Научная статья на тему 'Правовое регулирование изменения в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета'

Правовое регулирование изменения в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1235
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / ОБЪЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / СТАНДАРТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рудакова Т. А.

Продолжается реформирование отечественной системы бухгалтерского учета, сопровождающееся утверждением ряда новых нормативных актов. Статья отражает субъективный взгляд автора на содержание Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование изменения в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

УДК 65.052.206

ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА*

Т. А. РУДАКОВА,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и анализа E-mail: rta_62@mail. ru

— WW w

Алтаискии государственный университет

1 ■ олгожданный документ в области регули-I I рования бухгалтерского учета подписан / 1 06 12.2011. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» вступает в силу с 01.01.2013. Закон устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности и определяет правовой механизм регулирования бухгалтерского учета. Нормативный документ содержит ряд нововведений, в том числе в толковании терминов и определений (см. таблицу).

Бухгалтерский учет определяется через формирование документированной систематизированной информации об объектах в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Под действие Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» подпадают любые субъекты хозяйствования:

— коммерческие и некоммерческие организации;

— органы власти;

— Центральный банк Российской Федерации;

— организации бюджетной сферы;

— индивидуальные предприниматели;

* Статья публикуется по материалам журнала «Международный бухгалтерский учет». 2012. № 13(211).

— адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой;

— находящиеся на территории Российской Федерации филиалы;

— представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств;

— международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Доверительные управляющие в рамках договора доверительного управления имуществом обязаны руководствоваться данным нормативным документом, а также при ведении бухгалтерского учета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, если иное не установлено Федеральным законом от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Однако обязательного применения Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» при подготовке информации для формирования внутренней отчетности и отчетности для кредитных учреждений не требуется.

Обязанность вести бухгалтерский учет не распространяется и на субъекты хозяйствования, ведущие учет доходов и расходов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Основные понятия, используемые в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Основное понятие Значение представленных терминов

Бухгалтерская (финансовая) отчетность Информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом

Уполномоченный федеральный орган Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности

Стандарт бухгалтерского учета Документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета

Международный стандарт Стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта

План счетов бухгалтерского учета Систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета

Отчетный период Период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность

Руководитель экономического субъекта Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий

Факт хозяйственной жизни Сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств

Организации государственного сектора Государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов

Возможность применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности наряду с субъектами малого предпринимательства предоставлена организациям, получившим статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 08.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Наиболее ожидаемыми для понимания бухгалтерского учета как науки и определения его места в системе научных знаний являются такие термины, как «факт хозяйственной жизни» и «стандарт бухгалтерского учета». Впервые к понятию «факт хозяйственной деятельности» и трактовке его сущности обращается в своих работах Людвиг Флек (1896—1961), рассматривая его целью любого научного познания. Упоминание о фактах хозяйственной деятельности как элементарном моменте хозяйственного процесса в теории бухгалтерского учета имеет место в работах Я. В. Соколова. Развитие теории факта хозяйственной деятельности продолжено в работах М. Л. Пятова, рассматривающего отражение факта хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета как процесс преобразования реального хозяйственного факта в факт информационный.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» рассматривает факт хозяйственной деятельности как сделку, событие, операцию, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Стандарт бухгалтерского учета определен как документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Если применение стандарта бухгалтерского учета является обычаем в международном деловом обороте, то он приобретает статус международного.

Названный закон не дает определения «предмет бухгалтерского учета». По мнению ряда современных экономистов, отсутствие этой фундаментальной основы препятствует появлению общепринятых и ясных толкований ряда основных элементов метода. И если ранее эта проблема объяснялась отсутствием исследований вопросов теории бухгалтерского учета, необходимых как для практиков, так и для методологов, разрабатывающих нормативные документы, регулирующие порядок ведения учета, то в настоящее время данное утверждение будет некорректным. Это означает, что исследования в данном направлении проводятся, и подтверждением этого

являются научные работы Л. А. Чайковской, О. А. Агеевой, К. Ю. Цыганкова, А. Н. Петрова.

В состав объектов бухгалтерского учета включены активы, обязательства экономического субъекта, доходы и расходы, факты и источники финансирования хозяйственной деятельности (рис. 1).

Перечень объектов бухгалтерского учета заметно изменен по сравнению с предыдущим нормативным актом. Это объясняет стремление отразить в нормативном документе соответствие принципу разработки стандартов на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Организация бухгалтерского учета на предприятии осталась в компетенции его руководителя, обязанностью которого является создание бухгалтерии как структурного подразделения во главе с главным бухгалтером. У руководителя есть выбор, возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета со специализированной организацией. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера.

Новшеством для отечественной практики это назвать трудно. Однако самостоятельное ведение бухгалтерского учета руководителем субъекта хозяйствования возможно только на предприятиях малого и среднего бизнеса.

К лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, предъявляются следующие основные требования:

1) высшее профессиональное образование;

2) стаж работы бухгалтером или аудитором не менее 3 лет из последних 5 календарных лет;

3) при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита — стаж работы бухгалтером или аудитором не менее 5 лет из последних 7 календарных лет;

4) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного работника, отвечающего обозначенным требованиям.

По мнению автора, дополнительные требования к претендентам на должность главного бухгалтера и

Рис. 1. Объекты бухгалтерского учета

к специалисту, ведущему бухгалтерский учет, могут устанавливаться не только другими федеральными законами, но и руководством организации. Этими требованиями могут быть: наличие аттестата профессионального бухгалтера или аудитора, участие в профессиональных сообществах и др. По мнению автора, это повысит степень доверия пользователей к информации финансовой отчетности, формируемой данным субъектом хозяйствования. Но следует отметить, что это лишь возможности, а не желание руководителя организации, а значит, пользователю остается надеяться, что в данной ситуации его интересы будут учтены.

Как основные, так и дополнительные требования к лицам, которые будут вести бухгалтерский учет, обязательны для следующих экономических субъектов:

• открытых акционерных обществ (за исключением кредитных организаций);

• страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов;

• акционерных инвестиционных фондов;

• управляющих компаний паевых инвестиционных фондов;

• иных экономических субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций);

• органов управления государственных внебюджетных фондов;

• органов управления государственных территориальных внебюджетных фондов. Главный бухгалтер кредитной организации

должен отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации. Разногласия между главным бухгалтером или специалистом, ведущим бухгалтерский учет, и руководителем, возникающие в процессе отражения фактов

хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, разрешаются по-прежнему в письменном порядке.

Руководитель единолично несет ответственность за информацию, созданную на основе его письменного распоряжения, и достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Учетная политика как совокупность способов ведения бухгалтерского учета должна будет формироваться на основе федеральных и отраслевых стандартов, которые и будут составляющими обновленной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.

Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, а формируют — на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности следует отметить появление в нормативном акте некоторых уточнений, например, бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. В состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, при опубликовании должно включаться аудиторское заключение. Самое главное для пользователей обстоятельство то, что в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

Кроме того, в число общих требований, предъявляемых к бухгалтерской (финансовой) отчетности, включены:

— достоверность;

— формирование экономическим субъектом годовой и промежуточной отчетности;

— период охвата информации для годового и промежуточного отчетов;

— необходимость включения в отчетность данных филиалов, структурных подразделений и представительств.

Валюта, в которой должна быть сформирована отчетность, — рубль.

Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности как для коммерческих, так и для некоммерческих организаций определяется Федеральным

законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Состав промежуточной отчетности остается в компетенции федеральных стандартов. Организациям государственного сектора при определении состава бухгалтерской (финансовой) отчетности следует обращаться к бюджетному законодательству. Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» устанавливается состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центральному банку Российской Федерации.

Нормативный документ устанавливает отчетный период и отчетную дату для бухгалтерской (финансовой) отчетности действующих субъектов хозяйствования и проходящих процедуру реорганизации и ликвидации. Заметным является изменение ранее действующей нормы в отношении первой отчетности для вновь созданных организаций. Если государственная регистрация экономического субъекта, за исключением кредитной организации, произведена после 30 сентября, первым отчетным годом в такой ситуации признается период с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего календарного года. Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организации государственного сектора, возникшей в результате реорганизации, устанавливается уполномоченным федеральным органом.

Особенности формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации отмечены на рис. 2.

Изменение в рамках одного дня означает, что государственная регистрация экономического субъекта, датируемая 1 октября, в настоящее время обязывает составлять первую годовую отчетность по окончании первого календарного года его функционирования.

Коммерческие организации, обязанностью которых является составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, определяют круг ее пользователей самостоятельно, за исключением обязательных экземпляров, представляемых в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в органы государственной статистики не позднее 3 мес. после окончания отчетного периода и в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в органы налоговой инспекции.

К преимуществу пользователей, предоставленному новым законом, можно отнести тот факт, что обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляющие государственный

Особенности Присоединение Другие формы реорганизаци! | Ликвидация

^---^ ---

Последний отчетный год Период с 1 января года, в котором внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения Период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация последнего из возникших юридических лиц, до даты такой государственной регистрации Период с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи

Последняя бухгалтерская отчетность На дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица На дату, предшествующую дате государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц На дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица

Содержание последней отчетности Данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица) Составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица

Первый отчетный год Является период с даты его государственной регистрации по 31 декабря года, в котором произошла реорганизация, включительно, если иное не установлено федеральными стандартами (за исключением организаций государственного сектора) Бухгалтерская финансовая отчетность не формируется, поскольку юридическое лицо ликвидировано

Отчетная дата первой отчетности после реорганизации Должны составить первую бухгалтерскую (финансовую) отчетность по состоянию на дату их государственной регистрации, если иное не установлено федеральными стандартами (за исключением организаций бюджетной сферы) Бухгалтерская финансовая отчетность не формируется, поскольку юридическое лицо ликвидировано

Информация для составления первой отчетности после реорганизации Передаточный акт (разделительный баланс) и данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации возникших в результате реорганизации юридических лиц, за исключением организаций государственного сектора Бухгалтерская финансовая отчетность не формируется, поскольку юридическое лицо ликвидировано

Рис. 2. Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица

информационный ресурс, могут предоставляться заинтересованным лицам за плату, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен. Такой режим доступа к информации не являет-

ся новшеством, а является скорее напоминанием о праве пользователя на информацию в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2006 N° 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о за-

щите информации» и нормативными документами государственной статистической деятельности.

Организация внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни согласно п. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определена как обязанность, а не желание экономического субъекта. Исключение составляют случаи, когда руководитель экономического субъекта принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя. Можно предположить, что данная мера будет способствовать повышению доверия пользователей к информации финансовой отчетности.

К значимым изменениям с точки зрения категории пользователей следует отнести учет их разнонаправленных интересов в составе принципов регулирования бухгалтерского учета, сформулированных в ст. 20 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (рис. 3).

Принцип согласно определению, содержащемуся в Большой советской энциклопедии, происходит от лат. principium — начало, основа и означает:

— основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации;

— внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности;

— нормы поведения и деятельности;

— основную особенность устройства какого-либо механизма, прибора.

В данном случае этот термин применим к механизму регулирования бухгалтерского учета. По мнению автора, не совсем удачно сформулирован принцип единства системы требований к бухгалтерскому учету. Глава 2 «Общие требования к бухгалтерскому учету» Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» содержит 15 статей, название которых и представляют вышеназванные требования. Если бухгалтерский учет — это формирование документированной систематизированной информации об объектах в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, то требования могут предъявляться к организации самого процесса формирования информации.

Некоторые принципы уже легли в основу формирования нормативных актов, регулирующих организацию и ведение бухгалтерского учета в Российской Федерации в настоящее время. Действующие положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе международных стандартов с поправкой на экономические условия хозяйствования организаций в России и на ограничения в применении для субъектов малого предпринимательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принципы регулирования бухгалтерского учета

г 1 г г 1

Потребности пользователей Единая система требований к учету Упрощение системы учета и отчетности для малых предприятий МСФО - основа для разработки стандартов Единообразие применения федеральных и отраслевых стандартов Недопустимость совмещения полномочий по утверждению стандартов и контролю в сфере бухгалтерского учета

Документы в области регулирования бухгалтерского учета 1

1 у у 1

Федеральные стандарты Отраслевые стандарты Рекомендации в области бухгалтерского учета Стандарты экономического субъекта

Субъекты регулирования бухгалтерского учета 1

1 1 1 * 1 4

Уполномоченный федеральный орган Центральный банк Российской Федерации Саморегулируемые организации аудиторов Саморегулируемые организации предпринимателей Некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета Иные организации пользователей

Рис. 3. Регулирование бухгалтерского учета

Единообразие применения федеральных и отраслевых стандартов возможно при отсутствии противоречий между ними. Это означает, что отраслевые стандарты должны предусматривать только особенности вида экономической деятельности в организации объектов бухгалтерского учета, а разрабатываться на основе федеральных.

Недопустимость в совмещении полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета вытекает из содержания Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно ст. 22 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган и Центральный банк Российской Федерации. Какой федеральный орган примет на себя эти полномочия, вышеназванный закон не устанавливает.

Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определено четыре вида документов, в которых и планируется реализация объявленных принципов регулирования бухгалтерского учета. Это в первую очередь федеральные стандарты, на основе которых должны разрабатываться отраслевые стандарты, раскрывающие особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в добровольном порядке в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов.

Для организации и ведения бухгалтерского учета каждый экономический субъект разрабатывает собственные стандарты бухгалтерского учета. В первую очередь — это учетная политика, объединяющая в своем содержании выбранные способы оценки, учета отдельных объектов, формы первичных учетных документов и регистров учета, график документооборота и процедуру закрытия отчетного периода в организации, и другие аспекты. По мнению автора, уполномоченный федеральный орган должен определить принадлежность действующих в настоящее время положений по бухгалтерскому учету к категории федеральных или отраслевых.

По мнению автора, к категории отраслевых стандартов следует отнести Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), поскольку документ регулирует вопросы бухгалтерского учета деятельности организаций в области строительства, и Положение

по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/2011), которое вступило в силу с бухгалтерской отчетности 2012 г. и применяется организациями, осуществляющими затраты на поиск, оценку месторождений полезных ископаемых и разведку полезных ископаемых на определенном участке недр.

В соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» к компетенции федеральных стандартов относятся:

1) определения, признаки, классификация, способы измерения, условия признания и списания объектов бухгалтерского учета, в том числе порядок пересчета стоимости объектов, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации;

2) требования к учетной политике, условиям ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;

3) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;

4) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;

5) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;

6) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

7) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

8) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.

Кроме того, федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету как для организаций бюджетной сферы, так и к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.

Функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета представлены на рис. 4.

Функции органов государственного регулирования разделились. Разработка проектов федеральных стандартов, их публичное обсуждение ложатся на плечи субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета, а утверждение документов поручено уполномоченному федеральному органу. Не совсем понятна судьба проектов отраслевых стандартов. В соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» право утверждения отраслевых стандартов предоставлено органам государственного регулирования бухгалтерского учета в соответствующей сфере экономической деятельности, а разработка не отнесена к обязанностям данного органа, но возможна. Это обстоятельство может указывать на то, что проекты отраслевых стандартов могут быть отнесены к компетенции субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета, а при нежелании участия в их формировании последних будут разрабатываться органами государственного регулирования отдельного вида экономической деятельности.

Проведение экспертизы проектов федеральных и отраслевых стандартов на предмет соответствия принципам регулирования бухгалтерского учета поручено совету по стандартам бухгалтерского учета. Состав совета формируется из 10 представителей субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета и научной общественности, из которых не менее трех членов подлежат ротации 1 раз в 3 года, и 5 представителей органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Безусловно, к кандидатам в члены совета по стандартам бухгалтерского учета будут предъявляться определенные требования. К таким требова-

Уполномоченный федеральный орган

Утверждает программу разработки федеральных стандартов.

Разрабатывает федеральные стандарты для организаций государственного сектора. Утверждает федеральные стандарты и, в пределах его компетенции, отраслевые стандарты и обобщает практику их применения. Организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета. Утверждает требования к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета. Участвует в установленном порядке в разработке международных стандартов. Представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Осуществляет иные функции, предусмотренные Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и иными федеральными законами

Центральный банк Российской Федерации

Утверждает отраслевые стандарты и обобщает практику их применения. Участвует в подготовке и согласовывает программу разработки федеральных стандартов.

Участвует в экспертизе проектов федеральных стандартов.

Участвует совместно с уполномоченным федеральным органом в установленном порядке в разработке международных стандартов.

Осуществляет иные функции, предусмотренные Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и иными федеральными законами

Функции субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета

Разрабатывает проекты федеральных стандартов, проводит публичное обсуждение этих проектов и представляет их в уполномоченный федеральный орган. Участвует в подготовке программы разработки федеральных стандартов. Участвует в экспертизе проектов стандартов бухгалтерского учета. Обеспечивает соответствие проекта федерального стандарта международному стандарту, на основе которого разработан проект федерального стандарта. Разрабатывает и принимает рекомендации в области бухгалтерского учета. Разрабатывает предложения по совершенствованию стандартов бухгалтерского учета.

Участвует в разработке международных стандартов_

Рис. 4. Функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета

ниям относятся: наличие высшего профессионального образования, безупречная деловая (профессиональная) репутация, опыт профессиональной деятельности в сфере финансов, бухгалтерского учета или аудита. Заседания совета по стандартам бухгалтерского учета являются открытыми.

Разработка и утверждение федеральных стандартов производится в соответствии с программой, утверждаемой уполномоченным федеральным органом при условии согласования с Центральным банком Российской Федерации. Программа должна быть доступна для ознакомления заинтересованным пользователям. Последовательность разработки федеральных стандартов представлена на рис. 5.

Радует возможность пользователей принять участие в обсуждении проекта федерального стандарта, размещенного на официальном сайте разработчика в сети Интернет. Разработчик в свою очередь обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта федерального стандарта на бумажном носителе, но при условии возмещения затрат разработчика за предоставление указанной копии на бумажном носителе и пересылку.

Разработчик - субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета

Уведомление о разработке (публикация, размещение на официальном сайте)

Не позднее 10 рабочих дней после дня опубликования разработчик публикует проект федерального стандарта в печатном издании и размещает его на своем официальном сайте в сети Интернет_

:

Публичное обсуждение не менее 3 мес.

Замечания и доработка □ С

Завершение публичного обсуждения

Не позднее 10 рабочих дней после дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проект стандарта и замечания публикуются разработчиком в этом

же печатном издании и размещаются на своем официальном сайте в сети Интернет -—--

Подготовка советом в течение 2 мес. заключения о принятии стандарта на утверждение или отклонение

В срок не более 1 мес. проект принимается или отклоняется

Рис. 5. Разработка и утверждение федеральных стандартов

Эта норма не распространяется на предоставление указанной копии органам государственного регулирования бухгалтерского учета и субъектам негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Безусловно, изменения системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности следует рассматривать как очередной шаг реформирования национальной системы в соответствии с международными стандартами. Однако, возвращаясь к вопросу достоверности информации финансовой отчетности, следует отметить как обнадеживающий момент нового Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» участие практикующих специалистов в разработке нормативных актов, которыми они и должны руководствоваться в деятельности.

Данное обстоятельство должно способствовать рождению нормативных актов нового поколения, помогающих в деятельности профессионалов, а не делающих выбор способа отражения факта хозяйственной деятельности для бухгалтера почти профессиональным подвигом. Положительным моментом нового закона следует назвать необходимость, а не желание руководителя для организации внутреннего аудита на предприятии.

Система внутреннего аудита по определению в той или иной мере будет способствовать снижению возможных ошибок как на этапе подготовки инфор-

мации, так и на этапе формирования показателей финансовой отчетности. Вызывают озабоченность в плане качества информации финансовой отчетности требования к претендентам на право возглавлять бухгалтерскую службу организации. Не совсем оправдано одинаковое доверие к претендентам на должность главного бухгалтера к практикующим специалистам, ведущим бухгалтерский учет и формирующим финансовую отчетность как на малых предприятиях, так и на средних и крупных. Видимо, в этой ситуации более справедливым было разграничение возможностей претендентов по размерам бизнеса. Если стаж практической работы был сформирован деятельностью бухгалтера в структурах малого бизнеса, то и претендовать этот специалист должен на должность главного бухгалтера на малом предприятии. Для включения в список претендентов возглавлять бухгалтерскую службу среднего или крупного предприятия следовало предусматривать дополнительные критерии, позволяющие оценить профессиональные возможности. Можно согласиться с тем, что этот выбор остается за руководителем организации, но, по мнению автора, проигрывает в такой ситуации пользователь, рискуя получить продукт бухгалтерского учета — финансовую отчетность — ненадлежащего качества. К вопросу о качестве информации финансовой отчетности следует отнести и отсутствие необходимости для главного бухгалтера наличия аттестата, подтверждающего его профессиональный уровень, и участия в профессиональном сообществе.

Список литературы

1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

2. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008): приказ Минфина России от 24.10.200/8 № 116н.

3. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/2011): приказ Минфина России от 06.10.2011 № 125н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.