ПРАВОВОЕ РЕГУлиРовАниЕ
О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ И ПРИНЦИПАХ РАЗРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В. А. ТЕРЕХОВА, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Федеральным законом от 21.11.2011 № З30-Ф3 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» с 01.01.2012 внесены изменения в гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), связанные с разработкой национальных и региональных (межгосударственных) стандартов и порядка учета расходов на их создание.
Как известно, каждая организация должна применять и использовать определенные технические регламенты, устанавливающие требования к продукции и процессам ее производства, хранения, реализации, утилизации и другим, а описание технологии, позволяющей соблюдать эти требования, содержится в стандартах.
В стандартах в целях добровольного и многократного использования устанавливаются характеристики продукции и правила осуществления процессов проектирования, включая изыскания, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнения работ и оказания услуг. Кроме того, стандарты могут содержать методы ис-
следования, испытаний, измерений; правила отбора образцов; требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке, этикеткам и т. д. (ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N° 184-ФЗ «О техническом регулировании») (далее — Закон № 184-ФЗ).
Стандарты могут быть национальными, региональными (межгосударственными) и международными. Национальные и региональные применяются только на добровольной основе (п. 4.2 ГОСТ Р1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации»).
Национальные стандарты утверждаются Рос-стандартом на основе Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 294.
Росстандарт разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов (ст. 16 Закона № 184-ФЗ). При этом разработчиком может быть любая организация (ст. 16 Закона № 184-ФЗ и ГОСТ Р1.2—2004).
Уведомление об утверждении национального стандарта публикуется в «Вестнике технического регулирования» и на официальном сайте Росстан-дарта (www. gost. ru).
В связи с принятием Федерального закона от 21.07.2011 № 255-ФЗ внесены изменения в Закон
№ 184-ФЗ, в частности о предварительных национальных стандартах, утверждаемых Росстандар-том на срок не более 3 лет. Уведомление об этом публикуется в течение 10 дней со дня утверждения предварительного стандарта (ст. 16.2 Закона № 184-ФЗ), который вступил в силу 25.10.2011.
Региональные стандарты принимаются региональными организациями по стандартизации, членами которых являются национальные органы по стандартизации государств, входящих в один регион мира или группу стран, находящихся в процессе экономической интеграции в соответствии с международными договорами (п. 2 Закона № 184-ФЗ).
Региональные стандарты регистрируются в Федеративном информационном фонде технических регламентов и стандартов (п. 3 ст. 44 Закона № 184-ФЗ).
Росстандарт в течение 10 дней со дня регистрации принимает решение о включении такого стандарта в перечень документов в области стандартизации (п. 5 ст. 44 Закона № 184-ФЗ0).
Законом № 330-ФЗ определен порядок признания расходов по стандартизации и внесены изменения в гл. 25 НК РФ. Подобные расходы организации будут включать в состав прочих расходов на основании подп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом расходами по стандартизации признаются расходы на проведение работ по разработке:
• национальных стандартов, включенных в программу разработки, утвержденную Рос-стандартом. Такие расходы учитываются в целях налогообложения в отчетном (налоговом) периоде, следующем за периодом утверждения Росстандартом соответствующего национального стандарта;
• региональных стандартов. Такие расходы в целях налогообложения учитываются в отчетном (налоговом) периоде, следующем за периодом регистрации этих стандартов в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.
Если организация участвует в разработке национальных и региональных стандартов в качестве исполнителя (подрядчика), то такие расходы не признаются расходами по стандартизации. Что касается стандартов бухгалтерского учета, то в соответствии с современными требованиями Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) разработана принципиально новая гл. 3 «Регулирование бухгалтерского учета», в которой сказано, что
для проведения экспертизы проектов федеральных стандартов по учету предусмотрено создание совета по стандартам бухгалтерского учета при уполномоченном федеральном органе, который проводит экспертизу на предмет:
• соответствия законодательству РФ по бухгалтерскому учету;
• соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности и уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
• обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету;
• обеспечения условий для единообразного применения федеральных стандартов.
Совет проводит экспертизу отраслевых стандартов в общем порядке, установленном для экспертизы федеральных стандартов. В состав совета входят:
• десять представителей субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета и научной общественности, из которых подлежат ротации 1 раз в 3 года не менее 3 членов;
• пять представителей органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Состав совета утверждается руководителем
уполномоченного федерального органа, а состав совета, кроме представителей уполномоченного федерального органа, формируется по предложениям субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета, Банка России, научных организаций и высших учебных заведений.
Кандидаты в члены совета должны иметь высшее профессиональное образование, безупречную деловую репутацию и опыт профессиональной деятельности в области финансов, бухгалтерского учета и аудита.
Председатель совета избирается из представителей субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета на первом заседании совета и может иметь не менее двух заместителей. Секретарем совета является представитель уполномоченного федерального органа из числа членов совета.
Заседания совета проводятся не реже 1 раза в 3 мес. и считаются полномочными, если на них присутствуют не менее двух третей членов совета. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании.
Информация о деятельности совета является открытой, а регламент утверждается на первом заседании.
Разработка федеральных стандартов осуществляется на основе соответствующей программы, в которую вносятся предложения субъектами негосударственного регулирования учета и органами государственного регулирования.
Программа должна ежегодно утверждаться для обеспечения для соответствия потребностей пользователей бухгалтерской отчетности международным стандартам и уровню развития науки и практики бухгалтерского учета.
Правила подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов утверждаются уполномоченным федеральным органом.
Разработчиком федерального стандарта может быть любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета, который направляет в уполномоченный федеральный орган соответствующее уведомление. Последний публикует уведомление в печатном издании и размещает его на официальных сайтах уполномоченного федерального органа и разработчика в сети Интернет.
Разработчик не позднее 10 дней после опубликования уведомления публикует проект федерального стандарта в печатном издании и на своем официальном сайте в сети Интернет без взимания платы. Она взимается только за предоставление копии на бумажном носителе и не может превышать затрат на ее изготовление и пересылку.
При предоставлении копии органам государственного регулирования бухгалтерского учета и субъектам негосударственного регулирования бухгалтерского учета плата не взимается.
В срок не менее 3 мес. со дня опубликования проекта разработчик проводит публичное обсуждение данного стандарта. В этот период разработчик принимает от заинтересованных лиц замечания в письменной форме, проводит обсуждение проекта и полученных замечаний, составляет перечень этих замечаний и результатов их обсуждения и дорабатывает проект с учетом замечаний.
Не позднее 10 рабочих дней после опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта стандарта разработчик публикует доработанный проект федерального стандарта, размещает его в сети Интернет без взимания платы.
Уполномоченный федеральный орган организует экспертизу проекта, а совет по стандартам бухгалтерского учета в срок не более 2 мес. со дня представления проекта готовит мотивированное предложение о принятии данного проекта к утверждению или об отклонении его с учетом результатов
экспертизы и направляет его в уполномоченный федеральный орган.
Этот орган принимает проект федерального стандарта к утверждению или отклоняет его, если он не соответствует законодательству РФ, в срок не более 1 мес.
Мотивированное решение об отклонении проекта стандарта в срок не более 10 рабочих дней направляется разработчику.
При изменении законодательства РФ по инициативе уполномоченного федерального органа в стандарт могут быть внесены изменения.
Уполномоченный федеральный орган в соответствии с Законом № 402-ФЗ разрабатывает федеральные стандарты для организаций государственного сектора, а также в случаях, когда ни один субъект не принимает на себя обязательства по разработке федерального стандарта в соответствии с утвержденной программой.
Таким образом, разработка ст. 23—28 и гл. 3 в Законе № 402-ФЗ отвечает современным требованиям регулирования бухгалтерского учета и впервые вводит в законодательное русло объективный процесс стандартизации бухгалтерского учета в России. Этому процессу содействует и данная в Законе № 402-ФЗ формулировка стандарта бухгалтерского учета как документа, устанавливающего минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы его ведения.
Список литературы
1. ГОСТ Р1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации».
2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
3. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»: Федеральный закон от 21.11.2011 № З30-Ф3.
4. О техническом регулировании: Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ.
5. Официальный сайт Росстандарта. URL: http: www. gost. ru.
6. Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии: постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 294.
18
ВСЕ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА