ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10205
ББК 67 © В.И. Динека, С.И. Кириллов, М.В. Денисенко, 2020
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУДЕБНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ СПЕЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Виктор Иванович Динека, профессор кафедры уголовного права, доктор юридических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: viktordi@rambler.ru
Станислав Иванович Кириллов, профессор кафедры криминологии, доктор юридических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: Stanislav.kirillov.1955@mail.ru
Михаил Вячеславович Денисенко, доцент кафедры уголовного права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: m.denisenko68@list.ru
Аннотация. Исследуются вопросы, касающиеся признаков специального субъекта должностных преступлений. Особое внимание уделено значимой проблемой уголовной ответственности должностных лиц за совершение преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ. В работе используется уголовное законодательство, нормативно-правовые документы, мнение ученых по данной проблематике.
Ключевые слова: должностное лицо, представитель власти, служащие, специальный субъект.
LEGISLATIVE DEFINITION AND JUDICIAL INTERPRETATION OF SPECIAL
SUBJECT SIGNS OF OFFICIAL CRIMES
Victor I. Dineka, Professor of Department of Criminal Law, Doctor of Legal Sciences, Professor
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika
Volgina, d. 12)
E-mail: viktordi@rambler.ru
Stanislav I. Kirillov, Professor of Department of Criminology, Doctor of Legal Sciences, Professor
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika
Volgina, d. 12)
E-mail: Stanislav.kirillov.1955@mail.ru
Mikhail V. Denisenko, Associate Professor of Department of Criminal Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
E-mail: m.denisenko68@list.ru
Abstract. Investigated issues related to the characteristics of the subject of the crime. The authors paid special attention to the sanity, as one of the signs of the subject, which has an important role in the qualification of crimes. In the work, the authors use the criminal law, the normative legal acts, the opinion of scientists on this issue.
Keywords: signs of the subject, age, sanity, physical person, qualification of crimes.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Динека В.И., Кириллов С.И., Денисенко М.В. Законодательное определение и судебное толкование признаков специального субъекта должностных преступлений. Вестник Московского университета МВД России. 2020(4):96-102.
На протяжении многих лет, значимой проблемой уголовной ответственности должностных лиц, за совершение преступлений, предусмотренных главой 30
УК РФ, является несовершенство доктринального и судебного толкования признаков специального субъекта. Научная литература изобилует публикация-
ми, предлагающих различные подходы, с указанием признаков, которые не имеют ни какого отношения к специальному субъекту. Например, некоторые рекомендуют начинать анализ признаков специального субъекта через изучение общественных отношений, характеризующих сферу государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления, что не позволяет в полной мере сосредоточится на анализе специальных признаков, характеризующих исключительно правовое положение должностного лица [9; 7, с. 65]. Нередко встречаются неопределенного содержания понятие должностного лица, под которым предлагается рассматривать «преступление, совершенное должностным лицом, представляющим собой специального субъекта, понятие которого включает в качестве составной части понятие узкоспециального субъекта преступления» [8, с. 453]. Данные утверждения не только не соответствуют современному правовому положению должностного лица, но и не отражают тех специфических признаков, носителем которых является специальный субъект, приводят к необоснованной переоценке влияния общественных отношений на формирование признаков специального субъекта, хотя он и является их активным участником.
Анализ общественных отношений, возникающих в различных сферах деятельности, в первую очередь, имеет важное значение для правильного определения содержания объекта уголовно-правовой охраны, поскольку должностные преступления посягают на отношения в сфере публичных отношений, основными участниками которых, являются представители органов государственной власти, состоящие на государственной службе и службе в органах местного самоуправления (глава 30 УК РФ). В данной сфере государственные органы власти и управления, реализуют свои задачи в повседневном взаимодействии с неограниченным количеством юридических и физических лиц. Деятельность указанных участников отношений, регулируется специальными федеральными законами, в которых сформулированы основные направления того или иного органа власти и управления. С учетом того, что система органов власти в Российской Федерации согласно Конституции РФ разделена на три основных ветви — а) исполнительную (глава 4, 5); б) законодательную (глава 5); в) судебную (глава 7), то каждая по отдельности выполняет определенные, только ей свойственные функции. Для их реализации созданы учреждения: Министерства, Ведомства, Комитеты (далее — учреждение). Содержание выполняемых конкретными учреждениями задач и перечень
их полномочий, определяется федеральными законами. К примеру, Федеральный закон РФ «О полиции» [2] содержит подробный перечень задач, связанных с обеспечением охраны общественного порядка, Федеральный закон РФ «О прокуратуре» [4], посвящен контролю по надзору за соблюдением законности в обществе, Федеральный закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», определяет перечень должностных полномочий судей [5]. Полномочия, возникающие при исполнении указанных законов, в целом направлены на упорядочение (регулирование, контроль) публичных отношений, возникающих между органами власти с одной стороны и гражданами, юридическими лицами, с другой. Первые являются носителями власти, а вторые, обязаны подчиняться их законным требованиям.
В число учреждений исполнительной власти, входят силовые ведомства, которые наделены законом полномочиями государственно-властного характера, включая право принуждать к исполнению законов. Основная их деятельность связана не с оказанием услуг населению, а направлена на осуществление контроля за состоянием законности, правопорядка, обеспечения безопасности внутри страны (МВД РФ, Прокуратура, Суд, Следственный Комитет) и за пределами (МИД РФ, ГРУ. ФСБ, Пограничные войска. Таможня и др.).
В каждом из указанных учреждений, трудятся люди, которые по своему должностному положению делятся на три основные группы:
а) Должностные лица: управляют трудовым коллективом (заключают трудовые договора, поощряют, увольняют);
б) Представители власти, лица наделенные законом (не приказами и инструкциями учреждения) властными полномочиями, с правом требовать от неограниченного круга физических и юридических лиц исполнения законов;
в) Служащие (государственные, муниципальные), правовое положение которых определяется содержанием их полномочий и служебным местом, на которое в учреждении назначены.
Основные функции служащих связаны с реализацией внутриведомственных, служебных (внутрисистемных) задач. При этом, должностные лица, занимают руководящие должности, (начальники и их заместители), наделённые правом приема на работу, увольнения, наложения дисциплинарных взысканий, объявление поощрений и т.п.), что позволяет им реа-лизовывать организационно-распорядительные функции. Часть из них, занимает должности, дающие право распоряжаться финансами, материальными средства-
ми, выполняющие административно-хозяйственные функции. Служащие, к примеру, в органах внутренних дел, участвуют во внутрисистемных служебных отношениях, регулируемых такими федеральными законами, как «Положение о порядке прохождения службы в ОВД» от 30.11.2011 г. ФЗ № 342- ФЗ и «Дисциплинарный Устав ОВД», утвержден Указом Президента Российской Федерации от 14.10.2012 г. № 1377 [3], подробно определяющих порядок прохождения службы, правовое регулирование службы в органах внутренних дел, внутриведомственные (служебные) взаимоотношения между сотрудниками.
Основными признаками специального субъекта должностных преступлений уголовный закон (примечание 1 к ст. 285 УК РФ) признает тех лиц, которые выполняют функции организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера. Функции — работа, производимая органом, организмом. Обязанность, круг деятельности. Должностные, служебные функции1. Объективно всякое поведение человека характеризуется совершением какого-либо действия, которое в конечном итоге юридически значимо. С учетом законодательного определения должностного лица, правоприменительная и судебная практика, признает достаточным устанавливать в поведении подозреваемого наличие самого факта исполнения любой из указанных функций с последующим его признанием противоправным и общественно опасным. При этом игнорируется правило, обязывающее следственные органы, в процессе квалификации всех элементов состава преступления, устанавливать и доказывать все их признаки, в том числе те, которые достоверно подтверждают наличие у лица особых, специальных полномочий, позволяющих признать его в качестве специального субъекта должностного преступления. Совершить конкретные действия путем выполнения функций, возможно лишь при условии наличия у лица реального, нормативно установленного объёма должностных, властных либо служебных полномочий.
Процедура приобретения лицом конкретного должностного статуса и соответствующих для него полномочий, определена российским законодательством, согласно которому претенденту на ту или иную должность, необходимо пройти определенные этапы:
1. Процедура назначения на конкретную должность (выборы, конкус, назначение, зачисление приказом).
2. Заключить с учреждением трудовой контракт, в
1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 53.000 слов. Изд. 5-е. М., изд-во иностр. и нац. словарей, 1963. С. 845.
рамках которого лицо наделяется полномочиями (права и обязанности).
3. Согласовать содержание должностного регламента, где указан подробный перечень полномочий, определены объем и границы должностного, разрешенного поведения по занимаемой должности.
По завершении указанных этапов, физическое лицо, назначенное на конкретную должность, получает полное право на совершение только тех действий, которые ограничены рамками его должностного регламента (полномочия). Должность — служебное место, связанное с наличием права на исполнение определённых обязанностей2. При совершении должностного преступления, такое лицо признается специальным субъектом не на основании оценки совершенных им действий и принятых решений, а с учетом юридического анализа содержательной стороны его служебного положения и предоставленных ему согласно должности соответствующих полномочий. Именно последние, не только определяют правовые границы его должного и разрешенного поведения, но при их незаконном использовании (злоупотребление, превышение), позволяют установить какие конкретно должностные полномочия вопреки интересам службы были употреблены.
Пленум Верховного суда РФ в пункте 4 постановления от 16.10.2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномо-
" 3
чиями и о превышении должностных полномочий»3, разъясняя признаки специального субъекта, указал на то, что «к организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия». Данное судебное разъяснение содержит существенную ошибку, суть которой заключается в необоснованном признании основным признаком специального субъекта, наличие самого факта совершения действий, связанных с принятием «решений, имеющих юридическое значение». Очевидно, что выполняемые лицами функции, характеризуют не специального субъекта, а исключительно совершаемое им действие, которое является признаком объективной стороны состава преступления, но не субъекта. Подобная позиция высшего судебного органа имеет негативную сторону, которая позволяет признавать специальными субъектами неограниченный круг лиц только на том основании, что их
2 См.: С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Около 53.000 слов. Изд. 5-е. М., изд-во иностр. и нац. словарей, 1963. С. 168.
3 Сборник постановлений Пленума Верховного суда РФ по уголовным делам / сост. А.Г. Хлебушкин. 3-е изд. М.: Проспект, 2019. С. 186.
действия являются юридически значимыми и влекут юридические последствия. При этом, игнорируется такой важный признак, как установление у лица особых, специальных полномочий, позволяющих отграничить его от иных субъектов преступления. Прежде чем совершать любые действия, лицо должно быть для этого наделено этими самыми полномочиями. Их содержание заключается не в совершении действий, имеющих юридическое значение, а в объёме и границах должностной компетенции лица, правовое наполнение которой, связано с обретением лицом должностных полномочий. «Полномочия - наличие прав и обязанностей на совершение действий — право предоставленное кому-либо на совершение чего-нибудь»1. Очевидно, что полномочия всегда первичны, а их реализация дает право лицу принимать юридически значимые решения, возникновение которых фактически невозможно, если у лица отсутствуют для этого необходимые права и обязанности.
Анализ признаков представителя власти, которые в самом обобщенном виде указаны в примечании 1 к статье 285 УК РФ, даёт основание утверждать о том, что данный вид специального субъекта является разновидностью должностного лица. По закону, таковым признаётся тот, кто постоянно, временно, по специальному полномочию, «выполняет функции представителя власти». В данном определении также смещён акцент на выполнение лицом функций (работа, деятельность), что не может быть подтверждением должностного статуса представителя власти. Идя по пути усложнения данного определения, высшая судебная инстанция, в качестве исходного понятия приняла за основу примечание к статье 318 УК РФ, где указано: «Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости». Обращает на себя внимание то обстоятельство, что данное примечание размещено в главе 32 УК РФ «Преступления против порядка управления», где представитель власти рассматривается в качестве потерпевшего. По этой причине, все указанные признаки адресованы непосредственно к посягателю, наличие которых позволяет ему при совершении преступления реально осознавать принадлежность лица к контролирующим или правоохранительным органам. Отличительные при-
1 Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30.000 слов.-6-е изд., испр. и доп. М.: Рус. Яз., 1987. С.545.
знаки такого представителя власти, преступник способен определить не по содержанию полномочий или занимаемой должности потерпевшего, а по наличию у него внешних атрибутов власти: форменная одежда, предъявление служебного удостоверения, словесное предупреждение потерпевшего, что он представитель власти и т.д. Судебная практика о рассмотрении уголовных дел, связанных с противоправным посягательством на сотрудника правоохранительного органа, рассматривает достаточным фактическое осознание субъектом преступления, совершающего насильственное посягательство (ст.ст. 317-318 УК РФ) на потерпевшего, что перед ним находится представитель власти. Совершенно иное дело, когда речь идёт о необходимости установления специальных признаков субъекта должностных преступлений (например, при злоупотреблении полномочиями (ст. 285 УК РФ) или превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), где важным является наличие признаков, подтверждающих властные полномочия его носителя (обладатель), как специального субъекта. К большому сожалению, указанное судебное постановление, при рассмотрении уголовных дел, возбужденных по признакам преступлений, указанных в главе 30 УК РФ, не возлагает обязанность на судебные органы подвергать тщательному анализу содержание полномочий должностного лица либо представителя власти. Вместо этого, рекомендуется оценивать их правовое значение путем использования указанного в примечании к ст. 318 УК РФ определения, несовершенство которого очевидно, поскольку не соответствует юридической логике и его правовому предназначению. Явно, что данное определение непригодно для правовой оценки той группы преступлений, где представитель власти совершает противоправные деяния, непосредственно злоупотребляя, превышая полномочия, которыми он наделён по занимаемой должности, наличие которых, в конечном итоге и позволяет ему принимать решения, имеющие юридическое значение. Дополнительно к этому, позиция высшего судебного органа страны, настаивая на оценке совершаемых лицом юридически значимых действий, противоречит учению о составе преступления, в котором правовой оценке подлежит сам субъект преступления путем установления у него специальных признаков. Отсутствие у субъекта таких признаков, исключает основания возникновения уголовной ответственности (ст. 8 УК РФ).
Помимо должностных лиц и представителей власти, самый многочисленный отряд в учреждениях, составляют государственные и муниципальные служащие. Это те, кто повседневно выполняет кропот-
ливую, текущую служебную работу, не имея в своем подчинении других лиц, в том числе не является носителем властных полномочий. Причём такое подчинение не может быть формальным, поскольку у лица нет прав, по приёму на работу других работников, нет полномочий на применение мер поощрения, увольнения по основаниям, указанным в законе. У них также отсутствуют полномочия на организацию трудовых, служебных усилий иных работников путем отдачи им указаний распорядительного характера. Иными словами, они не являются носителями должностных полномочий и потому не могут быть допущены по занимаемой должности, на выполнение организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций. Возможность принятия государственным или муниципальным служащим юридически значимых решений невозможно, поскольку они не являются носителями должностных полномочий, как по должности, так и по закону. Если таковые решения и принимаются, то согласно примечания 1 к ст. 285 УК РФ, они признаются специальными субъектами преступления и несут уголовную ответственность в тех случаях, когда совершают преступления по службе, используя не должностные, а служебных полномочия (служебный подлог (ст. 292 УК РФ), незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст. 292.1. УК РФ), присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ).
В научной литературе, значительное распространение получают мнения о том, что преподавателей (педагогических работников)1 ведомственных учебных заведений, следует рассматривать должностными лицами либо представителями власти, поскольку они принимают юридически значимые решения [7]. Подобный подход имеет весьма поверхностный характер и также является юридически ошибочным в силу следующего.
В отличие от правового назначения перечисленных выше законов, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [6] не предназначен для регулирования отношений власти и подчинения, его содержание направлено на реализацию общих и обязательных правил образовательной деятельно-
1 Педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (статья 2 пункт 21 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). См.: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 27.12.2012 г.: текст с изменениями и дополнениями на 2020 год. М.: Эксмо, 2020. С. 5.
сти во всех учебных заведениях, вне зависимости от формы их собственности и ведомственной принадлежности (образовательная организация, организация осуществляющая обучение или образовательную деятельность). Для того, что признавать служащих ведомственных учебных заведений специальным субъектом должностных преступлений, недостаточно установить их место работы в структуре того или иного учреждения.
Основными задачами педагогического работника любого учебного заведения, является исполнение положений Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», в котором (статья 1) к предмету регулирования отнесены «общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование».
Функции преподавателей учебного заведения, вне зависимости от ведомственной их принадлежности, (полиция, прокуратура, вооруженные силы, таможенные органы и т.п.), не связаны с выполнением задач по охране общественного порядка (полиция), обеспечением таможенного или пограничного контроля и др. Преподаватель участвует в реализации главной цели учебного учреждения, где в качестве основной является образовательная деятельность, как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения...» [6, с. 2]. Активными участниками данного процесса, являются лица, наделённые необходимыми полномочиями, закрепленными в «должностном регламенте», который состоит из двух частей:
1. Реализация учебных программ для обучающихся.
2. Выполнение правил и предписаний служебного характера, источником которых являются ведомственные приказы, инструкции, определяющие содержание и характер служебных, внутриведомственных отношений: огневая, физическая подготовка, служебные занятия, дисциплина, ориентированная на воинскую и т.п.
Права и обязанности, позволяющие выполнять функции в образовательной и в служебной деятельности различны, поскольку их содержание направлено на реализацию совершенно противоположных задач. В одном случае, они посвящены образовательной деятельности, а в другом необходимы для соблюдения внутреннего трудового, служебного распорядка. Полномочия преподавателя подробно излагаются в «должностном регламенте», который состоит из двух частей, трудовой (образовательной) и служебной. Перечень прав и обязанностей их носителя напрямую за-
висит от занимаемой должности в учебном заведении: преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор. Будучи носителями трудовых и служебных полномочий, преподаватели не наделены законом ни должностными, ни властными полномочиями. В любом учебном заведении имеются лица, занимающие такие должности, которые позволяют им выполнять организационно-распорядительные функции, либо административно хозяйственные функции, но предварительно наделенные для этого необходимым объемом прав и обязанностей (должностные полномочия). Остальные выполняют функции образовательной деятельности, которые связаны с разработкой и реализацией учебно-методических программ.
В отличие от преподавателей, представители власти, реализуют свои полномочия в сфере охраны общественного порядка, а не в стенах учебного учреждения. Важным признаком, позволяющим из числа преподавателей признать лицо представителем власти, является возникновение у него в специально предусмотренных законом случаях, права на применение силы, специальных средств, огнестрельного оружия (например, глава 5 Федерального закона «О полиции»), не в учебном стрелковом тире, а в процессе охраны общественного порядка. Различия между образовательными и государственно-властными функциями выявляются при сравнении главы 1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и главы 1 Федерального закона «О полиции», содержание которых посвящено совершенно противоположным направлениям деятельности. Первый закон определяет правовые основы системы образования, а второй, формулирует перечень задач по охране общественного порядка, реализация которых без властных полномочий их носителей, невозможна. В этом отношении, есть одно исключение и единственная особенность. В любом учебном учреждении силового ведомства, как составной структурной его части, все лица, состоят в трудовых и одновременно в служебных, внутрисистемных отношениях. Например, в порядке, предусмотренном Федеральным Законом «О полиции», они могут в особых случаях, привлекаться для выполнения задач в сфере правопорядка (массовые мероприятия, участие в оцеплениях и в иных случаях). Именно в этом случае, все кто привлекаются для выполнения специальных задач по охране общественного порядка (но только те, кто аттестован и проходит службу в органах полиции), за пределами учебного заведения, следует рассматривать лицами, выполняющими функции представителя власти. Задействованные таким образом на службу преподаватели, обязаны
руководствоваться не положениями Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании», а правами и обязанностями, предусмотренными Федеральным законом № 3-ФЗ «О полиции»: обязанности (ст. 12), права (ст.13), применение мер государственного принуждения (глава 4). Общие признаки представителя власти в обобщенном виде приведены в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого ООН 17 декабря 1979 года [10, с. 499-504], основным признаком которых является принадлежность к правоохранительной системе и наличие права на применение к гражданам, в рамках закона, мер принуждения.
Несмотря на несовершенство ныне действующего законодательного определения понятия представителя власти, признаки которого указаны в примечании 1 к статье 285 УК РФ, таковым может быть признан только тот преподаватель ведомственного учебного заведения, который является сотрудником силового ведомства, проходит в нём службу (в органах внутренних дел) и привлекается временно по специальному полномочию (приказ Министра внутренних дел) для выполнения не образовательных функций, а для поддержания правопорядка с использованием полномочий, перечень которых указан в Законе «О полиции».
Подводя итог сказанному, следует обратить внимание на то, что современное законодательное определение и судебное толкование понятия должностного лица, представителя власти и их признаков, не должны ограничиваться оценкой фактического исполнения ими функций, виды которых указаны в примечании 1 к статье 285 УК РФ. Желательно в понятие специального субъекта, включить только те признаки, которые подтверждают наличие у лица конкретной должности, фактическое наделение его законом должностными полномочиями, которые дают ему право или обязывают совершать действия организационно-распорядительного (право приема на работу, увольнение, наложение дисциплинарных взысканий и т.п.) либо административно-хозяйственного (финансовые операции, распоряжение материальными активами и т.п.) свойства, в том числе функций представителя власти (государственно-властное веление).
Указанное выше разъяснение высшего судебного органа ориентирует правоприменителей давать правовую оценку последствиям, в качестве которых необоснованно рассматриваются принятие лицом юридически значимых решений, как результат совершенных действий. Устранение указанных недостатков, как законодательного, так и судебного свойства, позволит в правоприменительной практике не допускать
произвольного и расширительного толкования признаков специального субъекта, «обнаруживая» их в действиях тех лиц, которые по своему должностному либо служебному положению не относятся к их числу. Это в свою очередь, сформирует нормативную базу по определению правового положения многочисленной категории лиц, не подлежащих уголовной ответственности, устранит причины ошибочного причисления их к категории специальных субъектов должностных преступлений. Для этого, следует исключить из существующего законодательного определения должностного лица признаки, характеризующие выполнение организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций либо функций представителя власти, заменив их на признаки, определяющие правовое положение лица (должность, статус), наличие которых позволит определить объем должностных полномочий (права и обязанности), позволяющих принимать решения, содержащих признаки нормативного или ненормативного свойства.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (официальный текст с внесенными поправками от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398.
2. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 20111. № 7. Ст. 900.
3. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации». Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации. М.: Проспект, 2019. 128 с.
4. Закон «О прокуратуре в Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1. М.: Проспект, 2020.
5. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». М: Проспект. 2020. 32 с.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 27.12.2012г.: текст с изменениями и дополнениями на 2020 год. М.: Эксмо, 2020. 160 с.
7. Должностное лицо в уголовном законодательстве России и зарубежных стран: монография / А.В. Бриллиантов, Е.Ю. Червертакова. М.:
Проспект, 2019.
8. Гаухман Л.Д. Избранные труды/ Составители: В.П. Морозова, докт. юрид. наук, проф. С.В. Максимов. СПб: Издательство «Юридический центр», 2016.
9. Тен А.Л. Теоретико-правовые проблемы государственной регистрации органов государственной власти в качестве юридических лиц// Административное право и процесс. 2006. № 4.
10. СССР и международное сотрудничество в области прав человека. М., 1989.
References
1. Constitution of the Russian Federation (official text as amended from 21.07.2014, no. 11-FKZ) // Collection of legislation of the Russian Federation. 04.08.2014. no. 31. art. 4398.
2. Federal law of 07.02.2011 no. 3-FZ "On police" / / Sz RF. 20111. no. 7. St. 900.
3. Federal law "On service in the internal affairs bodies of the Russian Federation and amendments to legislative acts of the Russian Federation". Disciplinary Charter of internal Affairs bodies of the Russian Federation. Moscow: Prospect, 2019, 128 p.
4. The law "On the Prosecutor's office in the Russian Federation" of 17.01.1992, no. 2202-1. M.: Prospect, 2020.
5. Law of the Russian Federation of June 26, 1992 No. 3132-1 "On the status of judges in the Russian Federation". M: The Prospect. 2020. 32 c.
6. Federal law "On education in the Russian Federation" of 27.12.2012: text with amendments and additions for 2020. Moscow: Eksmo, 2020. 160 p.
7. Official in the criminal legislation of Russia and foreign countries: monograph / A.V. Brilliantov, E.Yu. Chervertakova. M.: Prospect, 2019.
8. Gauchman L.D. Selected works / Compiled by: V.P. Morozova, Doct. doctor of law, Professor S.V. Maksimov. Saint Petersburg: publishing house "Legal center", 2016.
9. Ten A.L. Theoretical and legal problems of state registration of state authorities as legal entities// Administrative law and process, 2006, no. 4.
10. USSR and international cooperation in the field of human rights. Moscow, 1989.