Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
РОСЛЯКОВА Светлана Васильевна и другие СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ...
УДК 37.013.42; 316.61
DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0053
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ИХ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА
© Автор(ы) 2021 SPIN: 7963-3778 AuthorlD: 706821 ORCID: 0000-0001-8305-0051
РОСЛЯКОВА Светлана Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии
SPIN: 6609-0387 AuthorlD: 726370 ORCID: 0000-0002-8858-9790
ЧЕРНИКОВА Елена Геннадьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, проспект Ленина, 69, e-mail: chernikovaeg@cspu.ru) Аннотация. Изменения в нашей жизни, связанные с увеличением жизнедеятельности в виртуальном пространстве, обусловливают появление и новых форм отклоняющегося поведения. В статье на основе теоретического анализа современной научной литературы рассматриваются такие новые формы девиантного поведения подростков в информационном пространстве, как кибербуллинг и шоплифтинг. Выявлено, что кибербуллинг опасен для подростков, причем как проявляющих агрессию (буллеров) в сети Интернет, так и для подверженных нападкам: у одних формируется устойчивое агрессивное поведение, у других наблюдаются психические расстройства, суицидальные проявления. Склонность подростков к шоплифтингу нередко говорит о социальной расторможенности, низкой правовой грамотности. Проведенный опрос школьников подросткового возраста г. Челябинска позволил отметить: с одной стороны, недостаточную их осведомленность о последствиях кибербуллинга и шоплифитига, а с другой, высокий риск быть подверженным их опасному воздействию и низкий уровень профилактики распространения этих социально опасных явлений. Для решения проблемы предложена технология социальной профилактики, включающая диагностический, ориентировочно-целевой, содержательно-организационный и результативный этапы, реализация которых позволит повысить уровень психологической защищенности подростков, сформировать установки на социально ответственный и правопослушный образ жизни, навыки их реализации. Также предложены условия, повышающие успешность внедрения данной технологии в общеобразовательном учреждении: социальное партнерство на основе межведомственного взаимодействия, а также объединение усилий школы и семьи, а в процессе повышения уровня культуры общения и поведения подростков в виртуальном пространстве.
Ключевые слова: кибервиктимизация, девиантное поведение, кибербуллинг, шоплифтинг, социальная профилактика, технология, условия, социальное партнерство, взаимодействие.
MODERN FORMS OF DEVIANT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS AND THEIR SOCIAL PREVENTION
© The Author(s) 2021
ROSLYAKOVA Svetlana Vasilievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor
of the department of «Social work, pedagogy and psychology» CHERNIKOVA Elena Gennadevna, candidate of sociological sciences, associate professor of the department of «Social work, pedagogy and psychology» South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Avenue, 69, e-mail: chernikovaeg@cspu.ru) Abstract. Changes in our life associated with an increase in life activity in the virtual space, determine the emergence of new forms of deviant behavior. Based on the theoretical analysis of modern scientific literature, the article examines such new forms of deviant behavior of adolescents in the information space, such as cyberbullying and shoplifting. It was revealed that cyberbullying is dangerous for adolescents, both those who show aggression (bullers) on the Internet, and for those who are subject to attacks: some develop stable aggressive behavior, others have mental disorders, suicidal manifestations. The tendency of adolescents to shoplifting often speaks of social disinhibition, low legal literacy. A survey of adolescent schoolchildren in Chelyabinsk made it possible to note: on the one hand, their insufficient awareness of the consequences of cyberbullying and shoplifiting, and on the other hand, a high risk of being exposed to their dangerous effects and a low level of prevention of the spread of these socially dangerous phenomena. To solve the problem, a technology of social prevention is proposed, including diagnostic, tentative-target, content-organizational and effective stages, the implementation of which will increase the level of psychological protection of adolescents, form attitudes towards a socially responsible and law-abiding lifestyle, skills for their implementation. Also, conditions are proposed that increase the success of the implementation of this technology in a general educational institution: social partnership based on interdepartmental interaction, as well as pooling the efforts of the school and family, and in the process of increasing the level of communication culture and behavior of adolescents in the virtual space.
Keywords: cyber victimization, deviant behavior, cyberbullying, shoplifting, social prevention, technology, conditions, social partnership, interaction.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Наша жизнь протекает в двух мирах - реальном и виртуальном. Современный человек остро осознает, как зависит от информации, скорости ее получения, постоянного пребывания в сети Интернет. Вместе с множеством плюсов информатизации наблюдаются и отрицательные моменты, сопутствующие этому процессу или являющиеся его следствием. К их числу можно отнести новые формы поведения человека, в том числе и девиантного, откло-
няющегося от общепринятых норм. Современное поколение «цифровых аборигенов» осваивает средства массовой коммуникации как орудие не только достижения целей, самореализации, но и демонстрации своего превосходства, давления на другого человека. Эти устремления породили такие современные формы девиантного поведения, как кибербуллинг и шоплифтинг. Группой риска прежде всего являются подростки. В силу своих возрастных особенностей они нередко становятся как его демонстрирующими, так и жертвами реализации его
ROSLYAKOVA Svetlana Vasilievna and others MODERN FORMS OF DEVIANT BEHAVIOR ..
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
другими. В этой связи современному обществу важно задуматься над вопросом, как предотвратить развитие этих девиаций и оградить подрастающее поколение от влияния и опасности их формирования.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Следует отметить, что природа девиантного поведения, его сущность, причины, виды в науке достаточно хорошо разработаны (Я.И. Гилинский [1], Е.В. Змановская [2], Ю.А. Клейберг [3] и др.). Девиантное поведение рассматривают как отклоняющееся от норм и правил, принятых в социуме; имеющее множество форм и видов проявления (деви-антное, аддиктивное, деструктивное и др.) [1-4 и др.]; негативно влияющее на социализацию личности [1-5 и др.]. Современные исследователи все чаще обращают внимание на новые формы девиантного поведения [4-8 и др.], например, кибербуллинг и шоплифтинг [7-11; 13-16 и др.]. Проведены эмпирические исследования, в результате которых получены данные о специфических характеристиках, гендерных особенностях проявления новых форм девиантного поведения (К.Д. Хломов) [12].
Формирование целей статьи. Несмотря на множественный интерес исследователей к проблеме отклоняющегося поведения в информационном обществе, появления и развития новых его форм, исследований, связанных с социальной работой в этом направлении, реализацией на практике первичной и вторичной профилактики кибербллинга и шоплифитинга, явно недостаточно. В этой связи в данной статье была поставлена цель - на основе теоретического анализа проблемы и результатов проведенного эмпирического исследования разработать технологию социальной профилактики новых форм де-виантного поведения подростков. Для этого решался ряд задач: 1) определить специфические характеристики и социальные риски кибербуллинга и шоплифтинга в подростковом возрасте; 2) на основе эмпирического исследования выявить уровень осведомленности подростков о данных формах девиантного поведения, степень подверженности им и степень охвата профилактическими мероприятиями школьников старшего подросткового возраста; 3) предложить технологию социальной профилактики новых форм девиантного поведения в общеобразовательном учреждении как способ содействия успешной социализации современных подростков.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Для достижения поставленных целей были выбраны теоретические методы исследования: анализ научной литературы по проблеме, обобщение, моделирование технологии социальной профилактики современных форм девиантного поведения. В качестве эмпирического метода было использовано анкетирование (выборка исследования: 124 подростка МАОУ СОШ № 51 г. Челябинска); наблюдение и анализ практической деятельности социального педагог школы.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Рассуждая над проблемой влияния интернет-пространства на поведение детей, M. Wright отмечает, что ки-беквиктимизация порождает киберагрессию как форму девиантного поведения [13]. Формой киберагрессии является кибербуллинг (cyber-bullying), получивший свое название от английского слова bull - бык. Сущность его можно передать с помощью понятий: «агрессивно нападать», «бередить», «задирать», «придираться», «провоцировать», «донимать», «терроризировать», «травить» (Л. Найденова) [10].
Впервые определение кибербуллинга дал Bil Belsey, определив его как использование информационных и коммуникационных технологий, например, электронной почты, мобильного телефона, личных интернет-сайтов, для намеренного, неоднократного и враждебного поведения лица или группы, направленного на оскорбление
других людей [14]. Отечественные ученые Л.И. Кемалова и Е.А. Лановская трактуют кибербуллинг как «травлю человека по интернету через сообщения, содержащие оскорбления, запугивания» [9]. Исследователи отмечают, что в этом процессе могут быть как подверженные травле (пассивные жертвы), так и участвующие в ней (провоцирующие жертвы), которых называют «булли» или «мобберы». Но жертвами являются и те, и другие. По мнению J. Palfrey, кибербуллинг - это один из трех видов угроз психологической безопасности детей и подростков в интернете [6].
По мнению ученых, причиной деструктивного поведения «провоцирующей жертвы» является анонимность, которая порождает феномен социального растормажи-вания (отсутствие боязни за наказание). Причины интереса разные: от неблагополучия в семье до желания подростка самоутвердиться за счет своих негативных действий [9]. «Пассивной жертвой» может быть как взрослый человек, так и подросток. Как правило, жертвами становятся те, кто уже подвергался травле и нападкам в реальной жизни. Чаще всего нападают за внешний вид (красивый - не красивый, модный - не модный, стильный - не стильный).
Социолог M. Wright, обращаясь к общей теории напряжения, объясняет состояние жертв: в результате психологического давления или различных стрессовых факторов усиливаются негативные эмоции (гнев и фрустрация), стресс и желание с ним справиться нередко становятся причиной агрессивного поведения. То есть, по мнению M. Wright, подростки, ставшие жертвами травили, пережив неудачный опыт кибервиктимазации, могут в дальнейшем сами демонстрировать агрессивное поведение в интернет-пространстве [13].
Ученые считают, что новые формы девиантного поведения опасны тем, что они могут не только нанести вред здоровью, но даже повлечь уголовную ответственность [7]. Провокации, агрессивные нападки, оскорбления могут привести подростка к психическим расстройствам и даже к суициду, когда он не выдерживает эмоциональных нагрузок и не может справиться со сложившейся ситуацией. Согласно исследованиям, в среднем по России 24% молодых людей - пользователей интернета - являются жертвами кибербуллинга [9]. При этом подростки, подвергавшиеся кибербуллингу в два раза чаще совершали суицидальные попытки, чем ровесники, которые не подвергались травле в интернете [15].
В отличие от обычной травли, кибер-травля опасна тем, что она охватывает огромную аудиторию интернет-пользователей; информация, запущенная в интернет с целью дискредитации человека, травли, крайне сложно удаляется, что порождает у жертвы ощущение беспомощности, безысходности. Примером кибер-травли является игра «Синий кит» (кит - сильное животное, способное выброситься на берег, отверженное океаном, то есть совершить суицид). Л.И. Кемалова и Е.А. Лановская дают описание этой игры: ребенок постепенно подстрекается для совершения суицида через задания, которые он получает от своих кураторов [9]. Эти задания могут быть как безобидными, так и склоняющими к суициду.
Другим социально опасным феноменом является «шоплифтинг». С точки зрения права, шоплифтинг - это обыкновенная кража из магазина, которая является уголовно наказуемой [16]. Сторонники шоплифтинга рассматривают его как особую философию, субкультуру, суть которой заключается в следующем: шоплифтер -это освободитель товара от десятикратной наценки продавца. Шоплифтинг называют «аморальной модой» для школьников [17].
Сущность его заключается в демонстрации в социальных сетях похищенных из магазинов товаров. При этом важна стоимость похищенного: подросток, который продемонстрирует в соответствующей группе в социальной сети фотографию похищенного на большую сумму, повышает свой статус в этой группе, получает
210
OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
РОСЛЯКОВА Светлана Васильевна и другие СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ...
«уважение» и симпатию среди участников, выражающуюся в комментариях и «лайках». Участниками групп даже проводятся соревнования по шоплифтингу, критерием определения победителя является стоимость похищенного [4]. У шоплифтеров есть свои инструменты, которые позволяют осуществить кражу: броник (сумка с подкладкой, обшитой в несколько слоев медной фольгой), радиоткань с латунной никой, защищающей от радиоизлучения; съемник (магнит, с помощью которого снимают пластиковые бляшки с товаров) [17].
К причинам занятия шоплифтингом относят: получение адреналина, сильных эмоций; получение дохода; желание получить то, что хочешь, бесплатно. Есть также мнение, что склонность к шоплифтингу сродни клептомании [4]. По данным исследователей, шоплифтингом занимаются отнюдь не бедные люди, дети из благополучных семей.
Оценивания социальную опасности шоплифтинга для подростков, следует указать на специфичность этой формы девиантного поведения, интерес к которой может возникнуть у школьников, склонных к авантюрам либо оказавшихся втянутыми в это действие посредством давления, провокации, либо в правовом плане безграмотных и безответственных. Данная форма девиантного поведения не так частотна, нежели кибербуллинг, поскольку подростки уже понимают, что кража - это уголовно наказуемое действие. Но все же некоторые втягиваются в эту деятельность, подстрекаются к ней, боясь показаться несовременными или желая «прославиться» в сети; не всегда готовы противостоять давлению, соблазну, азарту, сопровождающим эти действия (кражу).
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что кибербуллинг и шоплифтинг - формы девиантного поведения, демонстрируемые в интернет-пространстве. Опасность их для подростков заключается в том, что дети еще психологически не готовы противостоять натиску мобберов, склонность к агрессии в интернете говорит о проблемах личностного становления, желание похвастаться украденным - о психологических отклонениях или правовой безграмотности, авантюризме.
Важно на ранней стадии увидеть признаки такого поведения и предпринять превентивные меры [16; 18; 19]. Для этого в работе с подростками выбирается технология социальной профилактики как комплекс мер, предупреждающих возникновение социальных проблем, позволяющих устранить причины или условия их появления [18]. Эта технология включает постановку социального диагноза (выявления социальной проблемы), целеполагание (выдвижение цели и конкретизация ее сопровождающими целями-задачами), планирование (разработка плана или программы профилактических действий), реализацию (проведение социально-профилактических мероприятий на основе комплекса методов, форм и средств), контроль и оценку (подведение итогов на основе выработанных критериев оценки результативности осуществленных процедур) [18]. В соответствии с данным определением была разработана технология социальной профилактики современных форм девиантно-го поведения подростков для реализаии в общеобразовательном учреждении. Она имеет этапную структуру, реализуется социальным педагогом образовательного учреждения. Представим разработанную технологию.
Диагностический этап. Предполагает составление социального диагноза на основе исследование информированности и причастности школьников к этим социально опасным явлениям. Согласно этой цели в МБОУ СОШ N° 51 г. Челябинска было проведено анкетирование среди подростков 13-14 лет (выборка 124 человека), в результате которого мы выявили, что 89% опрошенных слышали о кибербллинге и шоплифтинге, проинформированы об игре «Синий кит» и даже в ней участвовали (7%). Знакомы с кибербуллингом 36% опрошенных (слышали и знают о нем), но при этом ни разу не слышали об этом явлении почти одна треть опрошенных (29%), что
определят их в группу риска. Выявлено, что подростки подвергались кибербуллингу: 11% - сами оказывались под давлением мобберов, 21% респондентов ответили, что ему подвергались друзья и 11% - одноклассники. С шоплифтингом сталкивались («интересовались», «занимаются знакомые», «пробовали сами») всего 14% опрошенных. Это говорит о том, что эта форма девиантно-го поведения не так распространена среди подростков. Выявлено, что имеют представление о шоплифтинге как о противоправном поведении 58% опрошенных подростков, не слышали о нем 10% (12 человек).
В исследовании также использовалось наблюдение и анализ практической деятельности социального педагога школы для оценки реализации профилактических мероприятий. Было выявлено, что с детьми мероприятия по профилактике девиантного поведения проводится, в рамках ее подростки информировались об игре «Синий кит», поэтому часть детей знакома с кибербуллингом. В то же время было отмечено, что о поведении в сети интернет, безопасности детей. речь заходит очень редко.
На основе результатов исследования сделан следующий вывод: новые формы девиантного поведения известны подросткам, но при этом почти 30% из них оказались не информированы о существовании кибер-буллинга и шоплифтинга. Работа социального педагога по профилактике интернет-девиаций говорит о положительном эффекте реализации данной технологии и важности проведения первичной профилактики среди подростков.
Ориентировочно-целевой этап. Результаты анкетирования позволили сформулировать цель технологии -предупреждение проявления подростками новых форм девиантного поведения. Задачи, позволяющие достигнуть цели, таковы: 1) просветить подростков о последствиях девиантного поведении и о его новых формах, об ответственности за противоправное поведение (формирование правосознания); 2) сформировать защитные механизмы поведения, позволяющие противостоять давлению в сети интернет со стороны других людей; 3) привлекать подростков к социально значимым мероприятиям для формирования правопослушного и социально ответственного поведения.
Третий этап технологии - содержательно-организационный. В рамках его реализуется программа, включающая 3 направления.
Информационно-правовое направление поможет подросткам узнать о новых формах девиантного поведения и последствиях при их реализации, о своих правах, о том, какую ответственность может повлечь отклоняющееся поведения. Реализовать данное направление можно в форме лекций на правовые темы, встреч с юристом-консультантом, с инспектором ПДН, просмотра кино- и видео-роликов с последующим их обсуждением, работы Школьного клуба знатоков права и др.
Данное направление программы включает курс занятий с подростками по знакомству их с правами, обязанностями, ответственностью в различных сферах жизнедеятельности. Проверка правовых знаний осуществляется в форме правовых игр и кейсов. Правовая игра направлена на формирование и закрепление правовых знаний, умений и навыков, она служит дидактическим средством развития творческого (теоретического и практического) правового мышления обучающихся, которое проявляется в способности к анализу различных ситуаций, в четкости и обоснованности решений. Работа с кейсами позволит подросткам обсудить реальные ситуации, возникающие в сети интернет. Подростки должны проанализировать их, предложить возможные варианты решений и выбрать лучшее из них.
Психологическое направление будет способствовать формированию механизмов защиты в ситуации давлении со стороны, избавиться от лишней тревожности и раздражительности, снизить уровень агрессии. В основе направления лежит профилактическая программа по
ROSLYAKOVA Svetlana Vasilievna and others MODERN FORMS OF DEVIANT BEHAVIOR .
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-S474
формированию копинг-стратегий преодоления жизненных проблем. Реализуется через индивидуальные консультации школьного психолога, методы и приемы театрализации, методы имаготерапии/театротерапии, мо-ритатерапии; психогимнастику «Чувствуй»; метод МАК (метафорические ассоциативные карты); создание коллажа на тему «Мои мечты» и др. В рамках психологического направления идет работа с чувствами подростков, их умениями защитить себя, избавиться от напряжения, агрессии.
Педагогическое направление связано с привитием подросткам социально приемлемых форм поведения, реализацией ответственного, правопослушного и социально активного поведения. Оно включает реализацию следующих форм работы: круглый стол «Формы деви-антного поведения. Как преодолеть?»; классные часы, акции, подготовленные детьми на темы, связанные с девиантным поведением, например «Стоп, буллинг!»; работу клуба волонтеров «Мы вместе - мы сила!». В рамках данного направления предусмотрена работа правовой консультации: одни подростки выступают в роли консультантов, другие - в роли клиентов, которые готовят вопросы по определенным правовым ситуациям и обращаются за правовой помощью. Назначенные консультанты должны дать компетентный ответ, заранее подготовившись к приходу «клиента».
Четвертый этап технологии социальной профилактики - результативный. По завершении реализации всех мероприятий предполагается получить следующие результаты: повышение уровня правовой компетентности подростков, развитие навыков противостояния новым формам девиантного поведения, формирование установок на социально ответственный и активный образ жизни, культуру общения и поведения в интернет-пространстве.
Следует отметить, что условиями успешной реализации данной технологии являются: 1) социальное партнерство на уровне внутриведомственного и межведомственного взаимодействия: привлечение психологов, медицинских работников, инспекторов ПДН, которые помогут разобраться подросткам в сущности кибербул-линга, шоплифтинга и других форм девиантного поведения и опасности, которую они таят; в последствиях реализации такого поведения; 2) совместная работа школы и семьи: совместные мероприятия, акции позволят показать детям, что есть социальные нормы поведения, общения, которые поддерживают мир, спокойствие, благополучие; 3) повышение уровня культуры поведения и общения как в реальном, так и в виртуальном пространстве.
Выводы исследования. На основании проведенного теоретического и эмпирического исследования были сделаны такие выводы:
1. Кибербллинг и щоплифтинг - это две формы отклоняющегося от общественной нормы (девинатного) поведения, реализуемого в интернет-пространстве и популярного среди подростков потому, что дают возможность проявить себя, самоутвердиться. Это формы деструктивного поведения, поскольку кибербуллинг связан с нанесением вреда другому человеку, а шоплиф-тинг основан на пренебрежении нормами права. Их демонстрация может привести к дезадаптации.
2. Кибербуллинг как форма девиантного поведения имеет следующие характеристики: во-первых, это асоциальное, агрессивное поведение, представляющее угрозу психологической безопасности других людей; во-вторых, причинами такого поведения являются условия, созданные интернет-пространством - анонимность (возможность остаться неузнанным), ненаказуемость; в-третьих, следствием демонстрации поведения является социальная расторможенность из-за отсутствия боязни за наказание; в-четвертых, опасность для общества заключается в том, что агрессия может распространяться на большую аудиторию и создавать у жертвы ощуще-
ние беспомощности, постоянного страха.
3. Шоплифтинг - это форма девинтного поведения, граничащая с поведением противоправным, делинквент-ным. Он интересен для подростков-авантюристов, готовых перейти границы закона ради славы, реализации потребности в получении сильных впечатлений, признании группы.
4. Расширение пространства социализации современных подростков требует не только изучения новых форм их поведения, но и способов профилактики отклонений от принятых и угрожающих обществу и здоровью личности форм жизнедеятельности. Социальная профилактика девиантного поведения подростков действенна только тогда, когда в основе ее лежит продуманная, целенаправленная система действий, когда она комплексна, когда к ней привлечены все заинтересованные социальные институты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гилинский Я.И. Социология девиантности (новеллы и перспективы) //Социологические исследования. 2009. Ж S. С. 70-73.
2. Змановская E.B. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие. M.: Академия, 2004. 2SS с.
3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 201S. 290 с.
4. Малова Е.О. Современные реалии асоциальных проявлений подростков в интернет-пространстве // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. Ж 2 (26). С.107-114.
5. Пташко Т.Г., Рослякова С.B., Черникова Е.Г. Особенности социализации современных подростков // Балтийский гуманитарный журнал. 201S. Т.7. Ж 4 (25). С. 292-296.
6. Palfrey, J.G. Interop: The Promise and the Perils of Highly Interconnected Systems //Basic Books. 2012. V. 4 (4). P. 399-415.
7. Коповая O.B. Новые формы девиантного поведения подростков в современном информационном обществе // Электронный научный журнал «Пензенский психологический вестник». 2016. Ж 1. С. 162-16S.
S. Бенгина Е.А., Гришаева С.А. Кибербуллинг как новая форма угрозы психологическому здоровью личности подростка // Bестник университета. 201S. Ж 2. С. 153-157.
9. Кемалова Л.И., Лановская Е.А. Кибербуллинг как форма девиантного поведения подростков // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2017. Ж 1. С. 35-37.
10. Найденова Л. Кибербуллинг: Опасное виртуальное «быкование» (Cyberbullying). Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/9370-17-522. html (дата обращения 12.06.2020).
11. Хломов К.Д., Давыдов Д.Г., Бочавер A.A. Кибербуллинг в опыте российских подростков //Психология и право. 2019. Ж 2. С. 276-295.
12. Mehari K.R., Farrell A.D., Anh-Thuy H. Le. Cyberbullying among adolescents: Measures in search of a construct // Psychology of Violence. - 2014.
13. Wright M.F. Cyber victimization and perceived stress: linkages to late adolescents' cyber aggression and psychological functioning // Youth a society. - Sevenoaks. 2015. Vol. 47. N 6. P. 7S9-S10.
14. Belsey B. Cyberbullying: An Emerging Threat to the «Always On» Generation. Режим доступа: http:// www.cyberbullying.ca/ pdf/Cyberbullying_Article_by _Bill_Belsey.pdf (дата обращения: 24.06.2020).
15. Cyberbullying Research Center report. 2010. Режим доступа: сhttp://www.cyberbullying.us/ (дата обращения: 25.01.201S).
16. Кузнецова E.B. Предупреждение делинквентного поведения несовершеннолетних, продуцируемого контентом сети Интернет : дис. ... канд. юр. наук : 12.00.0S /Кузнецова Елена Bладимировна. Москва, 2019. 210 с.
17. Шоплифтинг: ремесло скучающих богатых и голодающих бедных. Режим доступа: https://tjournal.ru/flood/161S4-shoplifting-ch-to-eto-na-samom-dele (дата обращения: 24.07.2020).
1S. Рослякова С.B. Социальная профилактика как технология социальной защиты и обслуживания семей и детей //Bестник BЭГУ. 201S. Ж 1 (93). С. 101-113.
19. Макарова Е.А. Кибербллинг как разновидность школьной жестокости: проблемы и стратегии противодействия // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2017. Ж 2 (30). С. 1-7.
Статья поступила в редакцию 03.08.2020
Статья принята к публикации 27.02.2021
212
OECD: 5.G3 Educational sciences; ASJC: 33G4; WoS Subject Categories: HA