Научная статья на тему 'О совместной работе ветеранских организаций и педагогических коллективов образовательных организаций начального и среднего профессионального образования Челябинской области по патриотическому, трудовому и нравственному воспитанию студентов'

О совместной работе ветеранских организаций и педагогических коллективов образовательных организаций начального и среднего профессионального образования Челябинской области по патриотическому, трудовому и нравственному воспитанию студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клюев Ф. Н.

Областная общественная организация ветеранов учреждений начального и среднего профессионального образования, созданная в 1992 году, объединяет в своих рядах 4200 ветеранов, состоящих на учете в 48 первичных ветеранских организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клюев Ф. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О совместной работе ветеранских организаций и педагогических коллективов образовательных организаций начального и среднего профессионального образования Челябинской области по патриотическому, трудовому и нравственному воспитанию студентов»

Человек и профессия

О СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ВЕТЕРАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ, ТРУДОВОМУ И НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ

Областная общественная организация ветеранов учреждений начального и среднего профессионального образования, созданная в 1992 году, объединяет в своих рядах 4200 ветеранов, состоящих на учете в 48 первичных ветеранских организациях.

В настоящем виде организация создана в марте 2010 года на областной объединительной конференции, на которой присутствовали делегаты от всех учебных заведений начального и среднего профессионального образования Челябинской области. На конференции был избран совет организации.

Работа Областного совета строится по плану, который составляется на календарный год. Центральное место в планах совета и планах работы первичных организаций занимает участие ветеранов в трудовом и патриотическом воспитании.

Областной совет проводит свои заседания раз в квартал. Организация имеет свой Устав, зарегистрированный Управлением Минюста РФ по Челябинской области 5 июня 2012 года. В Уставе в числе основных задач организации вписано:

- содействовать утверждению в обществе высших нравственных и духовных ценностей;

- выступать против любых проявлений национализма и экстремизма;

- организовать работу по созданию музеев боевой и трудовой славы в учреждениях начального и среднего профессионального образования, контролировать надлежащее содержание военных захоронений, памятников, обелисков и мемориальных досок;

- эффективно использовать жизненный опыт ветеранов путем привлечения их к посильному общественному труду, участию в патрио-

тическом воспитании молодежи, передаче ей лучших традиций в труде и службе Отечеству.

Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны.

В патриотическом воспитании подрастающего поколения образовательные организации играют ведущую роль.

Вопросы совместной работы педагогических коллективов и ветеранских организаций рассматривались на выездных заседаниях совета. Так, в Челябинске были проведены заседания в ГБПОУ: «Челябинский педагогический колледж № 1», «Челябинский профессиональный колледж», «Челябинский дорожно-строительный техникум», «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего», «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева», «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли». Кроме того, выездные заседания проведены в поселке Аргаяш, городах Касли, Копейск, Коркино, Магнитогорск и Карталы.

На заседания, как правило, приглашаются директора и советы ветеранов близлежащих ветеранских организаций. На заседании выступают директор, заместитель директора по воспитательной работе и председатель ветеранской

организации. Члены совета посещают музеи, библиотеку, кабинет ОБЖ и мероприятия военно-патриотического воспитания.

В настоящее время во всех учебных организациях созданы музеи или комнаты боевой и трудовой славы, где представлены экспозиции о Героях Советского Союза и России, Героях Социалистического Труда и других заслуженных выпускниках учебной организации.

Хороший толчок в активизации патриотического воспитания дан в период подготовки и празднования 75-летия Победы и 80-летия системы трудовых резервов. Работа учебных заведений в данный период отражена в книге «70-летие системы начального и среднего профессионального образования Челябинской области. Пресса. События. Лица».

Памятной медалью «Государственной системе трудовых резервов 70 лет» награждены 454 ветерана трудовых резервов.

Большую помощь ветеранским организациям в осуществлении патриотического воспитания учащихся и студентов оказали изданные советом ветеранов, областным музеем профтехобразования и Челябинским институтом развития профессионального образования книги: «Во имя тех, кто из „профтех"», «Летопись добра» в трех томах, «Трудовые подвиги учащихся „профтех" в годы войны», «Вспомним всех поименно», «Через горнило войны к Победе». Готовится к изданию четвертый том книги «Летопись добра», посвященный наставничеству.

Свою работу ветеранская организация строит совместно с Областным музеем профтехобразования имени Н. И. Голендухина и музеями учреждений.

В настоящее время музеи учебных организаций являются важным звеном в воспитании у подрастающего поколения бережного отношения к историческим и культурным памятникам народа. Углубленное знакомство молодежи с отечественной историей, деятельностью замечательных людей нашего края оказывает непосредственное воздействие на формирование ее жизненных идеалов, помогает найти образец для подражания. Прикосновение к истории усиливает чувство любви к Родине, к своему народу, вызывает искреннее переживание, оставляет след на всю жизнь.

Музей истории профтехобразования Челябинской области имени Н. И. Голендухина ежегодно проводит областной конкурс «Мой вклад в развитие музея». Конкурсы проводятся в рамках реализации государственной про-

граммы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» в целях активизации патриотического воспитания студентов, обобщения исторического опыта системы профессионального образования Челябинской области среди руководителей музеев (комнат боевой и трудовой славы), педагогических работников и студентов областных профессиональных образовательных организаций, участников музейной и поисковой работы.

В процессе изучения представленных материалов отмечается высокий интерес участников образовательных организаций Челябинской области к вопросам сохранности исторического и культурного наследия, высокое патриотическое сознание, верность Отечеству, интерес к близкой им российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений.

В организациях профессионального образования уже традиционными стали мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи, такие как:

- дни призывника;

- митинги Памяти, месячники оборонно-массовой работы;

- соревнования по военно-прикладному многоборью;

- первенство образовательной организации по стрельбе;

- городские и областные туристические слеты, досуговые походы и выезды;

- военно-спортивное мероприятие «Патриот»;

- спортивно-туристический праздник «Весенние старты»;

- уроки мужества «Растим патриотов России», «Знакомство со Знаменем», «Дни воинской славы России», военизированная игра «Боевой рейд»;

- показательные выступления с оружием студентов образовательной организации с проведением военной викторины и игр в школах и домах дополнительного образования.

Целенаправленно ведется работа по сохранению традиций казачества, пропаганде исторического и духовного наследия выдающихся казаков, утверждению в российском обществе уважения к отечественной истории, военно-патриотическому воспитанию молодежи в контексте поддержания обороноспособности страны, подготовке к военной службе, информированию молодежи о потенциальных

возможностях развития в России и ее вовлечение в социальную практику.

Выполняются следующие ЗАДАЧИ:

- на основе исторических традиций российских кадетских корпусов — воспитание патриотов Отечества, формирование у граждан психологического настроя осознанно готовить себя к служению Родине на гражданском и военном поприще, привитие подросткам и юношам понятий о долге, чести, ответственности за судьбу своей Родины, оказание помощи в подготовке их к поступлению в учреждения высшего профессионального образования;

- развитие и совершенствование системы военно-патриотического воспитания молодежи.

Областной совет ветеранов и первичные ветеранские организации проводят большую работу по трудовому воспитанию студентов, участвуют в профориентационной работе, кон -курсах профессионального мастерства и подготовке рабочих кадров.

Традиционными стали в образовательных организациях праздники «Горжусь своей профессией», которые имеют различные формы проведения, такие как:

1) фестиваль творчества и труда;

2) праздник «День рождения профессии»;

3) капустник;

4) деловая игра «Лесенка к карьере»;

5) инсценировка, театральная постановка;

6) презентация профессии.

Областной совет и первичные организации проводят большую работу по социальной поддержке ветеранов. Традиционными стали совместные поздравления с юбилеями от имени Министерства образования и науки и сове-

та ветеранов, приемы ветеранов руководством образовательных организаций к дням пожилого человека и профтехобразования, к Дню Победы. Областной совет учредил грамоту и благодарственное письмо, которыми награждаются ветераны по представлению первичных ветеранских организаций за активное участие в жизни учреждений.

Областным советом учрежден почетный знак «Ветеран системы начального и среднего профессионального образования Челябинской области», которым уже награждено более 1500 ветеранов.

Работа ветеранских организаций многогранна, но главное в ней — это то, чтобы никто не остался без внимания.

За последние несколько лет ряду профессиональных образовательных организаций были присвоены имена ветеранов войны: Магнитогорскому технологическому колледжу — имя В. П. Омельченко, Бакальскому техникуму профессиональных технологий и сервиса — имя М. Г. Ганиева. На Юрюзанском технологическом техникуме установлена мемориальная доска выпускнику училища, Герою Советского Союза Д. Д. Сырцову.

Большую роль в поднятии боевитости ветеранских организаций стали проводимые Областным советом ветеранов начального и среднего профессионального образования совместно с Министерством образования и науки Челябинской области смотры-конкурсы на лучшую ветеранскую организацию.

Так, в 2019 году решением жюри смотра-конкурса лучшими были признаны следующие профессиональные образовательные организации.

Таблица 1

Победители и призеры смотра-конкурса на лучшую ветеранскую организацию, 2019 г.

Профессиональная образовательная организация Председатель ветеранской организации Место

ГБПОУ «Челябинский дорожно-строительный техникум» Зырянова Л. В. I

ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко» Плаксина В. А. II

ГБПОУ «Озерский технический колледж» Якимова Л. К. II

ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова» Деева Г. А. III

ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж» Маерова В. А. III

ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» Ишаева Г. С. III

Таблица 2

Участники смотра-конкурса, показавшие высокий уровень исполнения конкурсных материалов, 2019 г.

Профессиональная образовательная организация Председатель ветеранской организации Место

ГБПОУ «Аргаяшский аграрный техникум» Юмагулова А. Р. Благодарность

ГБПОУ «Челябинский автотранспортный техникум» Кабакова З. И. Благодарность

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 2» Маслова Л. А. Благодарность

ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева» Казакова Т. И. Благодарность

В 2017 году Областной совет ветеранов НиСПО выиграл президентский грант на реализацию комплексного историко-патриотиче-ского проекта «Память — это мы».

В рамках проекта были проведены следующие мероприятия:

- показан цикл фильмов «Прививка от фашизма», который посетили более 1000 студентов;

- выпущены 10 фильмов «Памятные дни Танкограда»;

- большое количество студентов как Челябинска, так и городов области приняли участие в шествии «Бессмертный полк»;

- ветераны и студенты Челябинского дорожно-строительного техникума подготовили к прохождению в Бессмертном полку три машины «Победа»;

- 22 июня в Вахте Памяти участвовали ветераны совместно со студентами техникумов и колледжей г. Челябинска;

- было систематизировано участие трудовых коллективов в движении «Тыл — фронту».

В 2019 году Областной совет ветеранов НиСПО вновь выиграл президентский грант на реализацию комплексного историко-патриоти-ческого проекта «Тыловая вахта памяти».

За последние годы Областной совет стал инициатором возобновления движения наставничества.

Наставничество — одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Во всех колледжах и техникумах разработаны положения о наставничестве. Вопросы наставничества постоянно рассматриваются на заседаниях Областного совета ветеранов начального и среднего профессионального образования, а в сентябре 2018 года Челябинская областная общественная организация ветеранов начального и среднего профессионального образования (далее — ООО ВНСПО) отчитывалась на заседании областного совета

Челябинского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Заседание состоялось в ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева», носящем имя Героя России, выпускника данного техникума.

В учреждениях СПО Челябинской области активно организована работа первичных ветеранских организаций (ПВО).

Основными целями деятельности ПВО являются:

- выявление условий жизни ветеранов педагогического труда;

- оказание им адресной социальной и материальной помощи, а также моральной поддержки;

- работа по гражданско-патриотическому воспитанию;

- привлечение ветеранов в образовательные учреждения с целью передачи передового опыта молодым;

- защита прав и интересов пенсионеров и ветеранов педагогического труда;

- организация досуга ветеранов, активное участие в благотворительных акциях, празднование и чествование ветеранов.

Все чаще привлекают ветеранов к вопросам учебного процесса — это подготовка тематических уроков, участие в разработке рабочих программ и календарно-тематических планов.

Ветераны участвуют в подготовке молодых специалистов к конкурсам по программам ^ОгМ8кйЬ. Несмотря на то, что организация этих конкурсов кардинально изменилась, знания, опыт ветеранов необходимы и существенно весомы. Привлечение опыта ветеранов отражает тесную связь времен и поколений.

В техникумах и колледжах стали традиционными встречи ветеранов со студентами и учащимися подшефных школ, праздники труда, встречи с наставниками, конкурсы профессионального мастерства и другие

мероприятия, проводимые педагогическими коллективами и ветеранскими организациями.

В области Министерством образования и науки проводятся открытые региональные чемпионаты «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Челябинской области, «Абилимпикс — Южный Урал», олимпиады профмастерства, областные конкурсы технического и декоративно-прикладного творчества. В данных мероприятиях участвуют все техникумы и колледжи, в которых подготовка ведется круглогодично. В подготовке студентов по различным компетенциям принимают участие все ветеранские организации.

В области приблизительно 200 предприятий занимаются наставничеством. Особенно хорошо поставлена эта работа в ООО «Мечел» (в 80-е годы XX столетия инициатор наставничества, Герой Социалистического труда И. Н. Панфиловский первым перешел в училище мастером производственного обучения), ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «Челябинский трубопрокатный завод», ООО «Челябинский тракторный завод — Уралтрак», на комбинате «Магнезит», в ООО «Бакальское рудоуправление» и др. На данных предприятиях созданы советы по наставничеству совместно с подшефными колледжами, лекторские группы. При выходе студентов на практику издаются приказы, где за студентами закрепляются наставники из числа рабочих и ИТР предприятия.

На предприятиях и в техникумах складываются трудовые династии.

В ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум» сложилась династия Барановых. Владимир Васильевич Баранов в свое время окончил училище; его сын Василий Владимирович и внук Владимир Васильевич и сейчас работают на сельхозпредприятиях.

Директором ГАПОУ ЧО «Политехнический колледж» г. Магнитогорска (в то время — училища) был Ф. Н. Лындин, потом — его сын А. Ф. Лындин, сейчас и. о. директора колледжа — его внук А. А. Лындин.

Директором Саткинского политехнического колледжа на протяжении 41 года был А. К. Са-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вин. Ныне колледж носит имя А. К. Савина, а директором является его внук А. С. Тренин.

В Каслинском промышленно-гуманитарном техникуме директором был В. Н. Шебалин, позже техникум возглавлял его сын А. В. Шебалин.

В Копейском политехническом колледже (ранее — ПУ № 11) директором был народный учитель РФ А. С. Жимоедов, преподавателем работал его сын М. А. Жимоедов, заместителем директора по УР — внук А. М. Жимоедов.

В ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» сложился целый ряд трудовых династий:

- Мурдасовы (М. М. Мурдасов — отец, Т. М. Мурдасова — дочь, В. В. Мурдасова — внучка);

- Стромовы (Г. А. Стромова — мать, М. В. Корытина — дочь, А. Ю. Сахарнова — внучка);

- Белопашенцевы (В. В. Белопашенцев — отец, О. А. Белопашенцева — мать, А. В. Бело-пашенцева — дочь);

- Воителевы (Л. С. Воителева — мать, О. Ю. Дильман — дочь, Т. П. Воителева — невестка);

- Левины (А. Ф. Левина — мать, М. А. Егорова — дочь);

- Барановские (Н. И. Барановский — отец, Ю. Н. Барановский — сын);

- Лир (С. В. Лир — мать, К. А. Лир — дочь).

Челябинский автотранспортный техникум:

династии Исуповых, Кутиковых, Латыповых.

В Челябинском техникуме текстильной и легкой промышленности трудятся представители династии Пушкарёвых, в общей сложности насчитывающей 118 лет (в нее входят мать, сноха, внучка, племянница).

Организация наставничества — это одно из важных направлений деятельности любого руководителя. Вопросы трудового воспитания и наставничества подрастающего поколения постоянно находятся в числе первоочередных задач ветеранских организаций области. Рассмотрим далее примеры успешного решения таких задач.

О совместной работе ветеранской организации и педагогического коллектива Магнитогорского технологического колледжа по трудовому воспитанию студентов, развитию наставничества и трудовых династий

Плаксина Валентина Александровна,

председатель совета ветеранов ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж»

На сегодняшний день важную роль в воспитании и профессиональной подготовке молодых

специалистов играет взаимосвязь между старшим и подрастающим поколениями. Поэтому

такое социально значимое явление, как наставничество, служит укреплению связей между ними.

Когда молодые педагоги и студенты погружаются в тонкости выбранной профессии, у них повышается мотивация к трудовой деятельности, появляется стремление к изучению традиций и инноваций в профессии, уважение к старшим и сохраняется историческая преемственность поколений.

Помогая студентам и педагогам, ветераны-наставники чувствуют свою значимость, необходимость опытного взгляда и с удовольствием принимают активное участие в духовном и профессиональном становлении молодого поколения.

Основной целью наставничества является оказание помощи студентам и педагогическим работникам в освоении профессии и овладении в полном объеме должностными обязанностями за счет ознакомления с традиционными и современными методами и приемами педагогического труда, передачи наставником личного опыта.

С целью профессионального, патриотического и трудового воспитания студентов ветеранами-наставниками проводятся мастер-классы и классные часы. Например, ветеран-наставник Евгений Львович Лещинский, отличник профтехобразования и преподаватель истории, был организатором внеклассных мероприятий, посвященных 100-летию ВЛКСМ, годовщине снятия блокады Ленинграда. Одна из самых тяжелых и одновременно важных тем военных лет — тема детей войны.

Ветераны принимают участие в работе цикловых комиссий, организации и проведении круглых столов по вопросам формирования положительной мотивации к избранной профессии (специальности).

Отметим, что ветеранами-наставниками проводятся мастер-классы профориентаци-онной и профессиональной направленности. Это мастер-классы по профессиям и специальностям В. В. Евсеевой, Т. Г. Голиковой, В. М. Гайсиной, В. А. Плаксиной, Т. В. Царевой.

Очень часто ветераны нашего колледжа привлекаются к подготовке студентов и педагогов к конкурсам профессионального мастерства. Именно ветераны создают те неповторимые условия (симбиоз опыта, доброжелательности и успеха), которые так необходимы участникам. Подготовка ведется к таким конкурсам, как:

- региональный отборочный этап Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью « Абилимпикс»;

- региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенциям «Поварское дело», «Кондитерское дело», «Парикмахерское искусство», «Технология моды»;

- областные конкурсы «Мастер года» и «Профессиональный дебют».

Ветераны-наставники колледжа И. В. Филатова и Н. В. Пацекина в 2019 году стали победителями регионального чемпионата «Навыки мудрых» и представляли Челябинскую область по компетенциям «Парикмахерское искусство» и «Поварское дело» на II Национальном чемпионате «Навыки мудрых» (г. Казань).

Чемпионат позволил педагогам колледжа продемонстрировать свой высокий профессионализм, а студентам — увидеть мастерство своих педагогов и оценить свои возможности для участия в конкурсах профессионального мастерства.

Ветераны входят в состав аттестационной комиссии по установлению соответствия педагогических работников колледжа занимаемой должности; принимают участие в подготовке педагогов, претендующих на первую или высшую квалификационные категории.

Для ветеранов-наставников и студентов нашего колледжа стало доброй традицией ежегодное участие в таких мероприятиях, как городская выставка «Дары осени» и выставка декоративно-прикладного творчества «Умелые руки».

В СМИ неоднократно были опубликованы статьи об активном участии ветеранов колледжа в городских мероприятиях, организованных советом ветеранов города.

Таким образом, совместная деятельность обучающихся, педагогического коллектива и ветеранов колледжа — это преемственность и эстафета поколений, которая позволяет воспитывать в людях толерантность, милосердие и гражданскую инициативу.

Эта работа — один из показателей формулы успеха колледжа, его имиджа среди жителей г. Магнитогорска. В адрес колледжа приходят благодарственные письма от родителей обучающихся, Челябинской областной общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», городского совета ветеранов труда и др.

Трудовые династии ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко»

Лихонина Ольга Владимировна,

заместитель директора по УМР ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж»

В преддверии 75-летнего юбилея колледжа была создана рабочая группа по формированию Летописи организации, ее истории (истории в лицах).

В ходе работы в архивах над сбором материалов участники группы (а это историки) отметили, что в колледже немало трудовых династий.

Давно известно, что успех работы любой организации или предприятия во многом определяется трудовыми династиями.

При этом особым показателем стабильности являются семейные династии, в которых опыт и навыки передаются из поколения в поколение, от родителей к детям.

Связанные родственными узами работники стараются не уронить честь фамилии. Отсюда — трудолюбие, ответственность, старательность и добросовестность. К сожалению, было время, когда в суете реформ и всевозможных перестроек о таком сильном по своей общественной сути понятии, как преемственность поколений, практически везде просто забыли. Сегодня это направление возрождается.

В колледже работают шесть трудовых династий. Они являются гордостью профессиональной организации, ведь биографии людей, история каждой семьи — это и история колледжа с интересными поворотами сюжета, начиная с момента его создания и до сегодняшних дней.

Самая «многолетняя» династия колледжа — династия Антоновых — Шаминых: суммарный трудовой стаж этой семьи составляет 63 года. Ее основатель — Семен Ефимович Антонов, который был лично приглашен в систему профтехобразования в 1956 году Виталием Прокофьевичем Омельченко. На тот момент Виталий Прокофьевич возглавлял Техническое училище № 4.

Оставив достойную работу на производстве, Семен Ефимович принял предложение В. П. Омельченко и стал мастером производственного обучения по профессии «столяр-паркетчик».

По словам его дочери, Натальи Семеновны Шаминой, «трудовым подвигом папы была не только подготовка квалифицированных рабочих для производства в родном городе, но и подготовка студентов из Монголии». Все мы знаем из истории, что дружба между социалистическими

странами в СССР приветствовалась и обучение студентов «по обмену» было престижным делом. К обучению привлекались только профессионалы. Таким образом, Семен Ефимович как специалист высокого уровня был приглашен обучать студентов из Монголии.

В так называемый монгольский период ПТУ № 4 г. Магнитогорска занимает лидирующее позиции в системе профтехобразования не только в области, но и в стране. Показателем такого высокого результата является заслуженное I место за подготовку иностранных студентов. Конечно же, это заслуга не одного и не двух человек, это заслуга всего коллектива.

В истории семьи «монгольская эпопея» (как ее называют) является гордостью. В семейных архивах бережно хранятся письма с поздравлениями от бывших студентов, почетная грамота на монгольском языке со словами благодарности, фотографии студентов. Это память, которая передается из поколения в поколение. Это история не только одной семьи, это история целой эпохи.

Продолжила дело отца Наталья Семеновна Шамина, которая не сразу пришла в систему профтехобразования. Видя, как работали родители, — эти бесконечные проверки тетрадей, подготовка к занятиям — Наталья Семеновна решила идти по другому пути. Родители не были против выбора своей дочери и позволили ей уехать из города и поступить в Ленинградский институт текстильной промышленности.

После окончания института Наталья Семеновна долгое время работала инженером-технологом на Магнитогорской фабрике по ремонту и пошиву одежды.

Но в тяжелые 1990-е годы был сделан судьбоносный шаг — шаг, на который решился в свое время и ее отец, — стать мастером производственного обучения.

В системе профессионального образования Наталья Семеновна прошла трудовой путь от мастера производственного обучения до заместителя директора по учебно-производственной работе. Трудовой стаж Натальи Семеновны составляет 27 лет.

В 2010-х годах в систему СПО пришли и дети Натальи Семеновны Шаминой: Анна Константиновна Жигалова и Екатерина Константиновна Новикова.

Успешно окончив профессиональный лицей № 17, Анна Константиновна Жигалова была приглашена работать мастером производственного обучения.

Ее сестра Екатерина Константиновна Новикова решила связать свою трудовую деятельность с колледжем и в 2017 году пришла работать диспетчером учебной части. Но подобно своему деду и во многом благодаря ему Екатерина Константиновна занимается спортом и сейчас учится в Магнитогорском техническом государственном университете, стремясь воплотить свою мечту — стать учителем физкультуры.

На вопрос «кто для Вас был примером в работе?» Наталья Семеновна с гордостью отвечает: «Папа. Его примеру следуют и мои дети. И дай Бог, чтобы внуки брали пример не с сегодняшних героев-индивидуалистов, а с тех простых советских людей, которые посвящали свою жизнь труду».

Многолетний безупречный труд в колледже, почет и уважение коллег, но самое главное — дочь, которая продолжила ее дело, — достойная судьба Людмилы Максимовны Романовой, основательницы еще одной династии: Романовых — Беловых.

Трудовой путь Людмилы Максимовны начался с должности секретаря директора. Людмила Максимовна как человек ответственный, хозяйственный и заботящийся о благоустройстве территории и дома, предлагая различные варианты благоустройства профессиональной организации, зарекомендовала себя как специалист по хозяйственной части. Была переведена сначала на должность коменданта, а затем — заместителя директора по административно-хозяйственной работе.

По состоянию здоровья Людмила Максимовна была вынуждена завершить свою трудовую деятельность. Но, зная ее добросовестность, руководство колледжа пригласило ее на должность гардеробщика. Студенты с уважением относятся к Людмиле Максимовне, так как она всегда приветлива и доброжелательна.

Работая гардеробщиком, Людмила Максимовна продолжает облагораживать территорию колледжа: каждую весну она с особой теплотой и заботой высаживает цветы на клумбах у входа в колледж. Ведь сделанное добро всегда откликается тем же.

Пример мамы стал заразительным для дочери, Елены Сергеевны Беловой. Как все дети педагогов и сотрудников образовательных организаций, маленькая Лена приходила на работу

к маме и видела, чем она занимается. Как говорит Елена Сергеевна, «мама по чердакам, подвалам, и я с ней, поэтому эта работа мне с детства знакома».

Видя пример трудовой деятельности своего самого близкого человека — мамы, Людмилы Максимовны Романовой, Елена Сергеевна Белова тоже пришла в систему образования. Свой путь она начинала мастером производственного обучения, но не в Магнитогорске, а в Якутске. Вернувшись в родной город, в 2014 году пришла работать в Магнитогорский технологический колледж в качестве заместителя директора по административно-хозяйственной работе.

В колледже преемственность поколений прослеживается и в других династиях.

Например, верность одному делу воспринимается как норма в семье Мироновых — Си-дориных, трудовой стаж которой составляет более 50 лет. Основала ее Лидия Николаевна Миронова, которая после окончания техникума легкой промышленности была принята на работу в ПУ № 17 в качестве мастера производственного обучения по профессии «швея верхней одежды». Проработав в этой должности 37 лет, Лидия Николаевна была удостоена звания «Почетный работник профтехобразования». Выпускники Л. Н. Мироновой работали на швейной фабрике Магнитогорска и в ателье города. Ее выпускница Нина Васильевна Макагонова пошла по стопам Лидии Николаевны и по сей день работает мастером производственного обучения по профессии «закройщик».

Продолжила трудовую династию дочь Лидии Николаевны Светлана Владимировна Сидо-рина, которая с 2001 года работает в колледже мастером производственного обучения по специальности «парикмахерское искусство». Выпускники Светланы Владимировны успешно занимаются профессиональной деятельностью в сфере парикмахерских услуг. Светлане Владимировне, как и ее маме, присвоено звание «Почетный работник профтехобразования».

Валентина Александровна Плаксина начала свой трудовой путь в 1981 году в ПУ № 47, работала мастером производственного обучения по профессии «машинист мостового крана». В 2003 году была награждена Министерством образования РФ знаком «Почетный работник НПО РФ»

В настоящее время работает в МТК мастером производственного обучения по профессии «оператор связи», является председателем совета ветеранов колледжа и ведет активную общественную деятельность, очень любит

студентов и свою работу. Любовь к работе и обучению студентов передала своей дочери Наталье Николаевне Тиуновой, которая после окончания Магнитогорского технического университета в 2018 году пришла работать в МТК по специальности «технология продукции общественного питания». Наталья Николаевна принимает активное участие в жизни колледжа, является финалистом областного конкурса «Профессиональный дебют», занимается подготовкой студентов к конкурсам профессионального мастерства, региональному и всероссийскому чемпионатам «Молодые профессионалы»

(WorldSkills Russia) по компетенции «Кондитерское дело», в которых студенты занимают призовые места. Наталья Николаевна систематически занимается самообразованием, в 2019 году окончила магистратуру в Челябинском государственном университете.

Трудовые династии — бесценное богатство и опора нашего колледжа. Известно: где работают династии — там выше профессионализм, эффективнее передача опыта и мастерства. Трудовые династии всегда были приметой стабильности, сильного корпоративного духа организации, ее социального единства.

Материал подготовил Ф. Н. Клюев, председатель Челябинской областной общественной организации ветеранов учреждений начального и среднего профессионального образования, кандидат педагогических наук

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ — ЭТО ПРИЗВАНИЕ

В жизни каждого человека есть своя учебная тропинка. Проходят годы, и тропинка становится большой дорогой. И очень важно, кто идет рядом с тобой по этой тропинке — дороге, кто верит и поддерживает, кто открывает перед тобой большие возможности и перспективы. Ими не рождаются, ими становятся.

Рассказывая о себе, преподаватель общепрофессиональных, специальных дисциплин и междисциплинарных курсов (МДК) ГАПОУ ЧО «Политехнический колледж» Нурсина Мин-салиховна Гайдулина немногословна. Но «железная» рекомендация заместителя директора колледжа по научно-методической работе говорит о многом: о профессионализме, о профессиональной компетентности, о педагогическом мастерстве и искусстве, об умении найти общий язык с обучающимися, умении расположить к себе и, конечно, о том, что, решив однажды связать свою судьбу с профессиональным образованием, педагог не ошибся.

Выбор Нурсины Минсалиховны был не случайным. В раннем детстве и потом, в школе, она мечтала «сеять разумное, доброе, вечное», как папа, Минсалих Зарифович Гафуров — мастер производственного обучения профессионального училища № 97, отмеченный знаком «Отличник профессионально-технического образования» и имеющий звание «Ветеран профтехобразования». И потому после окончания школы она, получив сначала специальность «контролер отдела технического контроля в про-

изводстве черных металлов» в профессионально-техническом училище № 13 и окончив образовательное учреждение с отличием, поступила в Магнитогорский горно-металлургический институт им. Г. И. Носова для обучения по специальности «машиностроение» с присвоением квалификации «инженер-преподаватель». Проработав год по специальности в Центральной технологической лаборатории Магнитогорского металлургического комбината, Н. М. Гайдули-на, не раздумывая, связала свою жизнь с профессиональным образованием. В Политехническом колледже Нурсина Минсалиховна работает со дня его образования, стаж педагогической работы — 25 лет. Имеет опыт работы в должности заместителя директора по воспитательной работе, заведующей машиностроительным отделением.

За период работы преподавателем Н. М. Гайдулиной было разработано множество рабочих программ и профессиональных модулей, учебно-методических пособий, которые активно реализуется на практике, и их использование дает положительные результаты. Преподаватель постоянно пополняет и обновляет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.