Научная статья на тему 'К вопросу о субъекте присвоения полномочий должностного лица'

К вопросу о субъекте присвоения полномочий должностного лица Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
696
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРИСВОЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / СЛУЖЕБНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романовская Надежда Викторовна

Задача рассмотрение понятия субъекта присвоения полномочий должностного лица. Причиной написания работы послужила необходимость четкой регламентации признаков состава исследуемого преступления для наиболее эффективной борьбы с ним. Представленная статья посвящена детальному изучению субъекта присвоения полномочий должностного лица, разъяснению понятий используемых в диспозиции ст. 288 УК РФ необходимых для понимания сущности субъекта рассматриваемого преступления. Оригинальность работы определена тем, что это первое самостоятельное исследование, в котором проведен уголовно правовой анализ субъекта преступления присвоение полномочий должностного лица. Данная статья ориентирована на профессорско-преподавательский состав юридических вузов, аспирантов, адъюнктов, соискателей и студентов, интересующихся вопросами состава преступления присвоение полномочий должностного лица.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question on the subject of the appropriation of the official person''s authority

The task considering the subject concepts of the appropriation of the official person's authority. The reason for writing the work was the need for clear regulation of signs of structure of the investigated crime for to most effectively combat it. The presented paper is devoted to a detailed study of the subject of the appropriation of the official person's authority, explaining the concepts used in the dispositions st. 288 Criminal Code RF necessary for the subject of the crime. The originality of the work is defined as it is the first independent study that conducted criminal legal analysis of the subject of the crime appropriation of the official person's authority. This article focuses on the faculty of law schools, postgraduate students, job seekers and students interested in the issues of this crime.

Текст научной работы на тему «К вопросу о субъекте присвоения полномочий должностного лица»

7.8. К ВОПРОСУ О СУБЪЕКТЕ ПРИСВОЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА

Романовская Надежда Викторовна, адъюнкт, капитан полиции. Место учебы: Ростовский юридический институт МВД России. E-mail: [email protected]

Аннотация: Задача - рассмотрение понятия субъекта присвоения полномочий должностного лица. Причиной написания работы послужила необходимость четкой регламентации признаков состава исследуемого преступления для наиболее эффективной борьбы с ним. Представленная статья посвящена детальному изучению субъекта присвоения полномочий должностного лица, разъяснению понятий используемых в диспозиции ст. 288 УК РФ необходимых для понимания сущности субъекта рассматриваемого преступления. Оригинальность работы определена тем, что это первое самостоятельное исследование, в котором проведен уголовно - правовой анализ субъекта преступления -присвоение полномочий должностного лица. Данная статья ориентирована на профессорско-преподавательский состав юридических вузов, аспирантов, адъюнктов, соискателей и студентов, интересующихся вопросами состава преступления присвоение полномочий должностного лица.

Ключевые слова: субъект преступления, присвоение полномочий должностного лица, государственная власть, служебные преступления.

TO A QUESTION ON THE SUBJECT OF THE APPROPRIATION OF THE OFFICIAL PERSON'S AUTHORITY

Romanovskaya Nadezhda Viktorovna, postgraduate student, police captain. Place of study: Rostov law Institute of MIA Russia. E-mail: [email protected]

Annotation: The task - considering the subject concepts of the appropriation of the official person's authority. The reason for writing the work was the need for clear regulation of signs of structure of the investigated crime for to most effectively combat it. The presented paper is devoted to a detailed study of the subject of the appropriation of the official person's authority, explaining the concepts used in the dispositions st. 288 Criminal Code RF necessary for the subject of the crime. The originality of the work is defined as it is the first independent study that conducted criminal - legal analysis of the subject of the crime -appropriation of the official person's authority. This article focuses on the faculty of law schools, postgraduate students, job seekers and students interested in the issues of this crime.

Keywords: subject of the crime, assignment authority officials, government, official crime.

Эффективность работы государственного аппарата Российской Федерации во многом зависит от способности государства обеспечить надлежащее управление и контроль за соблюдением правил всеми службами, в связи с чем присвоение полномочий должностного лица можно отнести к наиболее опасным, наряду с такими преступлениями как: злоупотребление должностными полномочиями, взяточничество и превышение должностных полномочий. Перечисленные нормы расположены в главе 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Преступления данной категории харак-

теризуются двумя обязательными признаками: во-первых они совершаются благодаря использованию субъектом своего служебного положения, во-вторых вопреки интересам службы. Таким образом, ключевым моментом указанных в гл. 30 УКРФ составов преступлений является их субъект.

По общему правилу субъект преступления - это совершившее преступление вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного уголовным законом [1]. В исследуемом нами составе преступления, предусмотренном ст. 288 УК РФ субъект должен отвечать не только общим критериям ст. 19 УК РФ, но и обладать признаками государственного или муниципального служащего. Значение деятельности государственных и муниципальных служащих в укреплении правопорядка, органов власти и управления, а также обеспечении доверия со стороны граждан и организаций невозможно оставить без внимания.

Рассмотрим подробнее такие понятия как:

1) государственный служащий;

2) муниципальный служащий;

3) должностное лицо.

Понятие государственный служащий в Федеральном Законе № 58-Фз от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации» определено следующим образом: гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета [2].

Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Также приведены разновидности должностей государственной службы: должности федеральной государственной гражданской службы; должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; воинские должности; должности правоохранительной службы.

Здесь необходимо разграничить понятия государственная служба и гражданская государственная служба.

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации [3]. Примерами государственной гражданской службы могут служить: должности в Администрации Президента РФ; должности в Аппарате Совета Федерации РФ; должностей в Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; должности в федеральных министерствах; должности в Управлении по делам Президента РФ; должности в аппарате Конституционного суда РФ и т.д.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами субъекта Российской Федерации, обязанно-

ПРИСВОЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА

Романовская Н.В.

сти по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств муниципального бюджета [4].

Из понятия, предоставленного в Федеральном законе № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», выходит, что муниципальная должность - это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

В примечании к ст. 285 УК РФ должностное лицо определено как лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации [5].

В целях нашего исследования также необходимо очертить круг лиц, которые соответствуют указанному выше определению.

Остановимся подробнее на служащих муниципальных учреждений, в первую очередь уточним, какие учреждения являются государственными или муниципальными, а какие только принадлежат государству, а также учреждения, в которых государству принадлежит только часть.

Для того чтобы разобраться в данном вопросе необходимо обратиться к Федеральному закону от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в котором четко указано, что государственным или муниципальным унитарным предприятием может быть только то, учредителем которого является государство [6]. Следовательно, те предприятия, которыми государство владеет, но не является учредителем, считаются коммерческими организациями.

Все государственные унитарные учреждения можно разделить на несколько видов:

1) науки - к ним относятся учреждения, в учредительных документах которых предусмотрена научная и (или) научно-техническая деятельность;

2) просвещения - образовательные учреждения, реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся воспитанников;

3) здравоохранения - лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные, аптечные, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы и др. учреждения, а также территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора;

4) культуры - учреждения, в уставах которых предусмотрена деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей;

5) системы социальной защиты - государственные и муниципальные учреждения, подведомственные органам социальной защиты населения;

6) социального обслуживания - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

При этом работники данных организаций являются служащими, но не относятся к категории государственных или муниципальных служащих. Однако руководители данных учреждений отвечают всем признакам должностного лица, указанного в примечании к ст. 285 УК РФ. А также в некоторых случаях служащие указанных учреждений могут признаваться должностными лицами, например: дежурный врач, старшая сестра, врач ВТЭК, преподаватель и т.д., при совершении действий, порождающих обязательные для значительного круга лиц либо для всех граждан правовые последствия.

В госкорпорациях основными органами управления являются генеральный директор, правление и совет директоров или наблюдательный совет. Принадлежность к должностному лицу генерального директора не оспорима, что касается членов правления или совета директоров, то здесь стоит разобраться.

Рассмотрим правовое положение членов правления и совета директоров на примере госкорпорации «Ро-сатом». В законе четко указано, что «правление госкорпорации является коллегиальным исполнительным органом» [7] и обладает административно-хозяйственными функциями, такими как: утверждает порядок направления части прибыли подведомственных предприятий, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, в доход Корпорации, утверждает годовую бухгалтерскую отчетность учреждений Корпорации. При этом в законе указано, что в состав наблюдательного совета входит девять членов, в том числе восемь -представители Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также генеральный директор Корпорации, являющийся членом наблюдательного совета Корпорации по должности. Таким образом, все члены наблюдательного совета госкорпорация (здесь и далее ГК) «Росатом» - должностные лица. Так же обстоят дела и в ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»; ГК «Ростехнологи»; ГК «Нанотехнологии».

В иных госкорпорациях наблюдательный совет обладает административно-хозяйственными функциями такими как: утверждает финансовый план деятельности корпорации; принимает решения о создании фондов Корпорации и утверждает порядок расходования средств этих фондов и др. Организационно-распорядительными: утверждает стратегию деятельности корпорации, утверждает, основные показатели деятельности федеральных организаций на очередной год и согласовывает назначение их руководителей, заключает трудовой договор с генеральным директором Корпорации и др. Но эти функции присущи наблюдательному совету в целом, что же касается членов данного совета, то они являются должностными лицами, когда принимают коллегиальное решение в составе наблюдательного совета, вне действия совета они будут являться служащими. Примером может быть ГК «По строительству олимпийских объектов и

развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

И подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что служащие данных госкорпораций, являются работниками, и нести ответственность за совершение присвоения полномочий должностного лица не могут.

Фактическая безнаказанность сотрудников указанных госучреждений и госкорпораций сказывается не только на эффективности работы государственного аппарата Российской Федерации, но и на авторитете власти в целом. Из вышесказанного следует, что действующая редакция нормы предусматривающей ответственность за совершение присвоений полномочий должностного лица не отвечает реалиям настоящего времени и нуждается в совершенствовании. На наш взгляд более действенной данная норма станет при условии расширения субъекта преступления до общего.

Список литературы:

1. Уголовное право. Общая и Особенная части: краткий курс / С.М. Кочои. - М. Контракт, 2010. - Волтерс клувер, 2010 - с. 49

2. Федеральный Закон №58-ФЗ от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 01.02.2016).

3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 01.02.2016).

4. Федеральный закон №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» ст. 10 [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 01.02.2016).

5. УК РФ ФЗ №63-Ф3 от 13.06.1996г. в редакции от 02.07.2013г. Примечание к ст. 285 УК РФ [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 01.02.2016).

6. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 01.02.2016).

7. Федеральный закон 01.12.2007 № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Роса-том» [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 01.02.2016).

Рецензия

на научную статью «К вопросу о субъекте присвоения полномочий должностного лица», подготовленную адъюнктом адъюнктуры (докторантуры) ФГКОУ ВО РЮИ МВД России капитана полиции Н.В. Романовской

В рецензируемой статье проведено детальное изучение субъекта присвоения полномочий должностного лица, разъяснены понятия используемых в диспозиции ст. 288 УК РФ необходимых для понимания сущности субъекта рассматриваемого преступления.

Актуальность материала обусловлена сложившейся в современной России криминогенной ситуацией, а именно - особенностями совершения преступлений коррупционной и экономической направленности. Отечественная правоприменительная практика свидетельствует, что совершению названной категории преступлений, как правило, сопутствует осуществление уголовно-наказуемых деяний связанных с исполнением должностных обязанностей, в том числе и с присвоением полномочий должностного лица, предусмотренного ст. 288 УК РФ.

Статья не лишена элементов новизны. Они наблюдаются, главным образом, в том, что рассмотрение более подробно такого преступления как присвоение полномочий должностного лица, в указанных условиях весьма актуально. Тем более, что состав присвоения полномочий должностного лица в научных трудах не исследовался в качестве ключевой проблемы, и имеет слабую проработанность.

Содержание статьи соответствует заявленной теме. Работа написана доступным для восприятия языком. В существенных исправлениях и дополнениях текста нет необходимости.

На основании изложенного, можно сделать общий вывод: представленная статья выполнена в рамках научной специальности 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право, является самостоятельным завершенным научным исследованием, данная статья в целом соответствует требованиям, предъявляемым к написанию данного рода научных исследований, текст работы изложен юридически грамотным языком, юридических ошибок не содержит, статья написана на достаточно актуальную тему, и является приращением научных знаний по рассматриваемой проблеме.

Научный руководитель:

Заместитель начальника кафедры уголовного права и криминологии ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции А.П. Бохан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.