Научная статья на тему 'О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА В УК РФ'

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА В УК РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
832
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ФУНКЦИИ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирных Дмитрий Алексеевич

В соответствии с законом, должностным лицом является гражданин, который на основании норм закона, реализует властные полномочия постоянно или временно, или по специальному полномочию, осуществляет функции представителя власти, либо выполняет административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции, и находится в трудовых отношениях с государством прямо или опосредованно [1]. В Уголовном кодексе РФ должностное лицо относится к разновидностям специального субъекта преступления, и является основным элементом состава преступления, при этом преступления с таким специальным субъектом располагаются во многих главах УК РФ. Преступления, субъектом которых является должностное лицо, несут повышенную общественную опасность и могут привести к тяжелым последствиям, в виде причинения ущерба в крупном размере обществу в целом или приведут к дезорганизации аппарата управления. Особенностью рассматриваемых преступлений является то, что большинство из них могут быть совершены только должностными лицами. В статье рассматриваются вопросы содержания понятия должностного лица, анализируются существующие проблемы его законодательного закрепления в примечании 1 к ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями», и рассматриваются способы его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON IMPROVING THE LEGISLATIVE DEFINITION OF THE CONCEPT OF AN OFFICIAL IN THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

In accordance with the law, an official is a citizen who, on the basis of the norms of the law, exercises power powers permanently or temporarily, or by special authority, performs the functions of a representative of the authorities, or performs administrative and economic or organizational and administrative functions, and is in labor relations with the state directly or indirectly [1]. In the Criminal Code of the Russian Federation, an official belongs to the varieties of a special subject of a crime, and is the main element of the corpus delicti, while crimes with such a special subject are located in many chapters of the Criminal Code of the Russian Federation. Crimes, the subject of which is an official, carry an increased public danger and can lead to serious consequences, in the form of causing damage on a large scale to society as a whole, or lead to disorganization of the administrative apparatus. A feature of the crimes under consideration is that most of them can only be committed by officials. The article examines the content of the concept of an official, analyzes the existing problems of its legislative consolidation in Note 1 to Art. 285 of the Criminal Code of the Russian Federation “Abuse of official powers”, and the ways of its improvement are considered.

Текст научной работы на тему «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА В УК РФ»

НОВЕЛЛЫ ПРАВА И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

О совершенствовании законодательного определения понятия должностного лица в УК РФ

Смирных Дмитрий Алексеевич,

старший преподаватель кафедры уголовного права, Центральный филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» E-mail: dimaitvrn@rambler.ru

В соответствии с законом, должностным лицом является гражданин, который на основании норм закона, реализует властные полномочия постоянно или временно, или по специальному полномочию, осуществляет функции представителя власти, либо выполняет административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции, и находится в трудовых отношениях с государством прямо или опосредованно [1]. В Уголовном кодексе РФ должностное лицо относится к разновидностям специального субъекта преступления, и является основным элементом состава преступления, при этом преступления с таким специальным субъектом располагаются во многих главах УК РФ. Преступления, субъектом которых является должностное лицо, несут повышенную общественную опасность и могут привести к тяжелым последствиям, в виде причинения ущерба в крупном размере обществу в целом или приведут к дезорганизации аппарата управления. Особенностью рассматриваемых преступлений является то, что большинство из них могут быть совершены только должностными лицами. В статье рассматриваются вопросы содержания понятия должностного лица, анализируются существующие проблемы его законодательного закрепления в примечании 1 к ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями», и рассматриваются способы его совершенствования.

Ключевые слова: злоупотребление должностными полномочиями, представитель власти, должностные функции, должностное лицо.

В Уголовном кодексе Российской Федерации должностное лицо относится к разновидностям специального субъекта преступления, и является основным элементом состава преступления, при этом преступления с таким специальным субъектом располагаются во многих главах УК РФ. В некоторых из них должностное лицо выступает в качестве обязательного элемента (ст. 169, 170, 290, 293 и др.), в других - как признак квалификационного состава (с. 237 ч. 2, с. 336 ч. 2, ч. 354 ч. 2), или как признак квалификационного состава в альтернативе со служащим местного самоуправления (ст. 160 ч. 3, с. 184 ч. 5, с. 144 ч. 2 и др.). Разные установки относительно места и роли должностного лица в рамках того или иного преступления, определение понятия и разнообразие уголовной ответственности за преступления, совершенные должностными лицами, вызывает интерес к данному вопросу. Остановимся подробнее на законодательном определении понятия должностного лица в УК РФ.

В соответствии с законом должностным лицом является гражданин, который на основании норм закона, реализует властные полномочия постоянно или временно, или по специальному полномочию, осуществляет функции представителя власти, либо выполняет административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции, и находится в трудовых отношениях с государством прямо или опосредованно [1]. Под реализацией властных полномочий следует понимать выполнение рассматриваемых функций только, на основании соответствующего приказа, положения, закона или какого-то другого акта, при этом человек может и не занимать должность в соответствии с выполняемыми функциями, например, присяжные заседатели. 7 марта 2021 вступил в силу Федеральный закон № 16-ФЗ [2], суть которого заключается в расширении круга должных лиц, которые за коррупционные преступления могу быть привлечены к уголовной ответственности, изменения были внесены в ст. 201 и ст. 285 УК РФ.

Юристы и работники правоохранительных органов определяют понятие должностного лица согласно примечанию к ст. 285 УК РФ. Данный подход имеет логическое обоснование: законодательная техника гласит - используемый в законе термин должен в обязательном порядке нести одинаковый смысл во всех статьях, где данный термин употребляется.

5 -о

сз

<

Должные лица могут быть разделены на две категории:

• представители власти; сюда следует отнести служащих государственных органов, которые в праве принимать решения, обязательные к исполнению физическими и юридическими лицами; а также представителей правоохранительных и контролирующих органов, законодательной, исполнительной и судебной власти.

• граждане, наделенные ответственными функциями в административно-хозяйственной и организационно-распорядительной сфере;

при этом выполнять они их могут постоянно, временно или в соответствии с особыми полномочиями.

Исходя из анализа примечания 1 к ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» [1]. Можно выделить несколько признаков должностного лица:

1. длительность осуществления функции;

2. основание возникновения рассматриваемых функций;

Здесь сразу стоит отметить разницу законодательного определения этих признаков в УК РФ и Конвенции ООН, где говорится, что должностное (публичное) лицо должно занимать временно или постоянно за плату или без нее соответствующую должность. Как видим, в Конвенции определение более расширенное, так как вполне логично признать, что любое, даже разовое выполнение обязанностей, связанных с реализацией власти, надо признавать, как кратковременное или временное исполнение функций должностного лица. Тут также стоит отметить странность построения самого предложения определения должного лица, где в один порядок вынесено рассмотрение времени осуществления функции и оснований возникновения этих функций.

Признаки, которые были рассмотрены выше, являются дополнительными, отражающими формальную сторону понятия должностного лица.

Есть другая группа признаков понятия должного лица, сюда можно отнести определение характера выполняемых функций, показывающих саму сущность должностного лица, данные признаки помогают выделению основных его видов. В основе законодательного определения понятия должностного лица лежит публичная функция, которую выполняет лицо, а характер этой функции влияет на разделение понятия должностного лица на виды. Автор придерживается мнения, что в законодательном определении должностного лица необходимо указать кроме его публичных обязанностей иные обязанности, выполнение которых затрагивает интересы всего общества, которые должностное лицо может совершать, находясь на службе. Рассматриваемые обязанности должностное лицо должно выполнять в контексте своих функций, более эффективно и полно защищая публичные интересы, интересы отдельных граждан и их законных прав. Считаем необходимым изменить примечание 1 к ст. 285 УК РФ путем расши-

рения полномочий должностного лица включив помимо публичных функций, еще и иные обязанности, выполнение которых затрагивает интересы всего общества, которые должностное лицо может совершать, находясь на службе. В уголовном кодексе Рф нет статей в чистом виде, в которых говорилось бы о таких составах преступления как: злоупотребление служебным положением и злоупотребление влиянием в корыстных целях. В виду этого, а также исходя из возможностей должностных лиц благодаря своему служебному положению воздействовать на поведение и деятельность других людей или влиять на окружающих посредством «авторитета власти», следующим предложением по корректировке законодательного определения должностного лица является внесение дополнений относительно использования должностным лицом «положения» и «влияния» на окружающих, идущих в разрез с интересами общества и государства.

Необходимо приведение УК РФ в соответствии с одинаковым определением понятия «должностное лицо», на данный момент в ст. 285 и ст. 318 УК РФ имеются противоречия по данному вопросу, что создает трудности для правоприменения.

В виду того, что работа государственных служащих и работников органов местного самоуправления не наделена организационной и распорядительной функцией, они не могут быть определены как должностное лицо согласно ст. 285 УК РФ. Тем временем в административном законодательстве РФ нет четкого разграничения выше обозначенных понятий.

Подводя выводы, обозначим предложения по совершенствованию понятия «должностное лицо»:

1. Добавить в примечание к ст. 285 УК РФ уточнение полномочий должностного лица для эффективного использования своих обязанностей;

2. Указать в определении понятия, что любое, даже разовое выполнение обязанностей, связанных с реализацией власти, надо признавать, как кратковременное или временное исполнение функций должностного лица.

3. Дополнить диспозицию ст. 285 указанием на возможность использования служебных полномочий путем использования авторитета занимаемой должности в разрез интересами государства;

4. Законодательно установить единое для всех отраслей права понятие должностного лица, взяв за основу положения примечания 1 к ст. 285 УК РФ.

Литература

1. Статья 285 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями. - Примечание 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.zakonrf.info/uk/285/#:~: text=Примеча-ния.%201.%20Должностными%20лицами%20

в, функции%20в%20государственных%20ор-ганах%2С%20органах.

2. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации» от 24.02.2021 N 16-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_377636.

3. Сидоров Б. В., Фахриев М.М. Определение должностного лица в УК РФ и проблемы совершенствования его законодательной конструкции // Вестник экономики, права и социологии. - № 1. - 2008. - С. 81-89.

ON IMPROVING THE LEGISLATIVE DEFINITION OF THE CONCEPT OF AN OFFICIAL IN THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Smirnykh D.A.

Russian State University of Justice Russia

In accordance with the law, an official is a citizen who, on the basis of the norms of the law, exercises power powers permanently or temporarily, or by special authority, performs the functions of a representative of the authorities, or performs administrative and economic or organizational and administrative functions, and is in labor relations with the state directly or indirectly [1]. In the Criminal Code of the Russian Federation, an official belongs to the varieties

of a special subject of a crime, and is the main element of the corpus delicti, while crimes with such a special subject are located in many chapters of the Criminal Code of the Russian Federation. Crimes, the subject of which is an official, carry an increased public danger and can lead to serious consequences, in the form of causing damage on a large scale to society as a whole, or lead to disorganization of the administrative apparatus. A feature of the crimes under consideration is that most of them can only be committed by officials. The article examines the content of the concept of an official, analyzes the existing problems of its legislative consolidation in Note 1 to Art. 285 of the Criminal Code of the Russian Federation "Abuse of official powers", and the ways of its improvement are considered.

Keywords: abuse of power, authority, functions, official. References

1. Article 285 of the Criminal Code of the Russian Federation. Abuse of official authority. - Note 1. [Electronic resource]. -Access mode: https://www.zakonrf.info/uk/285/#:~: text=Notes .%201.%20 by 0fficial%20persons%20in, functions%20in%20 state%20branches%2C%20 bodies.

2. Federal Law "On Amendments to Articles 201 and 285 of the Criminal Code of the Russian Federation" dated February 24, 2021 N 16-FZ (last edition). [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_377636.

3. Sidorov BV, Fakhriev MM Determination of an official in the Criminal Code of the Russian Federation and the problems of improving its legislative structure // Bulletin of Economics, Law and Sociology. - No. 1. - 2008. - S. 81-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.