УДК 343
Информационная безопасность подростков в Интернете как фактор предупреждения преступности несовершеннолетних
Сулейманов Сулейман Тимурович, Нижегородская академия МВД России
e-mail: [email protected]
Кучинская Арина Владиславовна, Лицей № 165 имени 65-летия «ГАЗ»
e-mail: [email protected]
Статья посвящена рассмотрению особенностей обеспечения информационной безопасности подростков в Интернете с точки зрения предупреждения преступности. Отдельное внимание в процессе исследования уделено информационно-правовым мерам и действиям, направленным на защиту подростков в социальных сетях.
Ключевые слова: Интернет, безопасность, подростки, информация.
Information security of adolescents on the Internet as a factor in preventing juvenile delinquency
Suleymanov Suleyman Timurovich, Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia
Kuchinskaya Arina Vladislavovna,
Lyceum №165 named after the 65th anniversary of «GAZ»
The article is devoted to the consideration of the information security of adolescents on the Internet in terms of crime prevention. Special attention in the research process is given to information and legal measures and actions aimed at protecting adolescents in social networks.
Key words: Internet, security, teens, information.
В течение последних десятилетий современные информационные технологии совершили настоящую революцию среди привычных ранее средств и способов общения, методов связи, передачи и распространения информации. При этом следует отметить, что сеть «Интернет» раскрывает не только широкие возможности для развития способностей, углубления знаний и расширения круга интересов, но и содержит в себе реальные угрозы для граждан, в особенности для подростков1.
Прежде всего, следует отметить интернет-зависимость и отсутствие времени на живое общение. Интернет, отодвигая на второй план традиционные
1 См.: Бураева Л. А., Дадова З. И. Об актуальных проблемах негативного влияния социальных сетей на формирование личности подростка // Социально-политические науки. 2019. Т. 9. № 6. С. 90-93.
социальные институты - семью, школу, друзей, - занимает все более доминирующую роль в процессе социализации несовершеннолетних и оказывает непосредственное влияние на их ценностные ориентации. Отдельное внимание следует обратить на возникновение новых видов преступности, а именно преступлений в сфере использования интернет-ресурсов. Преступность в интернет-сети в настоящее время является актуальной проблемой, над решением которой работают не только психологи, но и представители смежных отраслей.
Несовершеннолетним не хватает жизненного опыта, нравственной позиции и принципиальности. Подростки склонны к некритическому подражанию, отождествляют себя с увиденным, копируют поступки и действия своих кумиров. Это позволяет преступникам посредством, например, социальных сетей ко-
№ 1 • 2020
ординировать деятельность несовершеннолетних с целью принуждения их к совершению противоправных действий. В частности, террористические группировки пользуются социальными сетями для распространения своих идей среди несовершеннолетних, вербовки новых членов и побуждения к автономному совершению преступлений.
Все вышеприведенное свидетельствует о том, что большой объем информации, который находится в интернет-пространстве, требует надлежащего механизма сбора, использования, обобщения, хранения и контроля, в первую очередь - со стороны государства. Актуальным становится использование информации, содержащейся в Интернете, в частности, для предупреждения преступности несовершеннолетних.
Таким образом, указанные обстоятельства обуславливают выбор темы данной статьи и подтверждают ее практическую значимость.
Изучением проблемных вопросов, связанных с использованием возможностей социальных сетей в борьбе с детской преступностью, занимались отечественные и зарубежные исследователи, в частности В. В. Белоус, В. М. Бутузов, В. Б. Вехов, А. Ф. Волобуев, А. Воронов, В. Д. Гавловский.
Проблему влияния Интернета на сознание несовершеннолетних изучали такие зарубежные и отечественные ученые, как В. С. Батиргареева, А. В. Во-лянська, В. В. Голина, Б. Н. Головкин, В. Г. Гончаренко,
A. В. Гордякова.
Ключевые аспекты деструктивных воздействий через социальные сети и пути противодействия вызовам в информационной среде изучают К. И. Беляков,
B. М. Бутузов, В. Д. Гавловский, А. И. Марущак.
Однако, несмотря на значительное количество публикаций и имеющиеся наработки, стремительное развитие информационного общества постоянно дает новый материал для научно-практических обобщений, актуализирует вопрос о проведении дополнительных научных изысканий.
Так, вопросам информационной и компьютерной безопасности в воспитании несовершеннолетних все еще уделяется недостаточно внимания. Кроме того, не учитываются особенности психолого-возрастной периодизации в формировании информационной безопасной личности несовершеннолетних в Интернете. В данном контексте не подлежит сомнению тот факт, что методы обеспечения информационной безопасности подростков и воспитательное воздействие должны быть адекватными возрастным особенностям и уровню развития личности, для того чтобы получить оптимальный результат воспитательных мероприятий и обеспечить безопасную социализацию в информационной среде.
Таким образом, в связи с развитием новейших информационных технологий, усовершенствованием и усложнением технических средств передачи информации перед обществом и уполномоченными органами возникают новые задачи по защите подростков
в сети «Интернет», решить которые возможно лишь благодаря разработке методов и средств контроля получаемой пользователями информации с помощью соответствующих технологий, в том числе и потенциала социальных сетей.
Итак, с учетом вышеизложенного, цель статьи заключается в рассмотрении особенностей обеспечения информационной безопасности подростков в Интернете как фактора предупреждения преступности несовершеннолетних.
Многочисленные международные исследования свидетельствуют о том, что часто подростки как наиболее уязвимые личности ведут себя в мировой сети, в социальных сетях виктимно, невольно провоцируя совершение противоправных действий. Речь может идти об установлении между злоумышленником и ребенком незаконного контакта (груминга) с последующими преступными действиями, киберпреследова-нии, онлайн-насилии, мошенничестве, порнографии и др. Причем иногда может иметь место и так называемая «инверсия ролей», когда подросток из жертвы превращается в нарушителя1.
Примером может служить совершение незаконных действий по получению денег с целью приобретения новой компьютерной игры или устройства, когда подросток может пойти на кражу, мошенничество или даже грабеж и разбойное нападение.
В данном случае уполномоченные органы обязаны выявлять в Интернете тех, кто «подсел» на игры и квесты, ведущие к опасным трюкам и самоубийствам, входить в доверие к подросткам, разъяснять несовершеннолетним опасность совершения экспериментов над собой и незаконных действий.
Также очень опасным для психического здоровья несовершеннолетних является установление так называемого нежелательного контента, под которым специалисты понимают материалы непригодного для детей и противозаконного содержания - порнографические, пропагандирующие наркотики, психотропные вещества и алкоголь, терроризм и экстремизм, ксенофобию, сектантство, национальную, классовую, социальную нетерпимость, неравенство, асоциальное поведение, насилие, агрессию, суицид, азартные игры, интернет-мошенничество.
Особое внимание со стороны правоохранительных органов должно уделяться компьютерным играм с деструктивным, агрессивным содержанием, к которым у подростков в сетях имеется очень легкий доступ. Такие игры существенно влияют на сознание ребенка, учат его решать проблемы силовыми методами, вызывают тревожность, жестокость, раздражительность, эмоциональную неуравновешенность.
По мнению авторов, с целью обеспечения информационной безопасности подростков в Интернете как фактора предупреждения преступности несовер-
1 См.: Фасхутдинов Р. Ф. Некоторые аспекты психического насилия в сети интернет как одного из способов совершения преступления против несовершеннолетних // Евразийский юридический журнал. 2018. № 10. С. 284-285.
шеннолетних следует использовать комплекс информационно-правовых мер, которые должны включать:
1) автоматическое компьютерное наблюдение, которое следует проводить с использованием соответствующего программного обеспечения. Это наблюдение должно быть направлено на поиск в социальных сетях по ключевым словам или содержанию информации, содержащей пропаганду общественно опасных идей; сведения с ограниченным доступом; договоренности несовершеннолетних о совместных преступных действиях; сведения по сбыту или приобретению товаров и предметов, запрещенных для открытого обращения, имущества, добытого преступным путем; предоставление запрещенных услуг; торговлю людьми;
2) мероприятия, связанные с привлечением родителей, учителей, общественности к получению информации об использовании несовершеннолетними социальных сетей в деструктивных целях;
3) оперативное внедрение в виртуальные социальные группы подростков, имеющих деструктивные цели, для получения информации об их персональном составе, местах встреч, планах и средствах, которые используются в деструктивной деятельности.
В данном контексте показательным и эффективным является пример интернет-гиганта Google, который запустил на YouTube экспериментальный «Метод перенаправления». Он заключается в том, чтобы перенаправить людей, в том числе подростков, которые ищут «террористический контент», на другие информационные ресурсы, имеющие разъяснительный и упреждающий характер1.
Повышенное внимание в системе предупреждения преступности несовершеннолетних должно уделяться вопросу ограничения доступа детей к сети «Интернет». Представляется, что это должен быть не контроль и ограничение деятельности клубов и кафе, а недопущение несовершеннолетних к играм и сайтам, пропагандирующим культ насилия и жестокость, сексуальные развлечения.
В связи с этим является необходимой разработка и установка специальных «фильтрующих» программ, которые бы препятствовали доступу к сайтам, содержащим сцены насилия, популяризацию наркотиков, проституции и т. д.
Библиографический список
1. Бураева Л. А. Об актуальных проблемах негативного влияния социальных сетей на формирование личности подростка / Л. А. Бураева, З. И. Дадова // Социально-политические науки. - 2019. - Т. 9. - № 6. -С. 90-93.
2. Фасхутдинов Р. Ф. Некоторые аспекты психического насилия в сети интернет как одного из способов совершения преступления против несовершеннолет-
1 Cm.: Research for CULT Committee: recommendations for EU policy developments on the protection of minors in the digital age: in-depth analysis. Brussels: European Parliament, 2018.
них / Р. Ф. Фасхутдинов // Евразийский юридический журнал. - 2018. - № 10. - С. 284-285.
3. Research for CULT Committee: recommendations for EU policy developments on the protection of minors in the digital age: in-depth analysis. Brussels: European Parliament, 2018. - 187 р.
Bibliograficheskij spisok
1. Buraeva L. A. Ob aktual'nyh problemah negativnogo vliyaniya social'nyh setej na formirovanie lichnosti podrostka / L. A. Buraeva, Z. I. Dadova // Social'no-politicheskie nauki. - 2019. - T. 9. - № 6. - S. 90-93.
2. Faskhutdinov R. F. Nekotorye aspekty psihicheskogo nasiliya v seti internet kak odnogo iz sposobov soversheniya prestupleniya protiv nesovershennol-tnih / R. F. Faskhutdinov // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. - 2018. - № 10. - S. 284-285.
3. Research for CULT Committee: recommendations for EU policy developments on the protection of minors in the digital age: in-depth analysis. Brussels: European Parliament, 2018. - 187 r.