наук, но и на достижениях всей многовековой культуры человечества. Философы и историки науки делают вывод о происходящем в настоящее время расширении парадигмы науки, при котором значительно изменяются наши понятия о реальности и человеческой природе. Эти изменения связаны с фундаментальными квантово-релятивистскими открытиями в физике и космологии (а также новыми направлениями в психологии, антропологии, биологии и теории систем), которые, постепенно распространяясь на все естественные и гуманитарные науки, приводят к отказу от механистической модели Вселенной и формированию новых целостных (холономных) представлений о мире, нелокальных связях, системной и полевой природе различных уровней реальности, продуктивному взаимодействию с современной теологией.

Эти представления заключаются, например, в новом понимании соотношения целого и его частей. Развивающийся системный подход позволяет не только получать более полные представления о природе и человеке (а также новое знание - за счет синтеза отдельных подходов), но и развивать стратегически важные социально-экономические направления, такие как, например, «экономическая социология» и «экономика человека». Они при проектировании социально-экономических систем и разработке социально-демографических прогнозов для регионов планеты позволят учитывать не только ресурсную материальную емкость производства, но и «человекоемкость» в виде всех аспектов и затрат, осуществляемых человеком, определять не только текущие и стратегические материальные, но и нравственные и духовные общественные интересы.

Фундаментальную основу этих исследований составляют работы В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере, о роли человека в преобразовании биосферы. В формировании этих представлений значительную роль играет наследие экономистов

A.В. Чаянова и Н.Д. Кондратьева, всегда отмечавших чрезвычайную важность «человеческого фактора», а также представителей научного и духовно-культурного ренессанса рубежа Х1Х-ХХ веков: С.Н. Булгакова (философия хозяйства), В.С. Соловьева,

B.В. Розанова, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского (философия всеединства), выдающихся ученых-культурологов: В.И. Иванова, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, Г.Г. Шпета, Ф.И. Щербатского и др.

Классические научные идеи В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, К.Э. Циолковского вырабатывались на фоне духовно-культурной деятельности, в обстановке научного, философского, культурного творчества. Проблема единства Истины, Добра и Красоты, сформулированная В.С. Соловьевым при создании философии всеединства, имеет важнейшее общечеловеческое, гуманистическое значение для сохранения и дальнейшей эволюции человечества. Русский космизм, продолжая традиции древнего эмпирического и философско-культурного знания Востока и Запада, на основе целостного подхода и идеи всеединства развивал научные представления о космопланетарном процессе эволюции жизни, о появлении человека и его роли в Мироздании.

Вся русская философия этого периода пронизана идеей связи микро- и макрокосмоса. Содержание этого ценностно-этического подхода - Добро, его основанием служит Истина как цель научного поиска, они неразрывно связаны с Красотой - непосредственным переживанием общей связи универсума. Смыслом существования

№ 1, 2016 (1)

человека русский космизм определяет участие человека в высшем развитии мира. При этом осознается высокая степени его ответственности за деструктивную или созидательную творческую деятельность10.

Приобретают новую жизнь в работах российских философов, ученых и теологов идеи Г. Флоровского начала ХХ века о необходимости развития неопатристики, эффективного взаимодействия науки и религии11.

Учитывая историческое формирование христианского учения на пути синтеза древней культуры и греческой философии (научного постижения истины) с непосредственным личным и соборным духовным опытом Бога, переноса философского языка и методик в область веры, проводимого отцами Церкви (патристический синтез), в настоящее время (в условиях фундаментальных открытий науки, превращения человечества в планетарную силу и углубления системного мирового кризиса) крайне необходимо продолжение следования духовным традициям и осуществление неопатристического синтеза достижений современной науки и религиозного опыта в целях эффективного разрешения кризисных ситуаций, формирования и развития мировой культуры.

То есть необходимо перспективное развитие и взаимодействие научной философии и богословия, а также реализация достижений неопатристики в практической деятельности как выражение единства живой традиции и целостного опыта человечества. Наиболее интересным и полным исследованием взаимодействия христианства и современной науки, развития неопатристики является проект «Перспектива восточного православия в науке и богословии», представленный в книге «Логос и Космос» Алексея Нестерука - исследователя в области космологии и квантовой физики в Институте космоса и гравитации при Университете в Портсмунде, который также является ассистентом профессора в Институте православных христианских исследований (Кембридж, Англия) и преподавателем Библейско-богословского института св. апостола Андрея (Москва)12.

Очевидно, что развитие этой сферы деятельности в России и мире в настоящее время крайне актуально и важно, для чего имеются все основания и исторические перспективы.

10 Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения. -Новосибирск: Наука, 1991. Лизунов В.В. Проблемы рынка и необходимость нового мировоззрения. - Омск: Курьер, 2000. - 20 с. Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. - 1990. -№ 6. - С. 32-45.

11 Лизунов В.В. О роли неопатристики в формировании современной картины мира // Омские епархиальные Кирилло-Мефодьевские чтения: сб. статей / под общ. ред. Владимира (Икима) Митрополита Омского и Таврического. - Омск: Омскбланкиздат, 2014. - 308 с. С. 44-50. Неопатристический синтез - URL http:// azbyka.ru/tserkov/svyatye/s_o_bogoslovie/5g10_9-all.shtml.

12 Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание / пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). - М.: ББИ св. апост. Андрея, 2006. - 443 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.