Научная статья на тему 'Новый этап реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации'

Новый этап реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / СТАНДАРТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / РАЗРАБОТКА СТАНДАРТОВ / СОВЕТ ПО СТАНДАРТАМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / ACCOUNTING / ACCOUNTING STANDARDS / DEVELOPMENT OF STANDARDS / COUNCIL ON ACCOUNTING STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шварц М.Р., Шварц Э.С.

В статье рассмотрен новый закон о бухгалтерском учете с точки зрения реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Сделан анализ изменений, ожидающих экономические субъекты со вступлением закона в силу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW STAGE OF REFORMING OF ACCOUNTING IN THE RUSSIAN FEDERATION

In article the new law on accounting, from the point of view of accounting reforming in the Russian Federation is considered. The analysis of changes expecting economic subjects with the coming of the law into effect is made.

Текст научной работы на тему «Новый этап реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации»

УДК - 657

НОВЫЙ ЭТАП РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

М.Р. Шварц, Э.С. Шварц

В статье рассмотрен новый закон о бухгалтерском учете с точки зрения реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Сделан анализ изменений, ожидающих экономические субъекты со вступлением закона в силу. Ключевые слова: бухгалтерский учет, стандарты бухгалтерского учета, разработка стандартов, совет по стандартам бухгалтерского учета.

Начало реформированию бухгалтерского учета было положено в 1992 году, когда Верховный Совет РФ утвердил Государственную программу перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В 1998 году Правительством РФ была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Программа реформирования бухгалтерского учета предусматривает разработку положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, пересмотр регистров, первичной учетной документации, плана счетов. В 2004 году была принята Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, предусматривающая развитие бухгалтерского учета и отчетности по следующим основным направлениям: повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности; создание инфраструктуры применения МСФО; изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности; усиление контроля качества бухгалтерской отчетности; существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

И вот сделан очередной шаг к сближению с международными стандартами финансовой отчетности - 6 декабря 2011 года принят Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ, вступающий в силу с 1 января 2013 года. Он отменяет действующий Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21 ноября 1996 года. Целью введения нового закона является установление единых требований к бухгалтерскому учету и отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. Однако нормативно-правовой механизм им предусмотренный заработает только после утверждения федеральных и отраслевых стандартов.

В отличие от предыдущего, новый закон предусматривает ведение бухгалтерского учета в полном объеме всеми организациями, в том числе применяющими специальные налоговые режимы. В настоящий момент организации, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, освобождаются от обязанностей ведения бухгалтерского учета и должны вести только учет основных средств и нематериальных активов в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, а также доходов и расходов в установленном главой 26.2 Налогового кодекса порядке.

Это, несомненно, повышает достоверность отчетной информации данных хозяйствующих субъектов, но при этом увеличивает нагрузку на малый бизнес и не способствует упрощению ведения бухучета, о котором было заявлено в целях законопроекта. Хотя закон предусматривает закрепление федеральными стандартами упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства, но насколько она будет «простой» пока неизвестно.

Как и прежде ответственность за ведение бухгалтерского учета и сохранность документации несет руководитель экономического субъекта.

Требование закона об обязательности ведения бухгалтерского учета они могут решить несколькими способами: возложив ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации, передать ведение бухгалтерского учета на сторону, заключив соответствующий договор, или принять ведение бухгалтерского учета на себя. Несомненно, любое из этих решений потребует дополнительных затрат.

Ужесточается требование к людям, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета в открытых акционерных обществах, страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов и других субъектах, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах, органах управления государственных внебюджетных фондов. Они должны удовлетворять следующим

требованиям:

1. иметь высшее профессиональное образование;

2. иметь стаж работы бухгалтером или аудитором не менее трех лет из последних пяти, а при отсутствии высшего образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти из последних семи календарных лет;

3. не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Такие же требования предъявляются к физическому лицу, с которым заключается договор об

оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Если договор заключается с юридическим лицом, то оно должно иметь не менее одного работника, отвечающего перечисленным требованиям.

Однако делается небольшая оговорка, что данные требования не касаются лиц, на которых возложено ведение бухгалтерского учета или заключен договор на оказание услуг до 1 января 2013 года.

Статья 9 закона устанавливает основные положения в отношении применения первичных документов. В новом законе исчезает обязательность применения форм содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации и оговорено, что формы первичных документов должны быть утверждены руководителем по представлению должностного лица. При этом перечень обязательных реквизитов первичного документа остался без изменения. Вводится обязательность применения в электронном документообороте электронной подписи.

В ст. 10 устанавливаются основы применения регистров бухгалтерского учета. Впервые в законе перечислены обязательные реквизиты регистров бухгалтерского учета:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Кроме того, установлена необходимость утверждения руководителем применяемых форм регистров и обязательное заверение электронной подписью регистров, ведущихся в электронной форме.

Подверглась корректировке и статья 11, касающаяся проведения инвентаризации:

- вместо перечисления ситуаций, в которых обязательно проведение инвентаризации сделана оговорка, что инвентаризация проводится в случае, сроки и порядке, определяемых экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации, устанавливаемого законодательством РФ и федеральными и отраслевыми стандартами;

- не отражен в законе и порядок учета результатов инвентаризации.

Расширено содержание статей, касающихся составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Так рассматриваются особенности ее составления при реорганизации и ликвидации юридического лица.

Закон устанавливает обязанность экономического субъекта организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, что опять же в основном скажется на малых предприятиях, где на сегодняшний день практически отсутствует внутренний контроль.

Предложен принципиально новый подход в принятии норм права. Законопроект вводит новый термин - стандарт бухгалтерского учета, т.е. нормативно-правовой акт, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы его ведения. Иерархия источников права в области бухучета представлена на рисунке 1.

Рис. 1 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в соответствии с законом

«О бухгалтерском учете» №402-ФЗ

Выработаны следующие принципы регулирования бухгалтерского учета:

1) соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

2) единства системы требований к бухгалтерскому учету;

3) упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;

4) применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;

5) обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;

6) недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.

Как видим одним из принципов, закрепленных на высшем уровне, является применение МСФО как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов.

При этом федеральные стандарты устанавливают для экономических субъектов независимо от их вида деятельности: требования к учетной политике, план счетов и порядок его применения, состав и порядок формирования информации раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности и др.

Отраслевые стандарты призваны раскрывать особенности применения федеральных стандартов в отдельных отраслях и видах экономической деятельности.

Рекомендации должны приниматься для правильного применения федеральных и отраслевых стандартов и распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. В отличие от стандартов они не обязательны к применению.

И наконец, стандарты экономического субъекта необходимы для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета.

На рисунке 2 представлены субъекты регулирования бухгалтерского учета в соответствии с законом и закрепленные за ними полномочия.

- утверждает программу разработки федеральных стандартов;

- утверждает федеральные и, в пределах его компетенции, отраслевые стандарты

- организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета;

- утверждает требования к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета;

- участвует в разработке международных стандартов;

- представляет Российскую

- утверждает отраслевые

стандарты и обобщает практику

их применения;

- участвует в подготовке и

согласовывает программу

разработки федеральных

стандартов;

- участвует в экспертизе

проектов федеральных

стандартов;

- разрабатывает проекты федеральных стандартов, проводит публичное их обсуждение и представляет в уполномоченный федеральный орган;

- участвует в подготовке программы разработки федеральных стандартов;

- участвует в экспертизе проектов стандартов бухгалтерского учета;

- обеспечивает соответствие проекта федерального стандарта международному стандарту;

- разрабатывает и принимает рекомендации в области бухгалтерского учета;

- разрабатывает предложения по совершенствованию стандартов

Рис. 2 Полномочия субъектов регулирования бухгалтерского учета

При уполномоченном федеральном органе создается совет по стандартам бухгалтерского учета (рис. 3). Состав совета утверждается руководителем уполномоченного федерального органа на основании предложений вносимых субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета, Центральным банком Российской Федерации, научными организациями и высшими учебными заведениями.

Заседания совета проводятся не реже одного раза в три месяца по решению председателя или уполномоченного заместителя и считается правомочными при наличии не менее двух третей членов совета (т.е. не менее 10 человек). Решения принимаются простым большинством голосов членов совета участвующих в заседании.

10 представителей субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета и научной общественности

5 представителей органов государственного регулирования

Члены совета

Рис. 3 - Структура совета по стандартам бухгалтерского учета

Федеральные стандарты разрабатываются и утверждаются в соответствии с программой

разработки. Ее должен утвердить уполномоченный федеральный орган по согласованию с центральным банком на основании внесенных органами государственного и субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета предложений. Закон так же предусматривает, что данная программа должна ежегодно уточняться. Процедура разработки стандартов представлена на рисунке 4.

Во время публичного обсуждения проекта федерального закона разработчик:

1) принимает от заинтересованных лиц замечания в письменной форме;

2) проводит обсуждение проекта федерального стандарта и полученных в письменной форме замечаний;

3) составляет перечень полученных в письменной форме замечаний с кратким изложением их содержания и результатов обсуждения;

4) дорабатывает проект федерального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний.

Рис. 4 Процедура разработки и утверждения федерального стандарта

Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания до утверждения федерального стандарта и представлять их в уполномоченный федеральный орган по его запросу.

В случае если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не примет на себя обязательство разработать федеральный стандарт, предусмотренный программой их разработки, эта функция возлагается на уполномоченный федеральный орган и проходит по той же схеме (рис. 4).

Подводя итог, необходимо отметить, что предстоит серьезная работа по разработке стандартов бухгалтерского учета и необходимо участие всех специалистов в области бухгалтерского учета, как теоретиков, так и практиков для разработки стандартов, требующих минимальной корректировки в процессе использования. Все неточности и противоречия необходимо устранить в процессе разработки и обсуждения.

In article the new law on accounting, from the point of view of accounting reforming in the Russian Federation is considered. The analysis of changes expecting economic subjects with the coming of the law into effect is made. The key words: accounting, accounting standards, development of standards, council on accounting standards.

Список литературы

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ // СПС «Гарант»

2. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена приказом Минфина РФ от 1 июля 2004г. № 180) // СПС «Гарант»

3. Островская М.Ю. Сравнительный анализ Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» с действующим законодательством (http://www.referent.ru/48/247523)

Об авторах

Шварц М.Р. - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

Шварц Э.С. - Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.