Научная статья на тему 'Вопросы нормативного регулирования разработки и применения технических регламентов в Российской Федерации'

Вопросы нормативного регулирования разработки и применения технических регламентов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
354
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ / TECHNICAL REGULATIONS / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ / ADMINISTRATIVE REGULATIONS / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / NATIONAL LEGISLATION / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRIAL POLICY / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INTEGRATION PROCESSES / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Духно Николай Алексеевич, Васильев Федор Петрович

Статья посвящена развитию нормативной правовой базы разработки и применения технических регламентов в практике реализации промышленной политики Российской Федерации. В частности, в работе определен предмет регулирования правоотношений с помощью технических регламентов в различных секторах национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF LEGISLATION REGULATORY IN DEVELOPMENT AND APPLICATION OF TECHNICAL REGULATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the development of normative legal base for the development and application of technical regulations in practice, the implementation of industrial policy of the Russian Federation. In particular, the paper identifies the subject of the regulation of legal relations with the help of technical regulations in the various sectors of the national economy.

Текст научной работы на тему «Вопросы нормативного регулирования разработки и применения технических регламентов в Российской Федерации»

УДК 930.24

Духно Николай Алексеевич

доктор юридических наук, профессор Директор юридического института МИИТ г. Москва,

Васильев Федор Петрович

доктор юридических наук Доцент Академии управления МВД России

e-mail: vasilev17@mail.ru

ВОПРОСЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена развитию нормативной правовой базы разработки и применения технических регламентов в практике реализации промышленной политики Российской Федерации. В частности, в работе определен предмет регулирования правоотношений с помощью технических регламентов в различных секторах национальной экономики.

Ключевые слова: технические регламенты, административные регламенты, национальное законодательство, промышленная политика, интеграционные процессы, Таможенный Союз.

Nikolay Duhno

Doctor of legal Sciences, professor Director Law Institute of Moscow Institute of Transport Engineers

Fedor Vasiliev

Doctor of Juridical Sciences, Associate Professor, Academy of Ministry of internal affair

vasilev 17@mail. ru

ISSUES OF LEGISLATION REGULATORY IN DEVELOPMENT AND APPLICATION OF TECHNICAL REGULATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the development of normative legal base for the development and application of technical regulations in practice, the implementation of industrial policy of the Russian Federation. In particular, the paper identifies the subject of the regulation of legal relations with the help of technical regulations in the various sectors of the national economy.

Keywords: technical regulations, administrative regulations, national legislation, industrial policy, integration processes, Customs Union.

Вопросы обеспечения стабильного уровня жизнедеятельности всех участников правоотношения в современных условиях актуальны и проблематичны. При этом, их регулирование осуществляются через административно-правовые нормы, определенными нормативными правовыми актами (далее — НПА). Например, федеральными законами (далее — ФЗ), различными административными регламентами (адмрегламенты) и техническими регламентами (далее — т/регламенты(тами). В целях регулирования и развития различных социально-экономических процессов в России принят ФЗ от 27.12.2002 № 184 (ред. от 20.04.2015, вступ. в силу 19.10.2015) «О техническом регулировании» (далее — ФЗ о т/регулировании или ФЗ т/р).

По существу в настоящее время данный ФЗ регулирует конкретные отношения, возникающие при оценке соответствия и определяет права и обязанности участников регулируемых ФЗ о т/регулировании; разработке, принятии, применении и исполнении: обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее — продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг.

При этом, требования к функционированию единой сети связи РФ, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования сети связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи России и использованием радиочастотного спектра, устанавливаются и регулируются ФЗ в области связи. Но, ныне вопросы т/регулирования разрешаются многими субъектами управления — федеральными ОИВ, субъектами РФ, но в России функции задачи основного субъекта периодически пересматриваются.

В соответствии ФЗ о т/регулировании нормы данного НПА не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда, федеральные гособрстандарты, положения (стандарты) о бухучете и правила аудиторской деятельности, стандарты: эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг; распространения предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — ГМУ); оценочной деятельности; предоставления или раскрытия информации; а также минимальные соцстандарты, профессиональные стандарты.

Также не регулируют отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением санэпидемтребований, и требований в области: охраны окружающей среды, охраны труда, требований: к безопасному использованию атомной энергии, в том числе требований безопасности объектов использования атомной энергии, безопасности деятельности в области использования атомной энергии, к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований к обеспечению безопасности космической деятельности, за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства,

строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Существенное место занимает отдельное т/регулирования в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по гособоронзаказу; продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии; продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих гостайну или относимых к охраняемой в соответствии с ФЗ иной информации ограниченного доступа; продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют гостайну; процессов проектирования (включая изыскания), производства, строймонтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения соответственно указанной продукции обязательными требованиями наряду с требованиями т/регламентов являются требования, установленные госзаказчиками, федеральными ОИВ, уполномоченными в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, госуправления использованием атомной энергии, госрегулирования безопасности при использовании атомной энергии, и (или) госконтрактами (договорами).

Особенности т/регулирования в части разработки и установления конкретных требований госзаказчиками, федеральными ОИВ 12 , уполномоченными в области обеспечения безопасности (ФСБ), обороны (Минобороны), внешней разведки (СВР), противодействия техническим разведкам и т/защиты информации, госуправления использованием атомной энергии и госрегулирования безопасности при их использовании, в отношении продукции (работ, услуг), а также соответственно процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения устанавливаются

12 Имеется ввиду — органами исполнительной власти.

41

Президентом и Правительством России в соответствии с их полномочиями. Особенности стандартизации продукции (работ, услуг), а также соответственно процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строймонтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения устанавливаются Правительством. Но, особенности оценки соответствия продукции (работ, услуг), а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строймонтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения устанавливаются также Правительством или уполномоченными им федеральными ОИВ.

В настоящее время с учетом некоторых международных отношений особенности т/регулирования в области обеспечения безопасности продукции, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, применяемых на территории международного медицинского кластера, устанавливаются ФЗ «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Надо отметить, что с учетом актуальности, особенности т/регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». То же самое, особенности т/регулирования в области обеспечения безопасности продукции, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строймонтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, применяемых на территории инновационного центра «Сколково», устанавливаются ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

В рамках рассматриваемого вопроса и обеспечения жизнедеятельности участников правоотношения (безопасности) существенную роль ныне играют технические регламенты13 (т/регламент(ы)). Они принимаются в целях: защиты

13 Согласно постановлению Госстандарта РФ от 30 января 2004 г. № 4 со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» впредь до вступления в силу соответствующих

42

жизни или здоровья граждан, имущества физических или юрлиц, ГМУ14; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. Притом, принятие т/регламентов в иных целях не допускается, но, по мнению авторов ныне законодатели излишне руководствуются техническими регламентами Таможенного Союза (далее — ТС). Тем самым придают значимости только т/регламентов (обилия) ТС, что это внутри страны выгодно, прежде всего, в толковании в своих интересах (попустительств, качественность и другие негативного характера факторов) производителей. А потребители будут получать информацию только в одностороннем порядке. При том, наличие т/регламента ТС всего лишь в основном регулирует процессы ввоза и вывоза продукции, а не потребления и различных процессов) и отсутствие «внутреннего» технического характера наиболее выгодно для производителей для ухода от ответственности и спекулировали т/регламентами ТС.

Или же именно наличие непосредственных т/регламентов (с которыми должны руководствоваться и ТС) способствуют реализации ФЗ № 162-ФЗ от 29 июня 2015 г. «О стандартизации в РФ»15 развитию качества, безопасности и производственных отношений. Ибо одни т/регламенты ТС не способны установить правовую дисциплину производителей, собственников (потребителей) и в целом вопросы регулирования безопасности будут не регулируемы внутри страны. В итоге ФЗ о т/регулировании нуждается в пересмотре с учетом не только ФЗ о стандартизации, но и выше отмеченных факторов. Тем более технические регламенты, утвержденные Правительством не следует отменять в связи действием т/регламента ТС. Т. к. наверное вопросы

технических регламентов осуществляется применение действующих государственных и межгосударственных стандартов в добровольном порядке за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании.

14 Имеется в виду — государственного или муниципального имущества.

15 СЗ РФ 06.07.2015 № 27 ст. 3953. Отдельные положения данного ФЗ действуют с 29.09.2015.

установление и правила обеспечения безопасности прерогатива принадлежит Правительству, а ТС руководствуюсь ими издают свои т/регламенты дублируя требований Правительства.

Участникам правоотношения т/регулирования, следует учитывать и содержание и их применение, в частности, т/регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте);термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность 16 ; радиационную безопасность населения; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений 17 ; другие виды безопасности. Но, их требования не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в ФЗ о техрегулировании. И т/регламент должен содержать: перечень, описание объектов т/регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения т/регламента; правила и формы оценки соответствия (в том числе в нем могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта т/регулирования, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения; требования энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Оценка соответствия проводится в формах госконтроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в

16 О техническом регулировании и контроле (надзоре) в электроэнергетике см. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ.

17 Об обеспечении единства измерений см. Федеральный закон от 26 июня 2008 г. № 102-

ФЗ.

эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме. А содержащиеся в них обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории нашей страны и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в конкретный т/регламент. Или же, не включенные в т/регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам их нанесения не могут носить обязательный характер. И регламент должен содержать обобщенные, конкретные требования к характеристикам продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей принятия т/регламента. С учетом степени риска причинения вреда в них могут содержаться спецтребования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).

В основном эти регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида НПА, которым они приняты, страны, места происхождения продукции или осуществления связанных с запросами к

продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок физических, юрлиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями. При этом, т/регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях данный документ может содержать требование, касающееся информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.

Безусловно, на территории России международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов т/регламентов, за исключением случаев, если международные стандарты или их разделы были бы неэффективными или не подходящими для достижения установленных целей ФЗ (о т/р ст. 6), в том числе вследствие климатических и географических особенностей России, технико -технологических особенностей. А нацстандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов т/регламентов. При этом, данный регламент может содержать спецтребования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строймонтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей. Они устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные (далее — ВСФ) меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран, мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие

биологическую безопасность (независимо от способов обеспечения безопасности, использованных изготовителем). Так, ими могут предусматриваться требования к продукции, методам ее обработки и производства, процедурам испытания продукции, инспектирования, подтверждения соответствия, карантинные правила, в том числе требования, связанные с перевозкой животных и растений, необходимых для обеспечения жизни или здоровья животных и растений во время их перевозки материалов, а также методы и процедуры отбора проб, методы исследования и оценки риска и иные содержащиеся в т/регламентах требования. Они разрабатываются и применяются на основе научных данных, а также с учетом конкретных международных стандартов, рекомендаций и других документов международных организаций в целях соблюдения необходимого уровня ФСФ защиты, который определяется с учетом степени фактического научно обоснованного риска. При оценке степени риска могут приниматься во внимание положения международных стандартов, рекомендации международных организаций, участником которых является государство (РФ — Россия), распространенность заболеваний и вредителей, а также применяемые поставщиками меры по борьбе с заболеваниями и вредителями, экологические условия, экономические последствия, связанные с возможным причинением вреда, размеры расходов на предотвращение причинения вреда. А если безотлагательное применение ВСФ мер необходимо для достижения целей ВСФ защиты, а соответствующее научное обоснование является недостаточным или не может быть получено в необходимые сроки, ветеринарно-санитарные или фитосанитарные меры, предусмотренные т/регламентами в отношении определенных видов продукции, могут быть применены на основе имеющейся информации, в том числе информации, полученной от конкретных международных организаций, властей иностранных государств, информации о применяемых другими государствами действенных мерах или иной информации. До принятия т/регламентов ВСФ меры действуют в соответствии с ФЗ. Но, эти меры должны применяться с учетом конкретных экономфакторов —

потенциального ущерба от уменьшения объема производства продукции или ее продаж в случае проникновения, закрепления или распространения какого-либо вредителя или заболевания, расходов на борьбу с ними или их ликвидацию, эффективности применения альтернативных мер по ограничению рисков, а также необходимости сведения к минимуму воздействия вредителя или заболевания на окружающую среду, производство и обращение продукции18.

По правилам т/регламент, принимаемый ФЗ, постановлением Правительства России или НПА Росстандарт, вступает в силу не ранее чем через 6 месяцев со дня его официального опубликования. Правительством или в случае, предусмотренном ФЗ о техрегулировании, Ростехрегулированием до дня вступления в силу т/регламента утверждается в соответствии с требованиями ФЗ в области обеспечения единства измерений перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого т/регламента и осуществления оценки соответствия. В случае их отсутствия (пер. док.) применительно к отдельным требованиям т/регламента или объектам т/регулирования Правительством или в случае, предусмотренном ФЗ о т/регулировании, Ростехрегулированием до дня вступления в силу т/регламента утверждаются в соответствии с требованиями ФЗ в области обеспечения единства измерений правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого регламента и осуществления оценки соответствия. Проекты указанных правил и методов разрабатываются федеральными ОИВ в соответствии с их компетенцией или в случае, предусмотренном ФЗ о т/регулировании, Росстандартом с использованием документов в области стандартизации, опубликовываются в печатном издании Росстандарт и размещаются в информсистеме общего пользования в электронно-

18 О применении ветеринарных мер при ввозе живых животных и продукции животного происхождения на таможенную территорию Российской Федерации см. Постановление Правительства России от 24 марта 2006 г. № 159.

48

цифровой форме не позднее чем за 30 дней до дня утверждения указанных правил и методов. Эти правила не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в ФЗ (о т/р).

Правительство также разрабатывает предложения об обеспечении соответствия т/регулирования интересам нацэкономики, уровню развития материально-технической базы (МТБ) и уровню научно-технического развития (НТР), а также международным нормам и правилам. А Росстандартом организуются постоянные учет и анализ всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований т/регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юрлиц, ГМИ, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда, а также организуется информирование приобретателей, в том числе потребителей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований т/регламентов19.

В России т/регламент может быть принят международным договором РФ, подлежащим ратификации в порядке, установленном ФЗ или в соответствии с международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном ФЗ. Такие регламенты разрабатываются, принимаются и отменяются в порядке, принятом в соответствии с международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном ФЗ. И до вступления в силу регламента, принятого международным договором России, подлежащим ратификации или в соответствии с международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, т/регламент может быть принят ФЗ, указом Президента или постановлением Правительства России, или НПА Росстандарт в соответствии с положениями ФЗ о т/регулировании. А регламент, издаваемое ФЗ или постановлением Правительства издается в порядке,

19 Дополнительно см. Распоряжение Правительства России от 23 ноября 2004 г. № 1511-р О направлении предложений по уточнению Программы разработки технических регламентов на 2004 - 2006 гг. (с изменениями от 22.12.2009).

49

установленном соответственно для принятия др. ФЗ и постановлений Правительства. При этом, разработчиком проекта т/регламента может быть любое лицо. О разработке проекта должно быть опубликовано уведомление в печатном издании Росстандарта и в информсистеме общего пользования в электронно-цифровой форме. А уведомление должно содержать информацию о том, в отношении какой продукции или каких связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые требования, с кратким изложением цели этого т/регламента, обоснованием необходимости его разработки и указанием тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений конкретных международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории России в момент разработки проекта т/регламента, и информацию о способе ознакомления с проектом, наименование или ФИО разработчика проекта данного регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым должен осуществляться прием в письменной форме замечаний заинтересованных лиц. Далее, с момента опубликования уведомления о разработке проекта данный проект должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. А разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта20 . Параллельно он дорабатывает проект т/регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное его обсуждение и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения. И он обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до дня вступления в силу принимаемого НПА т/регламента и предоставлять их депутатам Госдумы, представителям федеральных ОИВ и экспертным комиссиям по т/регулированию по их запросам.

20 Плата, взимаемая за предоставление данной копии, не может превышать затраты на ее изготовление.

Срок обсуждения проекта данного регламента со дня опубликования уведомления о его разработке до дня опубликования уведомления о завершении обсуждения не может быть менее чем 2 месяца. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта т/регламента должно: быть опубликовано в печатном издании Росстандарт и в информсистеме общего пользования в электронно-цифровой форме; включать в себя информацию о способе ознакомления с проектом и перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, а также наименование или ФИО разработчика проекта, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым с разработчиком может быть осуществлена связь. А со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта доработанный проект регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

Росстандарт, также обязан опубликовывать в своем печатном издании уведомления о разработке проекта т/регламента и завершении публичного обсуждения этого проекта в течение 10 дней с момента оплаты опубликования уведомлений. Эти правила определены в Постановление Правительства от 5.11.2003 № 673 «Об опубликовании и размере платы за опубликование документов о разработке, обсуждении и экспертной оценке проектов т/регламентов, проектов законодательных, иных нормативных правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования» (дополнительно см. Постановление от 31.07.2003 № 458 (ред. от 29.12.2007) «Об опубликовании и размере платы за опубликование уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта»).

Притом, внесение субъектом права законодательной инициативы проекта ФЗ о техрегламенте в Госдуму осуществляется при наличии следующих документов: обоснование необходимости принятия ФЗ о т/регламенте с указанием т/требований, которые отличаются от положений конкретных

международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории России в момент разработки проекта т/регламента; финансово-экономическое обоснование принятия ФЗ о т/регламенте; перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц; документы, подтверждающие опубликование уведомления о: разработке и завершении публичного обсуждения проекта технического регламента.

Экспертиза проектов т/регламентов, то она осуществляется экспертными комиссиями по т/регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных ОИВ, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений

предпринимателей и потребителей 21 . Ростехрегулирование утверждает персональный состав экспертных комиссий по т/регулированию и осуществляет обеспечение их деятельности. Заседания этих комиссий являются открытыми их заключения подлежат обязательному опубликованию в печатном издании Росстандарта и в информсистеме общего пользования в электронно-цифровой форме22.

Надо отметить, что в случае несоответствия т/регламента интересам нацэкономики, развитию материально-технической базы и уровню НТР, а также международным нормам и правилам, введенным в действие в России, Правительство или Росстандарт обязаны начать процедуру внесения изменений в т/регламент или его отмены. Данная процедура осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ (о т/р) в части разработки и принятия т/регламентов. Притом, участникам т/политики (правоотношения) необходимо учитывать также порядок разработки, принятия, изменения и отмены т/регламента, принимаемого НПА Росстандарта.

Так, в соответствии с поручениями Президента или Правительства России т/регламент может быть принят НПА Росстандарт. Регламент разрабатывается в

21 Порядок их создания и деятельности утверждается Правительством

22 Порядок опубликования таких заключений и размер платы за их опубликование устанавливаются также Правительством России.

52

порядке, установленном ФЗ (о т/р ст. 9.1), и принимается в порядке, установленном для принятия НПА федеральных ОИВ. А проект техрегламента, принимаемый в форме НПА Росстандарта, представляется разработчиком в Росстандарт для принятия при наличии следующих документов: обоснование необходимости принятия данного т/регламента с указанием требований, которые отличаются от положений международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории РФ в момент разработки проекта т/р; финансово-экономическое обоснование принятия т/регламента; перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц; документы, подтверждающие опубликование уведомления о: разработке проекта и завершении публичного обсуждения проекта в соответствии ФЗ о техрегулировании.

Представленный в Росстандарт проект т/р с документами направляется указанным органом на экспертизу в экспертную комиссию по т/регулированию, а ее заключение о возможности принятия т/регламента готовится в течение 30 дней со дня поступления проекта т/регламента в Росстандарт и должно быть опубликовано в печатном издании Росстандарт и размещено в информсистеме общего пользования в электронно-цифровой форме. Далее, на основании заключения экспертной комиссии по т/регулированию о возможности принятия данного регламента Росстандарт в течение 10 дней со дня поступления такого заключения принимает решение о принятии т/регламента или об отклонении его проекта. Отклоненный проект с заключением экспертной комиссии по т/регулированию должен быть возвращен разработчику в течение 5 дней со дня принятия решения об отклонении проекта.

Принятый технический регламент должен быть опубликован в печатном издании Росстандарт и размещен в информсистеме общего пользования в электронно-цифровой форме. Кроме того, обеспечивает в информсистеме общего пользования в электронно-цифровой форме доступ на безвозмездной основе к принятым т/регламентам и все принятые НПА Росстандартом т/регламенты подлежат госрегистрации. А внесение изменений в технический

регламент или его отмена осуществляется в соответствии ФЗ (о т/р ст. 9.1 и ст. 10) в части их разработки и принятия.

Надо отметить23, что в редких случаях, при возникновении ситуаций, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строймонтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие НПА о т/регламенте, то Президент страны вправе издать т/регламент без его публичного обсуждения и со дня вступления в силу ФЗ о т/регламенте — т/регламент, изданный указом Президента или постановлением Правительства России или НПА Росстандарт, утрачивает силу.

Литература

1. Быкадоров В.А., Васильев Ф.П. Значимость технических регламентов в деятельности органов МВД России// Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 2. С. 145-151.

2. Васильев Ф.П., Шашкарова М.В. Современные особенности толкования об управлении инновационными проектами на предприятиях оборонно-промышленного комплекса и их административно-правового регулирования// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 6-1. С. 291-295.

3. Васильев Ф.П., Филипенко С.А., Шашкарова М.В. Современные особенности обеспечения информационной безопасности и их правовое регулирование в России// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 5. С. 61-65.

4. Васильев Ф.П., Орехова Л.М., Яковлева В.В. Разработка ведомственной концепции о развитии правовой грамотности и правосознания

23 Имеется ввиду особый порядок разработки и принятия технических регламентов.

54

граждан как способ обеспечения реализации требований президента России// Закон и право. 2014. № 10. С. 75-79.

5. Гончаров И.В., Васильев Ф.П. Современные особенности ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации// Административное право и процесс. 2014. № 1. С. 23-26.

6. Быкадоров В.А., Васильев Ф.П., Мельников А.В., Ушаков С.Н. Технические регламенты: необходимость изучения в ведомственных вузах// Вестник Владимирского юридического института. 2013. № 2 (27). С. 57-59.

7. Духно Н.А. Необходимость развития форм юридического образования //Юридическое образование и наука. 2009. № 4. С. 13-17.

8. Духно Н.А. Юридическая ответственность как способ укрепления правопорядка// Российский следователь. 2012. № 19. С. 37-40

9. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России) от 30 января 2004 г. N 4 г. Москва «О национальных стандартах Российской Федерации»

10. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184 (ред. от 20.04.2015, вступ. в силу 19.10.2015) «О техническом регулировании»

11. Федеральный закон № 162-ФЗ от 29 июня 2015 г. «О стандартизации

в РФ»

12. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об электроэнергетике»

13. Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об обеспечении единства измерений»

14. Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»

References

1. Bykadorov V.A., Vasil'ev F.P. Znachimost' tehnicheskih reglamentov v dejatel'nosti organov MVD Rossii// Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 2. S. 145-151. (in Russian)

2. Vasil'ev F.P., Shashkarova M.V. Sovremennye osobennosti tolkovanija ob upravlenii innovacionnymi proektami na predprijatijah oboronno-promyshlennogo kompleksa i ih administrativno-pravovogo regulirovanija// Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki. 2015. № 6-1. S. 291-295. (in Russian)

3. Vasil'ev F.P., Filipenko S.A., Shashkarova M.V. Sovremennye osobennosti obespechenija informacionnoj bezopasnosti i ih pravovoe regulirovanie v Rossii// Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki. 2015. №2 5. S. 61-65. (in Russian)

4. Vasil'ev F.P., Orehova L.M., Jakovleva V.V. Razrabotka vedomstvennoj koncepcii o razvitii pravovoj gramotnosti i pravosoznanija grazhdan kak sposob obespechenija realizacii trebovanij prezidenta Rossii// Zakon i pravo. 2014. № 10. S. 75-79. (in Russian)

5. Goncharov I.V., Vasil'ev F.P. Sovremennye osobennosti vedenija federal'nogo registra normativnyh pravovyh aktov sub#ektov Rossijskoj Federacii// Administrativnoe pravo i process. 2014. № 1. S. 23-26. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Bykadorov V.A., Vasil'ev F.P., Mel'nikov A.V., Ushakov S.N. Tehnicheskie reglamenty: neobhodimost' izuchenija v vedomstvennyh vuzah// Vestnik Vladimirskogo juridicheskogo instituta. 2013. № 2 (27). S. 57-59. (in Russian)

7. Duhno N.A. Neobhodimost' razvitija form juridicheskogo obrazovanija //Juridicheskoe obrazovanie i nauka. 2009. № 4. S. 13-17. (in Russian)

8. Duhno N.A. Juridicheskaja otvetstvennost' kak sposob ukreplenija pravoporjadka// Rossijskij sledovatel'. 2012. № 19. S. 37-40 (in Russian)

9. Postanovlenie Gosudarstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii po standartizacii i metrologii (Gosstandart Rossii) ot 30 janvarja 2004 g. N 4 g. Moskva «O nacional'nyh standartah Rossijskoj Federacii» (in Russian)

10. Federal'nyj zakon ot 27.12.2002 № 184 (red. ot 20.04.2015, vstup. v silu 19.10.2015) «O tehnicheskom regulirovanii» (in Russian)

11. Federal'nyj zakon № 162-FZ ot 29 ijunja 2015 g. «O standartizacii v RF» (in Russian)

12. Federal'nyj zakon ot 26.03.2003 N 35-FZ (red. ot 13.07.2015) «Ob

jelektrojenergetike» (in Russian)

13. Federal'nyj zakon ot 26.06.2008 N 102-FZ (red. ot 13.07.2015) «Ob obespechenii edinstva izmerenij» (in Russian)

14. Federal'nyj zakon ot 29.06.2015 N 162-FZ «O standartizacii v Rossijskoj Federacii» (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.