РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
DEVELOPMENT OF SYSTEM OF STANDARD REGULATION OF THE CONSOLIDATED FINANCIAL STATEMENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Штень Юлия Алексеевна
Аспирант
ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет»
e-mail:[email protected] Shten Julia Alekseevna FGBOU VPO "Stavropol State Agrarian University", Stavropol,
e-mail: [email protected]
Ведение бухгалтерского учета в России осуществляется в соответствии с различными нормативными документами, имеющими разный статус. Один из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер. От знания законов, содержания в нормативах документов, регулирующих бухгалтерский учет, зависит достоверность бухгалтерской отчетности и как, следствие, успех фирмы. В связи с этим вызывает интерес рассмотрение современного состояния и перспектив развития нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.Хозяйственное общество, имеющее дочерние и зависимые общества, обязано составлять консолидированную финансовую отчетность. Основные требования по составу и структуре консолидированной отчетности установлены в законодательнонормативных актах, которыми необходимо руководствоваться при составлении указанной отчетности. В статье рассмотрены законодательные и нормативные документы регламентирующие порядок формирования консолидированной отчетности.Освящена проблема нормативного регулирования консолидированной финансовой отчетностигруппы компаний.
Accounting in Russia is carried out in accordance with various regulations, which have different status. One of them is required to use, others are recommended. From the knowledge of the laws, regulations in the content of documents governing the accounting, financial statements depends on the reliability and as a consequence, the success of the firm. In this regard, is of interest to consider the current state and prospects for regulatory accounting and reporting in the Russian Federation. Economic society, which has subsidiaries and affiliated companies, shall prepare consolidated financial statements. The main requirements on the composition and structure of the consolidated financial statements are set in the legislative and normative acts that should guide the drafting of this reporting. The article discusses the legislative and regulatory documents governing the formation of the consolidated financial statements. The problem of standard regulation of the consolidated financial statements of group of companies is consecrated.
Ключевые слова: консолидированная финансовая отчетность, нормативно-правовые документы
Keywords: consolidated financial statements, legal documents
В настоящее время, как в России, так и во всем мире, многие компании, являясь самостоятельными юридическими лицами, работают в группе взаимосвязанных организаций. Потребность в консолидации финансовой
отчетности связана с процессами концентрации и централизации капитала, создания дочерних и зависимых обществ, филиалов и обособленных подразделений. Консолидированной финансовой отчетностиотводится важное место в системесовременного международного учета.
Крупнейшие российские нефтегазовые компании играют ведущую роль в развитии экономики России. Государство активно вовлечено в деятельность нефтегазовой отрасли и стремится к обеспечению контроля над основной долей добычи нефти и газа. Поэтому, группы нефтегазовых компаний представляют собой особый интерес и важность для нашей страны.
Изучение нормативной базы бухгалтерского учета показало, что под консолидированной финансовой отчетностью подразумевается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения рассматриваемых в целях составления данной отчетности как единого хозяйствующего субъекта в соответствии с МСФО организации, других организаций, иностранных организаций.
Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью. Предприниматели нередко предпочитают вместо одной крупной фирмы (холдинга) создавать несколько более мелких коммерческих организаций, юридически полностью самостоятельных. Благодаря этому может быть получена определенная экономия на налоговых платежах ввиду дробления и ограничения юридической ответственности по обязательствам. Кроме того, значительно снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых сфер приложения капитала.
Процесс консолидации заключается в следующем. Группа юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных организаций составляет консолидированную отчетность. При этом одна из них играет главенствующую роль и потому называется материнской организацией, остальные организации выполняют подчиненную роль и именуются дочерними. Данные их консолидированной отчетности позволяют получить
представление о финансовом состоянии и результатах деятельности всей группы организаций в целом. Вместе с тем каждая из организаций ведет бухгалтерский учет собственных операций и оформляет их в виде собственной бухгалтерской финансовой отчетности.
Главная цель бухгалтерской финансовой отчетности - отразить реальное экономическое положение компании, в том числе и нефтегазовой отрасли, чтобы любой пользователь финансовой отчетности получил полную информационную картину о предприятии при принятии решений о взаимодействии с ним. Таким образом, если отчетность по МСФО направлена на удовлетворение информационных потребностей инвесторов, то отчетность, составленная по российским стандартам, предназначена в первую очередь для государственных структур, так как ей пользуются в основном налоговые органы, органы государственного управления и статистики, которые имеют различные интересы и различные потребности в информации. Отчетность же согласно международным стандартам отвечает интересам мировой рыночной экономики. Поэтому видится целесообразным составление двух форм финансовой отчетности - по национальным и международным стандартам для большей информативности. Хотя этот способ достаточно трудоемок, но способен защитить внутренние финансовые интересы государства. Введение МСФО не означает отказа от национальных стандартов - РСБУ. Благодаря усилиям Минфина, российский бухгалтерский учет сделал резкий рывок в сторону МСФО, то есть были подготовлены нормативные документы, которые сближают отечественный учет с международными стандартами.
До недавнего времени составление консолидированной отчетности в Российской Федерации регулировалось приказом Минфина России от 28 июля 1995 г. № 81 «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и Порядком ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы.
Оба документа давали лишь начальную информацию о консолидированной отчетности. В первом шла речь об отношениях между головной (материнской) компанией и зависимым (дочерним) предприятием. Во втором предусматривалось составление консолидированной отчетности центральной (головной) компанией, учрежденной всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы и уполномоченной на ведение дел финансово-промышленной группы.
Процессы международной интеграции обусловливают вхождение России в единое правовое поле. Отечественное законодательство адаптирует систему бухгалтерского учета к принципам международной стандартизации. В связи с программой реорганизации бухгалтерского учета были утверждены новые положения, методические указания по бухгалтерскому учету, ориентированные на требования МСФО, пересмотрены нормы гражданского, налогового, таможенного законодательства. Одним из последних примеров приближения российского бухучета к международным стандартам может служить вступление в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 6 декабря 2011г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»[1]. Цель нового Закона о бухучёте - установить единые требования к бухгалтерскому учету, отчетности, совершенствование правового механизма регулирования бухгалтерского учета в соответствии с современными условиями деятельности субъектов экономики для повышения качества финансовой отчетности, её прозрачности. В Законе прописаны документы, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, к ним относятся федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета, стандарты экономического субъекта. Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению и должны быть разработаны на основе международных стандартов.
Заметным событием стало принятие Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности», принятого Государственной думой 7 июля 2010 г. (Закон № 208-ФЗ). Консолидированная финансовая
отчетность российских организаций, наконец-то получила официальный статус [2].
Основной задачей введения консолидированной финансовой отчетности является привлечение дополнительных инвестиций в российскую экономику и придание финансовой отчетности, составляемой на основе МСФО, международного статуса на мировых рынках капитала. По мнению законодателя, введение консолидированной финансовой отчетности должно привести к повышению ее качества и установлению прозрачности финансовой деятельности организаций.
Законом определены субъекты, на которых распространяется обязанность составлять и предоставлять консолидированную финансовую отчетность. К ним отнесены кредитные, страховые и другие организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Так, например, дочерние компании ОАО «Газпром», составляют отчетность по международным стандартам, которая затем консолидируется в отчетность группы ОАО «Газпром».
Закон определяет методологическую основу составления консолидированной финансовой отчетности, но не вводит в действие сами международные стандарты финансовой отчетности и не затрагивает порядка ведения бухгалтерского учета и правил подготовки индивидуальной
бухгалтерской отчетности юридических лиц, что напрямую связано с уровнем развития российской учетной практики.
Во исполнение Закона о консолидированной финансовой отчетности постановлением Правительства РФ от 25.02.11 № 107 утверждено «Положение о признании международных стандартов финансовой отчетности и
разъяснений международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации»[4]. Настоящее Положение устанавливает порядок признания для применения на территории Российской Федерации Международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов, принимаемых Фондом
Международных стандартов финансовой отчетности. Под признанием документов международных стандартов понимается процесс принятия решения о введении каждого документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации, заключающийся в последовательном осуществлении следующих действий:
а) официальное получение от Фонда документа международных стандартов;
б) экспертиза применимости документа международных стандартов на территории Российской Федерации;
в) принятие решения о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации;
г) опубликование документа международных стандартов.
Экспертным органом для проведения экспертизы применимости документов, входящих в состав Международных стандартов финансовой отчетности, на территории Российской Федерации является некоммерческая организация Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности».
С 20 декабря 2011 года Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 2011 года № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчётности и Разъяснений
Международных стандартов финансовой отчётности на территории
Российской Федерации» были приняты и введены в действие Международные стандарты финансовой отчётности. В письме Минфина России от 12.12.2011 года № 07-02-06/240 «Об официальном опубликовании документов
международных стандартов финансовой отчётности» была озвучена
рекомендация при составлении консолидированной отчётности использовать МСФО.
18 июля 2012 г. был принят новый Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) N 106н «О введении в действие и прекращении действия документов Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации».
Введение в законную силу этих документов является важнейшим шагом обеспечения информационной инфраструктуры рынка капитала в России, создания благоприятного инвестиционного климата и соответственно, экономического роста.
Сейчас еще нельзя утверждать, что Россия полностью перешла на МСФО. Требование о составлении, представлении и публикации финансовой отчетности по международным стандартам распространяется лишь на часть организаций, причем оно ограничено только применением в отношении консолидированной отчетности. В то же время именно консолидированная отчетность котирующихся компаний, а также банков и страховщиков — это тот продукт, который на рынке востребован инвесторами в первую очередь. Для составления именно этой отчетности применение МСФО имеет принципиальное значение.
С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 16 ноября 2011 года N 321-Ф3 «О внесении изменении в части первую и вторую НК РФ в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков». Указанный закон определяет понятие консолидированной группы налогоплательщиков, общие условия и основания создания и функционирования такой группы, права и обязанности ее участников, а также вопросы, связанные с особенностями исчисления и уплаты налогов консолидированной группой, порядок осуществления налогового контроля в отношении участников группы вопросы, связанные с функционированием консолидированной группы. Правом на особый порядок уплаты налога на прибыль в Российской Федерации обладает очень ограниченное количество крупнейших налогоплательщиков (групп налогоплательщиков) [3].
К настоящему моменту создано 11 групп налогоплательщиков, куда вошли около 200 организаций. На них приходится 30% суммы налога на прибыль, поступающего в бюджет. В основном, это крупные холдинги нефтегазовой и металлургической отраслей.В такую группу налогоплательщиков входит одна из крупных компаний ОАО «Газпром».
Консолидированная группа налогоплательщиков представляет собой добровольное объединение российских организаций - плательщиков налога на прибыль на основе договора, а также на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Создание такой группы возможно при условии, что одна организация непосредственно или косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций - участников группы, причем доля такого участия в каждой из них составляет не менее 90 процентов.
При этом каждый участник должен отвечать определенным требованиям, предъявляемым, в частности: к величине совокупной сумме уплаченных за год налогов (НДС, акцизов, налога на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых) - не менее 10 млрд. рублей; суммарному объему выручки - не менее 100 млрд. рублей; совокупной стоимости активов - не менее 300 млрд. рублей.
Принятым Законом подробно регламентируется порядок заключения договора о создании консолидированной группы и внесения в него изменений, а также определяется процедура его регистрации в налоговом органе.
Уполномоченным представителем всех участников группы является ее ответственный участник. Он также несет права и обязанности налогоплательщика в связи с действием консолидированной группы.
Нормами закона установлены особенности осуществления отдельных процедур налогового администрирования в отношении консолидированной группы. Так, например, в случае неуплаты (неполной уплаты) налога взыскание соответствующих сумм в первую очередь производится за счет денежных средств на счетах ответственного участника. При их недостаточности взыскание производится за счет денежных средств остальных участников группы в последовательности, определяемой налоговым органом.
Некоторые особенности предусматриваются также в отношении проведения налоговых проверок (предметом которых является соответственно правильность исчисления и своевременность уплаты налога на прибыль).
Например, в отношении срока проведения выездной налоговой проверки установлено, что ее продолжительность (не более двух месяцев) увеличивается на число месяцев, равное количеству участников, но не более чем до одного года.
Определен порядок привлечения к налоговой ответственности участников консолидированной группы: не является правонарушением неуплата
(неполная уплата) налога ответственным участником группы, если это вызвано предоставлением недостоверных сведений иным участником группы. При этом в отношении такого участника установлен самостоятельный состав налогового правонарушения и ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов (в некоторых случаях 40 процентов) от неуплаченной суммы.
С вступлением в силу Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» становится «более законным» и «более легитимным и обязательным» порядок формирования консолидированной (сводной) отчетности в соответствии с МСФО, который ранее и по настоящее время носил инициативный характер.
Таким образом, принятие Закона «О консолидированной финансовой отчетности» придает новый импульс в развитии методологии, техники, процедур и формирования консолидированной отчетности согласно требований МСФО.
Развитие системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в условиях применения МСФО, приведет к формированию более прозрачной отчетности, направленной на нужды заинтересованных пользователей с целью принятия управленческих решений тактического и стратегического характера.
Списоклитературы
1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
2. Федеральный закон от 07.07.2010 г. №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».
3. Федеральный закон от 16.11.2011 г. №321-ФЗ «О внесении изменении в части первую и вторую НК РФ в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков».
4. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2011 г. N 107 "Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации".
The list of references
1. Federal Law of 06.12.2011 № 402-FZ "On Accounting"
2. Federal Law of 07.07.2010 № 208-FZ "On the Consolidated Financial Statements."
3. Federal Law of 16.11.2011 № 321-FZ "On Amendments to Parts I and II of the Tax Code in connection with the creation of a consolidated group of taxpayers."
4. Government Decree of February 25, 2011 N 107 "On approval of the recognition of the International Financial Reporting Standards and Interpretations are International Financial Reporting Standards for use in the Russian Federation"