Научная статья на тему 'Новый фз «о бухгалтерском учете»: анализ изменений'

Новый фз «о бухгалтерском учете»: анализ изменений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1253
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ACCOUNTING / THE FEDERAL LAW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сверчкова Ольга Федоровна

Цель: проведение анализа изменений в бухгалтерском учете с 2013 года Метод и методология проведения работы: диалектической логики, системного и воспроизводственного подхода, анализа и синтеза Результаты: определены основные нормативные документы, реализующие программу реформирования бухгалтерского учета в России. Выявлены основные положения, которые вводятся в силу с 2013 года. Область применения результатов: Статья представляет интерес для специалистов в области бухгалтерского учета, менеджмента и экономики, а также материалы статьи могут быть использованы в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEW FEDERAL LAW «ABOUT ACCOUNTING»: THE ANALYSIS OF CHANGES

The purpose: carrying out of the analysis of changes in accounting since 2013 Methodology: the dialectic logic, system and воспроизводственного the approach, the analysis and synthesis Results: the basic standard documents realizing the program of reforming of accounting in Russia are defined. Substantive provisions which are constituted since 2013 are revealed. Practical implications: Article is of interest for experts in the field of accounting, management and economy, and also article materials can be used in educational process.

Текст научной работы на тему «Новый фз «о бухгалтерском учете»: анализ изменений»

УДК 657 НОВЫЙ ФЗ «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ»: АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ

Сверчкова О.Ф.

Цель: проведение анализа изменений в бухгалтерском учете с 2013 года Метод и методология проведения работы: диалектической логики, системного и воспроизводственного подхода, анализа и синтеза

Результаты: определены основные нормативные документы, реализующие программу реформирования бухгалтерского учета в России. Выявлены основные положения, которые вводятся в силу с 2013 года.

Область применения результатов: Статья представляет интерес для специалистов в области бухгалтерского учета, менеджмента и экономики, а также материалы статьи могут быть использованы в учебном процессе.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, федеральный закон.

THE NEW FEDERAL LAW «ABOUT ACCOUNTING»: THE ANALYSIS OF CHANGES

Sverchkova O.F.

The purpose: carrying out of the analysis of changes in accounting since 2013 Methodology: the dialectic logic, system and воспроизводственного the approach, the analysis and synthesis

Results: the basic standard documents realizing the program of reforming of accounting in Russia are defined. Substantive provisions which are constituted since 2013 are revealed.

Practical implications: Article is of interest for experts in the field of accounting, management and economy, and also article materials can be used in educational process.

Keywords: accounting, the federal law.

Преобразование хозяйственного устройства России повлекло радикальные изменения в экономической, политической, социальной жизни страны. Перемены не могли обойти стороной и методологию организации бухгалтерского учета российских предприятий. Система отечественного бухгалтерского учета должна трансформироваться, отражая реформу экономики России и связанные с ней изменения принципов и объектов учета.

За два десятилетия был принят ряд регламентирующих документов, основными из них являются Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утвержденная постановлением Верховного Совета РФ от 23.10.1992 г. № 3708-1; Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129 ФЗ от 21.11.1996 г.; Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров); Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности от 6 марта 1998 г. №283; Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена приказом Минфина России от 1.07.2004 3180) и др. В то же время непрерывно происходит принятие новых и редакция уже действующих Положений по бухгалтерскому учету.

В настоящее время мы являемся свидетелями нового витка реформацион-ной спирали бухгалтерского учета, который вызван принятием ФЗ РФ «О бухгалтерском учете», положения которого начнут действовать с 2013 года.

Кардинальным отличием, вступающим в силу с 2013 года ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402 от 06.12.2011г. (далее ФЗ) является сфера его распространения на экономические субъекты. Со следующего года ФЗ регламентирует ведение бухгалтерского учета в:

1. коммерческих и некоммерческих организациях;

2. государственных органах, органах местного самоуправления, органах управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

3. Центральном банке Российской Федерации;

4. индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее - лица, занимающиеся частной практикой)1;

5. находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Заслуживает внимание то обстоятельство, что в настоящее время индивидуальные предприниматели должны руководствоваться только налоговым законодательством РФ, бюджетные и кредитные учреждения руководствуются соответствующими документами.

Федеральным законом, вступающем в силу с 1 го января 2013 года обусловлены цель и предмет данного документа, что отсутствовало в предыдущем аналогичном законодательном акте. Таким образом, в соответствии со статьей 1 целями являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. Введение данного пункта

1 В данном случае ст. 6 ФЗ предусмотрено допущение не руководствоваться даннм нормативным актом «...в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством».

примечательно тем, что довольно редко нормативные документы регламентируют цель своего создания.

Следующим пунктом введено уточненное понятие бухгалтерского учета, которое в сравнении с предыдущим довольно лаконично с одной стороны, но более глубокое с другой, так как из данного определения вытекают сноски на другие статьи данного закона. С 2013 года под бухгалтерским учетом мы должны понимать - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии со статьей 5 произошли изменения в перечне объектов бухгалтерского учета, в таблице 1 нами произведено сопоставление действующего перечня с тем который вступит в 2013 году.

Таблица 1

Сопоставление объектов учета, регламентированных федеральными законами_________________

ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011. ФЗ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996г.

факты хозяйственной жизни хозяйственные операции

активы имущество организаций

обязательства обязательства

источники финансирования его деятельности

доходы

расходы

иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами

Как мы можем наблюдать, перечень регламентированных объектов бухгалтерского учета существенно расширен. Термин «Хозяйственные операции» заменен на «факты хозяйственной жизни», которому в ст. 2 ФЗ дается следующее определение - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

«Имущество организации» уступает место определению «Активы». Понятие «Обязательства» переходят в состав объектов бухгалтерского учета и в новом законе, однако закрепляется существенное дополнение - «источники финансирования», что является несомненным достижением рассматриваемого нормативного документа. Однако, с нашей стороны, было целесообразнее две вышеперечисленные позиции объединить под определением «Пассивы».

Также преимуществом вводимого закона является включение в состав объектов «Доходы» и «Расходы», определение которых регламентируются соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету 9/99 и 10/99 соответственно.

В соответствии со ст. 3 ФЗ существенно дополнены использованные основные понятия, а именно уполномоченный федеральный орган, стандарт бухгалтерского учета, международный стандарт, отчетный период, руководитель экономического субъекта, факт хозяйственной жизни, организации государственного сектора. В тоже время из данного перечня исключаются синтетически и аналитический учет. Значительное изменение претерпевает понятие «Бухгалтерской отчетности» - это уже не единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, а «информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом». Обращаем внимание, что исключено «Имущественное положение» и выделено «движение денежных средств».

Как и прежде бухгалтерский учет экономическим субъектом может вестись руководителем лично, главным бухгалтером, бухгалтерской службой либо сторонней организацией. В соответствии с частью 4 статьи 7 главный бухгалтер, иное должностное лицо либо физическое лицо, с которым экономический

субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно соответствовать следующим требованиям:

1) иметь высшее профессиональное образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

В новом ФЗ по сравнению с предыдущим в ст. 8 более детально изложены вопросы формирования учетной политики. Во-первых, дается определение: «Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику». Во-вторых обозначается, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами, а также при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами. В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. В третьих раскрываются ситуации при которых возможно изменение учетной политики, в то же время введение принятых изменений остается неизменным с начала отчетного года. Все выше перечисленные положения не являются радикально новыми, в настоящее время они раскрываются в ПБУ 1/08. В тоже время из текста ФЗ исключается перечень приложений к учетной политике.

ФЗ не регламентирует оценку имущества и обязательств, в тоже время появляется статья 12 «Денежное измерение объектов бухгалтерского учета» в соответствии с которой объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению, в валюте Российской Федерации, стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Российской Федерации.

Одним из важных моментом является введение статей 16 «Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица» и 17 «Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица», в настоящее время составление отчетности в данных условиях регламентируется только ПБУ 4/99.

С 2013 года ФЗ вменяет экономическим субъектам осуществление внутреннего контроля. Так ст. 12 регламентируется, что экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. А также экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

Статьей 21 ФЗ определены документам в области регулирования бухгалтерского учета, к которым относятся: федеральные стандарты; отраслевые стандарты; рекомендации в области бухгалтерского учета; стандарты экономического субъекта. По сути данной статьей законодательно закрепляется четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета.

Принципиально новым положением, которое вводится ФЗ, является «Субъекты регулирования бухгалтерского учета», к которым относятся: уполномоченный федеральный орган и Центральный банк, а также саморегулируе-мые организации. Функции перечисленных субъектов закреплены 24 и 25 ст.

ФЗ. Разница между функциями органов государственного и не государственного регулирования состоит в том, что первый помимо разработки стандартов бухгалтерского учета уполномочен их утверждать.

Нововведением для документа такого уровня как ФЗ закон является регламентация деятельности Совета по стандартам бухгалтерского учета, который создается при уполномоченном федеральном органе для проведения экспертизы проектов федеральных стандартов на предмет:

- соответствия законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учете;

- соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

- обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету;

- обеспечения условий для единообразного применения федеральных стандартов.

В состав совета по стандартам бухгалтерского учета должны входить:

- 10 представителей субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета и научной общественности, из которых не менее трех членов подлежат ротации один раз в три года;

- пять представителей органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Предложения о кандидатах в члены совета по стандартам бухгалтерского учета, за исключением представителей уполномоченного федерального органа, вносятся в уполномоченный федеральный орган субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета, Центральным банком Российской Федерации, научными организациями и высшими учебными заведениями.

К кандидатам в члены совета по стандартам бухгалтерского учета предъявляются следующие требования:

- наличие высшего профессионального образования,

- обладать безупречной деловой (профессиональной) репутацией;

- иметь опыт профессиональной деятельности в сфере финансов, бухгалтерского учета или аудита.

Состав Совета по стандартам бухгалтерского учета утверждается руководителем уполномоченного федерального органа. Председатель совета по стандартам бухгалтерского учета избирается на первом заседании совета из представителей субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета, входящих в его состав. Председатель совета по стандартам бухгалтерского учета имеет не менее двух заместителей.

Работа Совета по стандартам бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с Программой, методологические принципы построения которой регламентированы ст. 26 ФЗ. Порядок разработки и утверждения федеральных стандартов регулируются ст. 27, алгоритм которого представлен на рисунке 1.

Уведомление о разработке федерального стандарта Опубликовывается в печатном издании и размещается на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

І

Проект федерального стандарта Не позднее 10 рабочих дней после дня опубликования уведомления, опубликовывается в печатном издании и размещается на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

І

Публичное обсуждение федерального стандарта Не может быть менее трех месяцев после дня опубликования указанного проекта в печатном издании

і

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта федерального стандарта Опубликовывается в печатном издании и размещается на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

І

Публикуется доработанный проект федерального стандарта Не позднее 10 рабочих дней после дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения

І

Экспертиза проекта Советом по стандартам бухгалтерского учета Не более двух месяцев со дня представления разработчиком проекта федерального стандарта

Мотивированное предложение о принятии такого проекта к утверждению или об отклонении его

*

Уполномоченный федеральный орган принимает проект федерального стандарта к утверждению или отклоняет его В срок не более одного месяца

і

Стандарт подготавливается и утверждается уполномоченным федеральным органом

Рис. 1. Порядок разработки и утверждения федеральных стандартов

В период публичного обсуждения проекта федерального стандарта разработчик:

- принимает от заинтересованных лиц замечания в письменной форме. Разработчик не может отказать в приеме замечаний в письменной форме;

- проводит обсуждение проекта федерального стандарта и полученных в письменной форме замечаний;

- составляет перечень полученных в письменной форме замечаний с кратким изложением содержания таких замечаний и результатов их обсуждения;

- дорабатывает проект федерального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний.

До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При всех преимуществах нового ФЗ, можно выделить следующие проблемы его применения:

1. Новый ФЗ необратимо повлечет изменения в содержании других нормативных документов, в том числе ПБУ, а также принятие новых подзаконных нормативных актов, «обкатка» которых займет довольно большой период времени, а также отразится на трудоемкости деятельности учетных работников.

2. Одной из проблем является восприятие нового ФЗ предприятиями, находящимися на упрощенной системе налогообложения. Указанные предприятия с 2013 года должны вести бухгалтерский учет в полном объеме, что в свою очередь, может привести к необходимости привлечения сторонних специалистов и дополнительным расходам. Например, одной из проблем в данном ракурсе является восстановление бухгалтерского учета: восстановление остатков по счетам, оформление их в учете и т.д.

3. Довольно громоздким являются процедуры разработки и принятия бухгалтерских стандартов, которые становятся более бюрократизированными. В

отдельных случаях данное обстоятельство может существенно затормозить работу предприятий.

4. По нашему мнению, не обоснованным является сокращение полномочий главного бухгалтера. В соответствии с новым ФЗ руководитель предприятия может единолично утверждать документы, не согласовывая их с бухгалтерией.

В тоже время, несомненным достижением нового ФЗ является то, что он позволяет активное применение методов Международных стандартов финансовой отчетности в деятельности российских организаций, в то время как отдельные положения действующего ФЗ вносили ряд ограничений на их применение. Нормы МСФО на протяжении последних десятилетий оказывают значительное влияние на развитие отечественного бухгалтерского учета, что нашло отражение на содержании Положений по бухгалтерскому учету и других соответствующих нормативных документов. В настоящее время МСФО введены в действие в РФ Приказом Минфина от 25.11.2011 №160н и не только для целей подготовки консолидированной отчетности, а для любых целей. Новый ФЗ закрепляет возможность прямого руководства нормами МСФО.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» № 126 от 21.11.1996 г.

2. Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» № 402 от 06.12.2011г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii «O buhgalterskom uchete» № 126 ot 21.11.1996 g.

2. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii «O buhgalterskom uchete» № 402 ot 06.12.2011 g.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Сверчкова Ольга Федоровна, доцент, кандидат экономических наук, доцент, кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса

ул. Шевченко, 147, г. Шахты, Россия

[email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR

Sverchkova Olga Fedorovna, senior lecturer, Cand.Econ.Sci., senior lecturer, chair Accounting, the analysis and audit

South Russian state university of economy and service 147, Shevchenko st., Shahty, Russia [email protected]

Рецензент:

Бреславцева Н. А., зав. кафедрой «Бухгалтерский учет», доктор экономических наук, профессор, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.