Научная статья на тему 'Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации'

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1856
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / СТАНДАРТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ / ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ACCOUNTING / STANDARD OF ACCOUNTING / INTERNATIONAL STANDARD / ACCOUNTING BOOK OF ACCOUNTS / FEDERAL STANDARD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мегаева Светлана Владимировна, Гусельщикова Надежда Бениаминовна

В статье раскрыто нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ. Описаны уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ, раскрыто, что относится к каждому уровню, документы, к нему относящиеся, и их назначение. Цель статьи раскрыть нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Standard regulation of accounting in the Russian Federation

In article standard regulation of accounting in the Russian Federation is opened. Levels of standard regulation of accounting in the Russian Federation are described, it is opened that belongs to each level, documents, to him relating and their appointment. Article purpose to open standard regulation of accounting in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации»

I

UJ

s о

UJ

X

О X

о

CO

# *

158

тетным является извлечение и максимизация прибыли, повышение стоимости банка; вторая задача определяется особым социальным статусом банков с госучастием и их ролью в экономике. В рамках второй группы задач основной целевой функцией является финансовая поддержка приоритетных задач государства и структурных реформ, направленных на решение экономических и социальных проблем национальной экономики. Оценка вклада банка в решение народно-хозяйственных задач, гармонизации интересов различных стейкхол-деров (держателей акций) определяет социально-экономическую эффективность деятельности банков, в том числе с государственным участием в капитале.

Таблица б - Вклады населения в банках с госучастием в капитале

Показатели 01.01.10 01.01.11 01.01.12 01.01.13 01.01.14 01.01.15 01.01.16

Цоля ПАО «Сбербанк России» в общем объеме вкладов, % 49,4 47,9 46,6 45,7 46,1 46,1 46,0

Цоля пяти банков, имеющих наибольшие объемы вкладов, в общем объеме вкладов, % 61,3 60,0 59,4 58,3 60,5 60,4 60,6

Вместе с тем, для банков с государственным участием в капитале социальная направленность должна быть приоритетной в их деятельности. В настоящее время банки с госучастием в капитале аккумулируют наибольшую долю средств населения (табл. 7).

Таблица 7 - Вклады населения в банках с госучастием в капитале

Показатели 01.01.10 01.01.11 01.01.12 01.01.13 01.01.14 01.01.15 01.01.16

Цоля ПАО «Сбербанк России» в общем объеме вкладов, % 49,4 47,9 46,6 45,7 46,1 46,1 46,0

Цоля пяти банков, имеющих наибольшие объемы вкладов, в общем объеме вкладов, % 61,3 60,0 59,4 58,3 60,5 60,4 60,6

в формировании ресурсной базы. Имея статус государственного банка, они получают преимущество в установлении процентных ставок по привлеченным средствам.

Таким образом, в целях совершенствования эффективности деятельности банков с государственным участием можно предложить следующие направления:

- при разработке Государственной банковской политики с учетом прошедшего экономического кризиса важной задачей может оказаться отделение инвестиционных операций государственных коммерческих банков от их коммерческой текущей деятельности и в определенных случаях выделение (либо гарантирование выделения) долгосрочных финансовых источников, предоставление непосредственным товаропроизводителям оперативной

финансовой помощи. В государственной банковской политике должна также быть более полно прописана деятельность в условиях ограниченных финансовых ресурсов из-за антироссийских санкций;

- в целях повышения социальной направленности предусмотреть в линейке банковских продуктов предоставление социальных кредитов по социальным процентным ставкам наименее защищенным слоям населения;

- вести раздельный управленческий учет операций, связанных с реализацией социальных собствен н ых и госуда рствен н ых п роек-

тов и государственных программам.

Приведенные данные свидетельствуют о высоком уровне концентрации вкладов населения в банках с госучастием в капитале, что обеспечивает им конкурентное преимущество

Примечания:

1. Мартиросян А.Р. Основные закономерности и перспективы развития и взаимодействия банковского и промышленного секторов российской экономики : дис.... канд. экон. н. -М., 2001.

2. Шамрина С.Ю. Современное состояние банковского сектора России // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 1 (30). - С. 92-95.

STANDARD REGULATION OF ACCOUNTING IN THE RUSSIAN FEDERATION Megayeva Svetlana Vladimirovna, PhD of Economics, Associate Professor,

Guselchikova Nadejda Beniaminovna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Economy and Antimonopoiy Regulation, North Caucasian institute, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Pyatigorsk

in article standard regulation of accounting in the Russian Federation is opened. Levels of standard regulation of accounting in the Russian Federation are described, it is opened that belongs to each level, documents, to him

relating and their appointment. Article purpose - to open standard regulation of accounting in the Russian Federation.

Keywords: accounting; standard of accounting; international standard; accounting book of accounts; federal standard.

НОРМА ТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УДК 330.1

УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВАК РФ 08.00.12

© Гуселыцикова Н.Б., 2017

В статье раскрыто нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ. ©Мегаева С.В.,2017 Описаны уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ, раскрыто, что относится к каждому уровню, документы, к нему относящиеся, и их назначение. Цель статьи - раскрыть нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ.

Ключевые слова: бухгалтерский учет; стандарт бухгалтерского учета; международный стандарт; план счетов бухгалтерского учета; федеральный стандарт.

Федеральным законом "О бухгалтерском учете" №402-ФЗ от 06.12.2011 г. определен новый механизм регулирования бухгалтерского учета, осуществляемый через стандарты бухгалтерского учета. Иерархичность источников в области нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации представлена следующим образом (табл. 1).

Таблица 1 - Нормативное регулирование бухгалтерского учета

Уровень Наименование документа Нормативный акт, утвердивший документ Назначение документа

1 2 3 4

I уровень --Федеральный закон №402-ФЗ от 06.12.2011 г.; «О бухгалтерском учете» Федеральный закон от 06.12.2011 г. №402-ФЗ Установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета [1]

-другие федеральные законы; «О консолидированной финансовой отчетности» Федеральный закон от 27.07.2010 г. №208-ФЗ Устанавливает общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации [2]

- принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты

II уровень- федеральные и отраслевые стандарты Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ Приказ Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н Определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреледе-ний), а также взаимоотношения организации с внешними

МЕГАЕВА Светлана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент

megae va_ 72@maii ru

ГУСЕЛЫЦИКОВА Надежда Вениаминовна, кандидат экономических наук, доцент

n_guselchikova@mail.ru

кафедра Экономики и антимонопольного регулирования, СевероКавказский институт, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Пятигорск

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»

и т.д. всего в данный момент в РФ принято 24 ПБУ

Приказ Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н

Приказ Минфина России от 24.11.2008 г. №116н

потребителями бухгалтерской информации [3]

Устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) [4]

Устанавливает особенности порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организациями (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и выступающими в качестве подрядчиков либо в качестве субподрядчиков в договорах строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы [5]

III уровень - рекомендации в области бухгалтерского учета

План счетов бухгалтерского учета финансово-

хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению

Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию

Методические указания по бухгалтерскому учету материаль-но-про извод ственных запасов

Другие документы разъяснительного характера

Приказ Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.

Приказ Минфина Рос-;ии от 21.03.2000 г. № 29н

Приказ Минфина России от 28.12.2001 № 119н

Устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В нем приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов [6]

Методические рекомендации применяются для формирования информации о прибыли, приходящейся на одну акцию акционерного общества [7]

Методические указания определяют порядок организации бухгалтерского учета материально-производственных запасов на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) [8]

IV уровень - стандарты экономического субъекта_

Учетная политика организации

Способы ведения бухгалтерского учета в конкретной организации

Закон № 402-ФЗ официально ввел термин -стандарт бухгалтерского учета и международный стандарт. Стандарт бухгалтерского учета

- документ,устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Международный стандарт

- стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта [1].

Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами.

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

- определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;

- допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

- порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;

-требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;

- план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;

- состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;

-условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;

- состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

- состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

-упрощенныеспособы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" №402ФЗ от 6.12.2011 г. [1].

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов,уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.

Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе.

Рекомендации в области бухгалтерского учета могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб эко-

номических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов.

Рекомендации в области бухгалтерского учета не должны создавать препятствия осуществлению экономическим субъектом его деятельности.

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета.

Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.

Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности.

Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить Федеральному закону "О бухгалтерском учете" №402ФЗ от 6.12.2011 г. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

Федеральные и отраслевые стандарты, а также программа разработки федеральных стандартов утверждаются нормативными правовыми актами в установленном порядке с учетом положений Федерального закона "О бухгалтерском учете" №402ФЗ от 6.12.2011 г.

Определено, что органами государственного регулирования бухгалтерского учета в России являются уполномоченный федеральный орган и Банк России.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О бухгалтерском учете" №402ФЗ от 6.12.2011 г. уполномоченный федеральный орган - федеральный орган исполнительной власти,уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять функции по

I

UJ S

u

UJ 3-

s X

О X

о

CO

* *

162

выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Наличие проработанной нормативной и законодательной базы нужно для правильной организации и эффективного функционирования бухгалтерского учета. В РФ система нормативного и законодательного регулирования бухгалтерского учета в данный момент находится в степени реформирования и приближения к международным стандартам финансовой отчетности. В связи с этим, требования некоторых документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и законодательных актов нуждаются в адаптации и дополнительных разъяснениях по их применению к определенным условиям торговой, производственной и другой деятельности.

Для того чтобы сформировать систему нормативного регулирования бухгалтерского учета, наиболее полно отвечающую задачам реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, нужны существенные усилия для выполнения всех ее уровней. Существующие на сегодняшний день проблемы в нормативном регулировании бухгалтерско-гоучета сильноусложняют профессиональную деятельность бухгалтеров, ведут к образованию споров с аудиторами и контролирующими органами.

Примечания:

1. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 г. №402-ФЗ (последняя редакция). -Режим доступа: URL:http://www.consultant.ru.

2. Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности" от 27.07.2010 г. №208-ФЗ (последняя редакция). - Режим доступа: URL:http:/ /www.consultant.ru.

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Приказ Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н (последняя редакция). - Режим доступа: URL:http://www.consultant.ru.

4. ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" Приказ Минфина России от б октября 2008 г. № Юбн (последняя редакция). - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru.

5. ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" Приказ Минфина России от 24.11.2008 г. №11 бн (последняя редакция). - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru.

6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Приказ Минфина России от31 октября 2000 г. №94н (последняя редакция). - Режим доступа: URL:http://www.consultant.ru.

7. Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию. Приказ Минфина России от 21.03.2000 г. № 29н (последняя редакция). - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru.

8. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Приказ Минфина России от 28.12.2001 № 119н (последняя редакция). - Режим доступа: URL: http:// www.consultant.ru.

IMPROVEMENT OF THE ACCOUNT OF CALCULATIONS WITH THE PERSONNEL ON PAYMENT IN ACCORDANCE WITH CHANGES IN THE LABOUR CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION Megayeva Svetlana Vladimirovna, PhD of Economics, Associate Professor,

Guselchikova Nadejda Beniaminovna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Economy and Antimonopoly Regulation, North Caucasian institute, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Pyatigorsk

in article improvement of accounting of settlings with personnel on compensation in connection with the changes which have happened in calculations for temporary disability in 20 i 7, changes in the Labour code of the Russian Federation is opened. Article purpose - to show the changes which have happened in accounting of settlings with personnel on compensation in 20i7.

Keywords: accounting, calculations for temporary disability; calculations with the personnel on payment; the Labour code.

УДК 330. i СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА PA СЧЕТОВ

ВАК РФ 08.00.12 С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛА ТЕ ТРУДА В СООТВЕТСТВИИ

С ИЗМЕНЕНИЯМИ В ТРУДОВОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Мегаева С.В., 2017 В статье раскрыто совершенствование учета расчетов с персоналом по оплате

© Гуселыцикова Н.Б., 2017 труда в связи с изменениями, произошедшими в расчетах по временной

нетрудоспособности в 2017 году, изменениями в Трудовом кодексе РФ. Цель статьи - показать изменения, произошедшие в учете расчетов с персоналом по оплате труда в 2077 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.