Правовое обеспечение бухгалтерской отчетности Саакян С.А.
Саакян Сируш Арменовна /Saakyan Sirush Armenovna - студент, кафедр предпринимательского права, факультет магистерской подготовки, Финансовый институт при Правительстве РФ, г. Москва
Аннотация: с 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». С этой же даты утратил силу ранее действовавший в сфере регулирования бухгалтерского учета и отчетности Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее по тексту - Федеральный закон «О бухучете»). В соответствии с Пояснительной запиской к проекту Федерального закона «О бухгалтерском учете» (далее - Пояснительная записка) проект был разработан с целью устранения устаревших норм, неэффективных положений и пробелов Федерального закона «О бухучете», выявленных в результате анализа практики его применения.
Abstract: from 1 January 2013, he joined the Federal Law dated December 6, 2011 № 402-FZ "On Accounting". On the same date, repealed previously in force in the regulation of accounting and reporting Federal Law dated November 21, 1996 № 129-FZ "On Accounting" (hereinafter - the Federal Law "On accountancy"). In accordance with the memorandum to the draft Federal Law "On Accounting" (hereinafter - Explanatory Note) project was designed to eliminate outdated regulations, inefficient regulations and the gaps of the Federal Law "On accountancy", identified by the analysis of its practical application.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, правовая основа, законодательство РФ, хозяйственная деятельность, Правительство РФ.
Keywords: accounting Thu, legal framework, the legislation of the Russian Federation, economic activities, the Government of the Russian Federation.
В российской науке все большее распространение получает исследование бухгалтерского учета и соответствующих ему общественных отношений с позиций содержания и функционального предназначения категорий «финансовые отношения», «финансы», «финансово-правовое регулирование» в их многообразном проявлении.
Тем не менее, к вопросам роли и значения бухгалтерского учета в осуществлении финансовой деятельности государства, понятия бухгалтерского учета представляется целесообразным обращаться вновь, тем более в условиях усиливающегося влияния на национальный бухучет международного права, точнее, международных стандартов финансовой отчетности, выявляя все новые и новые аспекты соотношения указанных категорий, взаимосвязь их юридической и экономической природы, достоинства и недостатки финансового законодательства и законодательства о бухучете в их взаимосвязи.
В действующем законодательстве России бухгалтерский учет определяется как формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ (ред. от 28.06.2013) «О бухгалтерском учете», в соответствии с требованиями, установленными настоящим федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такое определение бухгалтерского учета учитывает понимание основных этапов учетного процесса, прослеживающихся в законодательстве, и разработанное в специальной литературе (вначале любой учетный объект наблюдается, затем «измеряется», систематизируются данные о нем, осуществляется его регистрация - отражение в документах, а также осуществляется дальнейшая обработка учетной информации для ее передачи пользователям).
Заметим, что характерные для современного правового регулирования бухгалтерского учета черты прошли длительную историю становления порядка ведения документации о финансах, как и модификацию сферы финансов в целом.
Таким образом, бухгалтерский учет представляет собой многоаспектное явление, что оказывает влияние на его регулирование как российским, так и зарубежным законодательством.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» к объектам бухгалтерского учета относит: обязательства, факты хозяйственной жизни, активы, доходы и расходы, источники финансирования деятельности экономического субъекта и др. (ст. 5). Однако законодательство не содержит четкого определения понятия «объект бухгалтерского учета», не закрепляет и исчерпывающего перечня понятий, охватываемых этой категорией. Хотя в сравнении с ранее действовавшим Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011) «О бухгалтерском учете» действующий федеральный закон одноименного названия закрепляет более конкретный перечень объектов бухучета, не относя к ним категорию «имущество», имеющую размытое содержание, более того, не согласованную с пониманием имущества гражданским законодательством (ст. 128 и др. Гражданского кодекса РФ). Представляется, уточнение анализируемого положения Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» осуществлено с учетом провозглашения влияния на бухучет России Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО.
МСФО в числе объектов учета принимают во внимание в основном такие объекты, как доходы от
заключения договора аренды и возникших по нему обязательств, платежи по заключенным договорам, факты хозяйственной жизни, денежные средства, в том числе полученные в виде государственной поддержки -субсидий из бюджета и др.
Исходя из проанализированных выше нормативных и теоретических положений о бухгалтерском учете, возможно утверждать, что данная категория, с одной стороны, связана с интересами частных хозяйствующих субъектов - организаций различных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей -заключающихся в систематизации сбора и документирования информации об их хозяйственной и иной связанной с ней деятельностью. Это позволяет им обеспечить внутренний контроль ("самоконтроль") за конкретными участками функционирования, а также самостоятельно или с помощью квалифицированных субъектов (например, составление бизнес-планов аудиторами) осуществлять внутреннее финансовое планирование хозяйственной деятельности, принимать финансово значимые решения. В связи с этим представляет интерес экономическое понимание бухгалтерского учета, постепенно трансформирующееся в закон, как «производимое на основе хозяйственной документации сплошное, непрерывное и взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия в стоимостном выражении».
Таким образом, ведение бухгалтерского учета, составление на его основе финансовой отчетности соответствует частным интересам оптимизации организации деятельности соответствующих субъектов, соответствующих определенным звеньям финансовой системы.
С другой стороны, бухгалтерский учет напрямую связан с публичными интересами - а именно интересами государства, в лице уполномоченных органов власти, устанавливающих нормативы бухучета и финансовой отчетности, соблюдение которых, будучи воплощено в специальной документации.
Следовательно, категория «бухгалтерский учет» - пример того, что в некоторых случаях в финансовой науке происходит «смешение» юридических и экономических явлений. Первые напрямую связаны, например, с осуществлением финансовой деятельности государства, с иной урегулированной нормами права экономической деятельностью хозяйствующих субъектов. Вторые лишь выполняют определенную роль для осуществления государством финансовой деятельности, будучи трансформированы в экономическую, финансовую систему государства. Экономические явления связаны с их санкционированием государством. Государственное регулирование экономики выражает экономическую функцию государства посредством принятия норм права, упорядочивающих общественные отношения.
Обратимся к роли бухгалтерского учета для функционирования хозяйствующих субъектов, государства, что позволит охарактеризовать его в соотношении с финансовой деятельностью государства.
Анализ законодательства Российской Федерации позволяет привести ряд примеров использования данных бухучета, финансовой отчетности в деятельности хозяйствующих субъектов, а также государственных органов.
Данные бухгалтерского учета используются в ходе осуществления оценочной деятельности в ее широком понимании. При проведении оценки объектов собираются и обрабатываются данные бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Наряду с этим результаты проведения оценки объекта могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности (ст. 6 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Из приведенных норм следует, что право на проведение оценки объекта является безусловным и не зависит от установленного законодательством порядка осуществления государственного статистического и бухгалтерского учета и отчетности. При этом результаты проведения оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в установленном законодательством порядке.
Положения о бухгалтерском учете и отчетности также применяются в целях учета имущества, находящегося в собственности государства, оценки эффективности его использования, в том числе по доле прибыли, перечисляемой в бюджет.1
Следует заметить, что данное требование ставит бюджетные правоотношения по формированию доходов бюджета в виде части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, бюджетные правоотношения по осуществлению бюджетного контроля как разновидности государственного финансового контроля в зависимость от ведения бухгалтерского учета соответствующими хозяйствующими субъектами.
Анализ законодательства России показывает, что во многих случаях направления финансовой деятельности государства основаны на исследовании и анализе именно данных бухгалтерского учета и составленной на его основе финансовой отчетности, иной документации. Бухучет облегчает проведение контрольных мероприятий и иных мероприятий, охватываемых содержанием финансовой деятельности государства, осуществляемой в лице уполномоченных органов и организаций. Поэтому законодательство при установлении правового режима различных видов финансовых правоотношений, правового режима форм государственного финансового контроля указывает на документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, соотнося их с содержанием соответствующих финансовых правоотношений.
На основе совокупного анализа сформировавшихся положений теории финансового и предпринимательского права, а также положений законодательных и иных нормативных правовых актов
1 (п. 5 Постановления Правительства РФ от 29 мая 2003 г. N 311 (в ред. от 29.05.2012) «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства»)
можно сделать вывод о том, что ведение бухгалтерского учета значимо как для различных звеньев финансовой системы - выражающих частные и публичные финансы, так и для различных направлений финансовой деятельности государства. (В бухучете проявляется взаимосвязь финансового права, финансовых правоотношений, финансовой деятельности государства и частных финансов по линиям сосредоточения информации об экономической деятельности общества, состоянии частных финансов.
Это позволяет рассматривать бухгалтерский учет с позиций его соотношения с финансовой деятельностью государства как совокупность организационных и управленческих мероприятий, осуществляемых в установленном государством порядке как частными, так и публичными хозяйствующими субъектами, создающих условия для систематизации информации финансового характера о функционировании хозяйствующих субъектов, информационного обеспечения государственного финансового контроля за их функционированием в лице уполномоченных органов государственной власти.
Во-первых, ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности выступают юридико-организационной информационной основой функционирования всех звеньев финансовой системы государства, попадающих в сферу государственного финансового контроля. Это означает, что функционирование любого звена финансовой системы, реализация любого финансово-правового института, задействованных в формировании, распределении, использовании фондов денежных средств, невозможны без ведения финансовой документации, бухучета, оказывающего управленческое и организующее влияние на потоки денежных средств (например, использование данных бухучета для учета имущества, находящегося в собственности государства, оценки эффективности его использования по доле прибыли, перечисляемой в бюджет; для установления круга субъектов, которым из бюджета предоставляются субсидии на капитальный ремонт; при отборе инвестиционных проектов, определении субъектов РФ - участников целевых программ; в регистрах бухгалтерского учета содержится информация для определения налоговой базы и др.).
Во-вторых, ведение бухгалтерского учета выполняет информационную роль по отношению к деятельности налоговых и иных финансовых органов - доставляет им информацию о ведении финансовой отчетности, влияющей на исполнение налоговых, иных финансовых, денежных обязанностей, значимых для финансовой, фискальной, банковской деятельности. Соответственно бухучет способствует координации функционирования различных субъектов и финансовой деятельности государства. Бухгалтерский учет тесно связан с такой формой проявления финансовой деятельности государства, как государственный финансовый контроль.
В-третьих, ведение бухгалтерского учета оказывает влияние на реализацию охранительных норм финансового права (например, непредставление информации (в том числе данных финансовой отчетности), необходимой для налогового контроля, квалифицируется как правонарушение, выявление фактов использования бюджетных средств не по целевому назначению, в том числе по документам финансовой отчетности, позволяет выявить правонарушения и т.д.). Следовательно, нарушение субъектами правил ведения бухгалтерского учета неизбежно приводит к бюджетным правонарушениям, налоговым правонарушениям и иным правонарушениям, являющимся нарушениями финансового законодательства.
В-четвертых, нормативное регулирование и организация бухучета, внедрение в него Международных стандартов финансовой отчетности «вовлекают» финансовые органы и субъекты, традиционно задействованные в финансовой деятельности государства (Министерство финансов РФ, а также Центральный банк РФ). Это усиливает финансово-правовой аспект бухучета в целом, а также МСФО.
Литература
1. Михайлов Ю. Новый Закон о бухгалтерском учете (Комментарий к Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») // Налоговый вестник: комментарии к нормативным правовым документам для бухгалтеров. 2012. № 2.
2. Назаркин И.Ж. Проблемы правового регулирования финансовой отчетности РФ // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2014. № 5. С. 501 - 503.
3. Подкопаев М.В. Комментарий к Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Акты и комментарии для бухгалтера. 2012. № 7, 8.
4. Севастьянова Е.В. Основы гармонизации российской системы бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2013.
5. Сухарев И.Р. Значение введения МСФО в России // Бухгалтерский учет. 2012. № 3.