Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ КИБЕРБУЛЛИНГА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ КИБЕРБУЛЛИНГА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
314
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРБУЛЛИНГ / ИНТЕРНЕТ-ТРАВЛЯ / СТУДЕНТЫ / СТУДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Телышева В.А., Гордеева Е.Н.

В статье анализируется проблема кибербуллинга в студенческой среде, атакже приводятся результаты опроса, проведенного в форме анкетирования, о состоянии кибербуллинга среди 125 студентов из 4 российских вузов, целью которого являлось установление причин, форм и последствий кибербуллинга. Анализ полученных результатов исследования позволил выявить достаточно широкую распространенность кибербуллинга в студенческой среде, 90,4 % как минимум один раз сталкивались с проявлением интернет-травли, 34,4 % подвергались кибербуллингу, 3,2 % подвергаются кибертравле постоянно, 10,4 % сами были кибербуллерами. Самым действенным из методов профилактики кибербуллинга студенты считают назначение наказания в виде определенной ответственности, закрепленной на законодательном уровне, а также педагогическую профилактику в виде бесед, мероприятий с демонстрацией негативных последствий, наступивших в результате кибербуллинга, с целью предупреждения этого негативного явления в студенческой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF CYBERBULLYING IN THE STUDENT ENVIRONMENT

The article analyzes the problem of cyberbullying among students, and also providesthe results of a survey conducted in the form of a questionnaire on the state of cyberbullyingamong 125 students from 4 Russian universities, the purpose of which was to establish the causes,forms and consequences of cyberbullying. The analysis of the results of the study revealed a fairlywide prevalence of cyberbullying among students - 90.4% have faced the manifestation of Internetbullying at least once, 34.4% have been subjected to cyberbullying, 3.2% are constantly subjectedto cyber bullying, 10.4% were cyberbullers themselves. Students consider the most effective ofthe methods of preventing cyberbullying to be the imposition of punishment in the form of acertain responsibility fixed at the legislative level, as well as pedagogical prevention in the formof conversations, events demonstrating the negative consequences that have occurred as a resultof cyberbullying in order to prevent this negative phenomenon in the student environment.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ КИБЕРБУЛЛИНГА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ»

Научная статья

УДК 37.013.42

ИССЛЕДОВАНИЕ КИБЕРБУЛЛИНГА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Варвара Алексеевна Телышева,

Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

г. Руза, Российская Федерация, е-mail: telysheva.vary@gmail.com

Екатерина Николаевна Гордеева,

Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

г. Руза, Российская Федерация, е-mail: ekategor@yandex.ru https://orcid.org/0000-0003-4442-1459

Аннотация. В статье анализируется проблема кибербуллинга в студенческой среде, а также приводятся результаты опроса, проведенного в форме анкетирования, о состоянии кибербуллинга среди 125 студентов из 4 российских вузов, целью которого являлось установление причин, форм и последствий кибербуллинга. Анализ полученных результатов исследования позволил выявить достаточно широкую распространенность кибербуллинга в студенческой среде, 90,4 % как минимум один раз сталкивались с проявлением интернет-травли, 34,4 % подвергались кибербуллингу, 3,2 % подвергаются кибертравле постоянно, 10,4 % сами были кибербуллерами. Самым действенным из методов профилактики кибербуллинга студенты считают назначение наказания в виде определенной ответственности, закрепленной на законодательном уровне, а также педагогическую профилактику в виде бесед, мероприятий с демонстрацией негативных последствий, наступивших в результате кибербуллинга, с целью предупреждения этого негативного явления в студенческой среде.

Ключевые слова: кибербуллинг, интернет-травля, студенты, студенческая среда, педагогическая профилактика.

Для цитирования: Телышева, В.А., Гордеева, Е.Н. Исследование кибербуллинга в студенческой среде // Вестник экономики, управления и права. 2023. Т. 16. № 2. С. 70 - 77.

Original article

RESEARCH OF CYBERBULLYING IN THE STUDENT ENVIRONMENT

Varvara A. Telysheva,

Moscow Regional Branch

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot,

Ruza, Russian Federation, е-mail: telysheva.vary@gmail.com

Ekaterina N. Gordeeva,

Moscow Regional Branch

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot,

Ruza, Russian Federation, е-mail: ekategor@yandex.ru https://orcid.org/0000-0003-4442-1459

Abstract. The article analyzes the problem of cyberbullying among students, and also provides the results of a survey conducted in the form of a questionnaire on the state of cyberbullying among 125 students from 4 Russian universities, the purpose of which was to establish the causes, forms and consequences of cyberbullying. The analysis of the results of the study revealed a fairly wide prevalence of cyberbullying among students - 90.4% have faced the manifestation of Internet bullying at least once, 34.4% have been subjected to cyberbullying, 3.2% are constantly subjected to cyber bullying, 10.4% were cyberbullers themselves. Students consider the most effective of the methods of preventing cyberbullying to be the imposition of punishment in the form of a certain responsibility fixed at the legislative level, as well as pedagogical prevention in the form of conversations, events demonstrating the negative consequences that have occurred as a result of cyberbullying in order to prevent this negative phenomenon in the student environment.

Keywords: Cyberbullying, Internet bullying, students, student environment, pedagogical prevention.

For citation: Telysheva, V. A., Gordeeva, E. N. Research of cyberbullying in the student environment // Bulletin of Economics, Management and Law. 2023. Vol. 16. No. 2. P. 70 - 77 (In Russ.).

Введение

Современный мир невозможно представить без информационных технологий. Использование Интернета, средств связи и электронных устройств стали неотъемлемой частью нашей жизни, в которой мы работаем, отдыхаем и обучаемся с их помощью [1]. Согласно проведенному опросу ВЦИОМ, в 2021 году только 16% россиян не пользовались Интернетом, 72% пользовались им ежедневно, а более трети проводили в Сети более четырех часов в день [2].

По данным научных исследований в области психологии и педагогики, дети начинают пользоваться гаджетами еще до того момента, как начинают говорить [3], со школьной скамьи дети обучаются, просматривая учебные фильмы и ролики, студенты решают тесты и выполняют различные задания в электронной образовательной среде, а взрослые используют различные про-

граммы, чтобы сократить объем времени, который занимает та или иная профессиональная задача.

Однако, как показывает ретроспективный анализ развития различных информационных технологий, при их реализации остается ряд нерешенных вопросов. Ученые в криминологических исследованиях отмечают увеличение фактов незаконного распространения личной информации, хищений денежных средств с электронных счетов граждан, распространение порнографии и наркотиков через Интернет, а также возникновение и стремительное распространение такого негативного социального явления, как кибербуллинг [4]. Электронная среда одновременно с удобством и комфортом вносит в нашу жизнь новые угрозы. Так, в ходе проведенного ВЦИОМ опроса в 2021 году почти половина опрошенных отметили за последние 5 лет увеличение в российском

сегменте Интернета оскорбительных постов, унижающих комментариев, адресованных пользователями друг другу Опрошенные лично сталкивались с такими проявлениями кибербуллинга, как грубые комментарии (10%), злые насмешки (7%), оскорбления (6%), распространение о них ложных сведений (5%), угрозы в их адрес (3%), распространение в Интернете приватной информации (интимные фото и видео) (2%) [2].

Описание исследования

В настоящее время понятие «кибербул-линг» не нашло отражения в законодательстве [5], поэтому с целью уточнения определения дефиниции нами проанализированы понятия, данные в научных трудах отечественных и зарубежных исследователей - педагогов и психологов. В своих научных работах феномен кибербуллинга исследовали зарубежные исследователи (Smith P.K., Beckman L., Hagquist C., Не1Ыгцт, Schneider S.K., O'Donnell L., Stueve A., Coulter R.W.), а также такие отечественные ученые, как Н.С. Боб-ровникова, Д.А. Божедаров, А.А. Бочавер, А.В. Каплун, О.В. Соболевская, К.Д. Хломо-ви другие.

P.K. Smith в своей работе «Cyberbullying: Its nature and impactin second aryschool pupils» определяет кибербуллинг как отдельное направление травли, выражающееся в преднамеренных агрессивных действиях, на протяжении определенного времени осуществляемое группой или индивидом с использованием электронных форм взаимодействия, направленных против жертвы, которая не может себя легко защитить [6]. В работе «Психология и психотерапия насилия» Н.О. Зиновьева и Н.Ф. Михайлова под кибербуллингом понимают издевательства или домогательства с применением любого электронного средства, которое использует электронную почту, обмен сообщениями, блоги, онлайн-игры и веб-сайты [7]. Д.М. Шакирова в работе «Кибербуллинг в школьной среде» [8] разделяет кибербуллинг на два вида, а именно на прямой и косвенный. Так, по ее мнению, прямой кибербул-

линг характеризуется непосредственными атаками на жертву путем направления ей личных сообщений негативного содержания, а косвенный кибербуллинг предполагает участие в данном процессе не только жертвы и агрессора, но и посторонних людей посредством направления оскорбительных сообщений в общие группы и чаты, а также комментированием любых постов жертвы в дурном свете.

Таким образом, анализ указанных определений позволяет нам уточнить дефиницию кибербуллинга как определенный вид травли, осуществляемый индивидом или группой лиц, заключающийся в преднамеренной агрессии, систематически проявляющейся прямо или косвенно в отношении жертвы с использованием электронных форм взаимодействия.

В работе А.А. Баранова и С.В. Рожиной «Психологический анализ причин подросткового кибербуллинга» [9] выделяется ряд причин, которые способствуют кибербул-лингу: стремление к превосходству; субъективное чувство неполноценности; зависть; месть; развлечение; конформизм; проблемы в семейных взаимоотношениях; низкий уровень развития эмпатии; отсутствие умения решать конфликты; отрицательные индивидуально-личностные характеристики человека.

Для изучения современного состояния ки-бербуллинга и его причин существования в студенческой среде мы провели собственное исследование с использованием авторской анкеты [10], размещенной на платформе Google Формы. В исследовании принимали участие 125 студентов, обучающихся по социально-гуманитарным специальностям (журналистика, управление персоналом, менеджмент, социология, юриспруденция) в высших образовательных организациях г. Вологды, г. Твери, г. Тулы и г. Пскова в возрасте от 17 до 24 лет, из которых 40 юноши и 85 девушки. Студентам, указавшим свой возраст и пол, далее предлагалось ответить на 10 вопросов анкеты, включающей 6 вопро-

сов закрытого типа (№1, 2, 3, 5, 6, 9) и 4 открытого типа (№ 4, 7, 8, 10):

1. Пользуетесь ли Вы социальными сетями?

2. Приходилось ли Вам сталкиваться с таким понятием, как «кибербуллинг»?

3. Как часто Вы наблюдаете проявления кибербуллинга по отношению к какому-либо человеку в социальных сетях?

4. Как Вы думаете, какие негативные последствия влечет кибербуллинг?

5. По Вашему мнению, какие методы борьбы и профилактики кибербуллинга являются более эффективными?

6. Подвергались ли Вы агрессии, издевательствам или преследованию в Интернете, социальных сетях или через SMS/ MMS-сообщения? Если да, то как часто?

7. Почему, на Ваш взгляд, Вы подверглись агрессии в Интернете?

8. Какими способами Вы стараетесь оградить себя от интернет-травли и кибербул-линга?

9. Принимали ли Вы участие в издевательствах или притеснении других людей посредством Интернета или текстовых SMS/MMS-сообщений?

10. Почему Вы стали проявлять агрессию в Интернете по отношению к каким-либо людям?

На вопрос № 1, а именно: «Пользуетесь ли Вы социальными сетями?» - все без исключения респонденты ответили положительно.

На вопрос № 2 о том, сталкивались ли студенты с явлением кибербуллинга, 77 человек ответили положительно и 48 опрошенных ответили отрицательно. Таким образом, больше половины опрошенных студентов имеют представление о кибербул-линге и так или иначе сталкивались с ним.

На вопрос № 3 о субъективных наблюдениях студентов кибербуллинга в социальных сетях по отношению к различным участникам были получены следующие ответы: 51 человек ответил, что постоянно сталкиваются с этим; 54 студента ответи-

ли, что сталкивались несколько раз; 8 опрошенных сталкивались с этим один раз; и лишь 12 человек ответили, что никогда с таким явлением не сталкивались. Очевидно, что подавляющее большинство студентов (90,4 % от числа всех опрошенных) хотя бы раз сталкивались с проявлением кибер-буллинга в сети.

Ответы на вопрос № 4 о негативных последствиях кибербуллинга предлагалось опрашиваемым сформулировать самостоятельно в свободной форме. Полученные ответы позволили нам объединить их в смысловые категории и расположить по частоте упоминания. Далее ответы нами были проранжированы по степени упоминания от наиболее популярного:

1) низкая самооценка;

2) замкнутость в себе;

3) психологические травмы, депрессия;

4) ответная агрессия;

5) суицид.

Исходя из полученных ответов, можно сделать вывод, что студенты анализируют серьезные проблемы негативных последствий кибербулинга, влияющих на состояние личности-жертвы и предполагают негативные сценарии развития как результат кибербуллинга.

На следующий вопрос-просьбу предложить студентам наиболее эффективные методы профилактики и борьбы с кибербуллин-гом респонденты дали следующие ответы:

- ответственность, законодательно закрепленная за интернет-травлю (67 человек);

- мероприятия в образовательных организациях с демонстрацией негативных последствий кибербуллинга (34 человека);

- профилактические беседы со стороны родителей (12 человек);

- профилактические беседы с подростками (11 человек).

Таким образом, самым действенным из методов профилакти кикибербуллинга студенты предлагают наказание в виде определенной ответственности, закрепленной на законодательном уровне, а также профи-

лактические мероприятия педагогической направленности с демонстрацией негативных результатов, наступивших в результате кибербуллинга.

На вопрос № 6 студентам предлагалось ответить, были ли они сами жертвами агрессии, издевательств или преследований в Интернете, социальных сетях или через SMS/MMS-сообщения, и при положительном ответе указать частоту кибертравли, которой они подвергались. Никогда не подвергался кибербуллингу 81 человек. 21 человек однократно столкнулся с кибербуллингом; 18 студентов подвергались кибербуллингу два и более раз; 4 человека и в настоящее время постоянно подвергаются ки-бербуллингу. Таким образом, больше трети (34,4%) респондентов хотя бы один раз сталкивались с проявлением кибербуллинга в отношении них самих, что свидетельствует о наличии кибербуллинга как существующей проблемы и подтверждает результаты исследования, проведенные ВЦИОМ.

На вопрос-предложение указать причину, по которой студенты подвергались агрессии в Интернете, нами были получены следующие ответы: отличное от большинства мнение; личные конфликты; невоспитанность и некультурность; национальность; социальное положение. Таким образом, причины кибербуллинга совпадают с причинами травли, которой подвергаются студенты и школьники в реальной жизни, и подтверждают результаты наших исследований [11].

На вопрос № 8 о способах, при помощи которых студенты стараются оградить себя от кибертравли, ответы были представлены в открытой форме, получены следующие варианты:

1) игнорирование травли, блокировка записи агрессора;

2) умение вовремя закрыть конфликт с положительным исходом;

3) ограничение круга общения в интернете;

4) ограничение доступа к личной информации;

5) ответная агрессия в виде кибербул-линга.

Таким образом, большинство студентов указали в качестве действенного метода блокировку учетной записи кибербуллера, ограничение круга общения в Интернете, игнорирование травли. Часть из них пытается урегулировать конфликт при помощи установления эффективной коммуникации. К сожалению, приходится констатировать, что травля порождает ответную агрессию, которую студенты проявляют в ответ.

На вопрос № 9 принимали ли студенты участие в издевательствах или притеснении других людей посредством Интернета или текстовых SMS/MMS-сообщений, 112 чело-векответили отрицательно, однако 13 человек ответили, что принимали участие в ки-бербуллинге.

На последний вопрос нашей анкеты с просьбой указать причины проявления агрессии в Интернете студенты дали следующие ответы: самоутверждение и повышение собственной самооценки; ответная реакция на агрессию; ненависть; зависть; удовлетворение своих негативных потребностей. В данном случае большинство респондентов отвечали, что становятся агрессорами только лишь в ответ на агрессию в их сторону, что согласуется с результатами исследования А.А. Баранова и С.В. Рожиной [9].

Заключение

Таким образом, итоги проведенного нами исследования демонстрируют активность студентов в пользовании социальными сетями и достаточно широкую распространенность такого явления, как кибербуллинг, более половины из них имеют представление о таком понятии, подавляющее большинство (90,4%) минимум один раз сталкивались с проявлением интернет-травли, 34,4% подвергались кибербуллингу, 3,2% подвергаются кибертравле постоянно, 10,4% сами были кибербуллерами. Студенты анализируют серьезные проблемы негативных последствий кибербулинга, влияющих на состояние личности-жертвы, предполагают негативные

сценарии развития как результат кибербул-линга от понижения самооценки, депрессии до суицида. Причины проявления бул-линга в Интернете студенты видят в самоутверждении и повышении собственной самооценки, удовлетворении негативных потребностей, ненависти к другим, зависти, а также в ответной агрессии на травлю. Из действенных методов противодействия кибербуллингу большинство из них использует блокировку учетной записи ки-бербуллера, ограничение круга общения в Интернете, игнорирование травли. Часть из них пытается урегулировать конфликт при помощи установления эффективной

коммуникации. Нередки случаи, когда травля порождает ответную агрессию. Самым действенным из методов профилактики кибербуллинга студенты считают назначение наказания в виде определенной ответственности, закрепленной на законодательном уровне, а также педагогическую профилактику в виде бесед, мероприятий с демонстрацией негативных последствий, наступивших в результате кибербуллинга, с целью предупреждения этого негативного явления в студенческой среде. Все это подтверждает необходимость разработки и принятия целого комплекса превентивных психолого-педагогических мер.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Богуславский, М.В. Развитие цифровых образовательных технологий в конце ХХ -начале XXI вв. // Педагогика. 2023.№ 3. С. 16-27.

2. Кибербуллинг: масштаб проблемы в России // [Электронный ресурс]. URL: https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kiberbulling-masshtab-problemy-v-rossii (дата обращения: 27.04.2023).

3. Лукьянец, Г.Н. Влияние гаджетов на развитие детей // Новые исследования. 2019. № 1(57). С. 25-35.

4. Путинцева, А.В. Криминологическая характеристика личности кибербуллера // Научные исследования. 2020. № 2(33). С. 42-44.

5. Раненкова, Е.А. Проблемы борьбы с буллингом и скулшутингом: совершенствование уголовного законодательства // Актуальные проблемы уголовного законодательства на современном этапе: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Волгоград, 15 мая 2020 года. Волгоград: ИП Черняева Ю.И., 2020. С. 151- 156.

6. Smith, P.K. Cyber bullying: Its nature and impact in secondary school pupils / P.K. Smith // Journal of Child and Psychiatry. 2008. №49. P. 376-385.

7. Зиновьева, Н.О. Психология и психотерапия насилия: ребенок в кризис.ситуации: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2005. 247 с.

8. Шакирова, Д.М. Кибербуллинг в школьной среде // Социология и право. 2018. № 4(42). С. 81-86.

9. Баранов, А.А. Психологический анализ причин подросткового кибербуллинга // Вестник Удмуртского университета. Серия "Философия. Психология. Педагогика". 2015. Т. 25. № 1. С. 37-41.

10. Гордеева, Е.Н. Использование эмпирических методов в педагогическом исследовании на примере анкетирования и метода фокус-групп в оценке развития эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел // Полицейская деятельность. 2019. № 4. С. 26-34. DOI 10.7256/2454-0692.2019.4.30543.

11. Телышева, В.А. Буллинг в современной школьной среде: проблемы и пути решения // Законность и правопорядок: история, современность, актуальные проблемы: материалы VII Всероссийской межвузовской студенческой научной конференции, г. Моск-

ва, МПГУ, 3 декабря 2022 г. / Под общ.ред. С. В. Ширяевой. М.: МПГУ, 2023. С. 777-782.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Boguslavskij, M.V. Razvitie cifrovyh obrazovatel'nyh tekhnologij v konce XX nachale XXI vv // Pedagogika. 2023. No. 3. P. 16-27.

2. Kiberbulling: masshtab problemy v Rossii // [Elektronnyj resurs]. URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kiberbulling-masshtab-problemy-v-rossii (data obrashcheniya: 27.04.2023).

3. Luk'yanec, G.N. Vliyanie gadzhetov na razvitie detej. // Novye issledovaniya. 2019. No. 1(57). P. 25-35.

4. Putinceva, A.V. Kriminologicheskaya harakteristika lichnosti kiberbullera // Nauchnye issledovaniya. 2020. No. 2(33). P. 42-44.

5. Ranenkova, E.A. Problemy bor'by s bullingom I skulshutingom: sovershenstvovanie ugolovnogo zakonodatel'stva Rossijskoj // Aktual'nye problem ugolovnogo zakonodatel'stva na sovremennom etape. 2020. P. 151-156.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Smith, P.K. Cyber bullying: Its nature and impact in secondary school pupils // Journal of Child and Psychiatry. 2008. No. 49. P. 376-385.

7. Zinov'eva, N.O. Psihologiya i psihoterapiya nasiliya : rebenok v krizis. situacii: ucheb. posobie. SPb.: Rech', 2005. 247 p.

8. Shakirova, D.M. Kiberbulling v shkol'nojsrede // Sociologiya i pravo. 2018. No. 4(42). P. 81-86.

9. Baranov, A.A. Psihologicheskij analiz prichin podrostkovogo kiberbullinga // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2015. No. 1. P. 37-41.

10. Gordeeva, E.N. Ispol'zovanie e'mpiricheskix metodov v pedagogicheskom issledovanii na primere anketirovaniya i metodafokus-grupp v ocenkerazvitiyae'steticheskoj kul'tury' sotrudnikov organov vnutrennix del // Policejskaya deyatel'nost'. 2019. No. 4. P. 26-34. DOI 10.7256/24540692.2019.4.30543.

11. Telysheva, V.A. Bulling v sovremennoj shkol'noj srede: problemy i puti resheniya. Zakonnost' i pravoporyadok: istoriya, sovremennost', aktual'nyeproblemy : materialy VII Vserossijskoj mezhvuzovskoj studencheskoj nauchnoj konferencii, g. Moskva, MPGU, 3 dekabrya 2022 g. . M.: MPGU, 2023. P. 777-782.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Телышева Варвара Алексеевна, курсант 4 курса 191 взвода Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Руза, Российская Федерация.

E-mail:_telysheva.vary@gmail.com

Гордеева Екатерина Николаевна, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Руза, Российская Федерация.

E-mail: _ekategor@yandex. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Varvara A. Telysheva, Cadet of the 4th year of the 191 platoon. Moscow regional branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot. Ruza, Russia. E-mail: telysheva.vary@gmail.com

Ekaterina N. Gordeeva, Candidate ofPedagogical Sciences, lecturer of the Department of Criminal Law and Criminology. Moscow regional branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot. Ruza, Russia. E-mail: ekategor@yandex.ru

Дата поступления статьи / Received: 25.04.2023 Принята к публикации / Accepted: 20.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.