Научная статья на тему 'Уголовная ответственность за превышение должностных полномочий'

Уголовная ответственность за превышение должностных полномочий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6076
468
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
должностные полномочия / присвоение полномочий / коррупционные преступления / существенный вред / нарущение прав / применение насилия / применение оружия / специальные средства / тяжкие последствия. / official powers / appropriation of powers / corruption crimes / significant harm / violation of rights / use of violence / use of weapons / special means / grave consequences.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мевлуд Демуралович Давитадзе

Рассмотрены состав превышения должностных полномочий и некоторые аспекты ответственности за данное преступление. Проведен сравнительный анализ превышения должностных полномочий и злоупотребления должностными полномочиями. Проанализированы отдельные недостатки конструкции ст. 286 УК РФ, предусматривающей ответственность за превышение должностных полномочий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мевлуд Демуралович Давитадзе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LIABILITY FOR ABUSE OF AUTHORITY

The article deals with the composition of abuse of power, some aspects of responsibility for the crime, as well as a comparative analysis of abuse of power and abuse of authority. In addition, attention is drawn to some design flaws of article 286 of the criminal code, providing for liability for abuse of office.

Текст научной работы на тему «Уголовная ответственность за превышение должностных полномочий»

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10137

ББК 67 © М.Д. Давитадзе, 2019

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕВЫШЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

Мевлуд Демуралович Давитадзе, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики

Одинцовский филиал МГИМО, Московская область, г. Одинцово (143007, Московская область, г. Одинцово, ул. Ново-Спортивная, д. 3) E-mail: md2063@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены состав превышения должностных полномочий и некоторые аспекты ответственности за данное преступление. Проведен сравнительный анализ превышения должностных полномочий и злоупотребления должностными полномочиями. Проанализированы отдельные недостатки конструкции ст. 286 УК РФ, предусматривающей ответственность за превышение должностных полномочий.

Ключевые слова: должностные полномочия, присвоение полномочий, коррупционные преступления, существенный вред, нарущение прав, применение насилия, применение оружия, специальные средства, тяжкие последствия.

CRIMINAL LIABILITY FOR ABUSE OF AUTHORITY

Mevlud Demuralovich Davitadze, doctor of law, professor, professor of the Department of criminal law, criminal procedure and criminalistics

Odintsovo branch of MGIMO, Moscow region, Odintsovo (143007, Moscow region, Odintsovo, Novo-Sportivnaya street, 3) E-mail: md2063@mail.ru

Annotation. The article deals with the composition of abuse of power, some aspects of responsibility for the crime, as well as a comparative analysis of abuse of power and abuse of authority. In addition, attention is drawn to some design flaws of article 286 of the criminal code, providing for liability for abuse of office.

Keywords: official powers, appropriation of powers, corruption crimes, significant harm, violation of rights, use of violence, use of weapons, special means, grave consequences.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Давитадзе М.Д. Уголовная ответственность за превышение должностных полномочий. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(3):73-6.

Коррупция как негативное социальное явление остается одной из наиболее значимых проблем для многих государств современного мира. Как известно, уровень и масштабы распространенности коррупционной преступности дают возможность оценить степень развития институтов гражданского общества и индекс1 восприятия коррупции государстве.

Чем выше уровень коррупции в стране, тем ниже его авторитет на международной арене. Опасность коррупции выражается в том, что она представляет существенную угрозу государственному суверенитету, подрывает не только его политические и экономические основы, но и авторитет и репутацию органов государственной власти.

Проблема борьбы с коррупцией в современных ус-

ловиях, как и прежде, остается одной из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации коррупция названа одной из угроз национальной безопасности, а консолидация усилий, направленных на борьбу с преступлениями коррупционного характера, рассматривается как одна из эффективных мер обеспечения национальной безопасности. Как известно, коррупция изнутри разъедает основы политической, экономической и финансовой систем государства, в связи с чем необходимо применить соответствующие меры по противодействию коррупции.

Важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации является разработка и

реализация на практике комплекса мер с учетом международного опыта, в том числе уголовно-правового характера, в области борьбы с преступлениями коррупционного характера. Как известно, коррупционные преступления неразрывно связаны с государственной службой различного уровня и вида, а также службой в органах местного самоуправления.

Одним из преступлений коррупционного характера, наряду со злоупотреблением должностными полномочиями и взяточничеством, является превышение должностных полномочий. Общественная опасность указанного деяния существенно возрастает, если оно направлено на получение материальной выгоды, либо сопряжено с посягательством на жизнь или здоровье человека.

В ст. 286 УК РФ действующего уголовного законодательства предусматривается ответственность за превышение должностных полномочий.

Основной объект превышения должностных полномочий не отличается от объекта преступного посягательства при злоупотреблении должностными полномочиями, т.е. таковыми являются интересы государственной власти, государственной службы и службы органов местного самоуправления.

В качестве дополнительного объекта могут выступать здоровье, свобода, честь и достоинство личности, конституционные права и свободы человека и гражданина и другие ценности.

Объективная сторона данного противоправного деяния характеризуется:

• во-первых, совершением действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица;

• во-вторых, наступлением общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

• в-третьих, причинной связью между противоправным деянием и наступившими последствиями.

В отличие от злоупотребления должностными полномочиями, при превышении должностных полномочий совершаемые действия выходят за рамки должностных полномочий, компетенции виновного лица. Об этом говорится и в Постановлений Пленума ВС Российской Федерации от 16 октября 2009 г. N 19 г. Москва «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

В. п. 19 указанного пленума говорится, что в отличие от предусмотренного (ст.285 УК РФ) «Злоупотребление должностными полномочиями» ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за «Превышение должностных полномочий» (статья 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом только активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если

при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий2.

Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

• относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);

• могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте;

• совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;

• никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать3.

Для уголовно-правовой оценки вопроса, вышло ли должностное лицо за круг представленных ему полномочий, в обязательном порядке установлению и уточнению подлежит:

• правовой акт, регламентирующий положение должностного лица;

• в чем конкретно выразилось нарушение предписаний соответствующего нормативно-правового акта.

Во всех указанных случаях осознанное действие, совершенное виновным должно выходить за пределы тех полномочий, которыми он наделен в рамках соответствующего нормативного правового акта. В ч. 1 ст. 286 УК РФ указывается, что совершенные должностным лицом действия должны явно выходить за пределы его полномочий. Именно термин «явно» предполагает очевидность и осознанность выхода за рамки полномочий как самим должностным, так и другими лицами.

При этом следует отметить, что, если те или иные действия должностного лица никак не связаны с его полномочиями по службе, они не могут быть отнесены к рассматриваемому преступлению. Однако, если в результате противоправных действий должностных лиц в рамках рассматриваемого состава преступления наступит существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, которые дополнительно будут содержать состав другого преступления, то в подобных случаях деяние необходимо квалифицировать по совокупности преступлений.

Часто для того чтобы получить возможность совершить неправомерные действия от имени соответствующего должностного лица, виновный выдает себя за данное лицо и действует от имени такого лица.

Присвоение полномочий определенного должностного лица может имеет различные формы: объявление себя соответствующим должностным лицом, использование форменной одежды правоохранительных или иных органов, поддельных документов должностного лица. В случае использования поддельных документов как средства присвоения полномочий должностного лица, содеянное следует квалифицировать по

совокупности преступлений по ст.ст. 286 и 327 УК РФ.

Превышение должностных полномочий по особенностям конструкции имеет материальный состав и признается оконченным при наступлений последствии в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, как это предусмотрено в ч.1 ст. 286 УК РФ.

Понятие существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства в данном составе преступления по своей характеристике аналогичен с понятием существенного нарушения охраняемых прав и интересов, указанных в ч.1 ст. 285 УК РФ. А именно, в соответствии с п.18 вышеуказанного пленума «по делам о превышении должностных полномочий (как и о злоупотреблении должностными полномочиями и) судам надлежит, наряду с другими обстоятельствами дела, выяснять и указывать в приговоре, какие именно права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства были нарушены и находится ли причиненный этим правам и интересам вред в причинной связи с допущенным должностным лицом нарушением своих служебных полномочий»4.

Под существенным нарушением прав граждан или организаций (ч.1 ст. 286 УК РФ) в результате совершения рассматриваемого преступления следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных:

• общепризнанными принципами («Всеобщая декларация прав человека» от — 10.12.1948) и нормами международного права;

• Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации (например, право: — на уважение чести и достоинства личности; -право на личную и семейную жизни граждан; — право на личную неприкосновенность и неприкосновенность жилища; — тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, в том числе через сети Интернет и социальных страниц, телефонных переговоров; -право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, -право доступа на судебную защиту, в том числе в международные судебные инстанции; -право на компенсацию физического, материального и морального ущерба, причиненного преступлением и др.).

При оценке существенности вреда и его объективности следует в обязательном порядке учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу учреждений, организаций, предприятий и других субъектов общественных отношений в сфере государственного, муниципального управления, правоохранительной, предпринимательской или других видов незапрещенной законом деятельности. Кроме того, одновременно следует установить характер и размер понесенного материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причи-

ненного им физического, морального, имущественного вреда или упущенной выгоды и т.п.

Под нарушением законных интересов граждан или организаций (ч.1 ст. 286 УК РФ) в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности. В данном случае следует иметь в виду принцип верховенства нормативно-правовых актов, прежде всего, общепризнанные принципы и нормы международного права и Конституцию Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ5, общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ. Данное положение конституции нашло свое отражение в ч. 2 ст.1 УК РФ, в которой так же указывается что УК РФ основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права (в качестве такого примера можно привести создание должностным лицом препятствий по реализации гражданами своих основополагающих конституционных прав собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ)).

Квалифицированный вид превышения должностных полномочий, согласно ч. 2 ст. 286 УК РФ, предполагает совершение преступления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления, согласно ч. 3 ст. 286 УК РФ являются:

а) применение насилия или угроза его применения;

б) применение оружия или специальных средств;

в) причинение тяжких последствий.

Как известно, существуют разные формы проявления насилия: моральное, психическое, физическое и др.

Применения насилия в рамках (п. а) ч.3 ст.286 УК РФ) означает физическое воздействие на потерпевшего путем причинения ему побоев или вреда здоровью различной степени тяжести либо психическое принуждение вплоть до убийства или угрозы применения такого насилия, когда есть реальное опасение исполнения угрозы.

Применение оружия или специальных средств (п. «б» ч.3 ст.286 УК РФ) предполагает их фактическое использование для физического и психического воздействия на потерпевшего для устрашения или подтверждения факта реализации своей угрозы.

Как показывают материалы правоприменительной и судебной практики, чаще всего оружия и специальные средства в рамках рассматриваемого состава преступления и за его пределами используются не только для причинения физической боли или вреда здоровью различной степени, но и для убийства.

Под оружием понимаются предметы и устройства (конструктивно предназначенные для поражения живой силы), отнесенные к оружию в соответствии с ФЗ

от 13 декабря 1996 г. «Об оружии»6.

К специальным средствам, согласно ч. 2 ст. 21 ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 N З-ФЗ, относятся: резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, водометы, бронемашины, средства разрушения преград, служебные собаки и другие средства, состоящие на вооружении органов внутренних дел, внутренних войск, федеральных органов государственной охраны, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы и др.

Применение насилия или угроза его применения в рамках рассматриваемого состава преступления должны быть совершены в связи с исполнением должностным лицом своих служебных обязанностей, а не в связи с личными отношениями.

Применение оружия и специальных средств регулируется специальными нормативными актами и их применение допустимо, в частности, в случаях, предусмотренных ч.1 ст. 21 вышеуказанного закона о полиции7 и другими соответствующими нормативными актами. Незаконное и необоснованное их применение рассматриваются как превышение служебных полномочии или как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или смерти. В случае причинения при превышении должностных полномочий тяжкого вреда здоровью или смерти содеянное следует квалифицировать по совокупности п.в ч.З ст. 286 и соответствующей части ст. 111 или ст. 105 УК РФ.

Что касается причинения тяжких последствий (п. в) ч.3 ст.286 УК РФ), следует отметить, что формулировка данного квалифицирующего признака не совсем верна, так как причиняется вред, а тяжкие последствия наступают в результате причинения соответствующего вреда. В связи с этим следовало бы данный квалифицирующий признак изложить в следующей редакции «с причинением вреда, повлекшего тяжкие последствия».

Касательно тяжкого последствия как квалифицирующего признака преступления, следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий техногенного и природного характера, пожаров, длительных остановок транспорта или производственного процесса, иных нарушений деятельности организации, причинения значительного материального ущерба, причинения смерти по неосторожности, самоубийства или покушения на самоубийство потерпевшего и т.п.

Согласно п. 8 вышеуказанного пленума, субъектом рассматриваемого преступления (ст. 286 УК РФ), может быть лицо, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядитель-

ные или (и) административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации и при этом не занимающее в указанных органах государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что превышение должностных полномочий от злоупотребления должностными полномочиями отличается тем, что в первом случае имеет место формальный выход виновного за пределы своих полномочий, тогда как во втором случае должностное лицо действует в пределах своей компетенции, определенной соответствующими нормативно-правовыми актами, но вопреки интересам службы.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления выражается в прямом умысле, а вина в отношении тяжких последствий (п.З ч.З ст. 286 УК РФ) может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью. Мотив и цель не имеют значения при квалификации данного состава преступления.

1 Индекс восприятия коррупции (англ. Corruption Perceptions Index, CPI) — составляемый международной неправительственной организацией Transparency International показатель с целью отражения оценки уровня восприятия коррупции аналитиками и предпринимателями по стобальной шкале.

2 См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. N 19 г. Москва "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий".

3 Там же.

4 См.: Постановление Пленума ВС Российской Федерации от 16 октября 2009 г. N 19 г. Москва "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий".

5 См.: ч.4 ст. 15 Конституций РФ 1993 г.

6 См.: ФЗ «Об Оружии» от 13.12.1996 N 150-ФЗ.

7 См.: ч.1 и 2 ст. 21 ФЗ "О полиции" от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ.

Литература

1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от

13.06.1996 N бЗ-ФЗ.

References

1. Criminal Code of the Russian Federation as of June

13, 1996 No. 63-FZ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.