Научная статья на тему 'О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ'

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / ПОСТ-ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куроптев Н.Б.

В статье рассмотрены вопросы внедрения в деятельность таможенных органов стран-участниц ЕАЭС посттаможенного аудита, который позволит сократить временные издержки на проведения таможенного контроля после выпуска товаров и нагрузку, как на должностных лиц таможенных органов, так и на участников ВЭД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON IMPROVING CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article deals with the implementation of post-customs audit in the activities of the customs authorities of the EAEU member States, which will reduce the time spent on customs control after the release of goods and the burden on both customs officials and foreign trade participants.

Текст научной работы на тему «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ»

УДК 338.242.2

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

Куроптев Н.Б.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

ON IMPROVING CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF

GOODS IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Kuroptev N.B.

St. Petersburg named after V. B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы внедрения в деятельность таможенных органов стран-участниц ЕАЭС посттаможенного аудита, который позволит сократить временные издержки на проведения таможенного контроля после выпуска товаров и нагрузку, как на должностных лиц таможенных органов, так и на участников ВЭД.

Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска товаров, посттаможенный аудит, таможенные органы, участники внешнеэкономической деятельности.

Abstract

The article deals with the implementation of post-customs audit in the activities of the customs authorities of the EAEU member States, which will reduce the time spent on customs control after the release of goods and the burden on both customs officials and foreign trade participants.

Keywords: customs control after the release of goods, post-customs audit, customs authorities, participants in foreign economic activity

Посттаможенный аудит является одним из наиболее важных и необходимых инструментов для упрощения таможенных процедур и в то же время сокращения рисков нарушения таможенного законодательства.

Проведение таможенного контроля после выпуска товаров как посттаможенного аудита является перспективной мерой соблюдения таможенного законодательства в странах-участницах ЕАЭС. Например, последующий контроль в Республики Молдова проводится в форме посттаможенного аудита или перепроверки таможенной декларации (повторная проверка), в пределах не позднее четырех лет [1].

Структурные составляющие механизма представлены на рис. 1

Как видно на рис. 16, система посттаможенного аудита включает в себя:

1. Цель (обеспечение соблюдения законодательства; построение принципа взаимовыгодного партнерства, поощрения добросовестного предпринимательства и сотрудничества таможенных органов с участниками ВЭД).

2. Объект (деятельность участников ВЭД) и субъект (таможенные органы и участники ВЭД).

3. Принципы (выборочность, эффективность, непрерывность, системность, согласованность, компетентность).

4. Технологию (комплекс мер, содействующих проведению посттаможенного аудита).

5. Средства (использование СУР, информационный обмен между отделами таможенных органов).

6. Методы (экономические, административные, методы анализа и выработки рекомендаций, методы оценки).

7. Инструменты (разработка стратегических планов, программ посттаможенного аудита, подготовка специалистов для отделов посттаможенного аудита).

Говоря о взаимосвязи таможенного контроля и посттаможенного аудита, необходимо подчеркнуть, что посттаможенный аудит является неотъемлемой частью таможенного контроля и для него характерны те же черты. Автор считает, что прежде всего необходимо сформулировать цель посттаможенного аудита.

/ Инструменты - разработка \ стратсптчсских ттлаиов поспаможснно! аудита, подготовка специалистов для отделов иоеттамаженного аудита, ^^сотрудничество с бизнес-сообщсствоы

Рис. 1. Схема формирования механизма посттаможенного аудита

Итак, по мнению автора, цель посттаможенного аудита следующая: проверка сведений, находящихся в таможенной декларации на товары, а также наличие и соответствие необходимых документов документов; организация взаимовыгодного партнёрства, а также поощрение добросовестных субъектов хозяйствования и их сотрудничества с таможенными органами.

Говоря об отличиях таможенного контроля после выпуска и посттаможенного аудита, можно отметить то, что таможенный контроль после выпуска направлен на выявление и пресечение нарушений таможенного законодательства, посттаможенный аудит же заключается в том, что по итогам его проведения аудитором могут быть даны рекомендации, если им было выявлено какое-либо нарушение и, следовательно, на основании этих рекомендаций, субъект хозяйствования может самостоятельно изменить сведения, что, соответственно, поможет избежать наличия факта нарушения законодательства.

Для того, чтобы цель посттаможенного аудита была успешно достигнута, важно

обусловить его ключевые принципы - выморочность, эффективность, непрерывность, системность, согласованность, компетентность и профессионализм. В таблице 1 указаны вышеперечисленные принципы и их суть [2].

Для того, чтобы цели и принципы посттаможенного аудита были реализованы, необходимо, чтобы была разработана технология его проведения, опираясь на опыт зарубежных стран, где посттаможенный аудит применяется уже достаточно длительное время.

Помимо этого, важно, чтобы посттаможенный аудит проводился в основном на анализе рисков, осуществляемом СУР, а для того, чтобы отбор участника ВЭД, в отношении которого будет проведен аудит был более качественный, необходима возможность информационного обмена между отделами и подразделениями таможенных органов.

Что касается разработки стратегических планов и подготовки специалистов для подразделений посттаможенного аудита, то перечисленные действия должны обеспечить эффективность и результативность

Бюллетень инновационных технологий

http://bitjournal.ru 37

Таблица 1

Принципы посттаможенного аудита и их суть

№ Принцип Суть

1. Выборочности Посттаможенный аудит чаще всего проводится в отношении участников ВЭД, имеющих наибольшее количество рисков, но не смотря на это, достаточно значимое количество объектов проверки определяется произвольно.

2. Эффективности Заключается в своевременности и результативности выявления нарушений таможенного законодательства, а также создание благоприятных условий для развития деятельности участников ВЭД.

3. Непрерывности Важно, чтобы деятельность участников ВЭД была подвержена таможенному контролю постоянно и в сроки, установленные путем анализа условий и характера деятельности такого участника ВЭД. Благодаря этому принципу обеспечивается постоянный контроль за соблюдением таможенного законодательства.

4. Системности Подразумевает, что при организации посттаможенного аудита будут учтены и рассмотрены все стороны деятельности участника ВЭД.

5. Согласованности Согласно этому принципу, таможенные органы должны проводить аудит на основе планирования (годовые, квартальные, месячные планы).

6. Компетентности и профессио- Заключается в том, что должностное лицо, проводя-

нализма щее посттаможенный аудит деятельности участника ВЭД, обязан иметь соответствующую подготовку и обладать достаточным уровнем знаний, компетенции и навыков.

проведения посттаможенного аудита, путем правильного использования ресурсов таможенных органов и всестороннего анализа деятельности участников ВЭД.

Немаловажно и сотрудничество с бизнес-сообществами, которое позволит свести на минимум нарушения, связанные с ВЭД. Например, сотрудничество в рамках получения информации о цене производимой продукции или получение информации о том, что товар присутствует на рынке. По мнению автора, наличие такой информации в таможенных органах будет способствовать раскрытию незаконных схем ввоза или вывоза товаров и транспортных средств, а также повышению оперативности реагирования на такого рода нарушения. Но, если посмотреть на все это с другой стороны, то автор считает важным наличие такого фактора, как наличие возможности участнику ВЭД добровольно признавать совершенные ошибки, что, непосредственно, будет стимулировать соблюдение таможенного законодательства и облегчит работу должностным лицам в том числе.

Ввод в практику государств-членов ЕАЭС посттаможенного аудита влечет за

собой необходимость внесения изменений в законодательные акты, организационную структуру проведения такого вида контроля, информационные технологии и порядок внутриведомственного взаимодействия и взаимодействия с бизнес-сообществами.

При внедрении посттаможенного аудита в практику стран-участниц ЕАЭС, будет необходимо проведение ряда мероприятий как на наднациональном, так и на национальном уровне регулирования каждого из государств, что отражено на рисунке 2.

Введение в действие посттаможенного аудита приведет к существенным материальным затратам, однако, опыт зарубежных стран доказывает, что данные затраты окупаются. Так, например, в Китае на сегодняшний день доходы от осуществления посттаможенного аудита более чем в 10 раз превышают расходы на его проведение.

Посттаможенный аудит приведет к:

1. Сокращению времени, затрачиваемого на таможенное оформление, следовательно, повышению контроля путем пол-

Рис. 2. Мероприятия по внедрению посттаможенного аудита в ЕАЭС

ного анализа всех аспектов внешнеэкономической сделки, которые невозможно полностью проверить при проведении таможенного оформления.

2. Обеспечению дополнительного поступления в бюджет при довзыскании таможенных и иных платежей. Здесь же выявление схем уклонения от уплаты таможенных платежей.

3. Большему числу дисциплинированных участников ВЭД, обеспечению профилактики правонарушений и улучшению качества праивоохранительной деятельности таможенных органов.

4. Внедрению принципа добровольного признания ошибки участником ВЭД.

5. Уменьшению транспортных и иных издержек и увеличению товарооборота между странами.

6. Эффективному распределению ресурсов таможенных органов.

7. Усовершенствованию СУР [2].

Так же, используя результаты проводимого посттаможенного аудита, участник ВЭД сможет подтверждать свою финансовую устойчивость и платежеспособность, например, для получения отсрочки или рассрочки для уплаты таможенных платежей.

Как уже упоминалось автором ранее, совершенствование программных комплексов с целью применения их при проведении посттаможенного аудита является важной ступенью в рамках совершенствования таможенного контроля после выпуска товаров.

Также, необходимо проводить обучение специалистов для работы с такими программными средствами.

На сегодняшний день для обновления и систематизации теоретических знаний, а также развития и закрепления практических навыков должностных лиц, организовываются курсы повышения квалификации во

http://bitjournal.ru 39

Бюллетень инновационных технологий

всех странах-участницах ЕАЭС. На примере Республики Беларусь такие курсы проходят в стенах Государственного института повышения квалификации и переподготовки таможенных органов Республики Беларусь. Хотя посттаможенный аудит не применяется еще в Беларуси, но должностные лица уже введены в необходимую тео-

Список литературы

1. Брагиш А. Особенности проведения таможенного

контроля после выпуска товаров в Республике Молдова // Бюллетень инновационных технологий - 2018. - № 2(6) - С. 27-31.

2. Мурашов Р.И. Посттаможенный аудит - шаг вперед в совершенствовании таможенного админи-

Сведения об авторе:

ретическую и, в качестве лабораторных занятий, практическую часть его проведения, что нельзя не отметить, как положительный опыт. Автор считает, что такого вида курсы должны внедряться не только в РБ, но и во всех остальных странах ЕАЭС, т.к. такое введение, вероятно, позволит ускорить внедрение посттаможенного аудита в государства-члены ЕАЭС.

стрирования // Беларусь в условиях глобализации и интеграции: материалы Международной научной конференции (Минск, 25 октября 2018 г.) - Минск: БНТУ, 2018. - С. 136-138.

Поступила в редакцию 27.10.2020

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

Куроптев Никита Борисович - декан факультета таможенного дела, доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, e-mail: nkuroptev@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.