Научная статья на тему 'О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ ПРОБЛЕМЫ КИБЕРБУЛЛИНГА'

О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ ПРОБЛЕМЫ КИБЕРБУЛЛИНГА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КИБЕРБУЛЛИНГ / АГРЕССИЯ / ТРАВЛЯ / ЖЕРТВА / ИНТЕРНЕТ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ларина Е.В.

В статье исследованы различные аспекты современной проблемы кибербуллинга. Автором осуществлен анализ актуальных данных исследований изучаемого феномена. Проведен обзор содержания наиболее популярных виртуальных социальных сетей и групп общения. Рассмотрены зарубежный опыт борьбы с проблемой травли в интернете, а также меры противодействия кибербуллингу в Российской Федерации (РФ). Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что проблема кибербуллинга в современном обществе по-прежнему актуальна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CURRENT STATE OF THE PROBLEM OF CYBERBULLYING

The article presents a study of various aspects of the modern problem of cyberbullying. The analysis of actual research data of the phenomenon under study is carried out. The content of the most popular virtual social networks and communication groups is reviewed. The foreign experience of counteracting the problem of bullying on the Internet, as well as measures to counter cyberbullying in Russia, is considered. The results of the study suggest that the problem of cyberbullying remains relevant in modern society.

Текст научной работы на тему «О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ ПРОБЛЕМЫ КИБЕРБУЛЛИНГА»

Научная статья УДК 316.4:159.9

Б01: 10.35854/2219-6242-2022-3-299-305

О современном состоянии проблемы кибербуллинга

Елена Викторовна Ларина

Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического

центра Российской академии наук (ФНИСЦ РАН), Москва, Россия,

elena_shulgina@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-4928-4388

Аннотация. В статье исследованы различные аспекты современной проблемы кибербуллинга. Автором осуществлен анализ актуальных данных исследований изучаемого феномена. Проведен обзор содержания наиболее популярных виртуальных социальных сетей и групп общения. Рассмотрены зарубежный опыт борьбы с проблемой травли в интернете, а также меры противодействия кибербуллингу в Российской Федерации (РФ). Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что проблема кибербуллинга в современном обществе по-прежнему актуальна.

Ключевые слова: кибербуллинг, агрессия, травля, жертва, интернет, преступление, противодействие

Для цитирования: Ларина Е. В. О современном состоянии проблемы кибербуллинга // Социология и право. 2022. Т. 14. № 3. С. 299-305. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2022-3-299-305

Original article

On the current state of the problem of cyberbullying

Elena V. Larina

Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences (ISRAS), Moscow, Russia,

elena_shulgina@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-4928-4388

Abstract. The article presents a study of various aspects of the modern problem of cyber-bullying. The analysis of actual research data of the phenomenon under study is carried out. The content of the most popular virtual social networks and communication groups is reviewed. The foreign experience of counteracting the problem of bullying on the Internet, as well as measures to counter cyberbullying in Russia, is considered. The results of the study suggest that the problem of cyberbullying remains relevant in modern society.

Keywords: cyberbullying, aggression, persecution, victim, Internet, crime, counteraction

For citation: Larina E. V. On the current state of the problem of cyberbullying. Sociology and Law. 2022;14(3):299-305. (In Russ.). https://doi.org/10.35854/2219-6242-2022-3-299-305

Введение

По последним опубликованным результатам опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 72 % респондентов пользуются интернетом практически ежедневно, а среди лиц 18-24 лет данный показатель приближается к максимуму (97 %) [1]. При этом около трети (34 %) каждый день

© Ларина Е. В., 2022

проводят в интернете более четырех часов [2]. Пять лет назад ежедневными пользователями сети являлись 58 % опрошенных [3]. Таким образом, распространение интернета и его влияние на современную жизнь постоянно усиливается и сопровождается новыми вызовами, угрозами. Среди них — кибербуллинг.

Цель настоящего исследования заключается в изучении современных аспектов феномена кибербуллинга, что может послужить базой для создания эффективных мер противодействия данной угрозе.

Материалы и методы

Методологическую базу исследования составляют анализ статистических данных, вторичный анализ специализированных исследований, анализ контента виртуальных групп и каналов общения социальных сетей, сравнительный анализ.

Результаты и обсуждение

Согласно первому официальному определению, кибербуллинг — это «использование информационных и коммуникационных технологий для осуществления преднамеренного, повторяющегося и враждебного поведения отдельного лица или группы, направленного на причинение вреда другим» [4]. Среди наиболее распространенных видов такого поведения — длительное психологическое давление посредством агрессивных сообщений, запугивания, шантажа, насмешек, издевательств; взлом виртуальных аккаунтов либо создание их копий с целью рассылки от имени жертвы унизительной информации; публикация и распространение личных и/или заведомо ложных сведений о жертве, порочащих ее честь и достоинство.

Если буллинг в реальном мире, как правило, осуществляется лицом, осознающим свое физическое и моральное превосходство, авторитетную позицию в коллективе, то в виртуальном пространстве агрессором может стать любой. Например, индивид, обладающий физическими недостатками и/или психологическими комплексами, может осуществлять травлю других интернет-пользователей, компенсируя собственные страдания.

Анонимность виртуальной сети формирует у агрессоров чувство вседозволенности и безнаказанности. В интернет-пространстве практически не действуют такие меры социального контроля, как моральная оценка, нравственность, общественное осуждение и т. д. Распространению кибербуллинга способствует и отсутствие непосредственного реального контакта с жертвой, невозможность отслеживания ее настоящей реакции на то или иное агрессивное действие, что ведет к существенному ослаблению таких внутренних регуляторов, как чувство жалости, эмпатия, критическая оценка своих действий.

В 2018 г. от трети до половины подростков становились жертвами агрессии в интернете [5]. Прослеживается тенденция дальнейшего роста данного показателя. «Агентство социальной информации» приводит данные специализированного исследования, согласно которому 69 % учащихся школ приходилось сталкиваться с кибербуллингом [6]. В отличие от офлайн-буллинга, которому, как правило, подвергаются дети физически (полные/худощавые; высокие/низкорослые; с определенными особенностями внешности и т. д.) и/или психологически (застенчивые, закрытые, немногословные и т. д.) отличающиеся от основной массы, жертвой кибербуллинга может стать любой. Выделяют два основных типа жертв кибератак: ситуативно-случайная — изначально не известная для агрессора, встреченная случайно в виртуальном пространстве; неслучайная — заранее знакомая агрессору.

К наиболее распространенным формам кибербуллинга относятся грубые оскорбительные комментарии и злые насмешки (троллинг) [2]. Самые популярные поводы травли — особенности внешности, сексуальная ориентация, личные взгляды [7]. В качестве факторов побуждения к агрессии, как правило, выступают напряженные отношения в семье, чувство одиночества, острая нехватка моральной поддержки, влияние референтной группы, широкая пропаганда насилия в медиапространстве, жестокие виртуальные игры.

Особенно актуальна данная проблема в подростково-молодежной среде, поскольку эта группа населения чаще использует интернет с целью коммуникации. Кроме того, согласно данным исследования, учащиеся в большей степени подвергаются кибербуллингу внутри своего школьного коллектива, чем со стороны остальных пользователей [8]. Таким образом, кибербуллинг может выступать продолжением травли в реальном мире.

Большое значение в распространении кибербуллинга имеет сложившаяся в том или ином интернет-пространстве атмосфера/образцы поведения. Массовость негативных резких комментариев, оценок, обсуждений будет провоцировать дальнейшее разжигание агрессии, а запрет и удаление проявлений травли могут служить фактором сдерживания. По данным ВЦИОМ, большая часть интернет-пользователей при ответе на вопрос о том, в каких социальных сетях чаще всего можно встретить оскорбления и другие формы агрессии указали сеть «ВКонтак-те» (22 %). В тройку лидеров вошли сети "Instagram"1 (18 %) и "TikTok" (13 %) [2].

По соответствующему запросу в поисковой строке социальной сети «ВКонтак-те» представлено большое количество разнообразных групп, посвященных трол-лингу, а также объединений пользователей в «группы ненависти». Содержание данных сообществ включает в себя различные картинки со злыми шутками, шаблоны для высмеивания и оскорблений, а также прямые ссылки на личные аккаунты и номера телефонов жертв с просьбой их затроллить. В мессенджере Telegram по аналогичному запросу, помимо перечисленного выше, содержатся каналы для общения, посвященные троллинг-битвам (Trolling battles): два участника переходят в отдельный чат, где стараются как можно сильнее унизить и оскорбить друг друга. Остальным подписчикам предлагается голосование с попыткой угадать победителя. Диапазон ставок на победу чрезвычайно широк: от простого интереса и извинения перед победителем до фото интимного характера и звонка родителям с оскорбительной речью в их адрес от проигравшего.

Несмотря на большую распространенность в подростково-молодежной среде, жертвой травли в интернете может стать любой пользователь, независимо от возраста и пола. В частности, распространены случаи кибербуллинга в рабочем коллективе: коллеги или руководство могут зло шутить, оказывать давление и притеснять жертву в общих корпоративных чатах и социальных сетях.

Регулярно наблюдаются и более существенные проявления кибербуллинга среди различных возрастных групп: распространение видео со сценами избиений и издевательств над жертвой. Побои, как правило, записывают на видеокамеру мобильного телефона и размещают в интернете, где они набирают множество просмотров. В результате, помимо физических травм, жертве наносят порой непоправимый психический вред, который может привести к последствиям различной степени тяжести: от увольнения с работы до суицида. Мониторинг информационно-новостных порталов за двухмесячный период, с 1 июня по 1 августа 2022 г., выявил около десятка сообщений о случаях размещения подобных видео в разных регионах страны: об избиении школьницы в Салехарде [9], о жес-

1 Meta Platforms Inc. признана экстремистской организацией на территории РФ.

токой расправе над девочкой в Киселевске [10], об избиении женщины во Владикавказе [11], об избиении пенсионерки в Приморском крае [12], об издевательствах над инвалидом [13] и др. Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что, как правило, в роли агрессоров выступают подростки.

Кибертравле способствует существование в интернете множества сайтов, содержащих готовые шаблоны так называемых фотожаб и мемов — изображений, переделанных с помощью программ фото- и видеомонтажа, с целью придания им комического и/или оскорбительного характера. Тысячи результатов поискового запроса посвящены созданию фотожаб в отношении учителей. Известен случай взыскания компенсации морального вреда учителю, причиненного вследствие размещения в социальных сетях ее фото, отредактированного таким образом, что порочило честь и достоинство жертвы [14]. В другом случае, после рассылки в социальных сетях информации о якобы нетрадиционной сексуальной ориентации, жертва совершила суицид [15].

Пандемия коронавируса COVID-19 способствовала еще большему переходу повседневной жизни в виртуальное пространство, существенно увеличив среднее время нахождения в сети, а значит, и распространение проявлений кибербул-линга: агрессивных комментариев, психологического давления, запугивания, намеренной изоляции от общения и др.

В связи с вышеизложенным актуализируется необходимость выработки эффективных мер профилактики и борьбы с такой проблемой, как кибербуллинг. Первой страной, официально закрепившей кибербуллинг в качестве преступления, стала Новая Зеландия. В 2015 г. парламент страны принял Закон о вредоносных цифровых коммуникациях, направленный на предотвращение и сокращение последствий издевательств, домогательств, запугивания, распространения информации сексуального характера и других проявлений жестокого обращения в виртуальной сети. В понятие «цифровые коммуникации» в рамках данного закона входят любые виртуальные информационные формы: от сообщений в чатах до содержания сайтов и приложений для смартфонов. Материалами, которые умышленно причиняют жертве значительные эмоциональные страдания, занимается полиция. Материалы о более рядовых случаях направляют в специальное агентство по рассмотрению жалоб — Netsafe [16]. Наказание за нарушение данного закона предусматривает лишение свободы сроком до двух лет или штраф в размере до 50 тысяч долларов для физических лиц и штраф до 200 тысяч долларов — для юридических [17].

В Германии кибербуллинг также рассматривается в качестве преступления, совершение которого влечет еще более суровое наказание в виде лишения свободы сроком до десяти лет для совершеннолетних преступников, до пяти — для подростков.

В каждом штате США предусмотрены свои законы по борьбе с буллингом и кибербуллингом в том числе. В стране созданы различные общественные, некоммерческие организации, направленные на противодействие таким преступлениям. Так, Fight Crime: Invest in Kids объединяет более пяти тысяч полицейских, юристов, представителей правоохранительных структур и людей, переживших насилие. Данная организация осуществляет работу на законодательном уровне, внося необходимые изменения и дополнения в существующую государственную политику в отношении борьбы с жестоким обращением с детьми, а также проводит исследования, направленные на предотвращение преступлений [18]. Большое внимание уделено профилактике кибербуллинга. В школьную программу включены уроки, направленные на формирование у учащихся навыков ответственного и разумного пользования интернетом. Функционирует специальный центр, посвященный изучению кибербуллинга. Центр осуществляет специализированные

исследования и создает тематические брошюры и материалы, посвященные диагностике и превенции кибербуллинга среди различных категорий населения.

Законодательство РФ не содержит официального закрепления кибербуллинга в качестве преступления, однако предусматривает ответственность за схожие деяния. Так, Гражданский кодекс РФ включает в себя главу 8, посвященную нематериальным благам, таким как достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, и их защите, предусматривающей, кроме денежной компенсации, «удаление соответствующей информации, а также опровержение указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети "Интернет"» [19]. Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит статью об оскорблении, в том числе публично демонстрируемом в интернете (ст. 5.61). Такое деяние влечет наложение штрафа до 10 тысяч рублей для физических лиц, до 100 тысяч рублей — для должностных лиц, до 700 тысяч рублей — для юридических лиц [20]. Согласно Уголовному кодексу РФ клевета, совершенная с использованием интернета, наказывается штрафом до миллиона рублей либо лишением свободы сроком до двух лет (ст. 128.1) [21]. Более суровые наказания предусмотрены за угрозу убийством, причинение тяжкого вреда здоровью, доведение до самоубийства.

Тем не менее в большинстве случаев кибербуллинг остается скрытым. Жертвы таких деяний редко просят о помощи ввиду сложности доказательства состава преступления, нежелания обращаться в полицию, субъективной оценки ущерба как незначительного. По данным ВЦИОМ, половина опрошенных считает, что при столкновении с агрессией необходимо заблокировать обидчика, 23 % — следует обратиться в техподдержку соответствующего интернет-ресурса, а примерно каждый четвертый респондент полагает, что не нужно бороться, лучше игнорировать случившееся [2]. Как следствие, подобная безнаказанность ведет к еще большему распространению травли в интернете.

На борьбу с кибербуллингом направлена и деятельность Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). По результатам ее работы за 2021 г. выявлено 830 нарушений в сфере распространения информации, причиняющей вред здоровью и/или развитию детей, составлен 1 031 протокол об административных правонарушениях, общая сумма штрафов составила более 3,5 млн рублей [22].

В противодействие кибербуллингу включены и негосударственные организации. Создан фонд «Дружественный Рунет», деятельность которого посвящена развитию интернета как безопасной среды, борьбе с оборотом противоправного контента и с иными проявлениями антиобщественных действий в виртуальном пространстве [23]. В рамках Фонда организована специальная горячая линия по приему заявок о незаконном/агрессивном контенте и линия помощи «Дети Онлайн», предназначенная для оказания психологической помощи и консультирования детей, столкнувшихся с агрессией в сети [24]. Компания Google создала проект Family Link, при помощи которого каждый родитель может задать определенное время пользования ребенком того или иного ресурса либо полностью ограничить нежелательный контент вплоть до удаленной блокировки устройства [25].

Выводы

Несмотря на предпринимаемые меры, такая форма девиантного поведения, как кибербуллинг, сохраняет широкое распространение. Анонимность агрессора, сложность доказательной базы, частое нежелание жертвы обращаться за помощью

способствуют безнаказанности совершаемых противоправных деяний и их дальнейшему росту. Жертвой кибербуллинга может стать любой пользователь интернета, но наиболее острой данная проблема видится в подростково-молодежной среде. Восприимчивость молодого поколения ведет к формированию привычно встречающегося агрессивного поведения в сети в качестве общепринятой нормы. Оскорбления, угрозы, злые и унизительные шутки, клевета и издевательства в виртуальном пространстве стали восприниматься как обыденное явление. В связи с этим первоочередной задачей эффективной профилактики травли в интернете должна стать выработка стойкого неприятия любых проявлений агрессии в личный адрес пользователя либо в адрес других лиц, а также формирование навыков безопасного и ответственного использования виртуальной сети.

Список источников

1. База результатов опросов россиян «Спутник» // ВЦИОМ. 2021. URL: https://bd.wciom. ru/trzh/print_q.php?s_id=355&q_id=40522&date=26.09.2021 (дата обращения: 20.06.2022).

2. Кибербуллинг: масштаб проблемы в России // ВЦИОМ. 2021. 6 июля. URL: https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kiberbulling-masshtab-problemy-v-rossii (дата обращения: 20.06.2022).

3. База результатов опросов россиян «Спутник» // ВЦИОМ. 2017. URL: https://bd.wciom. ru/trzh/print_q.php?s_id=50&q_id=2679&date=24.09.2017 (дата обращения: 20.06.2022).

4. Кибербуллинг // Билл Белси. Сайт о кибербуллинге. URL: https://cyberbullying.ca/ (дата обращения: 14.06.2022).

5. Шабанов Л. В., Елисеева А. В. Кибербуллинг, или виртуальная агрессия // Экономика, управление, право: современные вызовы и перспективы развития: сборник ст. II Междунар. науч.-практ. конф., Петрозаводск, 27 ноября 2019 г. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2019. С. 86-89.

6. Появился портал для школьников, родителей и учителей «Вместе против буллинга» // Агентство социальной информации. 2021. 11 ноября. URL: https://www.asi.org.ru/ news/2021/11/11/sdelali-portal-vmeste-protiv-bullinga/ (дата обращения: 10.07.2022).

7. Плотникова Т. В., Котельникова О. В. Феномен киберпреступности в условиях XXI века // Право: история и современность. 2020. № 3 (12). С. 141-150.

8. Назаров В. Л., Авербух Н. В., Буйначева А. В. Кибербуллинг внутри и вне школьного коллектива // Педагогическое образование в России. 2021. № 6. С. 69-79. DOI: 10.26170/2079-8717_2021_06_08

9. Полиция проверит видео с избиением школьницы в Салехарде // Коммерсантъ. 2022. 1 августа. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5491050?utm_source=yxnews&utm_ medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch% 3Ftext%3D (дата обращения: 02.08.2022).

10. Кезина А. Соцсети: в Кузбассе подростки устроили жестокую расправу над девочкой и били ее по очереди // ^бдепо. 2022. 30 июля. URL: https://sibdepo.ru/news/sotsseti-v-kuzbasse-podrostki-ustroili-zhestokuyu-raspravu-nad-devochkoj-i-bili-eyo-po-ocheredi. html (дата обращения: 02.08.2022).

11. Новоселов Р. Во Владикавказе полиция задержала местного жителя за избиение женщины // Портал Северного Кавказа. 2022. 26 июля. URL: https://www.sevkavportal.ru/news/ pub/proishestviya/item/59716-vo-vladikavkaze-politsiya-zaderzhana-mestnogo-zhitelya-za-izbienie-zhenshchiny.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer= https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D (дата обращения: 02.08.2022).

12. Следком показал квартиру, где подросток избивал пенсионерку за 1 000 рублей // Nakhodka.Media. 2022. 26 июля. URL: https://nakhodka.media/news/1328333/?utm_ source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru% 2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D (дата обращения: 02.08.2022).

13. СК России возбудил дело о хулиганстве после избиения подростками инвалида // РИА Новости. 2022. 14 июня. URL: https://ria.ru/20220614/khuliganstvo-1795306106.html? utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex. ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D (дата обращения: 02.08.2022).

14. Мананников М. С родителей школьников на Урале взыскали 100 тысяч рублей за публикацию фотожабы с учителем // Коммерсантъ. 2021. 22 января. URL: https://www. kommersant.ru/doc/4660328 (дата обращения: 24.07.2022).

15. 8 оттенков кибербуллинга. Куда приводит интернет-вражда и что делать, если вы стали ее жертвой // Нож. 2018. 20 мая. URL: https://knife.media/cyberbulling/ (дата обращения: 11.07.2022).

16. Harmful Digital Communications (HDC) // The website of New Zealand Police. URL: https://www.police.govt.nz/advice-services/cybercrime-and-internet/harmful-digital-communications-hdc (дата обращения: 15.07.2022).

17. Harmful Digital Communications Act 2015 // The New Zealand Legislation website. URL: https://www.legislation.govt.nz/act/public/2015/0063/latest/whole.html#DLM5711856 (дата обращения: 15.07.2022).

18. Fight Crime: Invest in Kids // Lake Coutry. URL: https://www.lakecountyil.gov/2085/ Fight-Crime-Invest-in-Kids (дата обращения: 15.07.2022).

19. Гражданский кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (часть первая) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

20. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 14 июля 2022 г.) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ d40cbd099d17057d9697b15ee8368e49953416ae/ (дата обращения: 22.07.2022).

21. Уголовный кодекс: федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 14 июля 2022 г., с изм. от 18 июля 2022 г.) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/8a73d26dba7976d6c43cc 94aa1515368fef256f0/ (дата обращения: 22.07.2022).

22. Отчеты о деятельности // Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. URL: https://rkn.gov.ru/plan-and-reports/reports/ (дата обращения: 22.07.2022).

23. Безопасное использование сети Интернет // Фонд «Дружественный Рунет». URL: http:// www.friendlyrunet.ru/foundation/ (дата обращения: 23.07.2022).

24. Линия помощи «Дети онлайн» // Фонд развития интернета. URL: http://www.fid.su/ projects/detionline (дата обращения: 23.07.2022).

25. Приложение Google Family Link помогает родителям устанавливать правила для детей в Интернете // Internet Matters. 2018. 2 марта. URL: https://www.internetmatters.org/ ru/hub/esafety-news/google-family-link-app-helps-parents-set-online-guidelines-children/ (дата обращения: 23.07.2022).

Информация об авторе

Е. В. Ларина — научный сотрудник сектора социологии девиантного поведения; 117218, Москва, Кржижановского ул., д. 24/35, корп. 5.

Information about the author

E. V. Larina — research of the Sector of Sociology of Deviant Behavior; 24/35 Krzhizhanovskogo str., bldg. 5, Moscow 117218, Russia.

Конфликт интересов: автор декларирует отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.

Conflict of interest: the author declares no conflict of interest related to the publication of this article.

Статья поступила в редакцию 05.08.2022; одобрена после рецензирования 30.08.2022; принята к публикации 22.09.2022.

The article was submitted 05.08.2022; approved after reviewing 30.08.2022; accepted for publication 22.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.