Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ИНТЕРНЕТЕ'

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ИНТЕРНЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
325
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Аверин Александр Николаевич, Понеделков Александр Васильевич, Яланский Александр Павлович, Стельмах Сергей Анатольевич

Интернет как средство распространения и использования информации занимает значительное место в жизни детей и подростков. Для защиты детей и подростков необходимо обеспечивать их информационную безопасность так, как этого требует законодательство. Ключевым в системе безопасности является понятие запрещенной для распространения среди детей информации. Не уменьшая положительного значения Интернета, вместе с тем, следует принимать во внимание, что дети и подростки сталкиваются с вызовом информации, ее отрицательным воздействием на их здоровье и развитие. Поэтому весьма актуальной проблемой является осуществление информационной безопасности детей и подростков в Интернете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Аверин Александр Николаевич, Понеделков Александр Васильевич, Яланский Александр Павлович, Стельмах Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET INFORMATION SECURITY FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS

The Internet, as an essential means of disseminating and using information, has a significant place in the lives of children and adolescents. In order to protect children and adolescents, their information security must be ensured in the way required by law. The key to the security system is the notion that information is not being disseminated to children. It should not diminish its positive value, but it should be taken into account that children and adolescents face the challenge of information, its negative impact on their health and development. Therefore, the implementation of information security for children and adolescents on the Internet is a very pressing issue.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ИНТЕРНЕТЕ»

УДК 351

РО! 10.23672/и7468-4725-1906-ш

Аверин Александр Николаевич

доктор философских наук,

профессор,

Институт права

и национальной безопасности

Российской академии народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

ponedelkov@uriu.ranepa.ru

Понеделков Александр Васильевич

доктор политических наук, профессор,

заведующий лабораторией Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ponedelkov@uriu.ranepa.ru

Яланский Александр Павлович

кандидат экономических наук, доцент,

научный сотрудник лаборатории проблем повышения эффективности государственного и муниципального управления, Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации mitsrostov@mail.ru

Стельмах Сергей Анатольевич

магистрант факультета политологии, Южно-Российскийинститут управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации sergej.stelmax@mail.ru

Alexander N. Averin

Doctor of Philosophy,

Professor,

Institute of Law

and National Security

Russian Academy of National Economy

and Public Service

President of the Russian Federation

ponedelkov@uriu.ranepa.ru

Aleksandr V. Ponedelkov

Doctor of Political Science,

Professor,

Head of Laboratory

South Russian Institute of Management -branch of the Russian Academy of the National Economy and Public Service President of the Russian Federation ponedelkov@uriu.ranepa.ru

Alexander P. Yalanskiy

Candidate of Economic Sciences,

Associate Professor,

Laboratory Researcher

Raising Problems

Efficiency of the State

and municipal administration,

South Russian Institute of Management -

branch of the Russian Academy

of the National Economy and Public Service

President of the Russian Federation

mitsrostov@mail.ru

Sergey A Stelmax

Master of Political Science,

South Russian Institute of Management -

branch of the Russian Academy

of the National Economy

and Public Service

President of the Russian Federation

sergej.stelmax@mail.ru

Правовое обеспечение

информационной безопасности детей и подростков в интернете

Аннотация. Интернет как средство распространения и использования информации занимает значительное место в жизни детей и подростков. Для защиты детей и подростков необходимо обеспечивать их информационную безопасность так, как этого требует законодательство. Ключевым в системе безопасности является понятие запрещенной для

Internet information

security for children and adolescents

Annotation. The Internet, as an essential means of disseminating and using information, has a significant place in the lives of children and adolescents. In order to protect children and adolescents, their information security must be ensured in the way required by law. The key to the security system is the notion that information is not being disseminated to children. It should

распространения среди детей информации. Не уменьшая положительного значения Интернета, вместе с тем, следует принимать во внимание, что дети и подростки сталкиваются с вызовом информации, ее отрицательным воздействием на их здоровье и развитие. Поэтому весьма актуальной проблемой является осуществление информационной безопасности детей и подростков в Интернете.

Ключевые слова: дети, интернет, информация, информационная безопасность, концепция, подростки.

not diminish its positive value, but it should be taken into account that children and adolescents face the challenge of information, its negative impact on their health and development. Therefore, the implementation of information security for children and adolescents on the Internet is a very pressing issue.

Keywords: children, the Internet, information, information security, concept, teenagers.

В Интернете в социальных сетях демонстрируются взрывы, поджоги, расстрелы, насильственные действия в образовательных организациях, в результате которых погибают дети, подростки и взрослые люди. Все это отрицательно воздействует на детей и подростков. В последнее время распространение получило вооруженное нападение подростков на своих сверстников и преподавателей. В 2017-2018 годы в 18 регионах в школах и колледжах учащиеся совершили 24 преступления с использованием оружия и взрывных устройств [1]. Погибли 24 человека, в том числе 12 детей, ранено 99 человек. Причин подростковой агрессии много. Одной из основных причин является пропаганда в Интернете в социальных сетях информации о стрельбе в школах и колледжах, о детском и подростковом насилии и жестокости. Происходит увлечение детей и подростков видео и онлайн-играми, в которых содержатся акты жестокости и насилия. Родители не всегда контролируют эти увлечения своих детей. Смартфоны, планшеты, компьютеры, сотовые телефоны помогают детям и подросткам, вместе с тем, они не способствуют непосредственному общению их друг с другом и взрослыми людьми. Из-за избыточной информационной нагрузки возникла компьютерная, смартфонная, планшетная, телефонная зависимость детей и подростков. В 2018 году, по данным Фонда развития интернета, пользовались Интернетом при участии взрослых людей 38 % детей в возрасте 3-6 лет, 56 % детей в возрасте 8-11 лет. Распространяется такая негативная информация, как мат (37 %), троллинг (52 %), травля (55 %), кибербуллинг - травля с помощью видео с издевательствами (69 %). От интернет-травли, чаще всего, страдают молодые люди до 23 лет и дети в возрасте 8-9 лет, 56 % из них подвергались травле хотя бы один раз [2]. Существует онлайн-агрессия у детей и подростков. Основными видами онлайн-агрессии являются:

- аутинг (публикация личной информации без согласия ребенка с целью его унизить);

- киберсталкинг (преследование через повторяющиеся угрожающие сообщения);

- секстинг (рассылка, публикация фото- и видеоматериалов с обнаженными телами);

- троллинг (распространение негатива, осознанное издевательство); хейтинг (жесткая критика без реальных оснований);

- флэйминг (публичное оскорбление в чатах и социальных сетях) [3].

Для защиты детей и подростков необходимо обеспечивать их информационную безопасность так, как этого требует законодательство [4]. Ключевым в системе безопасности является понятие «запрещенная для распространения среди детей информация». Запрещенной является информация:

- побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью, в том числе:

- к причинению вреда своему здоровью, к самоубийству, жизни и здоровью других людей, направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;

- способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и одурманивающие вещества, табачные изделия, никотин-содержащую, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жестокости, побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;

- содержащая изображение или описание сексуального насилия; отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и другим членам семьи;

- оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань;

- содержащая информацию порнографического характера;

- о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото-и видеоизображения несовершеннолетнего, его родителей и других законных представителей, дату рождения несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо

или косвенно установить личность несовершеннолетнего.

К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:

- представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и психического насилия (за исключением сексуального насилия), преступления или иного антиобщественного действия;

- вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе, представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и их последствий;

- представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

- содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Законодательством установлены соответствующие требования к ограничению распространения среди детей подобной информации.

В Концепции информационной безопасности детей дано более конкретное понимание информационной безопасности детей, сформулированы основные принципы, приоритетные задачи, механизмы реализации государственной политики в области обеспечения информационной безопасности, ожидаемые результаты реализации Концепции [5]. Информационная безопасность детей рассматривается как защита ребенка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции и создание условий информационной среды для его позитивной социализации и индивидуализации, оптимального социального, личностного, познавательного и физического развития, сохранения психического и психологического здоровья и благополучия, формирования позитивного мировосприятия. Основными принципами Концепции являются:

- признание детей равноправными участниками процесса формирования информационного общества;

- ответственность государства за соблюдение законных интересов детей в информационной сфере;

- необходимость формирования у детей умения ориентироваться в современной информационной среде;

- воспитание у детей навыков самостоятельного и критического мышления; развитие государственно-частного партнерства в целях обеспечения законных интересов детей в информационной среде;

- повышение эффективности сотрудничества представителей средств массовой информации и

массовых коммуникаций и государственных органов в интересах защиты детей от информации, способной причинить вред их здоровью и развитию;

- обучение детей медиаграмотности;

- поддержка творческой деятельности детей в целях их самореализации в информационной среде;

- создание условий для формирования в информационной среде благоприятной атмосферы для детей вне зависимости от их социального положения, религиозной и этнической принадлежности;

- взаимодействие различных ведомств при реализации стратегий и программ в части, касающейся обеспечения информационной безопасности детей;

- обеспечение широкого доступа детей к историческому и культурному наследию России через использование современных средств массовых коммуникаций;

- открытость и взаимодействие с другой информационной культурой и традициями, формирование у детей объективного представления о российской культуре как неотъемлемой части мировой цивилизации.

Стратегической целью государственной политики в области информационной безопасности детей является обеспечение гармоничного их развития при минимизации всех негативных факторов, связанных с формированием гиперинформационного общества. Обеспечение информационной безопасности детей возможно при взаимодействии государства и общественных организаций при определяющей роли семьи. К приоритетным задачам относится:

- формирование у детей навыков самостоятельного и ответственного потребления информационной продукции;

- повышение уровня медиаграмотности детей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формирование у детей позитивной картины мира и адекватных базисных представлений об окружающем мире и человеке;

- ценностное, моральное и нравственно-этическое развитие детей;

- воспитание у детей ответственности за свою жизнь, здоровье и судьбу, изживание социального потребительства и инфантилизма;

- усвоение детьми системы семейных ценностей и представлений о семье;

- развитие системы социальных и межличностных отношений и общения детей;

- удовлетворение и развитие познавательных потребностей и интересов ребенка, детской любознательности и исследовательской активности;

- развитие творческих способностей детей; воспитание у детей толерантности;

- развитие у детей идентичности (гражданской, этнической и гендерной);

- формирование здоровых представлений о сексуальной жизни человека;

- эмоционально-личностное развитие детей;

- формирование у детей чувства ответственности за свои действия в информационном пространстве; воспитание детей как независимых, ответственных и самостоятельно мыслящих личностей с целью изживания социального иждивенчества.

Органы государственной власти принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, которые наносят вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Защита осуществляется:

- от национальной, классовой, социальной нетерпимости;

- от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий;

- от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства;

- от информации порнографического характера, о нетрадиционных сексуальных отношениях;

- от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение [6].

Для ограничения доступа к сайтам в Интернете, содержащим запрещенную информацию, существует единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» [7]. Основаниями для включения в реестр являются:

- распространяемые материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и объявления о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

- информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено;

- информация, направленная на склонение и иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетних и иных людей.

Подводя итоги, следует отметить, что для обеспечения информационной безопасности детей и подростков необходимо предпринимать активные действия органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов, работников образования, семьи, всех организаций и людей, осуществляющих работу с детьми и подростками.

Литература:

1. Егоров И. Граната в рюкзаке / И. Егоров // Российская газета. 2019. 05 апреля.

2. Емельяненко В. Бой за «личку» / В. Емелья-ненко // Российская газета. 2019. 09 октября.

3. Васянин А. Есть Контакт? Как защитить ребенка от кибербуллдинга / А. Васянин // Российская газета. Неделя. 2019. 15 мая.

4. Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 1. ст. 48; 2020. № 31 (часть I). Ст. 5062.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 года № 2471 -р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 49. Ст. 7055.

6. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3802; 2020, № 31 (часть I). Ст. 5062.

Literature:

1. EgorovI. Granata in a backpack / I. Egorov // Russian newspaper. 2019. 05 April.

2. Emelianenko V. Fight for «face» / V.Emelianenko // Russian newspaper. 2019. 09 October.

3. Vasyanian A. Is Contact? How to protect your child from cyberbullying / A. Vasyanian // Russian newspaper. Week. 2019. 15 May.

4. Federal Law of December 29, 2010 № 436-Fz «On the protection of children from information that harms their health and development» // The Assembly of Legislation of the Russian Federation. 2011. № 1. Art. 48; 2020. № 31 (part I). Art. 5062.

5. The Russian Government's Order of December 2, 2015 № 2471 -r «On the Approval of the Concept of Information Security of Children» / Assembly of legislation of the Russian Federation. 2015. № 49. Art. 7055.

6. Federal Law of 24 July 1998 № 124-FH «On the Basic Guarantees of the Rights of the Child in the Russian Federation» / Assembly of Russian Law, 1998. № 31. Art. 3802; 2020. № 31 (Part I). Art. 5062.

7. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006, № 31. ст. 3448; 2021. № 1 (часть !). Ст. 69.

7. Federal Law of 27 July 2006 № 149-FH «On Information, Information Technology and Information Protection» / Assembly of Russian Law. 2006. № 31. Art. 3448; 2021. № 1 (Part I). Art. 69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.