Научная статья на тему 'ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО - СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ'

ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО - СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
920
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / OFFICIAL / CRIMINAL LAW / SPECIAL SUBJECT OF CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рогожкин Алексей Александрович

В статье представлены некоторые особенности должностного лица как специального субъекта преступления, сопоставляется деятельность должностного лица с занимаемой должностью. Рассматриваются вопросы правоприменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО - СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ»

ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО - СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Рогожкин Алексей Александрович

Юрист город Ростов-на-Дону

Прикреплен к Саратовской государственной юридической академии для подготовки диссертационной работы по специальности 12.00.08 -уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

Rogozhkin Alexey Aleksandrovich

Lawyer city of Rostov-on-Don It is attached to the Saratov state legal academy for preparation of dissertation work in the specialty 12.00.08 -criminal law and criminology; criminal and executive right

АННОТАЦИЯ

В статье представлены некоторые особенности должностного лица как специального субъекта преступления, сопоставляется деятельность должностного лица с занимаемой должностью. Рассматриваются вопросы правоприменения. SUMMARY

The article presents some peculiarities of the official as a special subject of the crime, compares the activity of the official with the position occupied. Enforcement issues are under consideration.

Ключевые слова: должностное лицо, уголовное законодательство, специальный субъект преступления.

Keywords: official, criminal law, special subject of crime.

Говоря о специальном субъекте преступления, следует подчеркнуть, что само понятие в Уголовном кодексе не регламентировано. Но фактически у субъекта преступления могут быть признаки, которые считаются специальными, наряду с общими признаками. Признаки, относящиеся к специальному субъекту, обозначены в диспозиции норм Особенной части Уголовного кодекса РФ. Одним из самых распространенных специальных признаков можно считать должностное положение субъекта преступления.

В Особенной части Уголовного кодекса РФ выделены главы, которые сгруппированы по принципу объединения норм на основе специальных признаков субъекта преступления. К примеру, «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (Глава 30) или «Преступления против военной службы» (Глава 33).

Специальный субъект преступления, характеризующийся должностным положением, обладает дополнительными признаками с учетом служебного положения, которое может быть использовано не в интересах службы, что могло повлечь нарушение прав граждан (статья 285 Уголовного кодекса РФ). «Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и

муниципальных учреждениях, государственных

корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации» (примечание 1 к статье 285 Уголовного кодекса РФ). В статье указываются признаки специального субъекта преступления с учетом занимаемой должности. Особенностью считается совершение преступления обязательно с помощью служебного положения. Те лица, которые не занимают определенную, указанную в законе, должность, не могут быть привлечены к уголовной ответственности в качестве должностного лица.

Представителем власти следует считать должностное лицо, представителя

правоохранительного или контролирующего органа и иное должностное лицо, обладающее распорядительными полномочиями в отношении лиц, которые не находятся от него в служебной зависимости (статья 318 Уголовного кодекса РФ). Представителем власти может являться должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также должностное лицо, обладающее распорядительными функциями к лицам, не находящихся от него в служебной зависимости.

Функции организационные и

распорядительные могут быть осуществлены применительно к гражданам, которые находятся в подчинении должностного лица. Например, осуществление руководства работой организации,

что может быть связано с установлением трудовых обязанностей сотрудников, определением кадрового состава, использованием

административных мер. Следует подчеркнуть, что функции организационные и распорядительные могут быть отнесены к гражданам, которые не находятся в прямом подчинении при принятии решений с юридическими последствиями.

Учреждения государственной и

муниципальной форм собственности представляют собой некоммерческие организации.

Представленное выше определение должностного лица можно отнести к главе 30 Уголовного кодекса РФ. В этой связи существует необходимость внесения изменений в примечание к статье 285 Уголовного кодекса РФ и уточнить отношение понятия должностного лица к статьям Уголовного кодекса РФ.

Список литературы:

1. Гришин Д.А. Должностные преступления в уголовном кодексе РФ: научная статья // Юриспруденция. 2019. № 2 (37). - 31 с.

2. Михайлова Е.А. Специальный субъект преступления и его признаки: научная статья // Уголовная политика и правоприменительная практика. 2018. - 427 с.

3. Пономарева В.А. Понятие «специальный субъект преступления»: научная статья // Научные вопросы и открытия. 2019. - 115 с.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 01.09.2019) // СПС «Консультант +». URL: http ://www. consultant.ru

УЧАСТИЕ СУБЪЕКОВ РОССИЙКОЙ ФЕДЕАЦИИ В ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТЕРПЕВШИХ ОТ _ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ ВЛАСТЬЮ_

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2019.3.67.359 Силаева Дарья Геннадьевна

Студент

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия»

Северо-кавказский филиал г. Краснодар, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

В статье проведен анализ актуального вопроса участия субъектов Российской Федерации в защите прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью. Методология исследования - анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.

ABSTRACT

The article analyzes the urgent issue of the participation of the constituent entities of the Russian Federation in protecting the rights of victims of crime and abuse of power. The research methodology is an analysis of the scientific literature on a given problem, as well as practical domestic experience.

Ключевые слова: субъекты, защита, права, потерпевшие, преступления, злоупотребление, власть, законодательство, нормативно-правовая система.

Keywords: subjects, protection, rights, victims, crimes, abuse, power, legislation, regulatory system.

В России продолжается создание условий для становления и дальнейшего развития гражданского общества. Для этого уже проводится работа по приведению нормативно-законодательной системы в соответствие положениям Конституции.

До определенного момента все вопросы, связанные с защитой прав потерпевших, в основном рассматривались лишь в рамках уголовного законодательства и гражданского процесса. Когда же была принята Конституция в 1993 г. и серия поправок к ней, стало принято говорить о становлении и верховенстве института конституционного права.

По смыслу Конституции предусматривается, что его защита должна осуществляться государством с предоставлением потерпевшему возможностей для самостоятельной защиты чести и достоинства. Также к защите потерпевших по смыслу законодательства могут привлекаться другие лица - законные представители, прокуроры, представители общественных организаций и т.д.

В защите прав потерпевших заинтересовано само государство, поскольку их участие в публичной власти ориентировано на обеспечение равенства всех по отношению к закону. Защита прав потерпевших выстраивается не только на основе уголовного права, но и в соответствии с международными правовыми аспектами.

Так, в декларации человека от 1948 г. ив конвенции по защите прав и свобод от 1950 г., декларации по правам для жертв преступлений со стороны власти от 1985 г. предусматриваются основные принципы совершения правосудия.

По данным за 2016 г., в суды первой инстанции было направлено на рассмотрение свыше 1,3 млн. уголовных дел. Такая цифра указывает на значительное количество потерпевших. О необходимости

совершенствования работы института по защите прав потерпевших неоднократно заявлялось на мероприятиях, проходивших с участием уполномоченного по правам человека в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.