Научная статья на тему 'Характеристики кибербуллинга в подростковой среде и способы его профилактики'

Характеристики кибербуллинга в подростковой среде и способы его профилактики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
172
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сеть Интернет / кибербуллинг / подросток / кибербуллер / агрессия / издевательства / Internet / cyberbullying / teenager / cyberbuller / aggression / bullying

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Наталья Сергеевна Зорина

В XXI веке, в условиях стремительно развивающихся цифровых технологий актуальной проблемой является кибербуллинг — травля в виртуальном пространстве. Агрессия, негативизм, самоутверждение за счет других, проявление доминирующей силы, унижение оппонента стало частью виртуального мира. Особую опасность кибербуллинг принимает в общении детей и подростков. В статье рассматривается проблема кибербуллинга. Анализируются общие характеристики кибербуллинга и особенности его влияния на становление личности подростка. Предлагаются профилактические меры по формированию у подростков навыков обеспечения личной безопасности в цифровом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of cyberbullying in the adolescent environment and ways of its prevention

In the XXI century, where digital technologies are rapidly developing, cyberbullyingbullying in the virtual space is an urgent problem. Aggression, negativism, self-affirmation at the expense of others, the manifestation of dominant power, humiliation of the opponent has become part of the virtual world. Cyberbullying takes a special danger in the communication of children and adolescents. Thus, the article deals with the problem of cyberbullying. The general characteristics of cyberbullying and the peculiarities of its influence on the formation of a teenager's personality are analyzed. Preventive measures are also proposed to develop the skills of teenagers to ensure personal security in the digital space.

Текст научной работы на тему «Характеристики кибербуллинга в подростковой среде и способы его профилактики»

Закон и право. 2022. № 7. С. 165-167. Law and legislation. 2022;(7):165-167.

Научная статья УДК 343.63

EDN: https://elibrary.ru/UNWSNU NIION: 1997-0063-7/22-406

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-165-167 MOSURED: 77/27-001-2022-7-606

Характеристики кибербуллинга в подростковой среде и способы его профилактики

Наталья Сергеевна Зорина

ФКУ НИИ ФСИН России, Москва,

Россия, natalya.natka2010@yandex.ru

Аннотация. В XXI веке, в условиях стремительно развивающихся цифровых технологий актуальной проблемой является кибербуллинг — травля в виртуальном пространстве. Агрессия, негативизм, самоутверждение за счет других, проявление доминирующей силы, унижение оппонента стало частью виртуального мира. Особую опасность кибербуллинг принимает в общении детей и подростков.

В статье рассматривается проблема кибербуллинга. Анализируются общие характеристики кибербуллин-га и особенности его влияния на становление личности подростка. Предлагаются профилактические меры по формированию у подростков навыков обеспечения личной безопасности в цифровом пространстве.

Ключевые слова: сеть Интернет, кибербуллинг, подросток, кибербуллер, агрессия, издевательства.

Для цитирования: Зорина Н.С. Характеристики кибербуллинга в подростковой среде и способы его профилактики // Закон и право. 2022. № 7. С. 165—167. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-165-167. ЕБЫ: https://elibrary.ru/UNWSNU.

Original article

Characteristics of cyberbullying in the adolescent environment and ways of its prevention

Natalia S. Zorina

FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Moscow, Russia, natalya.natka2010@yandex.ru

Abstract. In the XXI century, where digital technologies are rapidly developing, cyberbullying — bullying in the virtual space is an urgent problem. Aggression, negativism, self-affirmation at the expense of others, the manifestation of dominant power, humiliation of the opponent has become part of the virtual world. Cyberbullying takes a special danger in the communication of children and adolescents. Thus, the article deals with the problem of cyberbullying. The general characteristics of cyberbullying and the peculiarities of its influence on the formation of a teenager's personality are analyzed. Preventive measures are also proposed to develop the skills of teenagers to ensure personal security in the digital space.

Keywords: Internet, cyberbullying, teenager, cyberbuller, aggression, bullying.

For citation: Zorina N.S. Characteristics of cyberbullying in the adolescent environment and ways of its prevention // Law and legislation. 2022;(7):165—167. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-7-165-167. EDN: https://elibrary.ru/UNWSNU.

В нынешних условиях происходит быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий, где в первую очередь задействованы подростки, которые проявляют агрессивное поведение через сеть Интернет, так называемый кибербуллинг.

© Зорина Н.С. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 07-2022

Кибербуллинг представляет собой явление, возникающее при переходе коммуникации в интернет-среду. Он включает использование мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов для преследования человека, распространения о нем конфиденциальной информации, сплетен, порочащих честь и достоинство человека. Наме-

ренно или непреднамеренно, но демонстрация информации о ребенке или его самого в ненадлежащих материалах, таких, как картины насилия, расистская пропаганда или порнография, является формой насилия [3, с. 620].

По данным Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ), в 2017 г. почти половина российских подростков подвергались кибербуллингу.

Так, 48% детей в возрасте 14 — 17 лет становились жертвами груминга (шантажа), 46% подростков стали свидетелями агрессивного он-лайн-поведения, 44% получали агрессивные сообщения. При этом только 17% детей обращаются за помощью к родителям [2, с. 125].

Следует сказать, что кибербуллинг характеризуется систематическим подходом, при котором проявляется агрессивное поведение и действуют не равные силы преследователя и жертвы. Но главное преимущество кибербуллинга в том, что он может скрываться, быть анонимным, и, конечно, благодаря легкому доступу сети Интернет жертва всегда для него доступна.

Следовательно, необходимо рассмотреть характеристики кибербуллинга.

Анонимность. В отличие от традиционных издевательств, когда злоумышленник знаком и его можно избежать, преследователь в киберп-ространстве часто анонимен, и, как следствие, возложить на кого-то ответственность оказывается очень сложно [1, с. 179].

Ведь жертва даже не представляет, с кем общается; возраст, пол, знаком ли он с кибербул-лером. В итоге возникает еще больше страха. Жертва начинает испытывать чувство неопределенности и незащищенности, что позже может сказаться на психическом состоянии подростка и привести его зачастую к суицидальным мыслям, а также к желанию, обозлившись на обидчика, совершить противоправные деяния.

Еще одной характеристикой кибербуллинга является опосредованность. Между агрессором и жертвой не может происходить прямого разговора; участники дискуссии не видят друг друга и не знают эмоциональной реакции от происходящего процесса.

Выделяют еще немаловажную характеристику кибербуллинга — отсутствие обратной связи. Именно эмоциональная обратная связь является важным процессом для проявления жестокого поведения. Ведь кибербуллер и жертва не видят ни выражения лица, ни взгляд друг друга и не понимают, в какой интерпретации заключаются сообщения. Снижение эмоциональной со-

ставляющей в социальных сетях, где происходит переписка с угрозами и травлей, приводит к взаимонепониманию между участниками беседы. Информация в таких случаях искажается, а участники об этом даже не догадываются.

Тем самым кибербуллинг и завлекает подростков, что кибербуллер не видит жертву и его эмоций и не испытывает к нему сострадание и чувство жалости.

Следующей характеристикой кибербуллин-га является бесчисленное невидимое количество свидетелей. Ведь в онлайн-режиме им проще принять участие, чем присутствовать при традиционном буллинге, так как в нем не нужно применять физическую силу. А когда есть свидетели, то у кибербуллера появляется поддержка и он проявляет более агрессивные действия по отношению к своей жертве.

Таким образом, исходя из вышеперечисленного можно сказать, что необходимы комплексные меры по предотвращению кибербуллинга.

Основной профилактической мерой кибер-буллинга является обучение пользователей сети Интернет конкретным правилам безопасности и лояльного отношения к другим пользователем. Данная мера может использоваться в образовательных учреждениях, например в школе на уроке информатики; в план урока можно внести программу, посвященную интернет-грамотности, где будут рассматриваться различные темы в виде презентаций, видеоуроков по предотвращению агрессии, жестокости и издевательств. В том числе подростки смогут обсуждать проблемы неуважительного поведения к другим сверстникам, разобраться в причинах и поступках, совершаемых в сети Интернет ки-бербуллерами.

В российском законодательстве достаточно статей, которые можно использовать для привлечения к ответственности людей, занимающихся травлей в Интернете. Но «кибербуллинг», «травля» — не относятся к юридическим терминам, и в каждом случае нужно разбираться, что конкретно было сказано. Например, можно привлечь к гражданско-правовой или административной ответственности за оскорбление — это ст. 150 Гражданского кодекса РФ и ст. 5.61 КоАП РФ; также есть отдельные статьи за оскорбление представителей власти и суда.

Список источников

1. Бочавер А.А. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Журнал

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2022

Высш. шк. экономики. Т. 11. Психология. 2014. № 3.

2. Найденова Л. Кибер-буллинг: опасное виртуальное «быкование» // URL: http:// psyfactor.org/lib/cyber-bullying.htm (Дата обращения: 25.03.2022)

3. Щипанова Д.Е. Кибербуллинг как фактор риска в образовательной среде // Новые информационные технологии в образовании: Матер. VIII Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2015.

References

1. Bochaver A.A. Cyberbullying: harassment in the space of modern technologies // Journal of the Higher School of Economics. Vol. 11 Psychology. 2014. № 3.

2. Naidenova L. Cyber-bullying: dangerous virtual «bullying» // URL: http://psyfactor.org/lib/ cyber-bullying.htm (Accessed: 03.25.2022)

3. Shchipanova D.E. Cyberbullying as a risk factor in the educational environment // New information technologies in education: materials of the VIII International scientific and practical conference. Yekaterinburg, 2015.

Информация об авторе

Зорина Н.С. — старший научный сотрудник отдела по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности уголовно-исполнительной системы центра изучения проблем управления и организации исполнения наказаний в уголовно-исполнительной системе

Information about the author

Zorina N.S. — senior researcher of the department for improving legal regulation of the penitentiary system of the center for the study of problems of management and organization of the execution of sentences in the penitentiary system

Статья поступила в редакцию 25.05.2022; одобрена после рецензирования 08.06.2022; принята к публикации 14.06.2022.

The article was submitted 25.05.2022; approved after reviewing 08.06.2022; accepted for publication 14.06.2022.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Оксамытный В.В. Общая теория государства и права.

3-е изд., перераб. и доп. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". 591 с.

Учебник представляет собой энциклопедический и компаративистский курс, раскрывающий на основе федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования базовые положения, понятия и проблемы государства и права. Широко использованы наработки российской правовой науки и основные достижения зарубежной юриспруденции.

Для студентов юридических факультетов и вузов всех форм обучения, а также аспирантов и преподавателей.

LAW & LEGISLATION • 07-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.