Закон и право. 2022. № 2. С. 152-155. Law and legislation. 2022;(2):152-155.
Научная статья УДК 343
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-152-155
NIION: 1997-0063-2/22-100 MOSURED: 77/27-001-2022-2-300
Информационная безопасность подростков в Интернете как средство предупреждения преступности среди несовершеннолетних
Наталья Сергеевна Зорина
ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности обеспечения информационной безопасности подростков в Интернете с точки зрения предупреждения преступности. Интернет как средство распространения и использования информации занимает значительное место в жизни детей и подростков. Для защиты детей и подростков необходимо обеспечивать их информационную безопасность так, как этого требует законодательство. Ключевым в системе безопасности является понятие запрещенной для распространения среди детей информации. Не уменьшая положительного значения Интернета, вместе с тем, следует принимать во внимание, что дети и подростки сталкиваются с вызовом информации, ее отрицательным воздействием на их здоровье и развитие. Поэтому весьма актуальной проблемой является осуществление информационной безопасности детей и подростков в Интернете.
Ключевые слова: информационная безопасность, виртуальный мир, подросток, Интернет, несовершеннолетние.
Для цитирования: Зорина Н.С. Информационная безопасность подростков в Интернете как средство предупреждения преступности среди несовершеннолетних // Закон и право. 2022. № 2. С. 152—155. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-152-155.
Original article
Information security of teenagers on the Internet as a factor in preventing juvenile delinquency
Natalia S. Zorina
FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. This article discusses the features of ensuring the information security of adolescents on the Internet from the point of view of crime prevention. The Internet as a means of dissemination and use of information occupies a significant place in the lives of children and adolescents. To protect children and adolescents, it is necessary to ensure their information security as required by law. The key in the security system is the concept of information prohibited for dissemination among children. Without reducing the positive value of the Internet, at the same time, it should be taken into account that children and adolescents face the challenge of information, its negative impact on their health and development. Therefore, the implementation of information security of children and adolescents on the Internet is a very urgent problem.
Keywords: information security, virtual world, teenager, Internet, minors.
For citation: Zorina N.S. Information security of teenagers on the Internet as a factor in preventing juvenile delinquency // Law and legislation. 2022;(2):152—155. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-152-155.
© Зорина Н.С. М., 2022.
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2022
В современном мире с появлением компьютера и Интернета произошли серьезные изменения во всех сферах жизнедеятельности современного человека: духовных, идеологических, социологических и экономических.
Ведь с использованием инновационных технологий можно осуществлять различные действия, такие, как: совершение покупок, не выходя из дома, обучение любой сложности в дистанционном режиме, получать практически любую информацию и при этом экономить огромное количество времени. Но также нужно учитывать, что существуют и определенные минусы в использовании информационных технологий.
При этом следует отметить, что сеть Интернет раскрывает не только широкие возможности для развития способностей, углубления знаний и расширения круга интересов, но и содержит в себе реальные угрозы для граждан, в особенности для подростков [2].
Ведь именно подросток, который включен в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации. При этом именно СМИ являются серьезной опасностью для молодежи и оказывают мощнейшее манипуляционное воздействие на личность подростка [4, с. 78].
Прежде всего, отметим, что подросток становится зависимым от Интернета и у него не остается времени на живое общение. Виртуальный мир затягивает подростка, отдаляя от реальности, семьи и друзей. В итоге Интернет начинает играть все более доминирующую роль в процессе социализации несовершеннолетних и оказывает серьезное психологическое влияние на подростков и на их ценностные установки.
Конечно, Интернет для подростка может выступать и позитивным источником получения информации, если использовать эффективно его ресурсы. Таким образом, процесс взаимодействия подростка с интернет- пространством имеет большое значение в формировании его личности. В связи с этим главной особенностью такого взаимодействия являются информационная безопасность и психологическое благополучие подростков.
Ю.М. Баранова определяет информационно-психологическую безопасность личности через компоненты психологической защищенности от негативных воздействий информационных факторов и технологий, в результате чего сохраняется психологическое здоровье, удовлетворяется потребность в самосохранении; обеспечива-
ется психологическая суверенность и целостность личности, возможность осознанного саморазвития [1].
Отметим также, что чаще всего подростки пользуются Интернетом, чтобы снять эмоциональное переживание и избежать проблем. Проводя время в Интернете, подросток улучшает свое настроение, и это можно считать способом психологической защиты или неконструктивного преодоления, поскольку сами проблемы никуда не исчезают.
Существует ряд внешних факторов, которые вызывают эмоциональную напряженность у подростка. Прежде всего это касается конфликтов в семье: отсутствует взаимопонимание между детьми и родителями, ребенок не чувствует поддержки и защиты со стороны родителей. Назовем и проблемы в образовательных учреждениях, такие, как разногласия со сверстниками, неуспеваемость в школе, что также наносит стресс подростку.
Подросток, отвлекаясь от проблем, погружается в Интернет, где может попасть в криминальную сферу. В свою очередь, следует обратить особое внимание на такие понятия, как «компьютерное преступление» и «преступление в сфере компьютерной информации», где используется компьютерная техника, и молодое поколение активно задействовано в этой среде. Ведь на сегодняшний день интернет-преступность является серьезной проблемой для общества, особенно когда в ней задействованы несовершеннолетние.
Так, в научной литературе закрепилось мнение, что термин «компьютерное преступление» гораздо шире понятия «преступление в сфере компьютерной информации» [3, с. 17].
Данное мнение базируется на том, что объектом компьютерного преступления могут быть не только отношения, складывающиеся в сфере нормального оборота компьютерной информации, но и другие охраняемые уголовным законом общественные отношения, такие, как отношения собственности, честь, достоинство, деловая репутация, общественный порядок, даже мир и безопасность человечества [5].
При этом отметим, что подростки большую часть времени проводят в социальных сетях, и это позволяет преступным группировкам управлять деятельностью несовершеннолетних с целью подталкивания их к совершению противозаконных действий. Именно в социальных сетях подросток свободно общается с различным контингентом людей, где присутствуют экстре-
ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 02-2022
мистские группировки, которые распространяют свои идеи среди несовершеннолетних и привлекают их к автономному совершению преступлений.
Подростки в силу своего возраста являются более ранимыми и чувствительными личностями и часто могут становиться жертвой преступления в сети Интернет.
Например, в социальных сетях существуют группы злоумышленников, которые незаконно входят в контакт с ребенком и постепенно выстраивают с ним доверительные отношения, так называемый груминг. В последующем злоумышленник получает фотографии интимного характера подростка и в дальнейшем начинает шантажировать его. Впоследствии может привести не только к психологической травме, но и противоправным действиям со стороны подростка, который находится под давлением злоумышленника.
Особое внимание нужно обратить на то, что подростки, погружаясь в виртуальный мир, все больше времени проводят за играми, тем самым удовлетворяя свои потребности и желания, отстраняясь от реального мира. В итоге образуется новая категория фанатов, это так называемые геймеры, круг интересов которых совпадает с игровой деятельностью. Ведь именно игры формируют психическую неустойчивость, что приводит к серьезным проблемам, которое воздействуют на процесс самосознания. Несомненно, в игре присутствуют жестокость, агрессивность, что в дальнейшем может привести к преступности несовершеннолетних.
Таким образом, из вышесказанного следует, что с целью обеспечения информационной безопасности подростков в Интернете как фактора предупреждения преступности несовершеннолетних необходимо создать комплекс таких мер, как:
■ проводить воспитательные работы в образовательных учреждениях, которые, прежде всего, будут направлены на формирование личностных установок, а педагоги будут рассказывать об информационный безопасности подростков в сети Интернет;
■ привлечение родителей, которые будут разъяснять подросткам вред компьютерных игр, угрозы социальных сетей и все возможные уловки злоумышленников в сети Интернет.
Также необходимо разработать специальные программы, которые будут препятствовать доступу к сайтам, где присутствуют сцены наси-
лия, сексуальные развлечения, пропаганда наркотиков.
В связи с этим следует отметить, что обеспечение информационной безопасности подростков в Интернете является весьма актуальной проблемой. Решение этой проблемы заключается в проведении комплекса мер, и участие в этом должны принимать правоохранительные органы, органы местного самоуправления и образовательные учреждения. Только при совместных усилиях возможно преодолеть данную проблему.
Список источников
1. Баранова Ю.М. К вопросу об информационно-психологической безопасности детей и подростков в сети Интернет / / Социальная психология и общество. 2012. № 4. С. 122—129.
2. Бураева Л.А. Об актуальных проблемах негативного влияния социальных сетей на формирование личности подростка / Л.А. Бураева, З.И. Дадова // Социально-политические науки. 2019. Т. 9. № 6. С. 90—93.
3. Зыков Д.А. Виктимологические аспекты предупреждения компьютерного мошенничества: Дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2002.
4. Каштанова А. О., Козлова А.А., Кочкина О.В. Определение меры ответственности несовершеннолетнего, осужденного к лишению свободы, за ненадлежащее исполнение или неисполнение в отношении него родительских обязанностей // Правовое регулирование и организация защиты прав несовершеннолетних осужденных: Матер. «круглого» стола. ФКУ НИИ ФСИН России, 2021. С. 77—79.
5. Простосердов М.А. Проблемы квалификации компьютерных преступлений // Рос. правосудие. 2012. № 6 (74). С. 106—108.
References
1. Baranova Yu.M. On the issue of information and psychological safety of children and adolescents on the Internet // Social Psychology and Society. 2012. № 4. Pp. 122—129.
2. Buraeva L.A. On the actual problems of the negative impact of social networks on the formation of a teenager's personality / L.A. Buraeva, Z.I. Dadova // Socio-political sciences. 2019. Vol. 9. № 6. Pp. 90—93.
3. Zykov D.A. Victimological aspects of computer fraud prevention: Dis. ... cand. jurid. sciences. Vladimir, 2002.
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2022
4. Kashtanova A.O., Kozlova A.A., Kochkina O. V. Determination of the measure of responsibility of a minor sentenced to imprisonment for improper performance or non-performance of parental duties in relation to him / Legal regulation and organization of protection of the rights of juvenile convicts.
Collection of materials of the round table. FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2021. Pp. 77-79.
5. Prostoserdov, M.A. Problems of qualification of computer crimes // Russian justice. 2012. № 6 (74). Pp. 106-108.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Цветков В.Л. и др. Психология служебной деятельности.
Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. — 351 с.
ISBN 978-5-238-03162-0
Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД. Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.
Информация об авторе
Зорина Н.С. — старший научный сотрудник отдела по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности уголовно-исполнительной системы центра изучения проблем управления и организации исполнения наказаний в уголовно-исполнительной системе
Information about the author Zorina N.S. — senior researcher of the department for improving legal regulation of the penitentiary system of the center for the study of problems of management and organization of the execution of sentences in the penitentiary system
Статья поступила в редакцию 09.12.2021; одобрена после рецензирования 08.01.2022; принята к публикации 14.01.2022.
The article was submitted 09.1 2.2021; approved after reviewing 08.01.2022; accepted for publication 14.01.2022.
LAW & LEGISLATION • 02-2022