Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ПРОСТРАНСТВО КИБЕРБУЛЛИНГА'

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ПРОСТРАНСТВО КИБЕРБУЛЛИНГА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
191
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / КИБЕРБУЛЛИНГ / ПОДРОСТОК / АГРЕССИВНОСТЬ / ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зорина Наталья Сергеевна

В настоящее время стремительно развиваются информационные технологии, и каждый человек имеет доступ в Интернет. Особенно это касается подростков, которые готовы целыми днями проводить время в виртуальном мире. Актуальность проблемы связана с широким распространением общения среди подростков в социальных сетях при высоком риске подвергнуться агрессии и насилию, где в дальнейшем проявляется такой феномен, как кибербуллинг - травля в виртуальном пространстве. Агрессия, негативизм, самоутверждение за счет других, проявление доминирующей силы, унижение оппонента стало частью виртуального мира. В статье предлагаются профилактические меры по формированию у подростков навыков обеспечения личной безопасности в цифровом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL NETWORKS AS A CYBERBULLYING SPACE

Currently, information technologies are rapidly developing, where everyone has access to the Internet. Teenagers who are ready to spend all day in the virtual world are especially susceptible. The urgency of the problem is connected with the widespread communication among teenagers in social networks with a high risk of being subjected to aggression and violence, where the phenomenon of cyberbullying - bullying in the virtual space later manifests itself. Aggression, negativism, self-affirmation at the expense of others, the manifestation of dominant power, humiliation of the opponent has become part of the virtual world. Preventive measures are also proposed to develop the skills of teenagers to ensure personal security in the digital space.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ПРОСТРАНСТВО КИБЕРБУЛЛИНГА»

Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 37 — 39. State service and personnel. 2022;(2):37 —39.

Научная статья УДК 343.63

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-37-39

NIION: 2012-0061-02/22-070 MOSURED: 77/27-008-2022-02-270

Социальные сети как пространство кибербуллинга

Наталья Сергеевна Зорина

ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия, natalya.natka2010@yandex.ru

Аннотация. В настоящее время стремительно развиваются информационные технологии, и каждый человек имеет доступ в Интернет. Особенно это касается подростков, которые готовы целыми днями проводить время в виртуальном мире. Актуальность проблемы связана с широким распространением общения среди подростков в социальных сетях при высоком риске подвергнуться агрессии и насилию, где в дальнейшем проявляется такой феномен, как кибербуллинг — травля в виртуальном пространстве.

Агрессия, негативизм, самоутверждение за счет других, проявление доминирующей силы, унижение оппонента стало частью виртуального мира. В статье предлагаются профилактические меры по формированию у подростков навыков обеспечения личной безопасности в цифровом пространстве.

Ключевые слова: сеть Интернет, социальная сеть, виртуальное пространство, подростковый возраст, кибер-буллинг, подросток, агрессивность, издевательства.

Для цитирования: Зорина Н.С. Социальные сети как пространство кибербуллинга // Государственная служба и кадры. 2022. № 2. С. 37—39. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-37-39.

Original article

Social networks as a cyberbullying space

Natalia S. Zorina

FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia,

natalya.natka2010@yandex.ru

Abstract. Currently, information technologies are rapidly developing, where everyone has access to the Internet. Teenagers who are ready to spend all day in the virtual world are especially susceptible. The urgency of the problem is connected with the widespread communication among teenagers in social networks with a high risk of being subjected to aggression and violence, where the phenomenon of cyberbullying — bullying in the virtual space later manifests itself. Aggression, negativism, self-affirmation at the expense of others, the manifestation of dominant power, humiliation of the opponent has become part of the virtual world. Preventive measures are also proposed to develop the skills of teenagers to ensure personal security in the digital space.

Keywords: Internet, social network, virtual space, adolescence, cyberbullying, teenager, aggressiveness, bullying.

For citation: Zorina N.S. Social networks as a cyberbullying space // State service and personnel. 2022; (2) :37—39. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2022-2-37-39.

В XXI веке в условиях активного развития информационных технологий практически у каждого человека есть доступ в Интернет. При помощи разнообразных гаджетов, таких, как смартфон, планшет, ноутбук имеется возможность узнавать различную информацию и посещать всевозможные сайты. В современных условиях именно дети все больше проводят времени в сети Интернет, и все их внимание приковано к социальным сетям.

© Зорина Н.С. М., 2022.

Очевидно, что социальные сети дают возможность разностороннего расширенного общения между подростками, но также здесь происходит обесценивание понятия дружбы. Ведь когда подросток большую часть времени проводит в социальных сетях, то количество контактов увеличивается, но при этом качество общения снижается.

Следует отметить, что социальные сети прежде всего являются виртуальным сообществом, где люди, между собой общаясь, формируют свои взгляды, личностные ориентиры, различные формы поведения и убеждения. И тем самым усваи-

№ 2/2022

Государственная служба и кадры

ваются правила поведения при взаимодействии с людьми. Таким образом, нет никаких сомнений в том, что социальные сети являются фактором социализации. Ведь в виртуальном пространстве любой человек может обзавестись новыми друзьями, и основой является потребность человека быть принятым в сообщество, а чаще всего выражается данная особенность у подростков.

Так, отечественный психолог Д.Ю. Эльконин продвигал идею о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью является интимно-личностное общение [1].

Данная форма показывает, как подросток будет взаимодействовать в коллективе, а главной целью у него является самоутверждение. У подростка появляется стремление быть взрослым, что является главной новеллой такого возраста. Таким образом, подросток пытается выразить форму самосознания, где он сравнивает себя со взрослыми и ищет стандарт для подражания, чтобы в дальнейшем нормализовать свое взаимодействие с людьми. Вследствие этого появляется стремление найти единомышленников, получить новую информацию, обменяться интересной информацией. Ведь подросткам в сети Интернет проще узнать информацию, чем в реальной жизни.

В современном условиях молодежь живет в двух мирах: виртуальном и реальном. Подростки уже не могут представить свою жизнь без сети Интернет, они стали зависимы от информационных технологий. И в дальнейшем буквально «зациклены» на достижении быстрых целей [1].

Несомненно, нынешние дети развиваются намного быстрее, чем дети этого возраста 10 — 15 лет назад. Дети все чаще проводят время дома за гаджетами, общаясь в виртуальном мире, вместо того, чтобы пойти и погулять на улице, пообщаться в реальном мире. Их больше интересует, кто им поставил «лайк», для них это наиболее важно. Заходя в социальную сеть, они сразу начинают смотреть, сколько сообщений в личном профиле, кто добавился в друзья. И чем активнее профиль пользователя, где присутствует достаточное количество сообщений и комментариев, тем более растет значимость подростка и его самооценка. Ведь самооценка прежде всего формируется на основе оценки окружающих людей, а у подростков это их способ самопознания. Через оценку других они делают вывод, какими им быть, какими мир готов их видеть, какими принимает и не принимает. Среди взрослых людей такой же подход свойствен незрелым личностям. И здесь самая популярная ошибка активных пользователей социальных сетей — считать, что «лайк» показывает отношение к человеку, а не к фото или посту [2].

Но стоит принимать во внимание тот факт, что пользователи оценивают, прежде всего, фотогра-

фии, а не личность. В первую очередь людям интересно оценить содержание деятельности, и большинство подростков, не понимая этого, ждут так называемые «лайки». Виртуальное пространство им важнее, чем реальное окружение. Тем не менее это не означает, что подросток должен отказаться от социальных сетей или взрослые должны запрещать там находится. Ведь подросток основную часть времени проводит в образовательном учреждении, где у него присутствует живое общение и, приходя домой, ему хочется отвлечься на виртуальный мир при помощи социальных сетей. И в современных условиях данная форма общения является нормой, в сети подростки выкладывают фотографии, видеоролики и комментируют друг друга. Все эти факторы делают жизнь яркой и насыщенной.

А вот когда ребенок отвлечен фильмом, то он отказывается от разговоров, встреч, праздников, и в итоге он не получает эмоций и не обменивается новой информацией, которая так необходима каждому подростку. Однако нельзя ограничиваться только одними социальными сетями, особенно это касается подростков, так как их психика еще не сформирована. Наблюдая в социальных сетях жизнь иных людей, они начинают думать, что их жизнь не такая красивая, как у других. Вследствие этого начинают агрессивно себя вести по отношению к другим пользователям, проявляя враждебность и неприязнь, что в дальнейшем приводит к такому феномену, как кибербуллинг.

Кибербуллинг представляет собой явление, возникающее при переходе коммуникации в интернет-среду. Он включает использование мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов для преследования человека, распространения о нем конфиденциальной информации, сплетен, порочащих честь и достоинство человека. Намеренно или непреднамеренно, но демонстрация информации о ребенке или его самого в ненадлежащих материалах, таких, как картины насилия, расистская пропаганда или порнография, является формой насилия [3, с. 620].

Таким образом, можно сказать, что с появлением информационных технологий и использованием социальных сетей агрессивное преследование переходит в режим «онлайн». И как бы не проявлялись издевательства и травля для подростков, которые подвергаются нападкам, для них это всегда переживания, а их самооценка стремительно падает.

Следовательно, можно с уверенностью сказать, что основным показателем для издевательств служит повышенная впечатлительность, ранимость и эмоциональная слабость, которая только еще больше побуждает агрессоров давить на «больные»

№ 2/2022

места. И конечно же, большинство подростков стараются справиться со своим стрессом, а многие пытаются найти оправдание, думая, что заслуживают подобное отношение к себе.

Таким образом, учитывая вышеперечисленное, можно сказать, что необходимы комплексные меры по предотвращению кибербуллинга.

Основной профилактической мерой кибербул-линга является обучение пользователей сети Интернет конкретным правилам безопасности и лояльного отношения к другим пользователем. Данная мера может применяться в образовательных учреждениях, например, в школе урок информатики может включать программу, посвященную интернет-грамотности, где будут рассматриваться различные темы в виде презентаций, видео уроков по предотвращению агрессии, жестокости и издевательств. Подростки смогут обсуждать проблемы неуважительного отношения к другим сверстникам, разобраться в причинах и поступках, совершаемых в сети Интернет кибербуллерами.

Кибербуллинг характеризуется систематическим подходом, где проявляется агрессивное поведение и неравные силы преследователя и жертвы. Но главное преимущество кибербуллинга в том, что, он может скрываться, быть анонимным и, конечно, благодаря легкому доступу в сети Интернет, жертва для него всегда доступна.

Список источников

1. Кручинин ВА. Психология развития и возрастная психология: Учебн. пособие для вузов. Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. 256 с.

2. Лайки как фактор самооценки. Как социальные сети влияют на человека и общество / Советы психолога // URL: https://psychologist. tips/3629-lajki-kak-faktor-samootsenki-kak-sotsial-nye-seti-vliyayut-na-cheloveka-i-obshhestvo.html (Дата обращения: 10.04.2022)

3. Щипанова Д.Е. Кибербуллинг как фактор риска в образовательной среде // Новые информационные технологии в образовании: Матер. VIII Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2015.

References

1. Kruchinin VA. Developmental psychology and age psychology: educational settlement for universities. N. Novgorod: NNGASU, 2016. 256 p.

2. Likes as a self-esteem factor. How social networks affect people and society / Psychologist's advice // URL: https://psychologist.tips/3629-lajki-kak-faktor-samootsenki-kak-sotsialnye-seti-vliyayut-na-cheloveka-i-obshhestvo.html (Accessed: 10.04.2022)

3. Shchipanova D.E. Cyberbullying as a risk factor in the educational environment // New information technologies in education: Materials of the VIII International scientific and practical conference. Yekaterinburg, 2015.

Информация об авторе

Зорина Н.С. — старший научный сотрудник отдела по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности уголовно-исполнительной системы центра изучения проблем управления и организации исполнения наказаний в уголовно-исполнительной системе

Information about the author

Zorina N.S. — senior researcher of the department for improving legal regulation of the penitentiary system of the center for the study of problems of management and organization of the execution of sentences in the penitentiary system

Статья поступила в редакцию 15.04.2022; одобрена после рецензирования 08.05.2022; принята к публикации 14.05.2022.

The article was submitted 15.04.2022; approved after reviewing 08.05.2022; accepted for publication 14.05.2022.

№ 2/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.